Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров

21.01.2025  |  19:17
20
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров

Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пилотов по распознаванию ошибочных показаний для предотвращения аварийных ситуаций. Именно их неправильная установка, по предварительным данным МАК, привела к катастрофе SSJ-100 под Коломной 12 июля 2024 года. Конструкция иностранных датчиков угла атаки фирмы Thales не изменится, зато на их крепежи нанесут несмываемые метки для исключения неправильной установки. Для новых импортозамещенных лайнеров создан крепеж датчиков другой конструкции.

Как предотвратить катастрофы SSJ-100

Разработчик самолета Superjet 100 (SSJ-100) ПАО «Яковлев» после катастрофы с самолетом авиакомпании «Газпром авиа» 12 июля под Коломной подготовил сервисный бюллетень для техников по предотвращению неправильного монтажа датчиков угла атаки (ДУА), а именно контроль за их установкой. С документом ознакомились «Известия».

самолет

Место падения самолета «Суперджет», 12 июля 2024 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ

По предварительной версии МАК, именно неправильная установка двух из четырех датчиков угла атаки во время техобслуживания лайнера на филиале ОАК — Луховицкий авиастроительный завод им. П.А. Воронина с отклонением примерно в пять градусов привела к трагическому финалу. При наборе высоты недостоверные показания с датчиков привели к несвоевременной активации системы защиты, предохраняющей самолет от выхода на режимы сваливания. В результате сама система и направила SSJ-100 в землю. У пилотов же не было времени распознать этот отказ и выйти из пикирования, избежав столкновения с землей. На борту воздушного судна пассажиров не было, там находились три члена экипажа. Все они погибли. Лайнер был выпущен в 2014 году, борт вылетел с завода в Луховицах после ремонта и направлялся в аэропорт Внуково.

Справка «Известий»

Датчик угла атаки представляет собой устройство, имеющее флажок-флюгер, расположенный на фюзеляже снаружи самолета. На Superjet их четыре, по два с каждой стороны. Они предназначены для определения так называемого угла атаки — угла между продольной осью самолета и вектором скорости.

Бюллетень, который выпустил «Яковлев», необходим для корректного закрепления накладки ДУА в отсеках Ф1 или Ф2 по левому и правому бортам. На накладки и датчики должна наноситься несмываемая маркировка, указывающая правильное положение устройства.

Разработчиком также подготовлено информационное письмо для авиакомпаний, разъясняющее поведение самолета при двух и более неправильно установленных ДУА. Росавиация своей директивой потребовала от эксплуатантов самолета принять к исполнению эти меры для предотвращения аналогичных катастроф SSJ-100.

Как сообщили «Известиям» в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех»), бюллетень дает дополнительные разъяснения к существующей процедуре установки серийных датчиков производства фирмы Thales. При этом изменение их конструкции не требуется, добавили в корпорации.

Работы по монтажу и снятию ДУА дополнены рисунками, поясняющими принцип нанесения контрольной риски. Теперь требуется после снятия датчика возвращать крышку на место и закреплять на фюзеляже, чтобы не перепутать ее положение. При переустановке двух и более датчиков должен вестись обязательный контроль за углом его установки, отмечено в письме «Яковлева».

шосси

Шасси на месте падения самолета «Суперджет» в Коломенском районе, 12 июля 2024 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Профилактические меры потребовались для уже эксплуатируемых SSJ-100 с импортной авионикой и двигателями. На новые импортозамещенные самолеты будет устанавливаться отечественная авионика с безопасным крепежом ДУА, отметили в ОАК.

— Конструкция отечественных датчиков импортозамещенного SSJ-100 изначально отличается от импортных, устанавливаемых на базовую версию самолета, в силу иного производителя, — сообщили в корпорации. — Их соответствие авиационным нормам и правилам подтверждается в ходе проходящих в настоящее время сертификационных летных испытаний.

Кроме того, по инициативе Росавиации, компания «Яковлев» выпустила бюллетень по действиям экипажа в ситуациях, связанных с некорректной информацией от ДУА на различных этапах полета, сообщили «Известиям» в федеральном агентстве. Документ направлен в авиакомпании и будет изучен летным составом, отметили там.

«Известия» направили запросы перевозчикам.

самолет
Фото: РИА Новости/пресс-служба Минпромторга

В письме «Яковлева» говорится, что одинаково некорректные (завышенные) данные по углу атаки от двух или трех неправильно установленных датчиков могут привести к срабатыванию системы ограничения по углу атаки самолета. Тогда возможен симметричный выпуск спойлеров в полете, приводящий к существенной потере подъемной силы крыла. При полете на постоянном угле атаки это оборачивается устойчивым снижением самолета, которое невозможно парировать полным отклонением ручки управления на кабрирование (полет самолета с набором высоты). Поэтому экипаж разбившегося под Коломной SSJ-100 не смог вывести самолет из пикирования, следует из предварительного отчета МАК.

В соответствии с бюллетенем пилотов научат распознавать ошибки в работе авионики и своевременно корректировать ее, чтобы система не направила самолет в землю.

«Известия» направили запросы в Минтранс, МАК, «Ростех».

Как автоматика вмешалась в управление SSJ-100

— Датчики угла атаки являются частью системы по спасению самолета от выхода на критические режимы полета и сваливания, — рассказал «Известиям» заслуженный пилот России, авиаэксперт Юрий Сытник. — Если раньше система только подавала предупредительный сигнал, то сейчас автоматика вмешивается в управление самолетом даже при выключенном автопилоте.

Искусственный интеллект принимает решение и корректирует воздушное судно в пространстве. Однако при неправильной работе двух и более датчиков система управления может направить самолет к земле, отмечает эксперт.

ремень
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

По словам Юрия Сытника, сегодня летает около 160 самолетов из более чем 230 выпущенных SSJ-100.

— В ходе расследования авиапроисшествия установлено, что сразу два датчика были смонтированы неправильно, — сказал «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Сколько лайнеров планируется выпускать с 2026 года и хватит ли их для авиапарков

По его словам, если бы некорректную работу системы экипаж распознал своевременно, он смог бы исправить действия автоматики и избежать драматического развития событий.

— Поэтому важно контролировать процесс установки ДУА, а также на тренажерах обучать пилотов действиям в таких нестандартных ситуациях, — добавил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Нанесение несмываемых меток и строгое выполнение предписаний бюллетеня должны осуществляться при каждом обслуживании лайнеров.

— Конструкция датчиков угла атаки на Superjet 100 уже содержит «защиту от дурака». Это специальные направляющие штыри, физически не позволяющие поставить датчик в неправильное положение, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunАvia Андрей Патраков.

суперджет
Фото: РИА Новости/Нина Падалко

Однако в эксплуатируемых самолетах SSJ-100 ДУА ставятся через съемную накладку, закрепляющуюся на фюзеляже, а на этой планке «защиты от дурака» нет. Поэтому потребовалось нанесение несмываемых меток, чтобы не перепутать положение накладки при замене ДУА, отметил эксперт.

Переобучение пилотов не менее важно, чем контроль за техниками. По информации МАК, похожий случай с датчиками угла атаки был зафиксирован и с другим SSJ-100 6 мая 2024 года во время планового перегона, но тогда экипаж вовремя распознал некорректную работу датчиков, переключил систему на иной канал (ADC3) и благополучно завершил полет. К сожалению, 12 июля другой экипаж не успел это сделать. Почему после первого авиапроисшествия не были сделаны выводы, должен ответить МАК в окончательном отчете.

По словам Олега Пантелеева, перевозчики и учебные центры сейчас обязаны утвердить обновленные программы подготовки технических специалистов у авиационных властей. Именно они должны контролировать процесс переподготовки пилотов на тренажерах.

ИЗВЕСТИЯ


comments powered by Disqus
Общество
Су-57 превзошел американский F-35 на аэрофоруме в Индии
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 на международной аэрокосмической выставке Aero India 2025 Фото: REUTERS/Abhijith Ganapavara...
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
В "Рособоронэкспорте" рассказали об интересе к Як-130М за рубежом
Як-130 ВКС РФ / Фото ПАО "Яковлев" Емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, уже ведутся консультации с несколькими...
Первый зарубежный покупатель истребителя Су-57 получит самолет в 2025 году
Иностранный заказчик истребителя Су-57 в 2025 году получит самолет и начнет его эксплуатацию, сообщил "Интерфаксу" глава "Рособоронэкспорта" Александр...
Политика
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
Россия готова предложить Индии локализацию производства истребителя Су-57 - глава ОАК
Россия готова предложить индийской стороне организовать производство истребителя Су-57 на их территории, сообщил гендиректор Объединенной авиастроител...
Армия
Наш Су-57 покорил небо на Aero India 2025 - видео
Виртуозный летчик-испытатель Сергей Богдан показал в небе Индии, как может летать российский истребитель пятого поколения Су-57Э. На международной ави...
Су-30СМ ВКС РФ сбил в зоне СВО украинский Су-27
В зоне проведения специальной военной операции уничтожен очередной украинский самолет Су-27. Боевая машина была сбита в воздушном бою российским истре...
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы
Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Стал...
Ту-95МС ДА выполнили плановый полет - видео
Два стратегических ракетоносца Ту-95мс дальней авиации выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Охотского и Японского...
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
ВК-650В для "Ансата" и Ка-226Т получил сертификат типа
На предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в присутствии министра промышленности и торговли России Антона Алиханова состоялась церемония вручения ...
Экономика
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Главная премьера авиафорума NAIS в Москве двигатель ПД-8 для лайнера SJ-100
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представит линейку отечественн...
40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях. В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства ...
Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21
Пока продолжаются испытания пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21-310 и ведется достаточно объемная работа по созданию мощностей для их вып...
Транспорт
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пило...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...