В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года

14.01.2025  |  12:23
4
В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года

Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Россия начнет массово производить среднемагистральный авиалайнер МС-21 на замену Boeing и Airbus не ранее 2027-2028 годов. Для этого предприятия планируют нарастить выпуск двигателей ПД-14. О том, над какими технологиями бьются отечественные авиаконструкторы, URA.RU рассказал доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, кандидат технических наук Михаил Тяглик.

Вопрос надежности SSJ-100

Двигатель ПД-8 для суперджета экономнее предшественника на 3%, рассказал Михаил Тяглик
Двигатель ПД-8 для суперджета экономнее предшественника на 3%, рассказал Михаил Тяглик
Фото: 

— Для выхода суперджета в серийное производство конструкторам нужно заменить франко-российский двигатель SaM-146 на отечественный ПД-8. Чего не хватает турбине для сертификации?

— ПД-8 проходит авиационные испытания — совершен полет на летающей лаборатории. Работоспособность двигателя подтверждена. Он сконструирован по новым технологиям, поэтому расход топлива будет на 3% меньше, чем у его зарубежного аналога. Но авиаредуктор на него ставить не планируется, потому что это приведет к удорожанию обслуживания самолета и снижению надежности двигателя. Решено не усложнять его конструкцию и добиваться сокращения расхода топлива за счет более современных решений. Надо помнить, что ПД-8 делали для региональных авиалайнеров. Им нужен недорогой, но надежный мотор, который сделает перелеты доступными по цене. ПД-8 откроет новые возможности и для создания российского бизнес-джета Aurus.

— С SSJ-100 в последний год произошло несколько авиаинцидентов, после которых полеты прерывались. С какой частью самолета связана большая часть происшествий — с двигателем, шасси или авионикой или повлиял человеческий фактор?

— Любой авиаинцидент возникает из-за наложившихся друг на друга причин. Один отказ не может привести к фатальным последствиям из-за наличия в самолете четырехкратной системы резервирования критически важных компонентов. В последних происшествиях с SSJ-100 нет общей закономерности. Нельзя утверждать, что узлы и агрегаты авиалайнера сделаны с конструктивными особенностями, приводящими к авариям. "Суперджет" отвечает международным требованиям безопасности самолетов этого класса.
Инциденты с суперджетом не связаны с конструктивными особенностями самолета, подчеркнул доцент МАИ
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

Можно проанализировать один из случаев, когда «Суперджет» совершил грубую посадку в аэропорту Антальи в ноябре 2024 года, после чего произошло возгорание из-за повреждения топливного бака. Некоторые утверждают, что у самолета непрочная конструкция, подломилась стойка. На самом деле лайнер попал в сильный сдвиг ветра и пошел на жесткую посадку, в этом случае вина за происшествие и повреждение самолета лежит на экипаже. У любой авиатехники есть запас прочности, преодолев который вы сломаете ее.

Когда обновят авиапарк

— Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркивал необходимость массового выпуска гражданских самолетов всех типов. Для МС-21 производятся двигатели ПД-14, а концерн «Радиоэлектронные технологии» заменил импортную авионику. Что мешает российскому среднемагистральному авиалайнеру взлететь уже сейчас?

России нужно увеличить производительность оборудования для изготовления большего числа двигателей для МС-21, сказал ученый
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

— Отдельные экземпляры МС-21 есть, но предстоит еще ряд испытаний. А для серийного производства воздушного судна нужно масштабировать выпуск двигателей ПД-14. Это высокотехнологичная силовая установка отечественной разработки. У нового двигателя особая конструкция для увеличения тяговой силы и экономии топлива. Температура выхлопных газов из сопла ПД-14 выше температуры плавления материала лопаток, из которых они сделаны. То есть, системе охлаждения и газодинамическим процессам там уделено много внимания, поэтому выпуск мотора требует немало времени.

Вопрос сейчас в том, чтобы наладить его серийное производство и бесперебойную поставку компонентов. Это требует оптимизации затрат, ресурсов и увеличения производительности оборудования, на котором изготавливают запчасти для турбины. Установки, выпускающие те же самые лопатки, пока эффективны лишь на 40-50%. Любая неточность при изготовлении и брак приводят к тому, что все надо переделывать. За качеством компонентов авиадвигателя строго следят. Это одна из причин, почему самолет пока не пошел в серию, предприятия работают над тем, чтобы нарастить выпуск ПД-14.
Спаянные джойстики на МС-21 ускорят обучение пилотов, отметил специалист
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

— В МС-21 использовали рекордную долю легких композитных материалов — 30% корпуса. При этом в СМИ периодически появляется информация о том, что самолет стал тяжелее на 6 тонн. Это так?

— Самолет еще не прошел сертификацию, строго прописанных характеристик в его документации нет, а недостатки вроде увеличения массы будут устраняться. О летно-технических характеристиках МС-21 мы сможем судить только после того, как выпустят сертификат типа этого авиалайнера. Но можно точно сказать, что в самолете будет много композитных материалов и уникальных решений. У него усовершенствованы аэродинамические характеристики, а крылья хорошо механизированы. Российские авиаконструкторы сделали их по новой, сложной технологии, что позволило удлинить крылья и уменьшить их сопротивление. Благодаря этому воздушное судно полетит быстрее, но вместе с тем будет сжигать меньше топлива.

— Большое внимание при сертификации самолетов власти уделяют его безопасности. Отечественная система управления МС-21 предполагает синхронное движение джойстиками, которого нет у иностранных аналогов. Почему конструкторы решили внести такую особенность в авиалайнер?

МС-21 вобрал в себя много передовых решений, которых нет у конкурентов
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

— Связанные ручки, во-первых, они ускоряют обучение пилота, который будет держаться за второй джойстик и запоминать движения инструктора. Во-вторых, во время тренировочного полета можно корректировать действия стажера, что тоже ускоряет освоение MC-21. В систему управления встроена еще одна интересная функция. Джойстик способен моделировать тряску, когда авиалайнер подходит к критическим режимам полета. Его специально так проектировали, чтобы летчик получил дополнительную информацию и оперативно принял решение об изменении скорости, угла атаки и т.д.

Связанные джойстики помогут экипажу действовать более слаженно в экстремальных ситуациях. Такой системы управления нет у зарубежных аналогов, потому что MC-21 более современное воздушное судно, построенное с нуля.

Переходный период

— Ту-214 рассматривается как промежуточный вариант среднемагистрального лайнера, пока не будет готов МС-21. Почему «тушки» не могут стать альтернативой новым авиалайнерам? Продолжится ли производство и эксплуатация старой машины после выхода МС-21?

Ту-214 требует бортинженера, которого давно не готовят в российских авиационных школах, машину заменит МС-21, считает доцент МАИ
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

— Ситуация с Ту-214 сложная, это довольно устаревшая машина из конца 1980-х годов, которая отвечает не всем современным требованиям. Им управляют три члена экипажа — два пилота и бортинженер, которого уже давно не готовят в летных школах. В новых самолетах его функции выполняет компьютер, а обучить такого специалиста стоит дополнительных денег, поэтому авиакомпании не готовы закупать «тушки» на таких условиях. К тому же, на Ту-214 ставится двигатель ПС-90, который расходует больше топлива, чем новые машины, а это дополнительно тысячи тонн керосина за годы эксплуатации.

Самолет будут выпускать ограниченной серией при условии, что требования российских авиакомпаний по его модернизации будут соблюдены, а бортинженера заменит робот. Но производить его будут до тех пор, пока MC-21 не пойдет в серию. Это принципиально новый лайнер с улучшенной эргономикой, расположением сидений и деталей салона, что позволит летать с повышенным комфортом и разгружать пассажиров на 20% быстрее, чем у конкурентов. Поэтому упор делается на выпуск нового самолета, а не доработку Ту-214. МС-21 начнут активно вводить в строй в 2027-2028 годах.

Связанность регионов повысят

— Флагманом региональных перелетов в России станет Ил-114-300 — турбовинтовой самолет, способный перевозить 68 пассажиров и приземляться на грунтовых аэродромах, что в наших условиях дает задел для связывания регионов. Почему машину еще не запустили в серию?

— Первый вице-премьер Денис Мантуров посетил в первой половине января ЦНИИСМ, где делают воздухозаборные устройства для испытаний двигателя ПД-35. Его планируют ставить на дальнемагистральный самолет Ил-96-400. Сейчас «Ил» оснащают четырьмя турбинами ПС 90А1, но в будущем силовых установок будет две благодаря новому мотору. Для чего нужно это изменение?

— ПД-35 пока еще не построен, поэтому преждевременно говорить, какой будет турбина, но переход от четырех двигателей к двум сократит расходы на топливо и позволит сэкономить на обслуживании самолета, что сделает полеты, например, из Москвы в Хабаровск выгодными. Пассажирский вариант Ил-96 будут производить сразу с двумя силовыми установками, чтобы снизить стоимость билета, но пока он только в проекте. Россия нуждается в таком гражданском авиалайнере, потому что он может совершить беспосадочный рейс из одного конца страны в другой и увеличить пассажиропоток. В противном случае перелеты на дальние расстояния будут долгими и дорогими из-за необходимости совершать промежуточную посадку для дозаправки.

Гражданскую версию Ил-96 будут сразу делать с двумя турбинами
Фото: Роман Наумов © URA.RU

Сейчас есть только четырехмоторный образец машины, который недавно прошел глубокую модернизацию: ему поменяли авионику и улучшили двигатель ПС 90А1. Самолет максимально аналоговый, сделан из отечественных компонентов, его системы не зависят от электроники и в случае ее отключения или создания помех Ил-96 все равно продолжит полет и совершит посадку. Но в первую очередь его делают для специального летного отряда «Россия», перевозящего первых лиц государства. Перенастроят ли его для гражданской авиации и связывания территорий — пока неизвестно.

ИСТОЧНИК


comments powered by Disqus
Общество
Су-57 превзошел американский F-35 на аэрофоруме в Индии
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 на международной аэрокосмической выставке Aero India 2025 Фото: REUTERS/Abhijith Ganapavara...
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
В "Рособоронэкспорте" рассказали об интересе к Як-130М за рубежом
Як-130 ВКС РФ / Фото ПАО "Яковлев" Емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, уже ведутся консультации с несколькими...
Первый зарубежный покупатель истребителя Су-57 получит самолет в 2025 году
Иностранный заказчик истребителя Су-57 в 2025 году получит самолет и начнет его эксплуатацию, сообщил "Интерфаксу" глава "Рособоронэкспорта" Александр...
Политика
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
Россия готова предложить Индии локализацию производства истребителя Су-57 - глава ОАК
Россия готова предложить индийской стороне организовать производство истребителя Су-57 на их территории, сообщил гендиректор Объединенной авиастроител...
Армия
Наш Су-57 покорил небо на Aero India 2025 - видео
Виртуозный летчик-испытатель Сергей Богдан показал в небе Индии, как может летать российский истребитель пятого поколения Су-57Э. На международной ави...
Су-30СМ ВКС РФ сбил в зоне СВО украинский Су-27
В зоне проведения специальной военной операции уничтожен очередной украинский самолет Су-27. Боевая машина была сбита в воздушном бою российским истре...
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы
Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Стал...
Ту-95МС ДА выполнили плановый полет - видео
Два стратегических ракетоносца Ту-95мс дальней авиации выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Охотского и Японского...
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
ВК-650В для "Ансата" и Ка-226Т получил сертификат типа
На предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в присутствии министра промышленности и торговли России Антона Алиханова состоялась церемония вручения ...
Экономика
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Главная премьера авиафорума NAIS в Москве двигатель ПД-8 для лайнера SJ-100
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представит линейку отечественн...
40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях. В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства ...
Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21
Пока продолжаются испытания пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21-310 и ведется достаточно объемная работа по созданию мощностей для их вып...
Транспорт
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пило...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...