«Витязи» земли Русской

09.11.2021  |  09:36
9
«Витязи» земли Русской

ФОТО: © Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»

Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь». Этот вездеход - мировая легенда, не имеющая, извините за тавтологию, аналогов в мире. Про него снимают фильмы, с удовольствием пишут журналисты и блогеры, им восторгается иностранная пресса. Но что какие-то «диванные» восторги по сравнению со сдержанно уважительным отношением суровых людей, которые эксплуатируют эту технику ежедневно. В тех уголках России и мира, куда невозможно добраться даже на вертолёте. Там, где от него по большому счёту зависит жизнь людей.

Сегодня трудно поверить, но в начале производства и в 1990-х «жизнь» «Витязей» висела на волоске. Сначала, сразу после выпуска первого экземпляра, он не понравился заказчику лишь потому, что не был бронирован. А после перестройки уже сам завод испытывал трудности и его  производственные мощности чуть было не перепрофилировали на выпуск теплового оборудования.

Впервые о создании подобного уникального аппарата будущий главный конструктор «Витязей» Константин Осколков, по его словам, крепко задумался, когда Красная Армия форсировала Одер весной 1945-го. Константин Владимирович всю войну прошёл артиллеристом и не понаслышке знал, каково это таскать пушки по пересечённой местности и переправлять их через водные преграды. И завидно было и горько одновременно - наши на плотах, а союзники да фрицы - на амфибиях. Вот и занялся после Победы осуществлением своей мечты - создать универсальный тягач для страны. И - создал.

Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь».
© Из архива  АО «Машиностроительной компании «Витязь»
 Сорок лет назад из ворот тогда ещё Ишимбайского завода транспортного машиностроения выехал первый двухзвенный «Витязь».

Проектирование и разработку двухзвенных машин доверили четырём конструкторским бюро. Работы начались в 1970-х годах в атмосфере строгой секретности. Но самой совершенной работой признали проект Осколкова. Предполагалось, что «Изделие 110» - так называли на первых порах вездеход, - станет надёжным транспортёром баллистических ракет по самому суровому бездорожью. Ведь только «Витязь», благодаря способности преодолевать рвы шириной до четырёх метров и полутораметровые склоны, мог доставить ценный груз в самую настоящую глухую и непролазную тундру. И уже в начале 1980-х первый «Витязь» был готов. Но, увы. Как уже было сказано, тогда военные машину забраковали. 

Зато по достоинству оценили геологи и нефтяные компании. Им такая техника, способная работать в условиях абсолютного бездорожья и в температурных диапазонах от -50 до +50°C была крайне необходима. А в 1989 году «Витязи» произвели фурор в Антарктиде. Корабль с вахтовиками не смог подойти близко к берегу и транспортёры на глазах у потрясённых иностранных наблюдателей спустились в воду, проплыли 12 километров по океану и спокойно выбрались на лед.

В Антарктиде «Витязи» произвели фурор.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
 В Антарктиде «Витязи» произвели фурор.

Сейчас на заводе «Машиностроительной компании «Витязь» выпускают шесть модификаций вездехода грузоподъёмностью от 10 до 30 тонн. Машины трудятся в самых труднодоступных уголках мира - от Сибири, Дальнего Востока и Казахстана до Арктики и Антарктики. Особенной популярностью пользуются «Витязи» в странах Южного полушария Земли. До такой степени, что в ЮАР для них организовали сервисную базу.

Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Модельный ряд транспортёров «Витязь» оснащён дизелями жидкостного охлаждения (V-образными четырёхтактными). Пусковая система активируется пневмопуском или от аккумулятора с напряжением батарей 24 В. Специальная система подогрева и принудительное термосифонное движение масла и охлаждающей жидкости позволяет запускать двигатель при внешней температуре -50°С.

Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
 Вездеход выпускается в разных комплектациях, с двигателями отечественных и зарубежных производителей.

Основные технические характеристики вездехода ДТ-30

  • длина - 16 200 мм, ширина - 3 100 мм, высота - 3 300 мм;
  • допустимая длина груза - до 13 000 мм;
  • масса снаряжённого вездехода - 28 т;
  • количество пассажирских мест - 5;
  • грузоподъёмность - до 30 т.

ДТ-30 «Витязь» - это действительно один из наиболее мощных вездеходов, который способен в экстремальных условиях решать поставленные задачи. Ему не страшны непроходимые болота, водные преграды, снег и песок. В любой из перечисленных стихий он себя чувствует отлично и в тяжелейших условиях способен везти до 30 тонн веса. Он предназначен для работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от +40 до -50°С. А вот ДТ-30П относится к уникальному типу быстроходных транспортных машин - сочленённым гусеничным машинам, сочетающим большую грузоподъёмность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
 Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях.

В течение двух десятилетий с высокой отдачей сотни вездеходов ДТ-30П используется в различных регионах России для перевозки всевозможных грузов, под монтаж различного технологического оборудования, в том числе жилых блоков, кранов, экскаваторов, цистерн, противопожарного оборудования и т. п. Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Конечно, служат «Витязи» и в армии. На них размещают системы зенитных ракетных комплексов «Тор-А» и «Панцирь-СА» для работы в Арктике. А недавно на форуме «Армия-2021» публике представили передвижной комплекс питания, смонтированный на шасси «Витязя». Уникальная машина служит для приготовления и доставки горячей пищи для регионов с особо тяжёлыми природно-климатическими условиями. Расчёт комплекса способен одновременно накормить 250 человек, а на развёртывание кухни требуется не более 15 минут.

«Витязи» с системой зенитных ракетных комплексов «Тор-А» для работы в Арктике.
© Из архива «Машиностроительной компании «Витязь»
 «Витязи» с системой зенитных ракетных комплексов «Тор-А» для работы в Арктике.

Сорок лет - срок немалый. Но ещё и сегодня в «Машиностроительной компании «Витязь» трудятся почти 80 сотрудников, принимавших участие в создании первого двухзвенного транспортёра. Понятно, что на легендарном предприятии гордятся своей историей и хранят традиции. С грустной улыбкой рассказывают о трудных временах и с удовольствием и особой гордостью вспоминают главного конструктора, главного энтузиаста производства двухзвенного транспортёра «Витязь» Константина Осколкова. Без него, без его упорства, настойчивости и безграничного оптимизма «Витязь» до наших дней, наверное, не дожил бы. Сегодня АО «Машиностроительная компания «Витязь», которая входит в Акционерное общество «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех, чувствует себя хорошо. Как и люди, которые собирают для страны это чудо.

https://zvezdaweekly.ru/news/20211151355-8gVtp.html


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.