120 лет назад в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев

13.02.2023  |  19:21
4
120 лет назад в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев
Самолет противолодочной авиации амфибия Бе-12 © Архив ИТАР-ТАСС/Акимов Николай

Ровно 120 лет назад, 13 февраля 1903 года, в Тифлисе, в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев. Широкой публике его имя не очень известно по сравнению с именами других легендарных авиаконструкторов. Наверное, все оттого, что гидросамолеты, созданию которых Георгий Михайлович посвятил всю свою жизнь и свой талант, – направление весьма специальное, и обычные пассажиры на них не летают. Производили такие машины в ограниченных количествах, многие интересные разработки не шли в серию по различным экономическим причинам. Расскажем об основоположнике советской гидроавиации и его машинах, тружениках двух стихий.

Первый успех

Как рассказывал сам Георгий Михайлович, первые мечты о небе и самолетах у него появились еще в детстве, когда он увидел в предместье Тифлиса полет известного летчика Сергея Уточкина на французском аэроплане «Фарман».

Склонность и способности к технике проявились у Бериева еще в подростковом возрасте, он идет учиться в железнодорожное училище, а потом поступает в Тифлисский политехнический институт. Видимо, тогда мечты о создании самолетов и оформились в выбор профессии, и Георгий в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.

Факультет предопределил и специализацию – морское самолетостроение. Это направление тогда считалось особенно перспективным, но удачных, пригодных к производству советских проектов все 1920-е создать никак не получалось. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пригласили иностранного специалиста, именитого французского конструктора Поля Эме Ришара. Именно в его КБ и распределили выпускника Бериева. Под руководством французского конструктора он постигает тонкости расчетов самолета на прочность, работает над силовыми установками.

Beriev_MBR-2_Prototype_(14467132033).jpg
Прототип летающей лодки МБР-2

Георгий Михайлович быстро учится и растет по служебной лестнице. В начале 1930-х ему нет еще и тридцати, но у него уже есть свой проект – морского ближнего разведчика, впоследствии получившего название МБР-2. Бериев работает над ним по своей инициативе, и в итоге комиссия принимает его проект. Он становится первой моделью советского гидросамолета, запущенного в серию. А ведь ранее отклоняли проекты гораздо более опытных конструкторов.

Читая описание этого самолета с позиций современного человека, можно удивиться, о какой надежности идет речь, если ее фюзеляж сделан из ясеня, сосны и липы, а обшит березовой фанерой. Но, во-первых, машина хорошо себя показала и прослужила 12 лет, а во-вторых, конечно, молодой и талантливый конструктор сам прекрасно понимал, что дерево в авиастроении – материал дня вчерашнего. Задумывал он свой самолет цельнометаллическим, и так поначалу в проекте и было указано. Но в стране был дефицит алюминия, он шел только на тяжелые бомбардировщики, и Бериев адаптировал свой проект к имеющимся реалиям и добился его утверждения.

MBR-2-M-17-CHernomorskogo-flota-v-polete..jpg
МБР-2

В короткие сроки проект был завершен и самолет подготовлен к испытаниям. Летчики-испытатели признали машину хорошо управляемой и устойчивой в воде и воздухе. Самолет пошел в серию, а Бериев обошел самого Туполева, назвавшего его машину «деревяшкой». Конкурирующий проект старшего коллеги, цельнометаллический гидросамолет МДР-2 так и остался на уровне экспериментальной машины.

МБР-2 был принят на вооружение, а его гражданские модели использовались для перевозки пассажиров и грузов. Машина выручала в тех местностях, где было мало аэродромов, но зато было много рек и озер. Самолет Бериева успешно участвовал и в Великой Отечественной войне. Всего в различных модификациях было произведено более 1300 МБР-2.

Главный конструктор гидросамолетов

Успешный дебют сделал из молодого конструктора руководителя центрального КБ морского самолетостроения. Местом базирования нового центра стал Таганрог, авиазавод №31, ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.

Еще до войны Бериев и его КБ успели разработать несколько моделей гидросамолетов, в том числе корабельные катапультные ближние разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые были выпущены малыми сериями. Опыт военных действий на море выявил необходимость наличия на вооружении морской авиации тяжелых гидросамолетов для дальней морской разведки, бомбометания, доставки десанта и грузов, сброса торпед. В конце войны ОКБ Бериева такую машину разработало и после долгого процесса испытаний, в 1951 году Бе-6 был одобрен к принятию на вооружение.

Следующая разработка команды Бериева − самолет-амфибия на подводных крыльях, которые заменили поплавки. Такое усовершенствование принципа конструкции гидросамолета позволило эффективно выгонять машину из воды на разбеге.

Be-12(1Apr1990).jpg
Бе-12. Фото: wikimedia.org

В середине 1950-х конструкторы под руководством Бериева работают над моделями реактивных гидросамолетов. В результате был создан Бе-10, единственная в мире летающая лодка с турбореактивным двигателем, которая пошла в серию.

Бе-12 «Чайка» стал первым советским самолетом-амфибией, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Убирающиеся шасси дали возможность использовать эту машину и с сухопутных аэродромов. Это была разработка двойного назначения, «Чайка» могла нести и различное оружие, даже бомбы с ядерным зарядом, и использоваться в мирных целях. Выпускались разные модификации самолета: и поисково-спасательная, и противопожарная. Но основной задачей на тот момент самой большой амфибии в мире была борьба с подлодками потенциального противника. Несмотря на то что производство «Чайки» закончилось в 1973 году, она до сих пор в строю и считается настоящим ветераном российской морской авиации.

be-32054.jpg
Бе-32

Во второй половине 1960-х годов ОКБ Бериева нащупывает свой путь развития в гражданской сфере – создает «сухопутный» ближнемагистральный самолет Бе-30, который должен был заменить на местных линиях Ан-2, к тому времени считавшийся устаревшей моделью. Так вышло, что Бе-30 стал последней машиной, сконструированной под руководством Георгия Бериева. Этот самолет имел хорошие летные характеристики, был высоко оценен летчиками-испытателями, демонстрировался на 28-м международном салоне в Ле Бурже в 1969 году, но в серию не пошел. Его «потомок» Бе-32 тоже имел трудную судьбу. Проект пытались возродить в 1990-е годы, а потом еще и в 2010-е. Сейчас есть планы запуска в серийное производство модифицированных версий этой машины.

Но все же главным наследием Георгия Михайловича остается созданное им отечественное гидросамолетостроение. Уже после ухода конструктора его таганрогским КБ разработан самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Его «наследник» Бе-200 «Альтаир» на сегодняшний день – самый знаменитый «отпрыск» КБ, созданного Бериевым. По многим параметрам эта машина не имеет себе равных в мире.

Бе-200.jpg
Бе-200ES

Самолет многоцелевой – годится и для перевозки грузов, и для охраны водных поверхностей, и для спасательных операций. Но все же главная миссия этой амфибии – борьба с пожарами. Противопожарный вариант Бе-200 может заправляться водой не только на аэродроме, но и на поверхности любого подходящего водоема. На скорости 150-190 км/ч в режиме глиссирования, то есть скольжения по водной глади, самолет способен взять в свои баки до 12 тонн воды за 12 секунд. С 2003 года противопожарная версия Бе-200 используется для тушения лесных пожаров как в России, так и за рубежом. Самолет отлично показал себя в труднодоступной, в частности горной, местности при борьбе с лесными пожарами в Италии, Португалии, Греции, Турции и других странах. Бе-200 имеет меньшее время подлета к месту пожара за счет своей скорости, большую дальность действия, что позволяет заправляться и сбрасывать воду на курсах, недоступных для других противопожарных самолетов. Бе-200 заказывают и иностранные эксплуатанты.


comments powered by Disqus
Общество
В Барнауле перенесли прощание с погибшим при угоне вертолета на Украину летчиком
Прощание с выпускником Алтайской летной школы Никитой Кирьяновым перенесли на неопределенный срок, сообщает "КП на Алтае". В администрации летной школ...
Клининговая компания
Уборка и клининговые услуги в Москве и Московской области. Когда возникает необходимость навести порядок в доме, но на уборку совсем нет времени – ...
Таджик по национальности - Русский офицер по сути
Хушбахт Турсунов. Таджик по национальности. Русский офицер по сути! Вечная память герою! До конца оставался верен присяге, когда предатель Кузьмино...
Ансамбль ВКС России даст концерт памяти саратовского героя
Во Дворце культуры «Россия» города Саратова 17 сентября в 17:00 пройдет вечер памяти Героя России, замкомандира 18-й бригады армейской авиации по воен...
Политика
Минобороны получило очередные серийные Су-57 и Су-35С
ОАК передала Минобороны очередные серийные самолеты Су-57 и Су-35С, произведенные на КнААЗ. Новые самолеты прошли полный цикл заводских испытаний, про...
Новые крылатые ракеты Х-БД для Ту-160
Новые крылатые ракеты Х-БД с дальностью более 6,5 тыс. км поступили на вооружение российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Э...
Модернизированные боевые вертолеты Ка-52М
Новые модернизированные боевые вертолеты Ка-52М для ВКС на территории завода «Прогресс» в приморском Арсеньеве. Вертолет получил модернизированную...
Ким Чен Ын и глава Минпромторга посетили авиазаводы в Комсомольске-на-Амуре
ФОТО: ПУЛЕМЁТ ДЕГТЯРЁВА Z Лидер КНДР Ким Чен Ын и вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров посетили российские авиационные заводы в Комсомо...
Армия
Военные летчики России впервые получили на вооружение автоматы
РИА Новости. Военные летчики РФ впервые получили на вооружение автомат – в их носимый аварийный запас (НАЗ), который располагается в катапультном крес...
Военные спасатели уральского объединения ВКС обеспечили посадку «Союз МС-23»
Военнослужащие поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (ПС и ПДС) уральского объединения ВВС и ПВО Воздушно-космических Сил успешно обеспеч...
Удар по аэропорту Кульбакино
Накануне вечером ВС РФ нанесен удар по стратегически важному для противника объекту - военному аэродрому «Кульбакино» расположенному на востоке от Ник...
Как новый самолет может защитить Крым и Севастополь от дальнобойных ракет
В пятницу ВСУ нанесли ракетный удар по штабу Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе. Атаку провели Су-24, которые являются носителями крылатых ракет S...
Спорт
Исинбаева сохранила пост в МОК после отказа поддержать СВО России на Украине
Дмитрий Астахов/РИА Новости Комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по этике провела расследование в отношении Елены Исинбаевой и пришл...
ЦСКА предложил КХЛ добавить в стратегию развития вопросы, связанные с армией и отъездом молодых игроков
Президент ЦСКА Игорь Есмантович выступил с предложением включить в программу развития Континентальной хоккейной лиги вопросы, связанные со службой в а...
Чемпионат Европы и молодежное первенство Европы по самбо с участием россиян пройдут в Израиле
Израильский город Хайфа примет у себя два главных континентальных турнира по самбо с 19 по 23 апреля, сообщается в пресс-релизе Международной федераци...
Автогонщик Крейг Брин погиб в аварии во время тестовых заездов в Хорватии
В Хорватии от последствий аварии на тестовых заездах погиб ирландский автогонщик Крейг Брин, передает ТАСС. Спортсмену было 33 года. Сообщается, ч...


Промышленность
Минобороны получило очередные серийные Су-57 и Су-35С
ОАК передала Минобороны очередные серийные самолеты Су-57 и Су-35С, произведенные на КнААЗ. Новые самолеты прошли полный цикл заводских испытаний, про...
Модернизированные боевые вертолеты Ка-52М
Новые модернизированные боевые вертолеты Ка-52М для ВКС на территории завода «Прогресс» в приморском Арсеньеве. Вертолет получил модернизированную...
Видео: Импортозамещенный SJ-100 совершил первый полет - ждем установку ПД-8
Опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, соверш...
"Вертолеты России" увеличили выпуск военных вертолетов в два раза
Холдинг "Вертолеты России" увеличил выпуск военных вертолетов в два раза, сообщил глава "Ростеха" Сергей Чемезов на встрече с президентом РФ Владимиро...
Экономика
Мягкие окна для веранды и террасы в Москве и МО под ключ
Компания «Окнатент» производит мягкие окна для беседок, веранд и террас; промышленные шторы и ПВХ-завесы для складов, автомоек, помещений технического...
Учебный центр РАТА будет обучать пилотов гражданской авиации на новые самолеты отечественного производства
«Яковлев» открыл в инновационном центре Сколково новый авиационный учебный центр (АУЦ) РАТА, который станет одной из основных площадок для обучения пи...
«Яковлев» ищет замену импортному двигателю для УТС Як-152
Для учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки и профессионального отбора военных лётчиков на ранней стадии обучения Як-152 необходима з...
Видео-представление "нового" старого названия фирмы «Яковлев»
Дивизион гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) переименован в компанию «Яковлев». Об этом сегодня заявил заместитель глав...
Транспорт
Купить холодильник автомобильный 12 вольт в Москве
Сейчас, когда дороги в некоторые страны для россиян закрыты, самое время обратить внимание на красоты нашей необъятной страны и изведать каждый ее уго...
В Перми начался выпуск двигателей для самолетов МС-21
На "Пермских моторах", входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации "Ростех", началось серийное производство новейшего персп...
На атомном ледоколе в Северном Ледовитом океане собрали первый урожай огурцов
На Северном Ледовитом океане созрели мартовские огурцы. Первый урожай недавно был снят на ледоколе "Ямал". Тепличное огородничество не только скрашива...
На севере Красноярского края закончился бензин для населения
В заполярном сельском поселении Хатанга на Таймыре (Красноярский край) из розничной торговли исчез бензин. Власти региона выясняют причину сложившейся...
Сельское хозяйство
В новых регионах России, несмотря на активные боевые действия, в полном разгаре весенняя посевная кампания
В Херсонской области яровыми культурами засеяно уже 24 тысячи гектаров. Весенние полевые работы развернулись во всех районах области. "Также идет п...
Смогут ли сибирские аграрии превратить навоз в продукт
В марте этого года вступил в силу федеральный закон о побочных продуктах животноводства (ППЖ). До 1 мая аграрные предприятия должны уведомить Россельх...
Минсельхоз запланировал сбор зерна в 2023 году на уровне 120 миллионов тонн
Показатель приведен без учета личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Также в этом году запланирован сбор масличных культур на уровне 24,6 млн тонн, карто...