"Враг заранее боится встречи натовских F-16 с нами": российские летчики рассказали о своей работе в зоне СВО

25.02.2024  |  19:12
9

Фото: Александр КОЦ

- Я, молодой парень, ехал по дороге на мотоцикле. Вечер, сумерки. И пара вот таких самолетов летели очень низко, на предельно малой высоте, - нежно похлопал «Фермер» по фюзеляжу штурмовика Су-25. - Я их увидел - и все, заболел. С того момента начал искать возможности, пути достижения цели. Так все и началось.

- Сложный был путь?

- Истинный путь не бывает легким. Чем он сложнее, тем выше ты поднимаешься.

С летчиком-штурмовиком с позывным «Фермер» мы встретились на одном из аэродромов в зоне СВО. Су-25 (в армейской среде их называют «Грачами») - самолет особенный в условиях специальной военной операции. Он ближе всех подходит к линии боевого соприкосновения. А соответственно и риск здесь выше.

В последние недели их регулярно провожали взглядами жители Донецка, когда самолеты заходили на удары по позициям противника под Авдеевкой. Я и сам часто видел их работу со стороны, у линии фронта. На предельно малых высотах они подходят к рубежу атаки, чуть задирают нос вверх и выпускают реактивные снаряды по целям, которые с земли подают передовые авианаводчики. Затем выпускают тепловые обманки и, резко разворачиваясь, уходят на аэродром базирования на дозарядку и дозаправку. На один из них я приехал как раз в дни активных штурмовых действий в Авдеевке, которые поддерживала и авиация Южной группировки войск.

Перед задачей летчики сосредоточены, лучше не лезть к ним с расспросами. И не фотографировать — не все они суеверны, но есть незыблемые традиции, которые не принято нарушать. Они обходят свою машину, проводя рукой по узлам и агрегатам, что-то спрашивают у техников, кивают, а затем по лестнице забираются в кабину. Все разговоры — после возвращения.

Су-25 летают парами — ведущий и ведомый. И взлетают друг за другом с разницей в пару минут. Как и садятся.

«За Белгород!»
Первый «Грач» выныривает из туманной жижи практически рядом со взлеткой — видны его мощные огни. Он плавно касается бетона задними шасси и аккуратно опускает переднее. В хорошую погоду, когда нет такого сильного бокового ветра, он выпускает тормозной парашют. Но не в этот раз. За ведущим благополучно садится и ведомый.

- Почему именно этот тип? - спрашиваю летчика, после того, как он доложил командованию о результатах вылета.

- Штурмовая авиация – это непосредственная поддержка войск вблизи линии соприкосновения, - растолковывает мне летчик с не самым «летающим» позывным «Трактор». - Во-первых, давняя мечта, так как мой герой детства - это Гареев Муса Гайсанович, дважды Герой Советского Союза. Равнялся на него, читал очень много мемуаров, рассказов, стремился быть именно штурмовиком.

- А у меня психика более резкая, что ли, мне нравятся энергичные полеты, которые требуют большого объема внимания, перераспределения моральных и физических сил, - признается севший следом «Фермер». - Если бы я летал на транспортных самолетах – высоко, долго, медленно – я бы там не смог. На истребителях тоже немножко другая специфика. А вот штурмовая – это мое.


Фото: Александр КОЦ

Удивительно, но все летчики, с которыми мне приходилось общаться, о своей профессии мечтали буквально с детства. Хотя выпало оно как раз на тот период безвременья, когда служба в армии и военная карьера были не то, чтобы очень популярны. Как правило, это влияние книг и фильмов о Великой Отечественной. Потому что тот же «Феремер» - первый военный в семье. Ничто, казалось бы, не предвещало…


Фото: Александр КОЦ

Пока мы беседуем на пронизывающем ветру, техсостав обслуживает машину к следующему вылету, заряжает в пусковые установки ракеты, на которых маркером пишут «За Белгород», «За детей Белгорода». Накануне ВСУ ударили по мирному городу. На прогулке на стадионе погибла мать и ее маленьких ребенок, которому не было и года.


Фото: Александр КОЦ

«Есть, что противопоставить F-16»
- Вам самим на себе приходилось чувствовать на себе противодействие противника?

- Самолет оснащен системой предупреждения, оно происходит всегда, в любом полете. Просто в тот или иной момент ты можешь оценить, какова вероятность того, что по тебе противник отработает и того, что ты можешь погибнуть, - признается «Фермер». - Ты оцениваешь все эти риски и принимаешь решение – либо продолжить выполнение задания, либо прекращаешь и возвращаешься на аэродром. Были моменты, когда при подходе к цели бортовой компьютер выдавал команду – «ракета справа, ракета слева». То есть, обозначен факт пуска. Двойственные чувства. Ты знаешь, что уже ничего не сделаешь, только маневрировать. С другой стороны, думаешь, что в принципе идти-то, в случае чего, пешком недалеко, Россия рядом.

- Когда стреляют по тебе ракетой, ничего не ощущаешь, ты просто действуешь, на автомате. Нужно сберечь себя, самолет, - уверяет «Трактор». - А после вылета, когда уже на земле, обрабатываешь информацию, обдумываешь - естественно, небольшой мандраж.


Фото: Александр КОЦ

- Как вы себе в такие моменты объясняете, что все не зря?

- А я вам историю расскажу, - предложил «Трактор». - В первые месяцы войны отрабатывали по заводу авиационными бомбами. И после нескольких дней с нами на вертолете случайным образом встретился спецотряд, который участвовал непосредственно в боевых действиях на этом заводе. Разговорились. Он спрашивает про этот завод – кто летал? Естественно, мой ведущий откликнулся. Эмоции захлестнули разведчика, мы обнялись, он сказал: «Мужики, спасибо вам огромное, если бы вы знали, сколько вы жизней спасли!» И после этого я для себя решил – самое лучшее в нашей работе это когда мы спасаем наших бойцов!

- Появление у противника F-16 усложнит нам эту задачу?

- У нас есть чем противостоять, они это прекрасно понимают, они боятся нашего противоборства – это во-первых, - загибает палец «Фермер». - Во-вторых, там нет грамотных летчиков, полноценно обученных. Даже если будут представители Запада за штурвалом, у них нет нашего опыта. Когда в последний раз натовские летчики проводили реальные воздушные бои или ощущали на себе противодействие современной ПВО? То-то же.

Против суровой статистики действительно не попрешь. За два года СВО противник не выиграл ни одной воздушной дуэли. Выход истребителя на истребитель неизменно заканчивался безоговорочной победой российской летной школы. И вряд ли появление американских самолетов что-то изменит в этом противостоянии. F-16 опасен скорее не как истребитель, а как штатный носитель крылатых ракет, которые он сможет запускать с бОльшей дистанции, нежели советские машины, стоящие на вооружении у Украины.

«Стингер в заднюю полусферу»
Со свистом нарезая воздух лопастями к аэродрому с задачи возвращаются три «вертушки» - два Ка-52 и один Ми-8. Стандартный состав боевого вылета — две ударных машины и одна дежурная — с поисково-спасательным отрядом «на всякий пожарный». Парни тоже работали на Авдеевском направлении, но за два года повидали всякого. Сейчас имеют возможность сравнивать.

- Характер боевых действий, конечно, меняется, - выбравшись из кабины говорит «Самара». - На Работинском направлении мы меньше летали на применение неуправляемых средств поражения, поскольку пехота зачастую прикрывалась и сопровождалась огромными колоннами техники. Вот по ней и отрабатывали прицельно «Вихрями». Там наше основное предназначение было именно уничтожение бронированных целей. Мы организовывали дежурство, экипажи круглосуточно находились в воздухе. И по первой команде от авиационного наводчика, от группы боевого управления, с командного пункта мы сразу принимали координаты и летели в район выполнения боевой задачи.


Фото: Александр КОЦ

- А сейчас?

- Сейчас противник перестал практически подтягивать любую бронетехнику к линии боевого соприкосновения, а так же остановились все их наступательные действия на Южнодонецком, на Северодонецком, на Запорожском направлениях. Поэтому сейчас пока занимаемся планомерным уничтожением живой силы противника.

- Проще стало в связи с сокращением западной помощи Украине?

- Да не сказал бы. Противник постоянно применяет какие-то новые тактики, засады, нас уже ждут, нас встречают. Вчера на отходе бортовой комплекс обороны сигнализировал нам об атаке переносного зенитного ракетного комплекса «Стингер» в заднюю полусферу. Три дня назад — то же самое на таком же маневре. Парни там не глупые, они точно так же делают работу над ошибками и совершенствуются в боевом плане, подстраиваются под нынешние реалии войны. Как и мы.


Фото: Александр КОЦ

- Кто кого перегоняет?

- Ну раз мы с вами разговариваем, то у нас получается лучше.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27571.5/4895651/


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Армия
Defence 24: российская армия увеличила число применяемых против ВСУ бомб с УМПК
В марте российские силы применили рекордное количество бомб с УМПК, сообщает Defence 24. В апреле их может быть еще больше. Это представляет серьезную...
ВКС России накрыли в Славянске около 60 наемников и кадровых офицеров ВСУ
Су-35 ВКС России. Фото: Валентин Капустин / РИА Новости Около 60 иностранных наемников и кадровых офицеров ВСУ уничтожены ударом ВКС России в Славянск...
13 апреля 1990 года впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ опытный истребитель-бомбардировщик Т-10В-1
13 апреля 1990 года впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ опытный истребитель-бомбардировщик Т-10В-1 ( бортовой номер "42" синий). Машину пилотирова...
Видео: партия новых истребителей Су-35С передана Минобороны
Первая в этом году партия новых многофункциональных истребителей Су-35С передана Минобороны России. Самолеты поколения 4++ прошли цикл наземных и летн...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Видео - второй опытный Ил-114-300 совершил первый полет
Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха возобновила программу летных испытаний пассажирского турбовинтового Ил-114-300. К ней подключена втор...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...