ТЯЖЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ

27.06.2021  |  11:23
6
ТЯЖЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ

Полтора года едет авиатопливо в некоторые северные аэропорты Якутии. За это время его цена вырастает вдвое, но не только "золотая горючка" тянет малую авиацию северов вниз.

На фоне заявлений федеральных чиновников о необходимости развивать на Дальнем Востоке внутрирегиональную авиацию, в том числе для повышения транспортной доступности населения и популяризации внутреннего туризма, один из крупнейших операторов инфраструктуры ФКП "Аэропорты Севера" столкнулся с серьезными проблемами. Сокращение госфинансирования угрожает его бесперебойной работе и не позволяет снизить тарифы казенного предприятия - одни из самых высоких в стране.

Госсобрание Якутии (Ил Тумэн) подготовило в Госдуму (для комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока) предложения по вопросу повышения доступности авиаперелетов для граждан, проживающих в отдаленных территориях. Речь, помимо прочего, касается вопроса господдержки ФКП "Аэропорты Севера": депутаты обеспокоены снижающимся в последние годы объемом федеральных субсидий в адрес этого предприятия.

Справка: ФКП "Аэропорты Севера" является подведомственным предприятием Федерального агентства воздушного транспорта. Компания объединяет 31 аэропорт и 2 посадочные площадки в Республике Саха и Магаданской области. Из них 17 находятся за полярным кругом. Предприятие является получателем субсидий, выделяемых Росавиацией на финансовое обеспечение затрат, которые связаны с его функционированием, за счет средств федерального бюджета. Объем субсидий в 2019 году составил 1 млрд 123 млн руб. (+6% к 2018 году), в 2020-м - 1 млрд 41 млн руб. (-7%), в 2021-м - 952,9 млн руб. (-9%).

Заоблачная цена полетов

Ранее пресс-служба Ил Тумэн со ссылкой на председателя парламента Петра Гоголева (17 июня он сложил полномочия спикера, возглавив Конституционный совет Якутии) сообщала, что сокращение субсидий ведет к росту аэропортовых сборов, так как "Аэропорты Севера" накладывает свои расходы на услуги авиаперевозчикам. Например, сегодня ставка на взлет-посадку по сравнению с центральной частью страны в северной части Якутии выше в 17 раз, а по сравнению с субъектами Дальнего Востока - вчетверо.

Вместе с высокой стоимостью авиатоплива на цену билета влияют тарифы на аэропортовое обслуживание. К примеру, стоимость полета по маршруту Якутск - Батагай в настоящее время обойдется от 17,7 тыс. руб. в одну сторону, по маршруту Якутск - Саскылах - от 32 тыс. руб. Если увеличить субсидии "Аэропортам Севера" с последующим снижением аэропортовых сборов или даже их обнулением для авиакомпаний, билеты станут до 15% дешевле, считают в парламенте.

В "Полярных авиалиниях" подтвердили информацию о высоких расценках казенного предприятия. "Стоимость аэропортовых тарифов и сборов на территории республики превышает стоимость аналогичных тарифов и сборов в центральных регионах РФ в среднем в 6,5 раз, по некоторым ставкам разница составляет более чем в 11 раз. Так, стоимость сбора взлет-посадки в аэропорту Внуково составляет 220 руб./т (без учета НДС), стоимость данной услуги у ФКП "Аэропорты Севера" - 2440 руб./т, у АО "Аэропорт Якутск" - 1267 руб./т", - проинформировали в авиакомпании.

В себестоимости рейсов затраты на аэропортовое обслуживание варьируются от 20 до 34% в зависимости от типа используемого воздушного судна и дальности маршрутов. При обнулении всех аэропортовых расходов произойдет соразмерное снижение пассажирских тарифов, отметили в "Полярных авиалиниях".

Проблема и в том, что из-за дефицита средств аэропорты ФКП вынуждены сокращать режим своей работы, за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Сокращение времени работы означает ограничение в обслуживании авиапарка региональных компаний. Это ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков.

По словам председателя Ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, для полноценного обеспечения транспортной доступности 629 населенных пунктов Республики Саха необходимо расширение числа авиаперевозчиков, имеющих в своем парке легкие воздушные суда, как Ан-2. Чтобы привлечь новых игроков на рынок, нужны изменения в приказ Минтранса РФ №241 от 17.07.12 г. для распространения действия понижающего коэффициента 0,25% на все виды аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов с максимальной взлетной массой до 5,7 т (до класса Ан-2). Однако здесь снова встает вопрос о требуемом размере компенсации подведомственному Росавиации предприятию.

Содержание без возможностей

Прямая взаимосвязь между сокращением госсубсидий и повышением тарифов на аэропортовые услуги отсутствует, уточнили в "Аэропортах Севера". Несмотря на снижение объема дотаций и инфляцию, Федеральная антимонопольная служба отказала предприятию (оно включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются госрегулирование) в повышении тарифов в 2020 году в связи с признанием авиаотрасли наиболее пострадавшей от распространения коронавируса. Таким образом, последний раз тарифы на услуги в аэропортах Якутии менялись в 2019 году. Ставки тогда в среднем выросли на 2,75% (по данным "Полярных авиалиний", в каких-то случаях сбор не повышался, в каких-то он понижался, например услуги буксира были снижены на 4%, а в некоторых повышался - в частности, на 10% увеличился тариф по приему-выпуску судов Ан-24, Ан-26, Ан-2, Ан-3, Л-410 и Ми-8).

"Такое положение дел (с сокращением субсидий - ред.) отрицательно сказывается на развитии аэропортов, так как предприятие не в полной мере обеспечивает приобретение техники и оборудования, необходимых для обслуживания воздушных судов и содержания взлетно-посадочных полос", - сообщил и.о. генерального директора ФКП "Аэропорты Севера" Сергей Соболев.

В условиях дефицита бюджета предприятие изыскивает возможность увеличить дополнительные доходы и снизить расходную часть. Например, по ранее полученному свидетельству об аккредитации на право проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта были оказаны услуги двум организациям. Авиационный учебный центр ФКП, хотя его работа в первую очередь нацелена на обучение собственных сотрудников, в 2020 году обучил около 2,2 тыс. работников сторонних организаций. Были сокращены расходы на охрану территории аэропортов за счет отказа от услуг ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса России" в связи с получением соответствующего свидетельства об аккредитации, правда, введение новых штатных единиц службы авиационной безопасности потребовало дополнительных расходов.

Несмотря на это, средств все равно не хватает, свернуты многие расходы на содержание аэропортового хозяйства.

"Практически приостановлена программа текущего ремонта, что неминуемо приведет к трудностям восстановления взлетно-посадочной полосы после прохождения паводков в отдельных аэропортах, а также в условиях высокого износа зданий и сооружений может привести к аварийным ситуациям, при которых будет затруднительно обслуживать воздушные суда и пассажиров, а также ставит под угрозу прохождение сертификации аэродромов. Вынужденно не проводятся планово-предупредительные ремонты автотехники. Ремонт выполняется только по факту выхода техники из строя, что увеличивает время простоя и негативно влияет на безопасность и регулярность полетов", - свидетельствуют о проблемах в "Аэропортах Севера".

Заместитель руководителя департамента воздушного транспорта, кадрового и правового обеспечения министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Алексеева рассказала, что в свое время по данной ситуации было подготовлено обращение главы республики Айсена Николаева к российскому премьеру Михаилу Мишустину, кроме того, этот вопрос озвучен в ходе визита в регион замначальника Росавиации Дмитрия Ядрова. "Но позиция Минтранса РФ: пока дополнительно нет лимитов, чтобы ситуацию можно было решить", - уточнила чиновник. При этом она не исключила, что в следующем году субсидии в адрес ФКП "Аэропорты Севера" будут еще ниже.

Заправка уперлась в тяжелую логистику

Отдельного решения требует вопрос со стоимостью авиатоплива (ФКП "Аэропорты Севера" не осуществляет его реализацию в своих филиалах, топливным обеспечением по большей части занимаются сами перевозчики). АвиаГСМ в аэропортах арктической зоны дорожает по сути в двукратном размере. Если на НПЗ Ангарск цена за 1 т топлива составляет около 40,3 тыс. руб., на Севере она может достигать 100 тыс. руб.

Стоимость керосина ТС-1 в республике в 1,7 раза превышает стоимость в других регионах России, уточняют в "Полярных авиалиниях". В настоящее время 1 т топлива с учетом НДС без обеспечения заправки в аэропорту Оленек стоит 99,4 тыс. руб., тогда как в аэропорту Якутска - 63,4 тыс., Хабаровска - 49,9 тыс., Иркутска - 42,9 тыс. руб.

На цену влияет сложная схема доставки керосина в северные районы. Его везут по железной дороге, водным, а также автомобильным транспортом, в том числе по автозимнику. На время "стыковок" груз приходится хранить в промежуточных пунктах, в итоге срок доставки может доходить до полутора лет. "В конечной стоимости авиатоплива транспортная составляющая в зависимости от пункта и схемы доставки варьируется от 30 до 60%", - проинформировали в авиакомпании.

В целях частичного удешевления ГСМ в Ил Тумэне предлагают федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность компенсации перевозки в труднодоступные районы. Еще одно предложение - обнуление НДС и акцизов на топливо. Субсидирование транспортных расходов по доставке авиакеросина до аэропортов назначения может снизить стоимость авиабилета до 5%.

Для снижения расходов на топливное обеспечение Иван Лукин предлагает вернуться к схеме централизованного приобретения и доставки ГСМ в аэропорты республики акционерным обществом "Саханефтегазсбыт" в качестве единого поставщика. По его словам, это позволит сэкономить за счет оптовой закупки большого объема топлива единым оператором, чем мелкопартионная закупка отдельными авиакомпаниями. Также это даст значительную экономию по доставке нефтепродуктов благодаря их перевозке крупнотоннажными речными судами.

https://www.aviaport.ru/digest/2021/06/23/678753.html


comments powered by Disqus
Общество
Новые Су-35С для наших ВКС - репортаж из Комсомольска-на-Амуре
Ростех изготовил новую партию истребителей Су-35С. Су-35С производят на заводе ОАК в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас новая партия истребителей проход...
«Новое радио»: основные особенности
«Новое радио» – радиостанция, которая пользуется огромным спросом. Существует радио давно и с каждым годом становится все больше людей, которых привле...
Второй А-50 потерян...
Потеря одного самолета ДРЛО - непозволительная роскошь. А потеря двух самолетов такого класса… Все дело в том, что данные типы самолетов являются дейс...
Новости культура Воронеж
Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замеч...
Политика
Путин в центре переучивания летного состава: F-16 будем уничтожать так же, как и танки
В Тверской области Путин посетил центр переучивания летного состава РФ, где ему показали русские ракеты, разрывающие вражеские танки Российский лид...
РД-33 для истребителей МиГ-29UPG Индии
МО Индии сообщило, что 1 марта подписало с компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) контракт на организацию сборки на ее заводе в Корапуте по рос...
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Турецкие СМИ: около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35
Около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35, сообщают турецкие ресурсы. По их данным, такие ...
Армия
В России началось массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000
В разы увеличено производство ФАБ-500, ФАБ-1500 и снарядов. Министр обороны проинспектировал выполнение гособоронзаказа на предприятиях оборонно-промы...
В объединениях ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке отпраздновали Масленицу
Военнослужащие объединения ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке опраздновали Масленицу. Ежегодно в объединении военнослужащие отмечают праздник про...
Министерство обороны России запустило программу восстановления сети военных аэродромов
В первую очередь реконструкция начнется в местах базирования авиатехники на западном стратегическом направлении — во вновь сформированных Московском и...
На вооружение ВКС РФ принят новый самолет РЛДНиУ А-50У
ФОТО: СКРИНШОТ TELEGRAM/FIGHTERBOMBER Две подряд трагедии сильно ударили по парку боеготовых А-50 в ВКС. Худшие варианты при такой тенденции уже оз...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
Ростех возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14. Пермское предприятие Объединенной двигателестроительной корпо...
Разработка отечественных систем для МС-21
Коллаж © «Авиация России» Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё на стадии проектирования самолёта и строительства первого опытного...
ОАК о проектах Ил-76МД-90А, МС-21, Ил-114-300 и не только
Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК» Подготовка новых производственных мощностей и привлечение квалифицированных кадров, особенно токарей, фрезеровщиков и ...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...