За парту с «МиГом»

18.07.2023  |  22:58
9
За парту с «МиГом»

Фото: ОКБ им. А.И. Микояна 

В военную авиацию идут не только крепкие телом и духом, но и готовые к большим объемам знаний и сложнейшему обучению. Например, подготовка высокопрофессионального летчика истребителя в России длится 7-8 лет и обходится государству в среднем в 5 млн долларов. Современные разработки и технологии позволяют сократить эти трудозатраты. Для этого применяются интерактивные автоматизированные системы обучения.

На примере решений ОКБ им. А.И. Микояна разбираемся, как сегодня обучают военных летчиков и где еще могут принести пользу учебные материалы современного формата.

Обучение на тренажерах стало привычным делом для российских военных летчиков. С их помощью они отрабатывают свои действия, прежде чем сесть в кабину реальной боевой машины. Есть в российском авиапроме специализированные производители авиатренажеров, однако и сами авиастроительные конструкторские бюро предлагают свои решения для обучения летчиков. Так, ОКБ им. А.И. Микояна занимается созданием технических средств обучения (ТСО) для «МиГов» с начала 2000-х годов. И в таком подходе есть неоспоримые плюсы.

Без-имени-6.jpg

Во-первых, если раньше подрядчики изготавливали обучающие материалы и системы уже после выхода нового самолета, то теперь заказчики «МиГов» получают учебный комплект практически одновременно с машиной, что ускоряет начало учебы. Особенно такой подход оказался востребован для иностранных заказчиков, в работе с которыми важен высокий уровень сервиса. Во-вторых, продукт получается более целостным и качественным, и его элементы могут использоваться не только в учебе летчиков, но и, например, в подготовке техперсонала или рабочих-сборщиков.
  

Пять шагов в небо

Обучающий комплекс, созданный миговцами, получил название ИАСО − интерактивная автоматизированная система обучения. И слово «система» здесь ключевое, так как это не просто набор произвольных компонентов, а целый последовательный курс. Его структура включает в себя пять уровней подготовки, охватывающих весь необходимый для военного летчика набор знаний и навыков.

Первый уровень – это групповая работа в лекционных классах. Затем наступает время индивидуального обучения на базе компьютеризированных рабочих мест. Здесь курсанты осваивают все системы и подсистемы самолета, отвечают на контрольные вопросы. На третьем уровне идет работа с так называемыми процедурными тренажерами, которые формируют навыки взаимодействия на практике с отдельными элементами управления самолетом. Следующий шаг – это уже максимальное погружение с тренировками на комплексных тренажерах, дополненных визуализацией полета. И на финальной стадии будущий летчик закрепляет знания и навыки уже на реальном тренировочном самолете на земле и в небе.

Без-имени-4.jpg

Созданием техсредств обучения в ОКБ им. Микояна занимается целый ряд специалистов. Сначала сценаристы (обычно в их роли выступают инженеры по эксплуатации) формируют сценарии обучающих программ по всем системам самолета, а медиагруппа производит фото- и видеоматериал, а также анимацию. Информационные материалы проверяются подразделениями ОКБ на соответствие документации. После этого программисты превращают контент в программы. Параллельно с этим изготавливаются процедурные и комплексные тренажеры.
  

Знания для всех

История авиационных тренажеров началась практически одновременно с появлением массовых самолетов – в начале XX века. Со временем тренажеры усложнялись и вошли в обязательную практику обучения и совершенствования летчиков. Однако воспроизвести полет с высокой достоверностью у разработчиков ТСО получилось только тогда, когда появились современные технические средства − трехмерная графика, виртуальная реальность, дополненная реальность. Эти технологии увеличивают наглядность и, как следствие, ускоряют обучение.

Очень важно передать все детали полета максимально реалистично, чтобы у летчиков не возникало так называемого «ложного навыка», когда ошибочные привычки, наработанные на тренажере, могут привести к опасным последствиям в полете.

При этом в обучении военных летчиков есть свои нюансы, когда даже самая актуальная техника пока не справляется со всеми поставленными задачами. Например, при отображении сильно удаленного объекта с помощью проектора или 3D-очков этот объект превращается в точку-пиксель, тогда как в реальности летчик видит его лучше и может отработать цель. Или еще пример − слабая детализация трехмерной графики при тренировке посадки самолета.

Без-имени-5.jpg

И еще один интересный момент. Современные авиатренажеры оснащаются системами подвижности, имитирующими наклоны и виражи самолета во всех плоскостях. Но если для гражданской техники это актуально и уже стало нормой, то в тренажере истребителя такая система не имеет смысла – уж слишком быстро он перемещается, и пилот испытывает слишком высокие перегрузки, которые нельзя изобразить на оборудовании сегодняшнего поколения. Полностью ощутить полет летчик-истребитель сможет только в небе.

Системный подход к созданию технических средств обучения, который практикуют в ОКБ им. А.И. Микояна, позволяет выпускать сложные, комплексные образовательные продукты с высокой степенью автоматизации обучения. Верифицированный контент включается в базу знаний компании, может впоследствии использоваться инженерами по эксплуатации, его элементы могут передаваться на производство, включаться в электронную документацию по машинам, что повышает качество работ в ходе всего цикла жизни самолета.
 

При подготовке материала использована статья «Главное – наглядность», автор − Константин Лантратов // «Горизонты», журнал Объединенной авиастроительной корпорации, № 1 (37) 2023.

comments powered by Disqus
Общество
Технологии распознавания паспорта: Как API меняют взаимодействие бизнеса и пользователей
Технологии распознавания документов, в частности распознавание паспортов, находят все более широкое применение в различных отраслях. С помощью API (ин...
Новости общество культура
Знаем ли мы ответ на один, казалось бы, простой вопрос: что мы чувствуем тогда, когда чувствуем? Действительно ли мы понимаем, о чем наши чувства пыта...
Одного из штурманов потерпевшего крушение Ту-22М3 спасти не удалось
Погиб один из штурманов потерпевшего крушение в Иркутской области военного самолета — остальные три члена экипажа госпитализированы, сообщил губернато...
В Иркутской области упал бомбардировщик Ту-22М3, экипаж жив
Трех пилотов упавшего самолета Ту-22М3 в Иркутской области нашли, с четвертым сохраняется связь, сообщил губернатор Губернатор Иркутской области Иг...
Политика
Вучич опроверг слухи о передаче МиГ-29 Украине
Президент Сербии Александр Вучич опроверг предположения оппонентов о передаче истребителей МиГ-29 Украине после приобретения Белградом французских сам...
Первый полёт вертикально взлетающей амфибии ВВА-14
4 сентября 1972 года. Первый полёт вертикально взлетающей амфибии ВВА-14. Лётчик-испытатель Ю.М.Куприянов и штурман Л.Ф.Кузнецов доложили, что в в...
Новая ливрея ОАК для опытного Ил-114-300 видео
Опытный образец самолета Ил-114-300 получил новую корпоративную ливрею ОАК. Для покраски воздушное судно перелетело из подмосковных Луховиц в Ульяновс...
SJ-100 с отечественными двигателями приступит к полетам в 2025 году
Еще два прототипа регионального пассажирского самолета Superjet 100 (SJ-100), включая полностью импортозамещенный вариант самолета, присоединятся к ле...
Армия
МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?
ФОТО: © РИА Новости Александр Моклецов Первоначальная проверка на пригодность к эксплуатации МиГ-21 состоялась в 1953 году. Успехи МиГ-15 и МиГ-17 сви...
Новосибирский авиазавод передал ВКС России очередную партию Су-34
Новосибирский авиационный завод изготовил и передал ВКС России очередную партию серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34. Самолеты изготовлены в рамк...
Почему барражирующий «Ланцет» считается одним из самых эффективных средств поражения
Дрон-камикадзе ZALA LANCET "Изделие-51" / Иллюстрация: © пресс-служба ZALA Aero Group Использование ударных барражирующих боеприпасов (УББ) «Ланцет...
Business Insider: в воздушном бою Западу Россию не победить
Украинский конфликт показал, что правила ведения воздушного боя радикально изменились, пишет Business Insider. Это означает, что НАТО нуждается в укре...
Спорт
«Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
«Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...
В Тверском соединении ВТА завершилась сдача нормативов по физической подготовке
В Тверском соединении военно-транспортной авиации и подчинённых воинских частях, дислоцированных в Тверской, Псковской, Ивановской и Брянской областях...
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...


Промышленность
Первый полёт вертикально взлетающей амфибии ВВА-14
4 сентября 1972 года. Первый полёт вертикально взлетающей амфибии ВВА-14. Лётчик-испытатель Ю.М.Куприянов и штурман Л.Ф.Кузнецов доложили, что в в...
Новая ливрея ОАК для опытного Ил-114-300 видео
Опытный образец самолета Ил-114-300 получил новую корпоративную ливрею ОАК. Для покраски воздушное судно перелетело из подмосковных Луховиц в Ульяновс...
SJ-100 с отечественными двигателями приступит к полетам в 2025 году
Еще два прототипа регионального пассажирского самолета Superjet 100 (SJ-100), включая полностью импортозамещенный вариант самолета, присоединятся к ле...
Ан-2, ТВС-2МС или ЛМС-901 – кто вывезет лёгкую авиацию?
Коллаж © «Авиация России» Необходимость замены Ан-2 назрела давно. По сути, на нём сейчас держится значительная часть всех внутрирегиональных пассажир...
Экономика
ГТЛК и ОАК подписали соглашение о намерениях на поставку 238 самолетов
Документ предусматривает поставку 132 ближнемагистральных самолетов «Суперджет», 65 региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300 и 41 среднемагистр...
Российский почтовый сервер
RuPost — это корпоративная почтовая система, с календарями, заметками, задачами, адресными книгами и другими функциями, важными для компаний. Масштаби...
«Туполев» запустил на проектную мощность девять пятикоординатных фрезерных станков
На КАЗ им. С.П. Горбунова – филиале АО «Туполев» вышли на проектную мощность девять пятикоординатных фрезерных станков. Они были введены в эксплуа...
Обсуждены подходы к предстоящей коммерческой эксплуатации регионального Ил-114-300
Подходы к предстоящей коммерческой эксплуатации региональных самолетов Ил-114-300 обсудили (https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=12247) в ходе сове...
Транспорт
До конца этого года начнутся летные испытания импортозамещенного МС-21
На Иркутском авиационном заводе два опытных образца МС-21 сейчас оборудуются отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспеч...
В «Туполеве» рассказали, как можно снизить вес самолёта Ту-214
Ту-214, являющийся основным гражданским самолётом в портфеле АО «Туполев», продолжает оставаться актуальным в условиях западных санкций, введённых про...
Cvl масла
Наша компания была основана в 2012 г. и является оптовым поставщиком масел, смазок и охлаждающих жидкостей в различной фасовке. За прошедшее время мы...
Александр Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в сопровождении делегации посетил Иркутский авиационный завод. Беларуской делегации показали произво...
Сельское хозяйство
Производитель китайских агродронов Jtilep откроет производство на Кубани
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Компания Jitian Intelligent Equipment открыла свое представительство в городе Краснодаре и активно ищет подходяще...
Китайские беспилотники угрожают нацбезопасности — считают в США
Федеральные власти США обеспокоены резким ростом популярности среди местных фермеров технологий китайского производства, в частности БПЛА. Так, америк...
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...