120 лет назад в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев

13.02.2023  |  19:21
4
120 лет назад в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев
Самолет противолодочной авиации амфибия Бе-12 © Архив ИТАР-ТАСС/Акимов Николай

Ровно 120 лет назад, 13 февраля 1903 года, в Тифлисе, в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев. Широкой публике его имя не очень известно по сравнению с именами других легендарных авиаконструкторов. Наверное, все оттого, что гидросамолеты, созданию которых Георгий Михайлович посвятил всю свою жизнь и свой талант, – направление весьма специальное, и обычные пассажиры на них не летают. Производили такие машины в ограниченных количествах, многие интересные разработки не шли в серию по различным экономическим причинам. Расскажем об основоположнике советской гидроавиации и его машинах, тружениках двух стихий.

Первый успех

Как рассказывал сам Георгий Михайлович, первые мечты о небе и самолетах у него появились еще в детстве, когда он увидел в предместье Тифлиса полет известного летчика Сергея Уточкина на французском аэроплане «Фарман».

Склонность и способности к технике проявились у Бериева еще в подростковом возрасте, он идет учиться в железнодорожное училище, а потом поступает в Тифлисский политехнический институт. Видимо, тогда мечты о создании самолетов и оформились в выбор профессии, и Георгий в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.

Факультет предопределил и специализацию – морское самолетостроение. Это направление тогда считалось особенно перспективным, но удачных, пригодных к производству советских проектов все 1920-е создать никак не получалось. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пригласили иностранного специалиста, именитого французского конструктора Поля Эме Ришара. Именно в его КБ и распределили выпускника Бериева. Под руководством французского конструктора он постигает тонкости расчетов самолета на прочность, работает над силовыми установками.

Beriev_MBR-2_Prototype_(14467132033).jpg
Прототип летающей лодки МБР-2

Георгий Михайлович быстро учится и растет по служебной лестнице. В начале 1930-х ему нет еще и тридцати, но у него уже есть свой проект – морского ближнего разведчика, впоследствии получившего название МБР-2. Бериев работает над ним по своей инициативе, и в итоге комиссия принимает его проект. Он становится первой моделью советского гидросамолета, запущенного в серию. А ведь ранее отклоняли проекты гораздо более опытных конструкторов.

Читая описание этого самолета с позиций современного человека, можно удивиться, о какой надежности идет речь, если ее фюзеляж сделан из ясеня, сосны и липы, а обшит березовой фанерой. Но, во-первых, машина хорошо себя показала и прослужила 12 лет, а во-вторых, конечно, молодой и талантливый конструктор сам прекрасно понимал, что дерево в авиастроении – материал дня вчерашнего. Задумывал он свой самолет цельнометаллическим, и так поначалу в проекте и было указано. Но в стране был дефицит алюминия, он шел только на тяжелые бомбардировщики, и Бериев адаптировал свой проект к имеющимся реалиям и добился его утверждения.

MBR-2-M-17-CHernomorskogo-flota-v-polete..jpg
МБР-2

В короткие сроки проект был завершен и самолет подготовлен к испытаниям. Летчики-испытатели признали машину хорошо управляемой и устойчивой в воде и воздухе. Самолет пошел в серию, а Бериев обошел самого Туполева, назвавшего его машину «деревяшкой». Конкурирующий проект старшего коллеги, цельнометаллический гидросамолет МДР-2 так и остался на уровне экспериментальной машины.

МБР-2 был принят на вооружение, а его гражданские модели использовались для перевозки пассажиров и грузов. Машина выручала в тех местностях, где было мало аэродромов, но зато было много рек и озер. Самолет Бериева успешно участвовал и в Великой Отечественной войне. Всего в различных модификациях было произведено более 1300 МБР-2.

Главный конструктор гидросамолетов

Успешный дебют сделал из молодого конструктора руководителя центрального КБ морского самолетостроения. Местом базирования нового центра стал Таганрог, авиазавод №31, ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.

Еще до войны Бериев и его КБ успели разработать несколько моделей гидросамолетов, в том числе корабельные катапультные ближние разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые были выпущены малыми сериями. Опыт военных действий на море выявил необходимость наличия на вооружении морской авиации тяжелых гидросамолетов для дальней морской разведки, бомбометания, доставки десанта и грузов, сброса торпед. В конце войны ОКБ Бериева такую машину разработало и после долгого процесса испытаний, в 1951 году Бе-6 был одобрен к принятию на вооружение.

Следующая разработка команды Бериева − самолет-амфибия на подводных крыльях, которые заменили поплавки. Такое усовершенствование принципа конструкции гидросамолета позволило эффективно выгонять машину из воды на разбеге.

Be-12(1Apr1990).jpg
Бе-12. Фото: wikimedia.org

В середине 1950-х конструкторы под руководством Бериева работают над моделями реактивных гидросамолетов. В результате был создан Бе-10, единственная в мире летающая лодка с турбореактивным двигателем, которая пошла в серию.

Бе-12 «Чайка» стал первым советским самолетом-амфибией, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Убирающиеся шасси дали возможность использовать эту машину и с сухопутных аэродромов. Это была разработка двойного назначения, «Чайка» могла нести и различное оружие, даже бомбы с ядерным зарядом, и использоваться в мирных целях. Выпускались разные модификации самолета: и поисково-спасательная, и противопожарная. Но основной задачей на тот момент самой большой амфибии в мире была борьба с подлодками потенциального противника. Несмотря на то что производство «Чайки» закончилось в 1973 году, она до сих пор в строю и считается настоящим ветераном российской морской авиации.

be-32054.jpg
Бе-32

Во второй половине 1960-х годов ОКБ Бериева нащупывает свой путь развития в гражданской сфере – создает «сухопутный» ближнемагистральный самолет Бе-30, который должен был заменить на местных линиях Ан-2, к тому времени считавшийся устаревшей моделью. Так вышло, что Бе-30 стал последней машиной, сконструированной под руководством Георгия Бериева. Этот самолет имел хорошие летные характеристики, был высоко оценен летчиками-испытателями, демонстрировался на 28-м международном салоне в Ле Бурже в 1969 году, но в серию не пошел. Его «потомок» Бе-32 тоже имел трудную судьбу. Проект пытались возродить в 1990-е годы, а потом еще и в 2010-е. Сейчас есть планы запуска в серийное производство модифицированных версий этой машины.

Но все же главным наследием Георгия Михайловича остается созданное им отечественное гидросамолетостроение. Уже после ухода конструктора его таганрогским КБ разработан самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Его «наследник» Бе-200 «Альтаир» на сегодняшний день – самый знаменитый «отпрыск» КБ, созданного Бериевым. По многим параметрам эта машина не имеет себе равных в мире.

Бе-200.jpg
Бе-200ES

Самолет многоцелевой – годится и для перевозки грузов, и для охраны водных поверхностей, и для спасательных операций. Но все же главная миссия этой амфибии – борьба с пожарами. Противопожарный вариант Бе-200 может заправляться водой не только на аэродроме, но и на поверхности любого подходящего водоема. На скорости 150-190 км/ч в режиме глиссирования, то есть скольжения по водной глади, самолет способен взять в свои баки до 12 тонн воды за 12 секунд. С 2003 года противопожарная версия Бе-200 используется для тушения лесных пожаров как в России, так и за рубежом. Самолет отлично показал себя в труднодоступной, в частности горной, местности при борьбе с лесными пожарами в Италии, Португалии, Греции, Турции и других странах. Бе-200 имеет меньшее время подлета к месту пожара за счет своей скорости, большую дальность действия, что позволяет заправляться и сбрасывать воду на курсах, недоступных для других противопожарных самолетов. Бе-200 заказывают и иностранные эксплуатанты.


comments powered by Disqus
Общество
Реклама на щитах
Реклама на билбордах охватывает все районы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Классический рекламный инструмент, который повышает узнаваемость ...
На авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» предотвращен теракт - ФСБ РФ
ФСБ предотвратила теракт на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в Мурманске Украинские кураторы пытались завербовать русских военных, чтобы те ...
Чем занимаются Герои России, прославленный экипаж вертолета Ка-52 майор Иван Болдырев и подполковник Роман Кобец?
Многим интересно: где сейчас находятся, чем занимаются Герои России, прославленный экипаж вертолета Ка-52 майор Иван Болдырев и подполковник Роман Коб...
ФСБ: Российскому военному летчику обещали не менее 2 млн долларов за угон самолета Ту-22М3 - видео
ФСБ пресекла попытку украинских спецслужб провести операцию по угону дальнего стратегического бомбардировщика Ту-22М3 ВКС России. Вскрыта причастность...
Политика
Либо учиться ремонтировать, либо расширять производство ПД-8
То, что упавший самолёт был «стандартным», а не частично импортозамещённым «суперджетом» не меняет вообще ничего. Ещё полтора года назад наши коллеги ...
Новая нейросеть ЦНИИ «Циклон» повысит дальность обнаружения БПЛА на 40%
ЦНИИ «Циклон» холдинга «Росэлектроника» (входит в Госкорпорацию Ростех) разработал нейросеть для оптических средств обнаружения беспилотных летательны...
F-16 на украинских аэродромах
По заявлениям Джейка Салливана, передаваемые истребители будут базироваться непосредственно на территории Украины. А это значит, что никаких взлётов с...
«Вертолёты России» попытаются заменить Robinson
После года раздумий руководство холдинга «Вертолеты России» (ВР) приняло решение о начале выпуска лёгкого вертолёта. Считается, что он составит конкур...
Армия
ОАК передала Минобороны первую в этом году партию модернизированных МиГ-31
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» отправил Минобороны России первые в этом году партии самолетов типа МиГ-31, прошедшие ремонт и модернизац...
ВИДЕО: ФАБ-3000 разнесла в щепки пункт временной дислокации ВСУ
Русская ФАБ-3000 разнесла в щепки пункт временной дислокации ВСУ — кадры публикует Минобороны РФ Российское военное ведомство поделилось кадрами ра...
В России начали производить гексакоптер МиС-35
Гибрид мавика, fpv дрона и бабы яги демонстрирует нам тг канал "Военный Осведомитель" В России начали производить гексакоптер МиС-35 - наш ответ на...
Отчет о деятельности авиации НАТО AWACS 9 июля
АКТИВНОСТЬ НАТОВСКОЙ АВИАЦИИ. Отчет о деятельности НАТО AWACS 09/07/2024 12:30 -13:00 по Московскому времени *Специальные самолеты НАТО Boeing S...
Спорт
«Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
«Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...
В Тверском соединении ВТА завершилась сдача нормативов по физической подготовке
В Тверском соединении военно-транспортной авиации и подчинённых воинских частях, дислоцированных в Тверской, Псковской, Ивановской и Брянской областях...
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...


Промышленность
Либо учиться ремонтировать, либо расширять производство ПД-8
То, что упавший самолёт был «стандартным», а не частично импортозамещённым «суперджетом» не меняет вообще ничего. Ещё полтора года назад наши коллеги ...
Новая нейросеть ЦНИИ «Циклон» повысит дальность обнаружения БПЛА на 40%
ЦНИИ «Циклон» холдинга «Росэлектроника» (входит в Госкорпорацию Ростех) разработал нейросеть для оптических средств обнаружения беспилотных летательны...
«Вертолёты России» попытаются заменить Robinson
После года раздумий руководство холдинга «Вертолеты России» (ВР) приняло решение о начале выпуска лёгкого вертолёта. Считается, что он составит конкур...
ВИДЕО: «Вертолеты России» поставили новую партию Ми-8МТВ-1 в регионы РФ
Холдинг «Вертолеты России» (https://t.me/rhc_aero) поставил новую партию Ми-8МТВ-1 на Камчатку и в Ненецкий автономный округ. Новые машины можно обор...
Экономика
Минск: проект по созданию российско-белорусского самолета идет по графику
еализация проекта по созданию российско-белорусского многоцелевого самолета "Освей" идет по графику. Об этом заявил премьер-министр Белоруссии Роман Г...
Российские власти смягчили целевые показатели импортозамещения парка гражданских самолетов
Фото: © журнал «Взлёт» Согласно подписанному 7 мая президентскому указу о национальных целях развития страны на период до 2030 года, доля самолетов от...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Транспорт
Cvl масла
Наша компания была основана в 2012 г. и является оптовым поставщиком масел, смазок и охлаждающих жидкостей в различной фасовке. За прошедшее время мы...
Александр Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в сопровождении делегации посетил Иркутский авиационный завод. Беларуской делегации показали произво...
В Казани начата подготовка бортинженеров для серийного Ту-214
Первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев представил Раису Республики Татарстан Рустаму Мин...
МС-21: Итоги апреля 2024
В апреле 2024 года в результате реорганизации ПАО «Яковлев» в его состав вошёл Лётно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. Яковлева в Жуковском,...
Сельское хозяйство
Производитель китайских агродронов Jtilep откроет производство на Кубани
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Компания Jitian Intelligent Equipment открыла свое представительство в городе Краснодаре и активно ищет подходяще...
Китайские беспилотники угрожают нацбезопасности — считают в США
Федеральные власти США обеспокоены резким ростом популярности среди местных фермеров технологий китайского производства, в частности БПЛА. Так, америк...
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...