Российские ВВС задействовали истребители нового поколения Су-57 для повторных ударов по позициям украинской армии в Луганской области, сообщает Telegram-канал ERADAR, который поддерживает тесные связи с украинскими военными. Достоверность сообщений остается под вопросом, поскольку канал подчеркивает трудности борьбы с российской авиацией и повторяет призывы к ускорению поставок истребителей F-16 из западных стран - и, таким образом, имеет стимул преувеличивать опасность, исходящую от российской авиации.
Тем не менее, об использовании Су-57 для таких операций очень широко сообщалось с первых недель войны, при этом возможности флота, номенклатура развернутого вооружения и размер единственной эскадрильи ВВС значительно увеличились с февраля 2022 года. Сообщалось, что самолеты наносили такие удары, как подавление противовоздушной обороны, поддержку усилий по радиоэлектронной борьбе и даже воздушный бой за пределами видимости.

В отчете Министерства обороны Великобритании, опубликованном в январе 2023 года, было подтверждено, что Су-57 «запускали ракеты воздух-земля большой дальности или воздух-воздух по Украине» и делали это «по крайней мере, с июня 2022 года». Британское консервативное издание The Conversation впоследствии сообщило в середине февраля, что «российские МиГ-31 и Су-57, оснащенные гиперзвуковой ракетой большой дальности Р-37М, атаковали украинские самолеты на расстоянии более 200 км от безопасного российского воздушного пространства».
Роль российской авиации значительно возросла, поскольку украинская противовоздушная оборона столкнулась со все более критическим истощением, а огромные советские арсеналы ракет класса «земля-воздух» были серьезно подорваны более чем 18-месячными боевыми действиями. Операции на Украине сделали российские ВВС единственной службой в мире, имеющей опыт эксплуатации истребителей пятого поколения в интенсивных боях.
При этом американские F-22 и F-35 использовались только для ударов по незащищенным целям и в трех случаях. на израильской службе для борьбы в воздухе на ближней дистанции против дронов или крылатых ракет. Китайский J-20 ни разу не использовался в боевых действиях из-за неучастия страны в боевых операциях за рубежом.

Су-57 получил значительную выгоду от развертывания против крупных государственных вооруженных сил с развитой системой противовоздушной обороны и относительно боеспособным парком боевой авиации, что позволило дополнительно усовершенствовать конструкцию и тактику его использования. Самолеты не использовались для операций высокого риска, таких как обеспечение непосредственной авиационной поддержки, при этом ударные Су-34, по оценкам, стоят всего около четверти от стоимости производства, используемого для таких операций.
Поскольку в начале года на вооружении находились всего десять Су-57, в 2023 году, как сообщается, производство удвоится, а это означает, что в этом году ожидается поставка 12 истребителей, в результате чего размер парка достигнет 22. Ожидается, что истребители начнут формировать основу парка тактической боевой авиации ВВС России в 2030-е годы, а также в качестве замены истребителей МиГ-29 и различных модификаций истребителя Су-27.
Предполагается, что этот самолет также будет предназначен для замены перехватчиков МиГ-31 и бомбардировщиков Ту-22М из-за отсутствия жизнеспособных преемников из тех же классов. Интеграция новых ракет «воздух-воздух» очень большой дальности и крылатых ракет, которые обычно имеются только на перехватчиках или бомбардировщиках, стала ключом к тому, чтобы Су-57 мог взять на себя функции, значительно выходящие за рамки функций стандартных истребителей. Новые классы ракет позволяют истребителю поражать самолеты и наземные цели на дальностях, значительно превышающих возможности его зарубежных аналогов.