ТЯЖЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ

27.06.2021  |  11:23
6
ТЯЖЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ

Полтора года едет авиатопливо в некоторые северные аэропорты Якутии. За это время его цена вырастает вдвое, но не только "золотая горючка" тянет малую авиацию северов вниз.

На фоне заявлений федеральных чиновников о необходимости развивать на Дальнем Востоке внутрирегиональную авиацию, в том числе для повышения транспортной доступности населения и популяризации внутреннего туризма, один из крупнейших операторов инфраструктуры ФКП "Аэропорты Севера" столкнулся с серьезными проблемами. Сокращение госфинансирования угрожает его бесперебойной работе и не позволяет снизить тарифы казенного предприятия - одни из самых высоких в стране.

Госсобрание Якутии (Ил Тумэн) подготовило в Госдуму (для комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока) предложения по вопросу повышения доступности авиаперелетов для граждан, проживающих в отдаленных территориях. Речь, помимо прочего, касается вопроса господдержки ФКП "Аэропорты Севера": депутаты обеспокоены снижающимся в последние годы объемом федеральных субсидий в адрес этого предприятия.

Справка: ФКП "Аэропорты Севера" является подведомственным предприятием Федерального агентства воздушного транспорта. Компания объединяет 31 аэропорт и 2 посадочные площадки в Республике Саха и Магаданской области. Из них 17 находятся за полярным кругом. Предприятие является получателем субсидий, выделяемых Росавиацией на финансовое обеспечение затрат, которые связаны с его функционированием, за счет средств федерального бюджета. Объем субсидий в 2019 году составил 1 млрд 123 млн руб. (+6% к 2018 году), в 2020-м - 1 млрд 41 млн руб. (-7%), в 2021-м - 952,9 млн руб. (-9%).

Заоблачная цена полетов

Ранее пресс-служба Ил Тумэн со ссылкой на председателя парламента Петра Гоголева (17 июня он сложил полномочия спикера, возглавив Конституционный совет Якутии) сообщала, что сокращение субсидий ведет к росту аэропортовых сборов, так как "Аэропорты Севера" накладывает свои расходы на услуги авиаперевозчикам. Например, сегодня ставка на взлет-посадку по сравнению с центральной частью страны в северной части Якутии выше в 17 раз, а по сравнению с субъектами Дальнего Востока - вчетверо.

Вместе с высокой стоимостью авиатоплива на цену билета влияют тарифы на аэропортовое обслуживание. К примеру, стоимость полета по маршруту Якутск - Батагай в настоящее время обойдется от 17,7 тыс. руб. в одну сторону, по маршруту Якутск - Саскылах - от 32 тыс. руб. Если увеличить субсидии "Аэропортам Севера" с последующим снижением аэропортовых сборов или даже их обнулением для авиакомпаний, билеты станут до 15% дешевле, считают в парламенте.

В "Полярных авиалиниях" подтвердили информацию о высоких расценках казенного предприятия. "Стоимость аэропортовых тарифов и сборов на территории республики превышает стоимость аналогичных тарифов и сборов в центральных регионах РФ в среднем в 6,5 раз, по некоторым ставкам разница составляет более чем в 11 раз. Так, стоимость сбора взлет-посадки в аэропорту Внуково составляет 220 руб./т (без учета НДС), стоимость данной услуги у ФКП "Аэропорты Севера" - 2440 руб./т, у АО "Аэропорт Якутск" - 1267 руб./т", - проинформировали в авиакомпании.

В себестоимости рейсов затраты на аэропортовое обслуживание варьируются от 20 до 34% в зависимости от типа используемого воздушного судна и дальности маршрутов. При обнулении всех аэропортовых расходов произойдет соразмерное снижение пассажирских тарифов, отметили в "Полярных авиалиниях".

Проблема и в том, что из-за дефицита средств аэропорты ФКП вынуждены сокращать режим своей работы, за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Сокращение времени работы означает ограничение в обслуживании авиапарка региональных компаний. Это ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков.

По словам председателя Ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, для полноценного обеспечения транспортной доступности 629 населенных пунктов Республики Саха необходимо расширение числа авиаперевозчиков, имеющих в своем парке легкие воздушные суда, как Ан-2. Чтобы привлечь новых игроков на рынок, нужны изменения в приказ Минтранса РФ №241 от 17.07.12 г. для распространения действия понижающего коэффициента 0,25% на все виды аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов с максимальной взлетной массой до 5,7 т (до класса Ан-2). Однако здесь снова встает вопрос о требуемом размере компенсации подведомственному Росавиации предприятию.

Содержание без возможностей

Прямая взаимосвязь между сокращением госсубсидий и повышением тарифов на аэропортовые услуги отсутствует, уточнили в "Аэропортах Севера". Несмотря на снижение объема дотаций и инфляцию, Федеральная антимонопольная служба отказала предприятию (оно включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются госрегулирование) в повышении тарифов в 2020 году в связи с признанием авиаотрасли наиболее пострадавшей от распространения коронавируса. Таким образом, последний раз тарифы на услуги в аэропортах Якутии менялись в 2019 году. Ставки тогда в среднем выросли на 2,75% (по данным "Полярных авиалиний", в каких-то случаях сбор не повышался, в каких-то он понижался, например услуги буксира были снижены на 4%, а в некоторых повышался - в частности, на 10% увеличился тариф по приему-выпуску судов Ан-24, Ан-26, Ан-2, Ан-3, Л-410 и Ми-8).

"Такое положение дел (с сокращением субсидий - ред.) отрицательно сказывается на развитии аэропортов, так как предприятие не в полной мере обеспечивает приобретение техники и оборудования, необходимых для обслуживания воздушных судов и содержания взлетно-посадочных полос", - сообщил и.о. генерального директора ФКП "Аэропорты Севера" Сергей Соболев.

В условиях дефицита бюджета предприятие изыскивает возможность увеличить дополнительные доходы и снизить расходную часть. Например, по ранее полученному свидетельству об аккредитации на право проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта были оказаны услуги двум организациям. Авиационный учебный центр ФКП, хотя его работа в первую очередь нацелена на обучение собственных сотрудников, в 2020 году обучил около 2,2 тыс. работников сторонних организаций. Были сокращены расходы на охрану территории аэропортов за счет отказа от услуг ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса России" в связи с получением соответствующего свидетельства об аккредитации, правда, введение новых штатных единиц службы авиационной безопасности потребовало дополнительных расходов.

Несмотря на это, средств все равно не хватает, свернуты многие расходы на содержание аэропортового хозяйства.

"Практически приостановлена программа текущего ремонта, что неминуемо приведет к трудностям восстановления взлетно-посадочной полосы после прохождения паводков в отдельных аэропортах, а также в условиях высокого износа зданий и сооружений может привести к аварийным ситуациям, при которых будет затруднительно обслуживать воздушные суда и пассажиров, а также ставит под угрозу прохождение сертификации аэродромов. Вынужденно не проводятся планово-предупредительные ремонты автотехники. Ремонт выполняется только по факту выхода техники из строя, что увеличивает время простоя и негативно влияет на безопасность и регулярность полетов", - свидетельствуют о проблемах в "Аэропортах Севера".

Заместитель руководителя департамента воздушного транспорта, кадрового и правового обеспечения министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Алексеева рассказала, что в свое время по данной ситуации было подготовлено обращение главы республики Айсена Николаева к российскому премьеру Михаилу Мишустину, кроме того, этот вопрос озвучен в ходе визита в регион замначальника Росавиации Дмитрия Ядрова. "Но позиция Минтранса РФ: пока дополнительно нет лимитов, чтобы ситуацию можно было решить", - уточнила чиновник. При этом она не исключила, что в следующем году субсидии в адрес ФКП "Аэропорты Севера" будут еще ниже.

Заправка уперлась в тяжелую логистику

Отдельного решения требует вопрос со стоимостью авиатоплива (ФКП "Аэропорты Севера" не осуществляет его реализацию в своих филиалах, топливным обеспечением по большей части занимаются сами перевозчики). АвиаГСМ в аэропортах арктической зоны дорожает по сути в двукратном размере. Если на НПЗ Ангарск цена за 1 т топлива составляет около 40,3 тыс. руб., на Севере она может достигать 100 тыс. руб.

Стоимость керосина ТС-1 в республике в 1,7 раза превышает стоимость в других регионах России, уточняют в "Полярных авиалиниях". В настоящее время 1 т топлива с учетом НДС без обеспечения заправки в аэропорту Оленек стоит 99,4 тыс. руб., тогда как в аэропорту Якутска - 63,4 тыс., Хабаровска - 49,9 тыс., Иркутска - 42,9 тыс. руб.

На цену влияет сложная схема доставки керосина в северные районы. Его везут по железной дороге, водным, а также автомобильным транспортом, в том числе по автозимнику. На время "стыковок" груз приходится хранить в промежуточных пунктах, в итоге срок доставки может доходить до полутора лет. "В конечной стоимости авиатоплива транспортная составляющая в зависимости от пункта и схемы доставки варьируется от 30 до 60%", - проинформировали в авиакомпании.

В целях частичного удешевления ГСМ в Ил Тумэне предлагают федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность компенсации перевозки в труднодоступные районы. Еще одно предложение - обнуление НДС и акцизов на топливо. Субсидирование транспортных расходов по доставке авиакеросина до аэропортов назначения может снизить стоимость авиабилета до 5%.

Для снижения расходов на топливное обеспечение Иван Лукин предлагает вернуться к схеме централизованного приобретения и доставки ГСМ в аэропорты республики акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" в качестве единого поставщика. По его словам, это позволит сэкономить за счет оптовой закупки большого объема топлива единым оператором, чем мелкопартионная закупка отдельными авиакомпаниями. Также это даст значительную экономию по доставке нефтепродуктов благодаря их перевозке крупнотоннажными речными судами.

https://www.aviaport.ru/digest/2021/06/23/678753.html


comments powered by Disqus
Общество
Срочники получат возможность заключать контракт на службу в ФСБ
Речь идет о предоставлении права заключать контракт о службе в ФСБ России военнослужащим-срочникам, которые до призыва на службу получили среднее проф...
Волгоградские аграрии начали сбор урожая
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Для уборки в оптимальные сроки в хозяйствах работают 5,8 тысяч машин зерноуборочной техники. Зернохр...
Подрядчик объявил о завершении строительства нового пешеходного моста к амфитеатру на Центральной набережной Волгограда
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Его строили год, частично перекрывая дорожное движение рядом с подъемом на Комсомольскую. В целом, ...
Больше 240 тысяч волгоградцев пришли на молодежный фестиваль #ТриЧетыре
Больше 240 тысяч волгоградцев пришли на молодежный фестиваль #ТриЧетыре. Мероприятие получилось массовым красочным и интересным. О его проведении губе...
Политика
Еще 25 используемым в России самолетам минторг США запретил обслуживание
Минторг США запретит обслуживание еще 25 используемых в России самолетов. Под ограничения попадают 25 лайнеров "Airbus" авиакомпаний: «Уральские авиа...
Убытки от закрытия бизнеса в России западных корпораций
Крупнейшие мировые производители подсчитали свои убытки от закрытия бизнеса в России. Это миллионы и миллиарды долларов. Лидирует в этом списке "Ме...
Около 20 послов ЛАГ жмут руку и фотографируются с Сергеем Лавровым не смотря на запрет послов западных стран
Сергей Лавров в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире. Злыдней в Госдепе сейчас порвёт - сколько фотографий получилось, представляете. Ран...
Российские строители активно восстанавливают Мариуполь
ФОТО: ТГ-канал Будем жить В Мариуполе сейчас строится двенадцать пятиэтажек. Кроме жилих домов возводится и современный многофункциональный медецин...
Армия
Боевая работа расчетов БЛА Орлан-10 в зоне проведения СВО
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) ЗВО продолжают выполнять задачи в зоне проведения специальной военной операции....
Испытания противодроновых ружей в ДНР от лаборатории ППШ
На одном из полигонов народной милиции провели испытания противодроновых ружей от лаборатории ППШ. С целью усиления противодействия БПЛА противника...
Подполковник Илья Сизов награжден званием Герой России
Заместитель командира истребительного авиационного полка подполковник Илья Сизов рассказывает о своем бое на острове "Змеиный" после награждения в Кре...
Боевая работа экипажей Су-34
Наведение, захват цели, следом точный удар. Так во время спецоперации по защите Донбасса работает наш истребитель-бомбардировщик Су-34. После атаки...
Спорт
Волгоградский авиационно-спортивный клуб «Юный ястреб» получит современное оснащение
© Фото: ИД "Волгоградская правда" / Сергей Григоренко Волгоградский авиационно-спортивный клуб «Юный ястреб» получит современное оснащение для разв...
ЦСКА, "Зенит", "Динамо" и "Сочи" подали обращения в Спортивный арбитражный суд по вопросу решения УЕФА об отстранении от еврокубковых турниров
ЦСКА, "Зенит", "Динамо" и "Сочи" подали обращения в Спортивный арбитражный суд по вопросу решения УЕФА об отстранении от еврокубковых турниров Клу...


Промышленность
Еще 25 используемым в России самолетам минторг США запретил обслуживание
Минторг США запретит обслуживание еще 25 используемых в России самолетов. Под ограничения попадают 25 лайнеров "Airbus" авиакомпаний: «Уральские авиа...
Dell EMC PowerEdge R7415
Dell EMC PowerEdge R7415 Сервер, который отличается от своих собратьев высоким уровнем производительности. Среди специалистов он находится на высок...
Ту-214: Один из базовых для “Аэрофлота”
ФОТО: АО Спектр Ту-214 может стать одним из базовых самолетов для “Аэрофлота”. Основными будут авиалайнеры МС-21 и SSJ-100. По словам бывшего ко...
Почти на 40 % увеличился выпуск импортозамещающей продукции в Волгоградской области
За первый квартал 2022 года в Волгоградской области произведено импортозамещающей продукции на сумму более 21 млрд рублей, что на 39 процентов больше ...
Экономика
1200 рабочих мест подготовили работодатели для молодежи Волгоградской области
Уже более 200 предприятий региона принимают участие в госпрограмме субсидируемого трудоустройства. Стартовал этот проект в марте. За пару месяцев полу...
Волжский пивзавод лишится бельгийских хозяев
Завод по производству алкогольных напитков в Волжском, принадлежащий бельгийской пивоваренной корпорации Anheuser-Busch InBev, выставлен на продажу. ...
Премьер-министр России: Для перестройки на работу в новых условиях экономике страны нужно шесть месяцев
Премьер-министр России: Для перестройки на работу в новых условиях экономике страны нужно шесть месяцев. Об этом Михаил Мишустин рассказал в своем ...
IT специалисты могут претендовать на получение льготной ипотеки и отсрочку от армии
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев Молодым людям, которые выпускаются из вузов по отдельным специальностям и устраиваются на работу по специальности в...
Транспорт
По нацпроекту в Волгоградской области в этом году отремонтируют 92 дороги
Безопасными и качественными дороги станут не только с точки зрения ровного асфальта. Также обновят и придорожную инфраструктуру. Например, уст...
Зарядную станцию для электротранспорта планируют построить в Волжском
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зарядную станцию для электротранспорта планируют построить в Волжском. Сейчас объявлена г...
Заканчивается подписание контрактов с подрядчиками на ремонт дорог Волгоградской области в этом году
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, заканчивается подписание контрактов с подрядчиками на...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии начали сбор урожая
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Для уборки в оптимальные сроки в хозяйствах работают 5,8 тысяч машин зерноуборочной техники. Зернохр...