Пять подводных лодок Союза у американских берегов

01.10.2021  |  12:04
5
Пять подводных лодок Союза у американских берегов

ФОТО: © wikipedia.org

Военное командование Пентагона наконец признало то, что всему миру стало очевидным ещё в конце августа, когда контингент американских войск спешно покидал Афганистан. Это было провалом со всех точек зрения. Несмотря на это, в медиапространстве с упорством, достойным уважения, продолжают муссировать миф о всемогуществе армии США. 

Непонятно на какую аудиторию рассчитывало американское издание Business Insider (BI), выступившее на прошлой неделе с заявлением, что ВМС США смогут перекрыть доступ кораблям Северного флота к Атлантическому океану. Точно - не на профессионалов. Военные эксперты этого одного из ведущих мировых новостных порталов убеждены, что подобное возможно при помощи военной авиабазы Кеблавик, расположенной на полуострове Рейкьянес (юго-западное побережье Исландии), которая в течение трёх последних лет активно реанимируется.

Справка

Город Кеблавик (он же Кефлавик) носит неофициальный статус «воздушных ворот Исландии», в которые входят и выходят не менее 90 процентов всех прибывающих и отъезжающих. С сороковых годов прошлого столетия здесь стали базироваться войска США, в одностороннем порядке возложив на себя ответственность за оборону Исландии. Построив аэродром, американцы в дополнение к своей «оборонной миссии», фактически стали использовать созданную авиабазу для дозаправки своих самолётов и доставки грузовых рейсов в Европу. А также - для обеспечения безопасности воздушных маршрутов в северной части Атлантического океана.

Во время холодной войны самолёты базы активно следили за советскими подлодками и контролировали полёты стратегических бомбардировщиков. В 2006 году войска США покинули авиабазу в Кеблавике, оставив всю инфраструктуру исландским властям. Спустя 11 лет американцы объявили о намерении «разморозить» базу, для чего в 2018 г. начали строительство новых ангаров для размещения в них противолодочных самолётов P-8 Poseidon. 

Военная авиабаза Кеблавик, расположенная на полуострове Рейкьянес (юго-западное побережье Исландии), в течение трёх последних лет активно реанимируется силами НАТО.
© wikipedia.org
 Военная авиабаза Кеблавик, расположенная на полуострове Рейкьянес (юго-западное побережье Исландии), в течение трёх последних лет активно реанимируется силами НАТО.

С точки зрения человека, даже немного знакомого с географией, базирующийся в закрытом районе Северный флот (СФ) России, действительно имеет ограниченные возможности выхода в Атлантику. И не сложно предположить, что этот выход, начиная от рубежа мыса Нордкап - остров Медвежий, и заканчивая Фареро-Шетландским и Шетландско-Исландским рубежами, легко контролируем. Как англосаксами, так и силами НАТО. А если взять во внимание технические возможности сегодняшних средств обнаружения надводных и подводных целей, заявление BI выглядит вполне правдоподобно и угрожающе.

Но это, если не знать суть вопроса и относительно недавнюю 35-40-летнюю историю. В 80-х годах прошлого столетия подобных заявлений не было. Зато были совершенно конкретные шаги с американской стороны, из-за которых холодная война между нашими странами достигла наивысшего накала. И особенно это ощущалось в Мировом океане. В частности, в Северной и Центральной Атлантике, где атомные подводные лодки ВМС США с межконтинентальным баллистическими ракетами (ПЛАРБ) сновали по позиционным районам, как бы демонстрируя - кто в этом доме хозяин. К тому же при каждом удобном случае из-за океана давали понять, что полностью контролируют не только вход и выход в Атлантический океан, но и в состоянии отследить каждый шаг кораблей Северного флота.

БРЗК «Лира» «пасёт» американскую ПЛАРБ.
© uavk.top
 БРЗК «Лира» «пасёт» американскую ПЛАРБ.

Нужно признать: американцы тогда не блефовали. Поэтому для руководства нашей страны стало крайне важно показать вероятному противнику, что мы тоже не лыком шиты. И в состоянии не только разведать систему охраны американских атомных подводных ракетоносцев, но и доказать, что советские лодки могут действовать в любой точке Мирового океана, оставаясь при этом незамеченными.

А дабы не ограничиваться одними лишь заявлениями, командованием ВМФ Союза ССР были разработаны и осуществлены две операции с промежутком в два года по скрытному преодолению существующих противолодочных рубежей и выходу в Атлантический океан. 

Обычно атомоходы уходят на боевую службу в одиночку. Реже - парами. В июне 1985-го, впервые за всю историю советского подводного плавания, в океан одновременно вышла целая дивизия АПЛ Северного флота в количестве пяти единиц. Операция носила кодовое наименование «Апорт». Все пять лодок не только не были обнаружены противолодочными силами НАТО и США, все пять - блестяще выполнили поставленную задачу. Помимо вскрытия двух районов патрулирования американских ПЛАРБ (суммарное время слежения за ними составило свыше шести суток) были выявлены тактические приёмы авиации США при поиске атомоходов, развёрнутых в Атлантике и прилегающих морях. Всё это очень сильно озадачило американцев.

«Посейдон» хочет прописаться в Чёрном море
«Посейдон» хочет прописаться в Чёрном море

Но ещё более озадаченными они оказались в конце 1987 года, когда наш флот успешно провёл операцию «Атрина». И тогда задачу по вскрытию подводной и надводной судоходной обстановки в той части Атлантического океана, которая плохо освещалась другими средствами морской разведки, также выполнили одновременно пять атомоходов Северного флота. Поначалу, когда наши субмарины шли давно проторенной и хорошо известной «тропой», американцы вели их с воздуха.

Но спустя несколько суток, когда казалось, что маршрут вполне прогнозируем, лодки «все вдруг» по команде осуществили такой подводный манёвр в глубинах Атлантики, что попросту исчезли из поля видимости и слышимости американцев. И чтобы они потом не предпринимали - делали по три-четыре самолётовылета в день, «простукивали» гидрофонами в режиме 24×7 всю толщу воды, работали системами дальнего гидроакустического наблюдения и космическими средствами разведки - лодки, как в воду канули. Противолодочные силы НАТО в течение восьми суток буквально стояли на ушах, не зная, где находятся наши субмарины. А когда те обнаружились в Саргассовом море, омывающем восточное побережье США - это на некоторое время вообще привело их в ступор. В опасной близости от американских берегов, с неизвестными целями, наличием крылатых ракет на борту… И тогда всем, вплоть до президента Рейгана стало понятно: для русских подлодок, если будет поставлена задача, непреодолимых задач в море не существует.

Не сомневаюсь, что эксперты BI знают и эту историю «малой битвы за Атлантику» и обязательно возразят, мол, это было давно и сегодня в принципе не может повториться. А в качестве главного аргумента своих обоснований сегодняшнего возможного перекрытия выхода в Атлантический океан, сошлются на далеко шагнувшие вперёд, по сравнению с теми временами, противолодочные средства обнаружения. Никто и не спорит. Но, хочу напомнить, что в прошлом году наша АПЛ К-335 «Гепард» (проекта 971) под командованием капитана 1 ранга Дмитрия Маслова, в качестве непрошенного гостя, никем не замеченная, преодолела Атлантику и неожиданно оказалась у восточных берегов США. 

АПЛ «Гепард» у родного пирса после возращения с боевой службы.
© Фото из архива Дмитрия Маслова и Александра Меркушева
 АПЛ «Гепард» у родного пирса после возращения с боевой службы.

Точно так же, как и в 1987 г., совершив подводный манёвр, лодка ушла от натовского наблюдения и дала себя обнаружить лишь в Саргассовом море.

Основные силы, участвовавшие в операциях «Апорт» и «Атрина», были представлены вторым поколением атомных подводных лодок. Сегодня же в боевом составе Северного флота находятся АПЛ 4-го поколения, у которых и большая глубина погружения, и другая шумность хода, и совершенно иные боевые возможности.

Если же реально смотреть на вещи и не обманывать, хотя бы, самих себя, все разглагольствования на тему возможного перекрытия доступа кораблям Северного флота к Атлантическому океану, рассчитаны на простого обывателя и применимы исключительно для мирного времени. Если же, не дай бог произойдут какие-то серьёзные события и кто-то, либо с Кеблавика, либо с какой-то другой базы попытается воспрепятствовать выходу российских кораблей в Атлантику, я им не завидую. Достаточно будет всего одной ядерной торпеды, доставленной подводным дроном-носителем «Посейдон» в пункт назначения, чтобы этот пункт навсегда прекратил своё существование. 

Справка

Беспилотный подводный аппарат «Посейдон» (ранее известен, как «Статус-6») предназначен для поражения прибрежных элементов экономики противника и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба путём создания обширных зон радиоактивного загрязнения, цунами и других разрушительных последствий ядерного взрыва. Оснащён ядерной энергоустановкой, имеет неограниченную дальность действия, способен развивать скорость до 100 узлов и может погружаться на глубину до километра. Мощность боеголовки одной торпеды - до 100 мегатонн.

Нет никакого сомнения, что военные эксперты BI, выдавая желаемое за действительное и пытаясь нагнать страху на неосведомлённых читателей, прекрасно знают о существовании «Посейдона». А также о том, что в первую очередь эти аппараты будут поставлены на вооружение Северного флота. Но, по-видимому, задача по искусственному поддержанию репутации американской армии после её позорного бегства из Афганистана, сегодня актуальна, как никогда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

https://zvezdaweekly.ru/news/2021929132-KLRYK.html


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...