О российских системах самолёта МС-21

04.01.2022  |  10:26
4
О российских системах самолёта МС-21

Фото © Корпорация «Иркут»

В конце 2021 года в программе МС-21 произошли два значимых события. 25 декабря впервые взлетел самолет МС-21-300 с крылом из российских композитов. Через три дня Росавиация сертифицировала лайнер в конфигурации, в которой он проходил испытания. Прогресс программы МС-21 дает основание порассуждать о стратегии развития гражданского самолётостроения России, в рамках которой шаг за шагом отстраивается оптимальный баланс между развитием собственных компетенций и международной кооперацией.

28 декабря 2021 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» (входит в состав ОАК Госкорпорации Ростех) сертификат типа на пассажирский самолет МС-21-300. Документ подтверждает соответствие самолета сертификационным требованиям, предъявляемым к гражданской авиационной технике. Одновременно Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат разработчика авиационной техники в части самолета МС-21.

На данном этапе самолет сертифицирован в конфигурации с американскими двигателями и крылом из импортных композитных материалов. Однако в официальном сообщении Росавиации отмечается, что в 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа. Это, в первую очередь, завершение работ по сертификации воздушного судна с крылом из российских материалов, а также с отечественным двигателем ПД-14.

Эта часть сообщения стала самой обсуждаемой в СМИ и блогосфере. Высказывались различные версии о производителях комплектующих сертифицированного МС-21 и о процентах отечественных компонентов. К сожалению, большинство из них были ошибочны, что и подтолкнуло нас рассказать, кто же является разработчиком и производителем систем самолета, а также о причинах более широкого использования отечественных компонентов.

«Суперджет»: истоки международной кооперации

После застоя 80-х и деградации промышленности 90-х годов стало очевидно, что мы не можем собственными силами создать современный, экономичный и экологичный самолет,   соответствующий принятым в большинстве стран мира сертификационным нормам. В  стране просто не было производителей агрегатов и систем, способных в приемлемые сроки освоить производство необходимых компонентов.

Путь на международные линии  самолетам советской разработки, например, Ту-154, был перекрыт новыми экологическими требованиями. Внутренние маршруты отечественные лайнеры постепенно уступали более экономичным Боингам и Эйрбасам. В долгосрочной перспективе эти тенденции грозили гражданскому авиапрому России гибелью.

Чтобы остановить сползание в пропасть, в начале нулевых было принято решение о реализации проекта «Суперджет» (в те годы RRJ-95) в широкой международной кооперации. Привлечение в проект ведущих мировых производителей комплектующих позволило в короткий по авиационным меркам срок создать и сертифицировать, в том числе и в Европе, новый региональный самолет, который уже десять лет перевозит пассажиров.

Здесь важно напомнить тот факт, что стартовавшие в те же годы зарубежные проекты, трудно отнести, мягко говоря, к числу удачных. Китайский ARJ-21, который так и не удалось сертифицировать по западным нормам, по факту возит гораздо меньше пассажиров, чем «Суперджет». Проект японского регионального самолета MRJ от компании Mitsubishi и вовсе был закрыт, как неперспективный, после почти двух десятилетий работ и многомиллиардных инвестиций. Главная же причина все та же – невозможность его сертификации по международным нормам.

По сути, из трех проектов до сертификационного финиша «добежал» только «Суперджет» и сегодня на рынке региональных перевозок ему удалось завоевать достойное место. Самолет показывает хорошие результаты по налету, регулярности вылетов и экономической эффективности.  «Суперджет» перевозит больше пассажиров, чем все остальные вместе взятые лайнеры этого класса, входящие в парк российских авиакомпаний. Уже одно это позволяет оценивать проект как состоявшийся.

Да, на том технологическом уровне российских предприятий, такая широкая международная кооперация обеспечила успех в реализации проекта. Однако стали очевидны и минусы передачи многих компетенций «на аутсорсинг». Более эффективное управление проектом требовало реализации иного подхода. 

МС-21: новые подходы и разумный баланс 

Программа МС-21, стартовавшая в 2008 году, то есть задолго до появления  санкций,  опиралась на полученный опыт в проекте «Суперджет» и изначально предполагала другое соотношение между национальными компетенциями и международной кооперацией.

Наиболее важными стали два принципа, взятые на вооружение руководителями и специалистами корпорации «Иркут».

Первый из них - дать заказчику, там, где это возможно и целесообразно, право выбора между отечественными и импортными системами. Воплощением этого принципа в жизнь стало применение на самолёте маршевых двигателей двух типов - российского ПД-14 и американского PW1431G.

В определённой степени импортный двигатель проложил дорогу российскому. За три с половиной  года, прошедших с первого полета МС-21-300 до взлета МС-21-310 с ПД-14, самолёт был, можно так сказать, «вылизан». Это позволило избежать непростой ситуации, когда почти неизбежные  «детские болезни» и самолета, и двигателя лечились бы  одновременно.

Второй принцип - привлечь в программу максимальное число российских головных поставщиков – интеграторов систем. Именно в их руках сосредоточены все ключевые технологии и самые важные компетенции. Поставщиков отдельных компонентов может быть много (в том числе и зарубежные), а интегратор каждой системы, который держит в своих руках «ключи ко всем дверям» - один.

В проекте МС-21 головными интеграторами и поставщиками систем являются либо сам «Иркут» и его «дочки», либо ведущие отечественные  предприятия. 

Так, особая роль в программе МС-21 принадлежит интеграторам сложных электронных систем самолета. В современных лайнерах всё меньше и меньше функций возлагается на механические системы и непосредственно на пилота, а все больше передается электронным интеллектуальным системам.

Ключевыми поставщиками электронных систем самолета МС-21 стали отечественные предприятия.

Цифровую электродистанционную систему управления самолетом  разрабатывает «Московский институт электромеханики и автоматики». Он также  – головной поставщик информационно-вычислительного комплекса комплексной системы управления МС-21.

Радиоэлектронное оборудование – отечественное и импортное -  интегрирует «Центр комплексирования» (дочернее предприятие корпорации «Иркут»).

Цифровая система управления общесамолетным оборудование (СУОСО)  – это разработка Ульяновского КБ приборостроения. СУОСО обеспечивает сопряжение, автоматическое управление и непрерывный контроль работоспособности  технического состояния самолётных систем и их линий связи.

НПП «Прима» разрабатывает и интегрирует комплекс радиосвязного оборудования самолета.

Чрезвычайно важно, что весь софт – алгоритмическое и программное обеспечение перечисленных систем – также разрабатывается в России.

В кабине пилотов МС-21 установлены многофункциональные цветные индикаторы российского производства.

Головными поставщиками ряда других ключевых систем также являются российские компании.

НПО «Гидромаш» и ПМЗ «Восход» разрабатывают стойки основных и передней опор шасси, агрегаты основной и резервной подсистемы уборки/выпуска шасси, системы управления поворотом колес передней опоры.

Головной поставщик комплексной  системы кондиционирования воздуха – российский  «Теплообменник». Отметим, что система кондиционирования обеспечивает пассажирам более комфортное, по сравнению с аналогами, давление в салоне (у МС-21 оно соответствует высоте 1800 м, у аналогов – 2400 м).

Кабельную сеть и трубопроводы производят и поставляют «Аэрокосмические системы».

АО «Абрис» разрабатывает и интегрирует систему пожарной защиты, обеспечивающую обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара в отсеках мотогондол двигателей, в отсеке ВСУ,  в багажно-грузовых отсеках, в туалетах, а также тушение ручными огнетушителями возгораний в кабине экипажа и пассажирском салоне.

Отечественными предприятиями разрабатывается бортовая система диагностики.

В производстве отдельных комплектующих участвуют десятки российских предприятий, входящих в концерны КРЭТ и «Технодинамика», а также компании «Восход», «Рубин»  и др.

Некоторые предварительные итоги и выводы

Создание самолета МС-21 стало результатом не только большого труда самолетостроителей, но и прогрессом смежных отраслей. За последнее десятилетие  были разработаны новые материалы, приборы, системы и технологии, отвечающие требованиям международных стандартов. Проведено техническое перевооружение конструкторских бюро и заводов, внедрены современные технологии, подготовлены специалисты, способные работать на новом оборудовании, заработала система аттестации и сертификации материалов, изделий, программного обеспечения и производственных мощностей.

Хороший пример – создание в России производства полного цикла по силовым композитным конструкциям. Эти технологии будут востребованы в будущих проектах авиапрома, и уже сегодня нужны не только авиации.

Очевидно, что для выстраивания нового уровня баланса между импортом и собственным  производством государству и предприятиям пришлось пойти на серьёзнее инвестиции и удлинение сроков программы МС-21. Однако результат того стоил. МС-21 стал существенно более российским самолётом. Это позволило поднять научный и технологический уровень отечественных предприятий и обеспечить более эффективную систему управления проектом.

И здесь не менее (а может, и более) важно, что создана не только современная научно-технологическая база для развития перспективных проектов, но и взращено новое  поколение российских авиастроителей.

https://www.aex.ru/docs/3/2021/12/30/3345/


Роман Гусаров

comments powered by Disqus
Общество
Проект ремонтных работ Волгоградского планетария прошёл госэкспертизу
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, проект ремонтных работ Волгоградского планетария прошё...
Выставка Владислава Коваля «Квадромбы. Ноосфера» открылась в Екатиренбурге
Выставка Владислава Коваля «Квадромбы. Ноосфера» в Екатиренбурге в рамках проекта «Кардиограмма жизни» В Международном центре искусств «Главный про...
В Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом. Традиционный запрет дей...
БМП-2 участвуют в спасении замерзающих людей в Иране - видео
Для спасения людей, застрявших из-за метелей и сильных снегопадов на Асадабадском перевале (провинция Хамадан), иранские вооруженные силы задействовал...
Политика
"Авангард" - процесс изготовления ракет к С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф"
Фото: Иван Егоров/ РГ Кто и зачем мотает нервы ракетам и как их в буквальном смысле куют. Обозревателю "РГ" удалось посмотреть практически весь про...
Белоруссия может принять участие в конкурсах по выбору поставщиков комплектующих для МС-21
Фото © Корпорация «Иркут» Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров встретился с Министром транспорта и коммуникаций Ре...
2 млрд рублей «УЗГА» для ускорения запуска серийного производства газотурбинных авиадвигателей
ФОТО: УЗГА Наблюдательный совет Фонда развития промышленности одобрил заем на 2 млрд рублей «Уральскому заводу гражданской авиации», сообщает пресс...
МС-21: итоги 2021 года
Фото © Корпорация «Иркут» В конце 2020 года в Иркутске выполнил первый полёт самолёт МС-21 с двигателем ПД-14. Этот полёт завершил первый этап прог...
Армия
Боевых пловцов предложили запугивать особым шумом
Фото: Дмитрий Рогулин/РИА Новости Военные ученые России разработали технологию борьбы с боевыми пловцами при помощи акустических волн особой частоты....
Су-35С ВВО: видео вылета в Республику Беларусь - проверка сил реагирования Союзного государства
ФОТО: МО РФ Экипажи многоцелевых истребителей Су-35С Восточного военного округа (ВВО), привлекаемые к проверке сил реагирования Союзного государств...
Уничтожение турецкого Leopard 2A4 советской ракетой - видео
В Сети появилось видео уничтожения Leopard 2A4 ВС Турции представителями курдского ополчения. Запись сделана в 2018 году в сирийском Африне во врем...
Гранатометы NLAW испытывали на Т-72 без динамической защиты - видео
Наряду с американскими противотанковыми комплексами третьего поколения Javelin в украинскую армию, возможно, начнут поступать реактивные гранатометы N...
Спорт
Официально: Артём Куликов — главный тренер «Ротора»
ФОТО: © rotor-volgograd.ru Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, Волгоградский футбольный клуб «Ротор» определился с главным тренером. Им ...
14 ноября 1981 года "Ротор" вышел в первую лигу СССР - в Волгограде прошел матч, посвященный этому событию
14 ноября 1981 года город-герой радостно бурлил после красивой и уверенной победы «Ротора» над барнаульским «Динамо» в заключительном матче сезона, вп...
Волгоградский СК «Ротор» попрощался с главным тренером Дмитрием Хохловым
ФОТО: © СК Ротор Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, исполняет обязанности главного тренера Алексей Жданов. Всё произошло по соглашению ...
Новый крытый футбольный манеж в Волжском готов на 80%
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, его возводят на стадионе имени Логинова. Сейчас там...


Промышленность
"Авангард" - процесс изготовления ракет к С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф"
Фото: Иван Егоров/ РГ Кто и зачем мотает нервы ракетам и как их в буквальном смысле куют. Обозревателю "РГ" удалось посмотреть практически весь про...
Белоруссия может принять участие в конкурсах по выбору поставщиков комплектующих для МС-21
Фото © Корпорация «Иркут» Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров встретился с Министром транспорта и коммуникаций Ре...
2 млрд рублей «УЗГА» для ускорения запуска серийного производства газотурбинных авиадвигателей
ФОТО: УЗГА Наблюдательный совет Фонда развития промышленности одобрил заем на 2 млрд рублей «Уральскому заводу гражданской авиации», сообщает пресс...
МС-21: итоги 2021 года
Фото © Корпорация «Иркут» В конце 2020 года в Иркутске выполнил первый полёт самолёт МС-21 с двигателем ПД-14. Этот полёт завершил первый этап прог...
Экономика
Руководитель ООО "Империя кино" Ренат Болдырев о сотрудничестве с компанией "Огнезащита Полюс Юг"
ФОТО: ВК34 Волгоградская компания «Огнезащита Полюс Юг» продолжает работы на очередном объекте. «Империя кино» - так будет называться новый кинотеа...
С 2015 года ГТЛК поставила авиакомпаниям 46 самолётов SSJ100, 19 самолётов L-410, 88 вертолётов Ми-8 и 32 вертолёта «Ансат»
Фото © Сергей Рябцев, Russianplanes.net Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выполнила все запланированные на 2021 год поставки...
Если западные компании откажутся дать самолет в аренду из-за санкций, то "Белавиа" сможет обратиться за "Суперджетами" в Россию
ФОТО: aircraft.by Это ближне- и среднемагистральные самолеты. То есть ими можно заменить и бразильские "Эмбраеры", и небольшие американские "Боинги". ...
В России будет создана пожарная спецэскадрилья из 22 самолётов и вертолётов
Фото © Объединённая авиастроительная корпорация По поручению президента РФ Владимира Путина создаётся специальная пожарная эскадрилья, в которую во...
Транспорт
В Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом. Традиционный запрет дей...
Кондукторов в волгоградских автобусах заменят терминалы
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, кондукторов в волгоградских автобусах заменят терминал...
В Волгограде начали строить многоуровневую транспортную развязку над железной дорогой
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде начали строить многоуровневую транспортну...
В уходящем году в Волгоградской области отремонтировали рекордное количество километров дорожного полотна
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, общая протяженность отремонтированных трасс превысила ...
Сельское хозяйство
В Волгоградской области до конца года введут в оборот 7,5 тыс. га орошаемых земель
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, это важный и необходимый шаг для сельхозтоваропроизвод...
Волгоградские аграрии — в числе лидеров по обновлению парка сельхозтехники в России
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Около 11 тысяч единиц новой техники за последние пять лет приобрели наши сельхозпроизводители, в т...
3,8 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур убрали в Волгоградской области
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зерновые и зернобобовые культуры в волгоградском регио...
Пилоты из Краснодарского края победили в конкурсе “Золотые крылья-2021”
16 сентября 2021 г. на аэродроме «Шушенское» Красноярского края состоялся II Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-...