Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров21.01.2025 | 19:17
20
![]() Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пилотов по распознаванию ошибочных показаний для предотвращения аварийных ситуаций. Именно их неправильная установка, по предварительным данным МАК, привела к катастрофе SSJ-100 под Коломной 12 июля 2024 года. Конструкция иностранных датчиков угла атаки фирмы Thales не изменится, зато на их крепежи нанесут несмываемые метки для исключения неправильной установки. Для новых импортозамещенных лайнеров создан крепеж датчиков другой конструкции. Как предотвратить катастрофы SSJ-100Разработчик самолета Superjet 100 (SSJ-100) ПАО «Яковлев» после катастрофы с самолетом авиакомпании «Газпром авиа» 12 июля под Коломной подготовил сервисный бюллетень для техников по предотвращению неправильного монтажа датчиков угла атаки (ДУА), а именно контроль за их установкой. С документом ознакомились «Известия». По предварительной версии МАК, именно неправильная установка двух из четырех датчиков угла атаки во время техобслуживания лайнера на филиале ОАК — Луховицкий авиастроительный завод им. П.А. Воронина с отклонением примерно в пять градусов привела к трагическому финалу. При наборе высоты недостоверные показания с датчиков привели к несвоевременной активации системы защиты, предохраняющей самолет от выхода на режимы сваливания. В результате сама система и направила SSJ-100 в землю. У пилотов же не было времени распознать этот отказ и выйти из пикирования, избежав столкновения с землей. На борту воздушного судна пассажиров не было, там находились три члена экипажа. Все они погибли. Лайнер был выпущен в 2014 году, борт вылетел с завода в Луховицах после ремонта и направлялся в аэропорт Внуково. Справка «Известий» Датчик угла атаки представляет собой устройство, имеющее флажок-флюгер, расположенный на фюзеляже снаружи самолета. На Superjet их четыре, по два с каждой стороны. Они предназначены для определения так называемого угла атаки — угла между продольной осью самолета и вектором скорости. Разработчиком также подготовлено информационное письмо для авиакомпаний, разъясняющее поведение самолета при двух и более неправильно установленных ДУА. Росавиация своей директивой потребовала от эксплуатантов самолета принять к исполнению эти меры для предотвращения аналогичных катастроф SSJ-100. Как сообщили «Известиям» в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех»), бюллетень дает дополнительные разъяснения к существующей процедуре установки серийных датчиков производства фирмы Thales. При этом изменение их конструкции не требуется, добавили в корпорации. Работы по монтажу и снятию ДУА дополнены рисунками, поясняющими принцип нанесения контрольной риски. Теперь требуется после снятия датчика возвращать крышку на место и закреплять на фюзеляже, чтобы не перепутать ее положение. При переустановке двух и более датчиков должен вестись обязательный контроль за углом его установки, отмечено в письме «Яковлева». Профилактические меры потребовались для уже эксплуатируемых SSJ-100 с импортной авионикой и двигателями. На новые импортозамещенные самолеты будет устанавливаться отечественная авионика с безопасным крепежом ДУА, отметили в ОАК. — Конструкция отечественных датчиков импортозамещенного SSJ-100 изначально отличается от импортных, устанавливаемых на базовую версию самолета, в силу иного производителя, — сообщили в корпорации. — Их соответствие авиационным нормам и правилам подтверждается в ходе проходящих в настоящее время сертификационных летных испытаний. Кроме того, по инициативе Росавиации, компания «Яковлев» выпустила бюллетень по действиям экипажа в ситуациях, связанных с некорректной информацией от ДУА на различных этапах полета, сообщили «Известиям» в федеральном агентстве. Документ направлен в авиакомпании и будет изучен летным составом, отметили там. «Известия» направили запросы перевозчикам. В письме «Яковлева» говорится, что одинаково некорректные (завышенные) данные по углу атаки от двух или трех неправильно установленных датчиков могут привести к срабатыванию системы ограничения по углу атаки самолета. Тогда возможен симметричный выпуск спойлеров в полете, приводящий к существенной потере подъемной силы крыла. При полете на постоянном угле атаки это оборачивается устойчивым снижением самолета, которое невозможно парировать полным отклонением ручки управления на кабрирование (полет самолета с набором высоты). Поэтому экипаж разбившегося под Коломной SSJ-100 не смог вывести самолет из пикирования, следует из предварительного отчета МАК. В соответствии с бюллетенем пилотов научат распознавать ошибки в работе авионики и своевременно корректировать ее, чтобы система не направила самолет в землю. «Известия» направили запросы в Минтранс, МАК, «Ростех». Как автоматика вмешалась в управление SSJ-100— Датчики угла атаки являются частью системы по спасению самолета от выхода на критические режимы полета и сваливания, — рассказал «Известиям» заслуженный пилот России, авиаэксперт Юрий Сытник. — Если раньше система только подавала предупредительный сигнал, то сейчас автоматика вмешивается в управление самолетом даже при выключенном автопилоте. Искусственный интеллект принимает решение и корректирует воздушное судно в пространстве. Однако при неправильной работе двух и более датчиков система управления может направить самолет к земле, отмечает эксперт. По словам Юрия Сытника, сегодня летает около 160 самолетов из более чем 230 выпущенных SSJ-100. — В ходе расследования авиапроисшествия установлено, что сразу два датчика были смонтированы неправильно, — сказал «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. ![]() Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Сколько лайнеров планируется выпускать с 2026 года и хватит ли их для авиапарков
По его словам, если бы некорректную работу системы экипаж распознал своевременно, он смог бы исправить действия автоматики и избежать драматического развития событий. — Поэтому важно контролировать процесс установки ДУА, а также на тренажерах обучать пилотов действиям в таких нестандартных ситуациях, — добавил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Нанесение несмываемых меток и строгое выполнение предписаний бюллетеня должны осуществляться при каждом обслуживании лайнеров. — Конструкция датчиков угла атаки на Superjet 100 уже содержит «защиту от дурака». Это специальные направляющие штыри, физически не позволяющие поставить датчик в неправильное положение, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunАvia Андрей Патраков. Однако в эксплуатируемых самолетах SSJ-100 ДУА ставятся через съемную накладку, закрепляющуюся на фюзеляже, а на этой планке «защиты от дурака» нет. Поэтому потребовалось нанесение несмываемых меток, чтобы не перепутать положение накладки при замене ДУА, отметил эксперт. Переобучение пилотов не менее важно, чем контроль за техниками. По информации МАК, похожий случай с датчиками угла атаки был зафиксирован и с другим SSJ-100 6 мая 2024 года во время планового перегона, но тогда экипаж вовремя распознал некорректную работу датчиков, переключил систему на иной канал (ADC3) и благополучно завершил полет. К сожалению, 12 июля другой экипаж не успел это сделать. Почему после первого авиапроисшествия не были сделаны выводы, должен ответить МАК в окончательном отчете. По словам Олега Пантелеева, перевозчики и учебные центры сейчас обязаны утвердить обновленные программы подготовки технических специалистов у авиационных властей. Именно они должны контролировать процесс переподготовки пилотов на тренажерах. comments powered by Disqus |
Продаются
недостроенные гаражи 3,5х7 в Волжском ГСК "Ивест Плюс" 31 микрорайон улица 87 Гвардейская обмен на авто.
+7 960 889 88 09
![]() |
Общество
![]() Опытный «Суперджет» с/н 95157 на отечественных двигателях ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Здесь он присоединится к прохожд...
![]() Схема FBO на маркетплейсах подразумевает, что продавец передает товары на склад площадки, а маркетплейс берет на себя хранение, сборку, упаковку и дос...
![]() Минпромторг России планирует в 2026 году запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по двум крупным авиационным проект...
![]() Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) начало консультации по поводу новой концепции однорычажного управления тягой на больших самолётах...
|
Политика
![]() Серийное производство двигателя ПД-8 для отечественного самолета Superjet 100 начнется в 2025 году, сообщили в Ростехе.
"В серию силовую установку ...
![]() Сертификация полностью импортозамещенных российских самолетов МС-21, Superjet, Ил-114 находится на завершающей стадии. Об этом сообщил премьер-министр...
![]() Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса разослал в авиакомпании и авиапредприятия информацию о новых ценах на отечественные са...
![]() Цена отечественных самолетов будет значительно снижаться с наращиванием серии. Ожидается, что программа по снижению себестоимости лайнеров даст резуль...
|
Армия
![]() Машины пополнили парк оперативно-тактической авиации ВКС России. Самолеты изготовлены в рамках исполнения Гособоронзаказа по программе этого года.
...
![]() С помощью смекалки и подручных материалов российские военнослужащие совершили очередной прорыв в области дроностроения, пишет Forbes. На линии фронта ...
![]() ОАК передала Минобороны России очередные новые самолеты Су-35С, изготовленные в рамках Гособоронзаказа ⭐️
Новые истребители поколения 4++ прошли п...
![]() Новый, глубоко модернизированный вариант истребителя Су-57М1 поступит на вооружение в Воздушно-космические силы России до конца 2026 года, пишет MWM. ...
|
Спорт
![]() 20 июня 2025 года курсанты Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М.Штеменко совершили военно-патриотический марш «По дорогам ...
![]() На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта «Стрельба из штатного и табельного оружия». В нём приняли участие около 30 пре...
|
Промышленность
![]() Серийное производство двигателя ПД-8 для отечественного самолета Superjet 100 начнется в 2025 году, сообщили в Ростехе.
"В серию силовую установку ...
![]() Сертификация полностью импортозамещенных российских самолетов МС-21, Superjet, Ил-114 находится на завершающей стадии. Об этом сообщил премьер-министр...
![]() Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса разослал в авиакомпании и авиапредприятия информацию о новых ценах на отечественные са...
![]() Цена отечественных самолетов будет значительно снижаться с наращиванием серии. Ожидается, что программа по снижению себестоимости лайнеров даст резуль...
|
Экономика
![]() Российско-белорусский проект самолёта ЛМС-192 «Освей» находится на стадии межгосударственного согласования со стороны белорусских специалистов. Об это...
![]() Обязательная сертификация товаров – это процесс документального подтверждения продукции установленным требованиям безопасности. Подтверждение проводит...
![]() На Казанском авиационном заводе (КАЗ) планируют начать восстановление некоторые самолетов Ту-204, которые производили в Ульяновске.
В частности, на к...
![]() На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут ...
|
Транспорт
![]() Опытный «Суперджет» с/н 95157 на отечественных двигателях ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Здесь он присоединится к прохожд...
![]() Минпромторг России планирует в 2026 году запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по двум крупным авиационным проект...
![]() Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) начало консультации по поводу новой концепции однорычажного управления тягой на больших самолётах...
![]() МС-21-310 в небе над Иркутском. Фото Алексея Коршунова, IRK.ru
Ожидается, что в августе 2025 года начнутся летные испытания полностью импортозамеще...
|
Сельское хозяйство
![]() Авиакомпания «Волга-Днепр» выполняет авиационные работы по охране лесов от пожаров в восьми областях Центрального федерального округа (ЦФО). Из-за мал...
|