Зачем нужна укороченная версия пассажирского самолета МС-21?

30.01.2025  |  16:18
4
Зачем нужна укороченная версия пассажирского самолета МС-21?

До конца 2025 года будет подготовлена конструкторская документация по эскизному и техническому проекту пассажирского самолета МС-21-210. Это укороченная версия МС-21, где в салоне будет от 132 до 153 мест вместо базового варианта МС-21-310, где разместятся от 160 до 183 пассажиров. Поговорим о модификациях нашей перспективной машины.

Изначально при создании проекта МС-21 в 2010-х годах шла речь о нескольких вариантах пассажирского самолета: МС-21-200 (укороченный, 130-153 места), МС-21-300 (базовый — средний, 160-183, предельно 211 мест), МС-21-400 (удлиненный, до 210-230 мест). Все — с большой долей иностранных компонентов и зарубежными двигателями Pratt & Whitney PW1400G. Как мы помним, на использовании западных двигателей и оборудования настаивало много уважаемых людей, которым нужно было, чтобы наша страна была встроена в западную глобальную экономическую модель.

Достаточно сказать, что по сути единственным заказчиком МС-21 с российскими двигателями ПД-14 было государство в лице Специального летного отряда («СЛО «Россия», «правительственный авиаотряд»). Тому же «Аэрофлоту» были нужны именно американские двигатели, там до начала 2020-х годов всячески не хотели брать что-то российское и независимое. Вся эта, мягко сказать глупая, стратегия привела к тому, что было упущено много времени, а весь упор делался на создание и сертификацию МС-21-300 с западными движками и компонентами.

Наконец, в начале 2020-х годов разработка сосредоточилась на базовом варианте, который после начала программы реального импортозамещения превратился в МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 и отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием. В 2024-2025 годах среднемагистральный самолет активно проходит испытания, чтобы в 2026-2027 годах выйти на обычные маршруты и возить пассажиров.

Создание МС-21-310 и большой объем работ по организации производственной базы для его выпуска в реальных объемах вызывает бурление в среде диванных критиков, ненавистников российской авиации и прочей микрофлоры виртуального мира. Факт остается фактом: МС-21 — это современный самолет, находящийся на уровне передовых разработок единственных двух мировых производителей такой техники (европейский Airbus и американский Boeing). Китайский проект COMAC C919 по сложности и оригинальности разработки рядом не стоит и представляет набор из компонентов США и ЕС, включая американские двигатели CFM International LEAP-1C. Можно сравнить его во-многом с самым началом проекта МС-21 с западной «начинкой». То есть с выходом на линии МС-21-310 Россия станет третьей страной, выпускающей собственный среднемагистральный самолет на своих решениях, и единственной — полностью на своих компонентах. Вернемся к модификациям.

МС-21-310 как основная версия уже строится в Иркутске. Когда завершится весь цикл испытаний, завод начнет наращивать производство и сдавать самолеты заказчикам. Первые готовые машины должны быть переданы в эксплуатацию в 2026 году. В районе 2030 года планируется выпускать по 36 МС-21 в год (хотя максимальные объемы по программе возможны и более крупные). Все 13 построенных на начало 2025 года МС-21 это машины модификаций МС-21-300 и МС-21-310, то есть базовый/средний вариант. Характерстики этой версии самолета неоднократно публиковались в открытых источниках.

МС-21-210 имеет укороченный по сравнению с 21-310 на 8,5 метров фюзеляж, соответственно масса модификации снизилась на 6-7 тонн (меньше коммерческая нагрузка и число пассажиров), дальность должна возрасти до 6400 км. Все остальные параметры остались прежними (те же двигатели ПД-14 и т.д.). Поэтому и процесс разработки «210-й» версии не будет сложным и затратным. Чего не скажешь о третьем варианте, которым пока всерьез никто не занимается — МС-21-410. Здесь всё упирается в двигатели — простыми ПД-14 не обойтись, если хочется сохранить дальность полета. Для первого варианта МС-21-400 предполагалось использовать модернизированный ПД-14М, также рассматривалось создание перспективной версии МС-21-400LR с новыми двигателями ПД-18 (пока это нереализованный проект на базе решений ПД-14).

В итоге, если мы увидим в нынешних реалиях МС-21-410 в ближайшие 5-7 лет, то это будет скорее всего машина с ПД-14, а значит придется жертвовать дальностью данного варианта. Либо удлиненный вариант не появится как таковой. Впрочем, тут пока о чем-то конкретном говорить рано. Например, никто до 2024 года не говорил о грузовом МС-21, а на него появился первый потенциальный покупатель, который готов ждать до 2030 года, а это уже появление новой модификации. 

В производстве «короткий» МС-21-210 мало чем будет отличаться от МС-21-310, что не вызовет каких-либо технологических сложностей в запуске машины в серию. На конец января 2025 года нет подтвержденных данных, кто может стать стартовым заказчиком укороченной версии «двадцать первого». С учетом того, что «210» и «310» будут взаимно дополнять друг друга на российских просторах, это тоже не проблема: заказы на обе модификации обязательно будут.

https://tehnoomsk.ru/archives/16336 


comments powered by Disqus
Общество
Су-57 превзошел американский F-35 на аэрофоруме в Индии
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 на международной аэрокосмической выставке Aero India 2025 Фото: REUTERS/Abhijith Ganapavara...
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
В "Рособоронэкспорте" рассказали об интересе к Як-130М за рубежом
Як-130 ВКС РФ / Фото ПАО "Яковлев" Емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, уже ведутся консультации с несколькими...
Первый зарубежный покупатель истребителя Су-57 получит самолет в 2025 году
Иностранный заказчик истребителя Су-57 в 2025 году получит самолет и начнет его эксплуатацию, сообщил "Интерфаксу" глава "Рособоронэкспорта" Александр...
Политика
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
Россия готова предложить Индии локализацию производства истребителя Су-57 - глава ОАК
Россия готова предложить индийской стороне организовать производство истребителя Су-57 на их территории, сообщил гендиректор Объединенной авиастроител...
Армия
Наш Су-57 покорил небо на Aero India 2025 - видео
Виртуозный летчик-испытатель Сергей Богдан показал в небе Индии, как может летать российский истребитель пятого поколения Су-57Э. На международной ави...
Су-30СМ ВКС РФ сбил в зоне СВО украинский Су-27
В зоне проведения специальной военной операции уничтожен очередной украинский самолет Су-27. Боевая машина была сбита в воздушном бою российским истре...
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы
Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Стал...
Ту-95МС ДА выполнили плановый полет - видео
Два стратегических ракетоносца Ту-95мс дальней авиации выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Охотского и Японского...
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
ВК-650В для "Ансата" и Ка-226Т получил сертификат типа
На предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в присутствии министра промышленности и торговли России Антона Алиханова состоялась церемония вручения ...
Экономика
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Главная премьера авиафорума NAIS в Москве двигатель ПД-8 для лайнера SJ-100
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представит линейку отечественн...
40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях. В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства ...
Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21
Пока продолжаются испытания пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21-310 и ведется достаточно объемная работа по созданию мощностей для их вып...
Транспорт
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пило...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...