Разработка отечественных систем для МС-21

21.03.2024  |  07:26
4
Разработка отечественных систем для МС-21

Коллаж © «Авиация России»

Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё на стадии проектирования самолёта и строительства первого опытного образца. Российские предприятия в то время не могли обеспечить необходимые массо-габаритные и технические требования. Сейчас половину всего бортового радиоэлектронного оборудования для самолёта изготавливает Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), входящее в КРЭТ. Ассортимент продукции УКПБ широко представлен на борту практически всех летательных аппаратов выпущенных в России.

Середина 2010-х годов явилась ключевым моментом для проекта МС-21 в плане импортозамещения. Изначально в составе БРЭО компоненты отечественного производства были представлены небольшим количеством комплектующих, а основная часть авионики поставлялась из-за рубежа. В 2022 году необходимость полного импортозамещения комплекса бортового оборудования стала определяющим фактором жизнеспособности российского самолёта, и в настоящее время этот процесс находится в стадии активной реализации.

Импортозамещение потребовало разработки новых решений по БРЭО для МС-21. Связано это с тем, что архитектура самолёта предусматривает применение систем нового поколения, отвечающих современным требованиям гражданской авиации и безопасности полётов, ранее такие системы в России не производились и не устанавливались на отечественные пассажирские самолёты, а их внедрение требовало серьёзного технологического прорыва.

Для МС-21 УКБП выпускает систему управления общесамолётным оборудованием, многофункциональные индикаторы и пульты управления. Ярким примером изделий ульяновских приборостроителей является потолочная панель управления в кабине пилотов. На этом видео представлена лишь малая часть БРЭО для МС-21 и SJ-100, созданного в КБ.

 Одна из инновационных разработок УКБП для МС-21 – система управления общесамолётным оборудованием СУОСО-МС-21. Инженеры предприятия создали пульт, который позволяет управлять пожарной защитой, обеспечивает сигнализацию и контроль технического состояния гидравлической, топливной, инерциальными системами, а также противообледенительной, кондиционирования, измерения скорости и прочими исполнительными механизмами самолёта.

При её разработке был проведён анализ информационно-управляющего поля кабины МС-21, что предопределило архитектуру системы. В состав СУОСО вошли блок вычислитель-концентратор БВК-12, блок преобразования сигналов БПС-14, блок защиты и коммутации БЗК-1, блок управления обогревом стёкол БУОС-1. Внедрение системы позволило реализовать функцию вторичного распределения электроэнергии твёрдотельными блоками защиты и коммутации, а также функцию защиты сопрягаемых систем и фидера самолёта от перегрузок по току.

Кроме того, СУОСО-МС-21 обеспечила снижение массы и номенклатуры средств управления и контроля общесамолётного оборудования. Она повысила глубину контроля, снизив вероятности отказов каналов управления систем, сократив время обслуживания и предполётной подготовки. С помощью СУОСО была реализована отказоустойчивость разнородной архитектуры системы управления.

Подобное оборудованием было создано в УКБП также и для Ил-96-400, Як-130, Ту-204СМ. Эти разработки позволяют значительно уменьшить нагрузку на лётчиков, повысить безопасность полётов. В проектах Ту-204СМ и вертолёта Ми-171А2 использование СУОСО обеспечило переход на экипаж из двух лётчиков.

Программа импортозамещения на МС-21 и SSJ100 в части БРЭО окажет влияние и на модернизацию самолёта Ту-214. Сейчас это воздушное судно пилотируют два лётчика и бортинженер. При экипаже из двух человек все функции бортинженера по управлению самолётными системами и контролю их корректной работы берёт на себя СУОСО. В первую очередь, автоматика исключает возможность ошибок обусловленных человеческим фактором, а с точки зрения авиакомпаний – автоматизация ведёт к сокращению затрат на обучение и оплату труда дополнительных членов экипажа.

Осенью 2023 года ульяновское КБ передало на Иркутский авиазавод первый комплект полностью российского БРЭО для кабины пилотов самолёта МС-21-310 – это пульты управления самолётными системами и светотехническое оборудование. Отечественная авионика полностью соответствует иностранному оборудованию, которое установлено на сертифицированной версии МС-21-300.

Ещё одно предприятие, входящее в структуру КРЭТ – Московский институт электромеханики и автоматики (ПАО «МИЭА») разработал информационно-вычислительный комплекс (ИВК) системы управления самолёта МС-21 – ИВК-КСУ-МС-21, который обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование лайнера. ПАО «МИЭА» ведёт разработку инерциальных навигационных систем, которыми оборудуются пассажирские и транспортные воздушные суда российского производства, навигационных вычислительных систем, системы автоматического управления и самолётовождения. Более 15 наименований изделий для ИВК-КСУ-МС-21, в том числе блоки системы управления изготавливает Уральский приборостроительный завод.

Систему предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ), которая реализует функции TCAS II и выдаёт экипажу рекомендации по устранению конфликтной ситуации в полёте для самолётов МС-21 и SJ-100 создал Институт авиационного приборостроения «Навигатор» (СПб). Весной 2023 года предприятие начало передавать на ИАЗ первые образцы СПСВ. Ранее подобное оборудование у нас не выпускалось и его приходилось закупать у американской компании Rockwell Collins.

В России существует широкая кооперация предприятий приборостроения и автоматики, которые создают бортовое оборудование для всей линейки отечественных самолётов. АО «Навигатор», например, выпускает БРЭО не только для МС-21, Ту-214 и «Суперджета», но и разрабатывает аналогичные системы для ТВС-2МС и Ил-114-300. Отечественная авионика также будет устанавливаться на самолёты «Ладога» (ТВРС-44), «Байкал» (ЛМС-901) и «Освей» (ЛМС-401). А импортозамещение дало мощный импульс созданию в России полностью отечественного БРЭО, построенного на исследованиях и разработках российских предприятий.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

https://aviation21.ru/importozameshhenie-ms-21-texnologicheskij-proryv-i-ego-vliyanie-na-aviacionnuyu-otrasl/ 


comments powered by Disqus
Общество
Серийное производство дронов развернется в ОЭЗ "Томск" до конца 2024 года
Открытие томского научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС) планируется до конца 2024 года; в течение недели на произво...
Глава Ростеха рассказал о сроках начала серийного производства МС-21 и SJ-100
Российское авиастроение готовится к началу серийного производства среднемагистрального самолёта МС-21 и регионального SJ-100 с максимальным замещением...
Что известно о разбившемся в Судане Ил-76 и были ли на борту россияне
Грузовой самолет, который разбился в Судане, мог быть сбит с использованием западного оружия, считают эксперты. 21 октября посольство РФ в этой африка...
Генерал Попов отверг обвинения в онлайн-ставках на спорт
Экс-командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов заявил, что экспертиза в отношении него в рамках уголовного дела о мошенничестве и служебном подл...
Политика
Александр Иноземцев: Космический корабль в 10 раз проще, чем ПД-35
В разработке перспективного авиадвигателя сверхбольшой тяги ПД-35 есть ряд проблем в области математического моделирования, в решении которых необходи...
Ещё один шаг к ПД-35
Вызовы «новой реальности» сформировали перед отечественной авиационной промышленностью сверхзадачу – в кратчайшие сроки довести до стадии серийного пр...
ЮАР отложила визит российских бомбардировщиков Ту-160
Планируемый вылет в ЮАР российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 отложили, говорится в заявлении Национальных сил обороны Южно-Африканской Ре...
Двигатель ПД-8 завершает повторные стендовые испытания
Новый российский турбовентиляторный двигатель ПД-8, разработанный для импортозамещенного регионального самолета Superjet 100 (SJ-100), завершает повто...
Армия
Виктор Пугачёв о первой посадке Су-27К на палубу авианесущего крейсера
1 ноября 1989 года впервые на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси», будущего «Адмирала Кузнецова», произведена посадка истребителя морского базирова...
Видео: воздушное прикрытие экипажей Су-35с ВКС в Курском приграничье
Экипажи Су-35с выполнили воздушное прикрытие экипажей ВКС в приграничных районах Курской области. В ходе выполнения боевых задач экипажи многоцелев...
Ракетой-носителем «Союз-2.1а» успешно выведен на орбиту и принят на управление космический аппарат МО РФ
Старт ракеты-носителя и выведение космического аппарата на расчетную орбиту прошли в штатном режиме. После старта ракета-носитель среднего класса «Сою...
Армейская авиация в ходе СВО успешно выполняет внушительный перечень задач
Уже на протяжении 76 лет лётчики армейской авиации эффективно выполняют внушительный перечень оперативно-тактических задач, в том числе и в ходе боевы...
Спорт
«Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
«Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...


Промышленность
Александр Иноземцев: Космический корабль в 10 раз проще, чем ПД-35
В разработке перспективного авиадвигателя сверхбольшой тяги ПД-35 есть ряд проблем в области математического моделирования, в решении которых необходи...
Ещё один шаг к ПД-35
Вызовы «новой реальности» сформировали перед отечественной авиационной промышленностью сверхзадачу – в кратчайшие сроки довести до стадии серийного пр...
Двигатель ПД-8 завершает повторные стендовые испытания
Новый российский турбовентиляторный двигатель ПД-8, разработанный для импортозамещенного регионального самолета Superjet 100 (SJ-100), завершает повто...
МАИ разрабатывает электродвигатели для БПЛА массой до трёх тонн
Специалисты Передовой инженерной школы Московского авиационного института работают над созданием двигателей для крупногабаритных беспилотных летательн...
Экономика
Авиастроители "ИЛа" внедряют технологию для экономии металла на 50% - видео
В филиале ПАО «Ил» – Авиастар ОАК внедряют технологию группового раскроя металла с использованием технологической карты раскроя (ТКР). Эта методика по...
Российская операционка
Cертифицированная ОС Astra Linux Special Edition со встроенными средствами защиты информации (СЗИ) для стабильной и безопасной работы ИТ-инфраструктур...
"Вертолеты России" вновь возобновили программу Ми-34
"Вертолеты России" вновь вернулись к идее возродить выпуск легкого однодвигательного вертолета Ми-34. Если в 90-х годах данная модель выпускалась Арсе...
Российские власти признали, что процесс импортозамещения парка гражданской авиации идет медленнее, чем планировалось.
К 2027 году доля самолетов российского производства в парке крупнейших авиаперевозчиков достигнет 25%, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на паспорт г...
Транспорт
Серийное производство дронов развернется в ОЭЗ "Томск" до конца 2024 года
Открытие томского научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС) планируется до конца 2024 года; в течение недели на произво...
Глава Ростеха рассказал о сроках начала серийного производства МС-21 и SJ-100
Российское авиастроение готовится к началу серийного производства среднемагистрального самолёта МС-21 и регионального SJ-100 с максимальным замещением...
До конца этого года начнутся летные испытания импортозамещенного МС-21
На Иркутском авиационном заводе два опытных образца МС-21 сейчас оборудуются отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспеч...
В «Туполеве» рассказали, как можно снизить вес самолёта Ту-214
Ту-214, являющийся основным гражданским самолётом в портфеле АО «Туполев», продолжает оставаться актуальным в условиях западных санкций, введённых про...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.