Зачем российские подводные лодки «переквалифицировать» в арктические танкеры и контейнеровозы08.09.2021 | 12:40
9
Испокон веков люди мечтали использовать оружие в мирных целях. Ещё в книге пророка Исайи в Ветхом завете есть такие слова: «И будет он судить народы … И перекуют мечи свои они на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать». Символом этой мечты стала статуя советского скульптора Евгения Вучетича «Перекуём мечи на орала», установленная в 1957 году около здания офиса Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке. Памятник был подарен Америке Советским Союзом в знак дружбы и признательности за помощь американского народа в борьбе с фашизмом. Памятник представляет собой мужчину, который бьёт молотом по мечу, перековывая его в плуг - орудие мирного труда. Ярким примером использования оружия в мирных целях стали парадные ступени Главного военного храма Вооружённых сил России, в чугун которых по предложению министра обороны РФ Сергея Шойгу добавлено переплавленное трофейное оружие Третьего рейха, а именно 800 «Парабеллумов» и «Вальтеров», 1 200 карабинов 98k и около десятка пулемётов Maschinengevehr 42. Не военным походом единымВ мирных целях используются и конверсионные стратегические ракеты, выслужившие свой срок, которые выводят в космос спутники. Но не все идеи применения в мирных целях бывшей военной техники доходят до реализации. Не были осуществлены планы использования танков в качестве тракторов для вспашки полей. Слишком большими были бы расходы на топливо. Но был ещё один проект, который, несмотря на свою кажущуюся привлекательность, так и не был воплощён в металле. Речь идёт об использовании в морях Северного Ледовитого океана переоборудованных атомных подводных лодок в качестве сухогрузов и танкеров, которые могли бы обходиться без ледокольного обеспечения. Задача увеличения выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК поставлена президентом России Владимиром Путиным, а если быть точнее - увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции в общем объёме производства до 30 процентов к 2025 году, а к 2030 году до 50 процентов. 18 сентября 2020 года на заседании Военно-промышленной комиссии в режиме видеоконференции он сказал: «Увеличение выпуска качественной, высокотехнологичной гражданской продукции в перспективе позволит оборонным предприятиям получить дополнительные доходы, создать современные рабочие места, получить важные технологии двойного назначения. Поэтому, обращаю внимание: все намеченные планы должны безусловно соблюдаться». Планы должны безусловно соблюдаться, но всегда ли предлагаемые конверсионные проекты реализуемы и эффективны?
Идея не нова. Ещё в годы Первой мировой войны в Германии была построена транспортная подводная лодка грузоподъёмностью 700 тонн. В годы Второй мировой такие лодки были у Германии, Японии и Италии. В 50-60 годы двадцатого столетия советские конструкторы рассматривали вопрос о строительстве грузовых подводных лодок для использования на трассах Северного морского пути. Но тогда пришли к заключению, что использование подводных лодок для перевозки грузов менее рентабельно, чем на ледокольно-транспортных судах. Рассматривались аналогичные проекты и в США. В 1958 году морская администрация США заказала компании General Dynamics проработку атомного подводного танкера. Начав добычу нефти в Канадской Арктике, американцы рассматривали вопрос строительства подводных танкеров дедвейтом 200 тысяч тонн. Но, составив технико-экономическое обоснование проекта, они отказались от подобной затеи. Аналогичные проекты рассматривали английские компании Mirchell Engineering и Saunders-Roe. Не обошли эту тему и Япония, Швеция, Италия, Германия и Франция. Особенно популярной она стала в 1980-е годы, тогда в результате войны между Ираном и Ираком были потоплены десятки нефтеналивных судов. Представлялось, что подводные танкеры будут гораздо безопаснее в случае возникновения новых военных конфликтов. Однако все исследования и инженерные расчёты показали, что построить подводные танкеры технически возможно, но экономически нецелесообразно. А если говорить об использовании подводных сухогрузов и танкеров в Арктике, то это и вовсе не реализуемые проекты. Подковёрная игра «Норильского никеля»Инициатором проведения работ по переоборудованию списанных атомных подводных лодок в подводные сухогрузы выступил тогдашний генеральный директор компании «Норильский никель» Александр Хлопонин. По-видимому, это был элемент шантажа монополиста по доставке грузов в Дудинку и вывозу цветных металлов на экспорт Мурманским морским пароходством, которое в ту пору единственное имело суда усиленного ледового класса и оперировало атомными ледоколами, которые находились у него в доверительном управлении. Доставка грузов обходилась Норникелю недёшево, как и ледокольные сборы и оплата ледокольной проводки судов. К тому же в августе 1995 года многоцелевая атомная подводная лодка Северного флота проекта 671 РТМ доставила на Харасавэй продукты и гражданские грузы. И именно в те годы из боевого состава Военно-Морского Флота выводились и утилизировались десятки атомных подводных лодок.
Работами по проектированию сухогрузов на базе выведенных из боевого состава флота атомных подводных лодок занималось ЦКБ МТ «Рубин». К счастью, здравый смысл всё же восторжествовал, и в период с 2006 по 2009 год «Норильский никель» построил свой флот сухогрузов ледового класса Arc7. Первое судно дедвейтом 18,3 тысячи тонн, с движителями «Азипод», способное преодолевать льды толщиной до полутора метров, было построено в Финляндии на верфи компании Kvaerner Masa-Yard за 70 миллионов евро, а ещё четыре в Германии на верфи Wadan Shipyards MTW/Nordic Yards. А теперь вернёмся к вопросу: «А могли бы использоваться сухогрузы, да и танкеры на базе атомных подводных лодок в арктических морях?» Этот вопрос актуален ещё и потому, что вновь поднимается тема создания подводных атомных танкеров и газовозов. Подводные камни арктической логистикиЕсли говорить о грузоподъёмности, то используемые сейчас «Норникелем» сухогрузы могут взять на борт полтора десятка тысяч тонн груза. Атомная подводная лодка в случае переоборудования вряд ли смогла бы принять на борт такое количество груза. К примеру, предлагавшиеся к переоборудованию ЦКБ «Рубин» атомные подводные лодки проекта 667 класса «Дельта» даже при врезке дополнительного отсека длиной 30 метров могли взять на борт не более 3 500 тонн груза. Сложно представить себе махину весом в 25 тысяч тонн, которая везёт на себе груз весом в несколько тысяч тонн - всё равно, что «КАМАЗом» везти в магазин ящик пива. По этой причине на Севере сложилась и успешно эксплуатируется арктическая морская транспортная система, функционирующая за счёт использования атомных и дизель-электрических ледоколов, судов усиленного ледового класса. Она согласуется с технологией перевалки грузов в арктических портах с использованием схожего кранового хозяйства, причалов, сливных эстакад. Любая транспортная система состоит из многих звеньев и включает контейнеризацию и пакетизацию грузов, наличие универсальных и нефтеналивных терминалов, портового хозяйства, создаваемого для надводных судов. С внедрением транспортных подводных лодок потребуется коренная перестройка всей системы. И тогда стоимость транспортных подводных лодок окажется мизерной по сравнению с затратами на их сопряжение с существующими портами. Наконец, какие порты согласятся принимать подводные сухогрузы и танкеры с ядерной энергетической установкой. Существует международная конвенция 1972 года, в соответствии с которой суда с ядерными энергетическими установками могут базироваться в портах или совершать заходы в них, если порты оборудованы для этих целей, имеют специальную охрану для защиты ядерных объектов, системы радиационного контроля, средства для ликвидации возможных аварийных ситуаций. И это ещё далеко не всё: необходимо иметь мощности для ремонта ядерных энергетических установок, по переработке и хранению радиоактивных отходов, по перезарядке атомных реакторов. Ни один гражданский порт, кроме Мурманского, всего этого не имеет, и не отвечает требованиям конвенции. И куда атомные подводные сухогрузы и танкеры повезут свои грузы, где приткнутся для ремонта, смены экипажей и активных зон? К тому же стоимость переоборудования атомных подводных лодок в транспортные суда будет соизмерима со строительством более экономичного и более вместительного надводного судна. Да и кто согласится работать на списанной атомной подводной лодке, переоборудованной в транспортное судно? Никто ведь не согласится летать на списанном самолёте.
Со строительством в России нового поколения атомных ледоколов типа «Арктика» и «Лидер» плавание в ледовых условиях по Севморпути станет круглогодичным. Поэтому проекты создания на базе атомных подводных лодок танкеров НК «ЛУКОЙЛ» даже не рассматривала. Она построила в Германии пять танкеров ледового класса дедвейтом по 16 тысяч тонн и пять танкеров дедвейтом 20 тысяч тонн на «Адмиралтейских верфях» и успешно их использовала для вывоза нефти Тимано-Печоры с терминала «Варандей». Суда - газовозы и танкеры усиленного ледового класса - сейчас уже активно используются для вывоза СПГ, нефти и газоконденсата приарктических и шельфовых месторождений. Сложно представить себе атомный подводный газовоз соизмеримый по грузовместимости с надводным судном, которое перевозит 172 тысячи куб. метров СПГ при длине 299 метров, ширине 50 и высоте по борту 26 метров. Имея усиленный корпус ледового класса и движители «Азипод», эти суда могут безостановочно двигаться во льдах толщиной 1,5 метра. Только для проекта «Ямал СПГ» будет построено 15 таких судов-газовозов. На отечественных предприятиях наладили выпуск танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 70 тысяч тонн, а на заводе «Звезда» в городе Большой Камень - супертанкеров в 120 тысяч тонн и выше. Где и на каких верфях можно будет построить в России такие атомные подводные суда, и какова будет стоимость реализации такого проекта? И есть ли необходимость в таких проектах, вернее, прожектах?
Во время проведения совещания по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК, которое провёл президент России Владимир Путин 24 января 2018 года в Уфе на ПАО «Объединённая двигателестроительная корпорация - Уфимское моторостроительное производственное объединение», министр промышленности и торговли Денис Мантуров, говоря о выпуске на предприятиях ОПК техники для освоения Арктики, предложил при переходе на научно доступные технологии отбор гражданской продукции ОПК для использования в таких проектах осуществлять созданной по поручению президента России «НПО «Конверсия». Возможно, это НПО поставит заслон расходованию средств на заведомо провальные проекты. https://zvezdaweekly.ru/news/20218311110-qoUKn.html comments powered by Disqus |
Продаются
недостроенные гаражи 3,5х7 в Волжском ГСК "Ивест Плюс" 31 микрорайон улица 87 Гвардейская обмен на авто.
+7 960 889 88 09
|
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей»
Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
|
Политика
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ».
В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей»
На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
|
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1).
Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
|
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
|
Промышленность
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ».
В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей»
На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300.
На самолете было решено установить два новых турбови...
|
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним.
Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
|
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
|
Сельское хозяйство
Записей не найдено. |