При сотрудничестве с Министерством обороны РФ сформирован новый российский авиакластер

16.11.2021  |  09:00
4
При сотрудничестве с Министерством обороны РФ сформирован новый российский авиакластер

Анализ опыта войн и вооружённых конфликтов последних лет, а также командно-штабных учений различного уровня на всех стратегических направлениях показал, что из-за изменения содержания характера вооружённой борьбы значительно возрастает роль применения беспилотных авиационных комплексов. наш сегодняшний собеседник – сергей богатиков, генеральный директор ао «кронштадт», одной из ведущих компаний по разработке и производству беспилотных авиационных комплексов.

- Сергей Анатольевич, предлагаю начать нашу беседу с участия возглавляемой вами компании в укреплении военно-технического потенциала страны и техническом перевооружении Российской армии…

– «Кронштадт» вместе с Минобороны фактически создаёт новую отрасль в отечественной промышленности. Компания выступает как исполнитель, а военное ведомство с позиции заказчика, скрупулёзно контролирующего и корректирующего весь научно-производственный процесс.
С целью успешного и своевременного решения задач, поставленных военным ведомством, у нас сформировано сильное конструкторское бюро. В этом творческом коллективе только разработчиков более 500 человек, большая часть из них в возрасте до 40 лет. В ближайшие годы фирма планирует вырасти в три раза: нарастить производственные площади и увеличить персонал.
Вместе с Министерством обороны фирма прошла этапы по разработке, испытаниям. По нашей оценке, это сотрудничество дало плодотворные результаты. «Кронштадт» первым в России создал линейку крупных разведывательно-ударных беспилотных авиационных комплексов. Мы первыми в России получили заключение на право серийного производства крупноразмерных беспилотников.
Наш вклад в укрепление военно-технического потенциала страны предлагаю рассмотреть на примере беспилотного авиационного комплекса «Орион», известного российским военным под именем «Иноходец». Прежде всего его планер имеет совершенную аэродинамическую форму, которая позволяет беспилотному воздушному судну достигать высоких показателей по дальности и продолжительности полёта. Оно может находиться в воздухе более суток.
Кроме того, мы первыми разработали и внедрили на воздушном судне, созданном почти полностью из композиционных материалов, энергоэффективную противообледенительную систему. Её уникальность в том, что она предотвращает обледенение планера с минимальными затратами электроэнергии.
Беспилотник «Орион» – единственный в России аппарат, который может взлетать и приземляться в условиях отсутствия спутниковой навигации. В его инерциальный навигационный комплекс входит автономная радиолокационная система. Его узлы и агрегаты, а также программное обеспечение (ПО) созданы инженерами компании «Кронштадт» в кооперации с другими российскими компаниями.
Кроме того, мы гордимся созданной нашими специалистами системой управления и связи. Технические средства и ПО, заложенные в систему управления «Ориона», позволяют осуществлять прямой обмен видео- и командной информацией с пилотируемой авиацией, артиллерией, ПВО и другими родами войск, что значительно сокращает время принятия решений.
Следующий наш вклад в повышение оборонного потенциала – это наземный пункт управления (НПУ) комплекса «Орион». Он унифицирован и обеспечивает управление большинством российских беспилотников. На его базе можно создать централизованную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами разного типажа, назначения.

В этом году под эгидой военного ведомства мы провели военно-технический эксперимент и проверили управляемость с НПУ разнотипных аппаратов разработки ООО «Специальный технологический центр» («Орлан-10») и АО «Концерн «Калашников» (ZALA). Были успешно смоделированы и отработаны совместные действия смешанной группировки беспилотников в условиях, близких к реальному полю боя, насыщенному средствами радиоэлектронного и огневого противодействия. Полученный положительный результат по управлению этой группировкой наглядно продемонстрировал перспективность и правильность выбранного пути развития в части использования технологий искусственного интеллекта.
Данные технологии позволяют решать задачи автономного группового и роевого применения с управлением от одного НПУ разработки АО «Кронштадт». При этом решение задач разведки, нанесения ударов, радиоэлектронного противодействия и подавления выполняется автономно либо с высокой степенью автоматизации. Мы стремимся минимизировать участие оператора, оставить в его компетенции лишь принятие критически важных решений. Поэтому скрупулёзно проводим поэтапную проверку надёжности и апробирования каждого элемента программного обеспечения.
Ещё раз подчеркну, что унифицированный наземный пункт управления полностью функционирует под управлением ПО, разработанного нашими специалистами.
К тому же специализированное ПО для всех типов наших беспилотных авиакомплексов и средства обработки накопленных данных по результатам осмотров и обследований позволяют прогнозировать состояние объектов во времени, а также с учётом условий их эксплуатации.
О повышении военно-технического потенциала свидетельствует ещё один факт – определённый интерес к «Ориону» проявляют другие российские силовые ведомства, а также заказчики из Азиатско-Тихо-
океанского региона и Ближнего Востока. Не вдаваясь в детали, отмечу: приятной неожиданностью стал интерес к нашей продукции со стороны государств, ранее не выступавших в роли клиентов по линии Рособоронэкспорта.
По нашим оценкам, это обусловлено тем, что комплекс «Орион» применим для выполнения широкого круга задач, в том числе патрулирования границ, морской акватории. Его привлекательность для инозаказчиков и в том, что он имеет открытую архитектуру. Мы можем по желанию заказчика осуществлять доработку «Ориона» по его боевым и разведывательным характеристикам за счёт интеграции целевого оборудования, авиационных средств поражения, в том числе иностранного производства.

Продукция нашей компании полностью состоит из отечественных комплектующих. Мы работаем в интересах безопасности страны как в военном, так и в гражданском секторе

– АО «Кронштадт» ушло от так называемой морской темы, а не так давно приросло вертолётной. По каким причинам выполнена смена приоритетов?
– Мы решили сконцентрировать усилия на авиационной тематике, так как, на наш взгляд, сегодня это наиболее перспективное направление бизнеса.
С приобретением Научно-производственного предприятия «Стрела» мы получили хорошие компетенции. «Стрела» имеет большой опыт в создании беспилотных воздушных судов вертолётного типа. Таким образом, мы вошли в новую для себя перспективную рыночную нишу, расширили продуктовый ряд и ещё заполучили команду опытных и высококвалифицированных разработчиков. К тому же производственные мощности строящегося завода в Дубне позволят производить различные беспилотные авиационные комплексы.
– Министерство обороны сегодня уделяет большое внимание организации обслуживания вооружения и техники на протяжении всего их жизненного цикла. В вашем случае насколько эффективно выстраивается этот цикл во взаимодействии с военным ведомством?
– На сегодняшний день мы готовы заключать контракты полного жизненного цикла и поддерживать работоспособность нашей продукции. В случае с комплексом «Орион» это срок не менее 20 лет.
Одновременно с освоением серийного производства мы приступили к подготовке базы для сервисного обслуживания. Создали информационную систему на основе технологий xml под управлением PLM-системы. Пилотный проект прошёл апробацию и уже успешно внедрён. Для комплектов эксплуатационной документации разработаны и интерактивные анимированные руководства. Такие цифровые двойники изделия ускоряют и упрощают обслуживание комплекса как конструкторами, так и эксплуатантами. Налаживаем систему по оперативному изменению электронной документации с учётом сделанных конструктивных изменений, усовершенствований.
– Научно-технический прогресс не стоит на месте. На какие технологические вызовы, по вашему мнению, предстоит ответить в ближайшие годы российскому ОПК? Ваше видение будущего оборонной промышленности в двадцатые годы в связи с ростом возможностей искусственного интеллекта, роботизацией производства и цифровой трансформацией технологических процессов?
– Говорить за всю российскую промышленность и даже за всю оборонку не могу. Но повторюсь, в настоящее время мы вместе с Минобороны фактически создаём новую отрасль. Вот это наш главный технологический вызов.
Имеется и другой вызов. У нас в стране и за рубежом не сформирована законодательная база в области гражданского беспилотья. Россия может стать первопроходцем в этом вопросе, мы активно участвуем в его решении.
– В последние годы немало говорится о проблеме импортозамещения, возникшей в связи с недружественной позицией западных стран в отношении России, особенно после Крымской весны 2014 года. На каком этапе решения этого вопроса мы сегодня находимся?
– Продукция нашей компании полностью состоит из отечественных комплектующих. Мы работаем в интересах безопасности страны как в военном, так и в гражданском секторе. Комплектующие иностранного производства можем установить в рамках выполнения контрактов с инозаказчиками.
– Создание современных вооружений, военной и специальной техники сегодня немыслимо без опоры на фундаментальные и прикладные науки. На этом участке сегодня всё активнее заявляет о себе военный технополис ЭРА в Анапе. Осуществляет ли ваша компания взаимодействие с ним?
– «Кронштадт» входит в перечень организаций, с которыми у военного технополиса ЭРА заключено соглашение о партнёрстве. Компания поставила в технополис своё программное обеспечение для виртуальной тренажёрной среды. Мы внимательно следим за тем, что происходит в лаборатории искусственного интеллекта технополиса.
– Президент России не раз обращал внимание на необходимость решать проблемы диверсификации в высокотехнологичных отраслях ОПК в меняющихся рыночных условиях. Есть ли здесь у российских оборонщиков серьёзный задел в этой области? Насколько оборонка способна стать локомотивом в развитии гражданского сектора промышленности?
– Беспилотные авиакомплексы – это продукция двойного назначения. Они создаются по модульному принципу – на них можно устанавливать и быстро менять разные полезные нагрузки.
Наш флагманский проект «Орион», диверсифицированный для гражданского рынка, сейчас проходит через комплекс сертификационных работ по его соответствию действующим нормам, требованиям и правилам воздушного законодательства. Беспилотник оснащён всеми специализированными системами в соответствии с нормативными требованиями, действующими в отношении гражданских воздушных судов, в том числе системой оповещения об опасном сближении с воздушным судном или земной поверхностью.
В такой конфигурации «Орион» может выполнять авиационные работы, связанные с воздушным патрулированием, мониторингом, аэросъёмкой и доставкой грузов в труднодоступные районы. В частности, он может вести ледовую разведку в Арктике для обеспечения судоходства на трассе Северного морского пути.
Подобные задачи в будущем может решать и наш более крупный беспилотник «Гелиос-РЛД». Этот комплекс также может обеспечивать радиосвязь в случае чрезвычайных ситуаций в качестве ретранслятора. Его можно использовать и для контроля воздушной обстановки в районе бедствия.
Притчей во языцех стали лесные пожары. Беспилотники большой продолжительности полёта могут применяться для противопожарного патрулирования лесов и раннего обнаружения возгораний.
«Орион», «Гелиос-РЛД» мы предлагаем Авиалесохране и МЧС, но пока для них это дорого. Есть вполне понятный фронт работ, известны цифры о лётных часах, потребностях в обслуживании, выполнен расчёт суммы требуемого ежегодного финансирования. Проект можно начать в экспериментальном режиме. Если государство хочет реализовать такой гражданский проект, то необходимо принятие решения на правительственном уровне по его субсидированию по линии Авиалесо­храны или МЧС.

Если раньше «Кронштадт» специализировался на крупных беспилотниках самолётного типа, то в этом году мы предложили рынку новый тип воздушного судна

В данном случае диверсификация возможна при формировании рыночной ниши для беспилотников при участии государства, которое определит законодательно-правовую основу и другие правила игры как для госструктур, так и для частного бизнеса. Только в этом случае диверсификация даст нам возможность вести более сбалансированный бизнес и выйти на гражданский рынок.
Если раньше «Кронштадт» специализировался на крупных беспилотниках самолётного типа, то в этом году мы предложили рынку новый тип воздушного судна.
Например, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» мы представили беспилотный вертолёт для тушения пожаров БВС-ВТ450 с максимальной взлётной массой 450 кг. Он способен действовать в температурном диапазоне наружного воздуха от -30°С до +40°С. По желанию заказчика мы можем изготовить и поставить комплекс в нужном климатическом исполнении для температур от -50°С до + 50°С хоть в Арктику, хоть в пустыню. Этот аппарат вертолётного типа может использоваться для мониторинга, грузоперевозок и выполнения противопожарных миссий.
Например, «Орион» выполняет противопожарный мониторинг. При обнаружении очага возгорания в район бедствия вылетает группа БВС-ВТ450 и приступает к борьбе с пожаром. При необходимости унифицированный НПУ позволяет увеличить состав и типаж противопожарной авиагруппы.
– Что вы думаете о перспективах государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе? Созданы ли эффективные и взаимовыгодные механизмы такого парт­нёрства? Ведь не секрет, что сфера ОПК до последнего времени считалась малопривлекательной для частного бизнеса.
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Мы были и остаёмся одной из немногих полностью частных компаний в оборонке. Для нашей фирмы партнёрство с государством перспективно. Конечно же, нам приходится решать сложные организационные, конструкторские, технические, технологические задачи. Вместе с тем они интересны для любого творческого специалиста: как руководителя, инженерно-технического работника, так и рабочего.
С другой стороны, Минобороны – надёжный заказчик в финансовом плане, а это привлекательно для любого частного бизнеса. Тем более сейчас, когда военное ведомство проводит долгосрочное авансирование работ по заключённым контрактам. Стабильные денежные поступления привлекательны для компании и её коллектива.
– Оборонно-промышленный комплекс, как и Вооружённые Силы, славится своими многолетними традициями верного служения Отечеству. Что делается сегодня для сохранения исторической памяти? Для героико-патриотического воспитания нового поколения оборонщиков, которым не довелось пройти через испытания ни Великой Отечественной, ни холодной войны?
– Компания «Кронштадт» ведёт свою историю с «новой России», она создана в 1991 году и раньше именовалась «Транзас». Мы специализировались в том числе на разработке интерактивных комплексов для образования и военно-патриотического воспитания, так что со времён своего создания мы тоже сохраняем историческую память и воспитываем патриотов.
В настоящее время в нашей компании патриотизм выражается в постоянном её развитии и в заботе о персонале. Мы строим в Дубне серийный завод по производству беспилотных авиационных комплексов. Создаём современное инновационное производство мирового уровня. Мы заботимся и об экологии. На производственной площадке создаются высокотехнологичные, комфортабельные, светлые, чистые рабочие места. Сроки установлены жёсткие, строительство ведётся максимально быстро.
Параллельно с этим набираем команду сотрудников. На новом предприятии запланированы вакансии для около 1500 человек. Им, помимо всего прочего, предстоит создавать новую страницу авиационной истории. Каждый новый сотрудник станет звеном крепкой цепи будущего отечественной и мировой авиационной промышленности и сможет проявить себя. Поэтому мы ищем не просто инженеров и рабочих, а единомышленников, которые помогут нам создавать в России новую подотрасль авиапрома.
Мы прорабатываем жилищную программу для сотрудников в Дубне, в которой в том числе предусмотрена частичная компенсация аренды жилья, с некоторыми банками есть договорённость о льготной ипотеке.
Всё вышеперечисленное разве не способствует повышению патриотизма и гордости за страну? Мы вошли в очень маленький круг создателей беспилотных авиационных комплексов мирового уровня. Нашими комплексами военного и гражданского назначения активно интересуются иностранные заказчики в СНГ, Ближневосточном и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Это прямое свидетельство роста престижа нашей Родины на мировом рынке беспилотников. Здесь и сейчас компания создаёт то, чем в будущем будут гордиться наши внуки.

http://redstar.ru/na-rubezhe-bespilotnogo-proryva/

comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.