О российских системах самолёта МС-21

04.01.2022  |  10:26
4
О российских системах самолёта МС-21

Фото © Корпорация «Иркут»

В конце 2021 года в программе МС-21 произошли два значимых события. 25 декабря впервые взлетел самолет МС-21-300 с крылом из российских композитов. Через три дня Росавиация сертифицировала лайнер в конфигурации, в которой он проходил испытания. Прогресс программы МС-21 дает основание порассуждать о стратегии развития гражданского самолётостроения России, в рамках которой шаг за шагом отстраивается оптимальный баланс между развитием собственных компетенций и международной кооперацией.

28 декабря 2021 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» (входит в состав ОАК Госкорпорации Ростех) сертификат типа на пассажирский самолет МС-21-300. Документ подтверждает соответствие самолета сертификационным требованиям, предъявляемым к гражданской авиационной технике. Одновременно Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат разработчика авиационной техники в части самолета МС-21.

На данном этапе самолет сертифицирован в конфигурации с американскими двигателями и крылом из импортных композитных материалов. Однако в официальном сообщении Росавиации отмечается, что в 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа. Это, в первую очередь, завершение работ по сертификации воздушного судна с крылом из российских материалов, а также с отечественным двигателем ПД-14.

Эта часть сообщения стала самой обсуждаемой в СМИ и блогосфере. Высказывались различные версии о производителях комплектующих сертифицированного МС-21 и о процентах отечественных компонентов. К сожалению, большинство из них были ошибочны, что и подтолкнуло нас рассказать, кто же является разработчиком и производителем систем самолета, а также о причинах более широкого использования отечественных компонентов.

«Суперджет»: истоки международной кооперации

После застоя 80-х и деградации промышленности 90-х годов стало очевидно, что мы не можем собственными силами создать современный, экономичный и экологичный самолет,   соответствующий принятым в большинстве стран мира сертификационным нормам. В  стране просто не было производителей агрегатов и систем, способных в приемлемые сроки освоить производство необходимых компонентов.

Путь на международные линии  самолетам советской разработки, например, Ту-154, был перекрыт новыми экологическими требованиями. Внутренние маршруты отечественные лайнеры постепенно уступали более экономичным Боингам и Эйрбасам. В долгосрочной перспективе эти тенденции грозили гражданскому авиапрому России гибелью.

Чтобы остановить сползание в пропасть, в начале нулевых было принято решение о реализации проекта «Суперджет» (в те годы RRJ-95) в широкой международной кооперации. Привлечение в проект ведущих мировых производителей комплектующих позволило в короткий по авиационным меркам срок создать и сертифицировать, в том числе и в Европе, новый региональный самолет, который уже десять лет перевозит пассажиров.

Здесь важно напомнить тот факт, что стартовавшие в те же годы зарубежные проекты, трудно отнести, мягко говоря, к числу удачных. Китайский ARJ-21, который так и не удалось сертифицировать по западным нормам, по факту возит гораздо меньше пассажиров, чем «Суперджет». Проект японского регионального самолета MRJ от компании Mitsubishi и вовсе был закрыт, как неперспективный, после почти двух десятилетий работ и многомиллиардных инвестиций. Главная же причина все та же – невозможность его сертификации по международным нормам.

По сути, из трех проектов до сертификационного финиша «добежал» только «Суперджет» и сегодня на рынке региональных перевозок ему удалось завоевать достойное место. Самолет показывает хорошие результаты по налету, регулярности вылетов и экономической эффективности.  «Суперджет» перевозит больше пассажиров, чем все остальные вместе взятые лайнеры этого класса, входящие в парк российских авиакомпаний. Уже одно это позволяет оценивать проект как состоявшийся.

Да, на том технологическом уровне российских предприятий, такая широкая международная кооперация обеспечила успех в реализации проекта. Однако стали очевидны и минусы передачи многих компетенций «на аутсорсинг». Более эффективное управление проектом требовало реализации иного подхода. 

МС-21: новые подходы и разумный баланс 

Программа МС-21, стартовавшая в 2008 году, то есть задолго до появления  санкций,  опиралась на полученный опыт в проекте «Суперджет» и изначально предполагала другое соотношение между национальными компетенциями и международной кооперацией.

Наиболее важными стали два принципа, взятые на вооружение руководителями и специалистами корпорации «Иркут».

Первый из них - дать заказчику, там, где это возможно и целесообразно, право выбора между отечественными и импортными системами. Воплощением этого принципа в жизнь стало применение на самолёте маршевых двигателей двух типов - российского ПД-14 и американского PW1431G.

В определённой степени импортный двигатель проложил дорогу российскому. За три с половиной  года, прошедших с первого полета МС-21-300 до взлета МС-21-310 с ПД-14, самолёт был, можно так сказать, «вылизан». Это позволило избежать непростой ситуации, когда почти неизбежные  «детские болезни» и самолета, и двигателя лечились бы  одновременно.

Второй принцип - привлечь в программу максимальное число российских головных поставщиков – интеграторов систем. Именно в их руках сосредоточены все ключевые технологии и самые важные компетенции. Поставщиков отдельных компонентов может быть много (в том числе и зарубежные), а интегратор каждой системы, который держит в своих руках «ключи ко всем дверям» - один.

В проекте МС-21 головными интеграторами и поставщиками систем являются либо сам «Иркут» и его «дочки», либо ведущие отечественные  предприятия. 

Так, особая роль в программе МС-21 принадлежит интеграторам сложных электронных систем самолета. В современных лайнерах всё меньше и меньше функций возлагается на механические системы и непосредственно на пилота, а все больше передается электронным интеллектуальным системам.

Ключевыми поставщиками электронных систем самолета МС-21 стали отечественные предприятия.

Цифровую электродистанционную систему управления самолетом  разрабатывает «Московский институт электромеханики и автоматики». Он также  – головной поставщик информационно-вычислительного комплекса комплексной системы управления МС-21.

Радиоэлектронное оборудование – отечественное и импортное -  интегрирует «Центр комплексирования» (дочернее предприятие корпорации «Иркут»).

Цифровая система управления общесамолетным оборудование (СУОСО)  – это разработка Ульяновского КБ приборостроения. СУОСО обеспечивает сопряжение, автоматическое управление и непрерывный контроль работоспособности  технического состояния самолётных систем и их линий связи.

НПП «Прима» разрабатывает и интегрирует комплекс радиосвязного оборудования самолета.

Чрезвычайно важно, что весь софт – алгоритмическое и программное обеспечение перечисленных систем – также разрабатывается в России.

В кабине пилотов МС-21 установлены многофункциональные цветные индикаторы российского производства.

Головными поставщиками ряда других ключевых систем также являются российские компании.

НПО «Гидромаш» и ПМЗ «Восход» разрабатывают стойки основных и передней опор шасси, агрегаты основной и резервной подсистемы уборки/выпуска шасси, системы управления поворотом колес передней опоры.

Головной поставщик комплексной  системы кондиционирования воздуха – российский  «Теплообменник». Отметим, что система кондиционирования обеспечивает пассажирам более комфортное, по сравнению с аналогами, давление в салоне (у МС-21 оно соответствует высоте 1800 м, у аналогов – 2400 м).

Кабельную сеть и трубопроводы производят и поставляют «Аэрокосмические системы».

АО «Абрис» разрабатывает и интегрирует систему пожарной защиты, обеспечивающую обнаружение, локализацию и ликвидацию пожара в отсеках мотогондол двигателей, в отсеке ВСУ,  в багажно-грузовых отсеках, в туалетах, а также тушение ручными огнетушителями возгораний в кабине экипажа и пассажирском салоне.

Отечественными предприятиями разрабатывается бортовая система диагностики.

В производстве отдельных комплектующих участвуют десятки российских предприятий, входящих в концерны КРЭТ и «Технодинамика», а также компании «Восход», «Рубин»  и др.

Некоторые предварительные итоги и выводы

Создание самолета МС-21 стало результатом не только большого труда самолетостроителей, но и прогрессом смежных отраслей. За последнее десятилетие  были разработаны новые материалы, приборы, системы и технологии, отвечающие требованиям международных стандартов. Проведено техническое перевооружение конструкторских бюро и заводов, внедрены современные технологии, подготовлены специалисты, способные работать на новом оборудовании, заработала система аттестации и сертификации материалов, изделий, программного обеспечения и производственных мощностей.

Хороший пример – создание в России производства полного цикла по силовым композитным конструкциям. Эти технологии будут востребованы в будущих проектах авиапрома, и уже сегодня нужны не только авиации.

Очевидно, что для выстраивания нового уровня баланса между импортом и собственным  производством государству и предприятиям пришлось пойти на серьёзнее инвестиции и удлинение сроков программы МС-21. Однако результат того стоил. МС-21 стал существенно более российским самолётом. Это позволило поднять научный и технологический уровень отечественных предприятий и обеспечить более эффективную систему управления проектом.

И здесь не менее (а может, и более) важно, что создана не только современная научно-технологическая база для развития перспективных проектов, но и взращено новое  поколение российских авиастроителей.

https://www.aex.ru/docs/3/2021/12/30/3345/


Роман Гусаров

comments powered by Disqus
Общество
Подрядчик объявил о завершении строительства нового пешеходного моста к амфитеатру на Центральной набережной Волгограда
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Его строили год, частично перекрывая дорожное движение рядом с подъемом на Комсомольскую. В целом, ...
Больше 240 тысяч волгоградцев пришли на молодежный фестиваль #ТриЧетыре
Больше 240 тысяч волгоградцев пришли на молодежный фестиваль #ТриЧетыре. Мероприятие получилось массовым красочным и интересным. О его проведении губе...
В Волгограде пройдет корейский фестиваль «Традиционная и современная Корея»
Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев» приглашает представителей национальных общественных объединени...
Праздник молодежи с национальным акцентом: казачья станица и фестиваль плова
Региональный Комитет по делам национальностей и казачества станет участником фестиваля молодёжи Волгоградской области – #ТриЧетыре. Мероприятие состои...
Политика
Ту-214: Один из базовых для “Аэрофлота”
ФОТО: АО Спектр Ту-214 может стать одним из базовых самолетов для “Аэрофлота”. Основными будут авиалайнеры МС-21 и SSJ-100. По словам бывшего ко...
Максим Галкин больше не угрожает Украине - власти страны исключили его из списка «угрожающих национальной безопасности»
ФОТО: Андрей Любимов/АГН Москва По сообщению агентства РИА «Новости», имя Галкина пропало из последней редакции черного списка. Власти незалежной п...
VK изучает возможность запуска магазина приложений RuStore на iOS
VK рассматривает варианты начала работы отечественного магазина цифрового контента RuStore на операционной системе iOS. В мае приложение стало...
Почти на 40 % увеличился выпуск импортозамещающей продукции в Волгоградской области
За первый квартал 2022 года в Волгоградской области произведено импортозамещающей продукции на сумму более 21 млрд рублей, что на 39 процентов больше ...
Армия
Состоялась торжественная церемония выпуска Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища
В 2022 году Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище выпустило более 450 человек, в их числе 9 адъюнктов и более 400 лейтенан...
Ту-134, Ан-26 и Л-410 полеты курсантов Краснодарского ВВАУЛ в Екатиренбурге
В Екатеринбурге проходит завершающий этап летной подготовки для курсанты Краснодарского авиационного училища. Финальные полеты пройдут на само...
Работа экипажей истребителей Су-35С на Украине
Работа экипажей истребителей Су-35С на Украине. Самолеты продолжают наносить высокоточным оружием удары по объектам военной инфраструктуры и ...
Истребитель Су-57 начали использовать на Украине спустя 2-3 недели после начала спецоперации
Российские истребители 5-го поколения Су-57 принимают участие в специальной операции на Украине. Об этом сообщил агентству ТАСС неназванный источник в...
Спорт
Волгоградский авиационно-спортивный клуб «Юный ястреб» получит современное оснащение
© Фото: ИД "Волгоградская правда" / Сергей Григоренко Волгоградский авиационно-спортивный клуб «Юный ястреб» получит современное оснащение для разв...
ЦСКА, "Зенит", "Динамо" и "Сочи" подали обращения в Спортивный арбитражный суд по вопросу решения УЕФА об отстранении от еврокубковых турниров
ЦСКА, "Зенит", "Динамо" и "Сочи" подали обращения в Спортивный арбитражный суд по вопросу решения УЕФА об отстранении от еврокубковых турниров Клу...


Промышленность
Ту-214: Один из базовых для “Аэрофлота”
ФОТО: АО Спектр Ту-214 может стать одним из базовых самолетов для “Аэрофлота”. Основными будут авиалайнеры МС-21 и SSJ-100. По словам бывшего ко...
Почти на 40 % увеличился выпуск импортозамещающей продукции в Волгоградской области
За первый квартал 2022 года в Волгоградской области произведено импортозамещающей продукции на сумму более 21 млрд рублей, что на 39 процентов больше ...
Тобольские вездеходы «Хищник» начали выпускать с белорусскими двигателями
Компания "Мег Вест" из Тобольска приняла решение о замене импортных моторов в своих везедеходах на белорусские. По оценке отечественных конструктор...
«Волгограднефтемаш» получил расширенную лицензию на конструирование ядерных установок
В этом году ОАО «Волгограднефтемаш» получил 2 важных лицензии. Первая дает право на изготовление, а вторая на конструирование оборудования для ядер...
Экономика
1200 рабочих мест подготовили работодатели для молодежи Волгоградской области
Уже более 200 предприятий региона принимают участие в госпрограмме субсидируемого трудоустройства. Стартовал этот проект в марте. За пару месяцев полу...
Волжский пивзавод лишится бельгийских хозяев
Завод по производству алкогольных напитков в Волжском, принадлежащий бельгийской пивоваренной корпорации Anheuser-Busch InBev, выставлен на продажу. ...
Премьер-министр России: Для перестройки на работу в новых условиях экономике страны нужно шесть месяцев
Премьер-министр России: Для перестройки на работу в новых условиях экономике страны нужно шесть месяцев. Об этом Михаил Мишустин рассказал в своем ...
IT специалисты могут претендовать на получение льготной ипотеки и отсрочку от армии
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев Молодым людям, которые выпускаются из вузов по отдельным специальностям и устраиваются на работу по специальности в...
Транспорт
По нацпроекту в Волгоградской области в этом году отремонтируют 92 дороги
Безопасными и качественными дороги станут не только с точки зрения ровного асфальта. Также обновят и придорожную инфраструктуру. Например, уст...
Зарядную станцию для электротранспорта планируют построить в Волжском
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зарядную станцию для электротранспорта планируют построить в Волжском. Сейчас объявлена г...
Заканчивается подписание контрактов с подрядчиками на ремонт дорог Волгоградской области в этом году
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, заканчивается подписание контрактов с подрядчиками на...
В Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом. Традиционный запрет дей...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.