Як-130М: Легкий боевой

28.08.2024  |  12:18
9
Як-130М: Легкий боевой
На международном военно-техническом форуме "Армия-2024", который проходил с 12 по 14 августа 2024 года в конгрессно-выставочном центре "Патриот", состоялась презентация самолета Я-130М. Сразу следует отметить, что это не просто модернизация самолета Як-130, а превращение учебно-боевого самолета в полноценный легкий боевой самолет. В инфополе это событие было отмечено рядом кратких сообщений федеральных информационных агентств. Но проект, как и самолет Як-130 с его уникальными летно-техническими характеристиками, заслуживает более детального обзора, что мы и решили сделать.

В презентации самолета Я-130М принимали участие генеральный директор ПАО "Яковлев" (входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Андрей Иванович Богинский, генеральный директор Иркутского авиационного завода (ИАЗ, входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Александр Алексеевич Вепрев и заместитель главного конструктора самолета Як-130 Дмитрий Константинович Попов, который и рассказал нам в деталях о проекте модернизации самолета.

У павильона Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) был представлен  демонстратор Як-130М с полным набором нового оборудования и вооружения. Нынешний серийный Як-130 — это учебно-боевой самолет, который используется для обучения курсантов, а также может применять различные виды вооружения. Но на нем отсутствуют прицельные системы, а вооружение может применяться только по видимым целям и целям с известными координатами.

Теперь же, для расширения боевых возможностей самолета, на «Яковлеве» проводят работы по модернизации самолета с целью расширения его боевых возможностей. В первую очередь — это установка бортовой радиолокационной станции в носовую часть фюзеляжа, которая позволит дальше видеть цели и применять ракеты воздух-воздух с большей дальностью. Для поражения воздушных целей предусмотрено применение ракет РВВ-МД с увеличенной дальностью пуска.  

Также предусмотрена установка оптико-локационной станции в контейнерном исполнении СОЛТ-130К, которая включает в себя оптический, лазерный и тепловизионный каналы. Это позволит применять корректируемые авиабомбы с лазерным целеуказанием, а также засекать на большем расстоянии цели в тепловом диапазоне.

Для защиты от угроз наземных систем ПВО предусмотрена установка бортового комплекса обороны, включающий в себя два контейнера, размещаемые на законцовках крыла. Первый контейнер оптический, который засекает пуски ракет, оснащен устройством выброса помеховых патронов, для противодействия наведению ракет. Второй контейнер – радиолокационный, который обнаруживает облучение самолета средствами ПВО, пуски ракет и ставит помехи.

Также расширяется номенклатура вооружений. В первую очередь это бомбы с лазерным и спутниковым наведением. Для работы по площадным целям на самолете установят четыре многозамковых балочных держателя для подвески на каждый по четыре ОФАБ-100-120. То есть – 16 авиабомб. Расширяется и пушечное вооружение. Сейчас серийный Як-130 может использовать только одну пушку ГШ-23Л со 120 патронами. Модернизированная версия предусматривает возможность подвески четырех контейнеров с такими же пушками ГШ-23Л с боезапасом 250 выстрелов на один контейнер. Всего – 1000 патронов.

Для того, чтобы обеспечить работу с новым оборудованием самолета, кабина модернизированной версии Я-130 будет оснащаться дополнительными пультами и более мощным прицельно-навигационным комплексом. Также устанавливается новый комплекс средств связи с двумя радиостациями, что позволит использовать самолет для выполнения задач над морем. Комплекс будет осуществлять открытую и закрытую радиосвязь, а также обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами для осуществления групповых действий.

При этом, всё это бортовое и навесное оборудование не потребовало изменений конструкции планера самолета. Единственное, что было изменено - углы отклонения носков крыла, что позволило улучшить маневренные характеристики самолета. Также неизменными остались масса самолета и центровка. Дело в том, что ещё на этапе создания базового Як-130 в конструкцию самолета была заложена возможность установки локатора. До сих пор все серийные самолеты выпускались с центровочным грузом в 60 кг. После установки РЛС в центровочных плитах отпадает необходимость. В купе с модернизированной кабельной сетью весовые характеристики конструкции останутся в тех же параметрах. Прежним остается и радиус боевого применения.

Следует отметить, что на выставке был представлен пока лишь демонстратор Як-130М, на котором отрабатываются конструктивные изменения будущего самолета. Сейчас по заказу Минпромторга реализуется этап опытно-конструкторских работ (ОКР). Завершена разработка технического проекта, производится выпуск конструкторской документации, которая передается на завод изготовитель в Иркутске, где уже приступили к изготовлению опытных образцов.

По словам генерального директора Иркутского авиационного завода (ИАЗ, входит в ОАК госкорпорации "Ростех") Александра Вепрева, на заводе завершили подготовку производства под производство Як-130М. Идет изготовление деталей и к концу ноября планируется собрать первый фюзеляж, а в декабре уже второй. Согласно планам, первая опытная машина должна подняться а небо в первом полугодии следующего года. Всего же будет построено три опытных образца для проведения заводских и государственных испытаний. «Завершить опытно конструкторские работы по созданию модернизированной версии самолета Як-130 планируется в течение трех лет», - сообщил журналистам генеральный директор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский.

Як-130 ВКС РФ, фото ПАО "Яковлев"

В ПАО «Яковлев» не скрывают, что новая модификация самолета в первую очередь ориентирована на внешние рынки. Более того, превращение учебно-боевого Як-130 в боевой Як-130М – это реализация пожеланий заказчиков в тех странах, где самолет уже эксплуатируется. В "Рособоронэкспорте" заявили, что экспортный потенциал Як-130М составляет около 40 самолетов. При этом емкость рынка модернизации ранее поставленных Як-130 до версии Як-130М в "Рособоронэкспорте" оценили ещё примерно в 60 самолетов. Потенциальными заказчиками являются страны Азии и Африки.

Як-130 ВКС РФ, фото "Ростех"

В заключение следует отметить и ещё один важный аспект. Превращение учебно-боевого самолета в легкий боевой не исключает учебного функционала. При необходимости, Як-130М можно будет использовать и как учебный самолет, но теперь уже с отработкой использования более серьезного комплекса вооружения.

фото автора

Роман Гусаров

    comments powered by Disqus
    Общество
    Авиакомпания «СибАэроКрафт» получила очередной серийный самолёт ТВС-2МС
    Фото: © пресс-служба ООО «Русавиапром» Лётные испытания ремоторизованного самолёта прошли в Томске на аэродроме Берёзкино. Самолёт был выпущен ново...
    Технологии распознавания паспорта: Как API меняют взаимодействие бизнеса и пользователей
    Технологии распознавания документов, в частности распознавание паспортов, находят все более широкое применение в различных отраслях. С помощью API (ин...
    Новости общество культура
    Знаем ли мы ответ на один, казалось бы, простой вопрос: что мы чувствуем тогда, когда чувствуем? Действительно ли мы понимаем, о чем наши чувства пыта...
    Одного из штурманов потерпевшего крушение Ту-22М3 спасти не удалось
    Погиб один из штурманов потерпевшего крушение в Иркутской области военного самолета — остальные три члена экипажа госпитализированы, сообщил губернато...
    Политика
    БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
    Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
    Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
    Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
    Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
    ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
    NYT: Россия поразила авиабазу ВСУ после сообщения о прибытии западных F-16
    Россия нанесла ракетный удар по крупному военному аэродрому Староконстантинов, где могли базироваться западные истребители, сообщает The New York Time...
    Армия
    ВИДЕО: ВКС России получили очередную партию новых Су-34
    Самолеты изготовлены в рамках производственной программы текущего года. До передачи в войска боевые машины прошли комплекс наземных и летных испытаний...
    «Герань-2» – из России, но без любви
    В начале весны 2024 года издание Army Recognition (Брюссель) сообщило, что за время с 24 февраля 2022 года по начало марта текущего – было задокументи...
    Военкор Александр Коц: ВС России потеряли в зоне СВО беспилотник С-70 «Охотник» - видео
    С мест сообщают: под Константиновкой потерян наш новейший тяжелый ударный дрон С-70 «Охотник». Видео очевидцев говорят, что это скорее всего так - сил...
    Видео: У берегов Аляски Су-35 дерзко отогнал истребитель "партнеров"
    Как отметили в Объединенном командовании аэрокосмической обороны Северной Америки, российские самолеты оставались в международном воздушном пространст...
    Спорт
    «Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
    «Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...
    В Тверском соединении ВТА завершилась сдача нормативов по физической подготовке
    В Тверском соединении военно-транспортной авиации и подчинённых воинских частях, дислоцированных в Тверской, Псковской, Ивановской и Брянской областях...
    Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
    В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...


    Промышленность
    БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
    Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
    Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
    Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
    Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
    ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
    На пути к шестому поколению двигателей
    Создатели авиационных газотурбинных двигателей, как и создатели реактивных самолётов, оперируют понятием поколений изделий для того, чтобы охарактериз...
    Экономика
    "Вертолеты России" вновь возобновили программу Ми-34
    "Вертолеты России" вновь вернулись к идее возродить выпуск легкого однодвигательного вертолета Ми-34. Если в 90-х годах данная модель выпускалась Арсе...
    Российские власти признали, что процесс импортозамещения парка гражданской авиации идет медленнее, чем планировалось.
    К 2027 году доля самолетов российского производства в парке крупнейших авиаперевозчиков достигнет 25%, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на паспорт г...
    Жэньминь жибао: Россия ускоряет развитие БПЛА
    В последнее время Россия активно развивает беспилотные боевые силы — чем обусловлена такая спешка? Ведущая китайская газета называет три причины и отм...
    Авиакомпания S7 стала крупнейшим заказчиком самолетов Tу-214
    Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines ("Сибирь") выразила желание заказать 100 среднемагистральных самолетов Ту-214. Меморандум о сотрудн...
    Транспорт
    До конца этого года начнутся летные испытания импортозамещенного МС-21
    На Иркутском авиационном заводе два опытных образца МС-21 сейчас оборудуются отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспеч...
    В «Туполеве» рассказали, как можно снизить вес самолёта Ту-214
    Ту-214, являющийся основным гражданским самолётом в портфеле АО «Туполев», продолжает оставаться актуальным в условиях западных санкций, введённых про...
    Cvl масла
    Наша компания была основана в 2012 г. и является оптовым поставщиком масел, смазок и охлаждающих жидкостей в различной фасовке. За прошедшее время мы...
    Александр Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод.
    Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в сопровождении делегации посетил Иркутский авиационный завод. Беларуской делегации показали произво...
    Сельское хозяйство
    Производитель китайских агродронов Jtilep откроет производство на Кубани
    Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Компания Jitian Intelligent Equipment открыла свое представительство в городе Краснодаре и активно ищет подходяще...
    Китайские беспилотники угрожают нацбезопасности — считают в США
    Федеральные власти США обеспокоены резким ростом популярности среди местных фермеров технологий китайского производства, в частности БПЛА. Так, америк...
    Дроны в сельском хозяйстве
    Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...