Последний беспилотник Союза

30.11.2020  |  08:55
9
Последний беспилотник Союза

 Старт ДПЛА «Пчела» с пусковой установки на колесном шасси

30 лет назад в СССР был создан один из самых первых в мире боевых беспилотных аппаратов. «Пчела» — хронологически самый последний из беспилотников, созданных в Советском Союзе. Его разработка завершилась на излете советской эпохи. Появившийся в непростое для страны время беспилотник во многом стал олицетворением несбывшихся надежд отечественных разработчиков. «Армейский стандарт» вспомнил историю.

Успешное применение Израилем беспилотных летательных аппаратов в 1982 году в долине Бекаа дало мощный импульс к развитию данного направления техники и в нашей стране. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР, планировалось создание трех беспилотных комплексов. Это фронтовой комплекс «Строй-Ф» с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Коршун»; армейский комплекс «Строй-А» с двумя типами летательных аппаратов «Дятел-1» и «Дятел-2»; комплекс дивизионного уровня «Строй-П» с аппаратами «Пчела».

В силу ряда причин, в числе которых и недостаточное внимание к данной тематике работ, позднее и недостаточное финансирование, из этих трех проектов был полностью реализован только «Строй-П» — самый легкий комплекс, разработка которого была наименее ресурсозатратной.

Проект сумел получить поддержку Воздушно-десантных войск, что в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу. В ВДВ комплекс предполагалось использовать для разведки танкоопасных направлений в районе высадки десанта.

Перед конструкторами стояла задача обеспечить не только решение тактических задач на беспрецедентном для того времени уровне, но и удобство, простоту в эксплуатации, надежность и боевую эффективность комплекса в условиях ведения боевых действий Воздушно-десантными войсками.

Головным разработчиком комплекса «Строй-П» был определен НИИ «Кулон», а аппарата «Пчела-1» — ОКБ имени А.С.Яковлева. В июне 1984 года состоялась защита разработанного по специальным тактико-техническим требованиям Министерства обороны СССР эскизного проекта «штатного» комплекса с летательным аппаратом «Пчела-1», получившего впоследствии название «Строй-П».

Один из прототипов ДПЛА «Пчела».
© airwar.ru
 Один из прототипов ДПЛА «Пчела».

«Пчела»

Созданный в ОКБ имени А.С.Яковлева беспилотный летательный аппарат «Пчела» представлял собой моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с прямоугольной формой крыла с постоянным профилем сечения. Разработчики беспилотника во главе с главным конструктором Николаем Долженковым предложили оригинальную аэродинамическую схему с толкающим винтом постоянного шага в кольцевом оперении. Она позволила уменьшить габариты беспилотника и исключить его сваливание на малых скоростях полета.

Брутальный внешний вид аппарата объяснялся имевшимися ограничениями по транспортировке, а также необходимостью обеспечения надежности при десантировании.

Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать двигатель П-020. Однако «подросший» в процессе разработки беспилотник потребовал более мощной силовой установки. В результате был использован новый двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032.

Управляли беспилотным аппаратом по введенной заранее программе или с помощью оператора. Бортовое оборудование включало сменный комплекс разведывательной аппаратуры. В качестве таковой использовалась ТВ-камера с фокусным расстоянием, изменяемым по команде оператора разработки Московского телевизионного института, и ИК-камера, созданная Азовским оптико-механическим заводом. При этом модульная архитектура беспилотника позволяла быстро заменять подсистемы.

Старт «Пчелы» осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси десантного бронетранспортера БТР-Д. Приземление — при помощи парашюта.

При этом посадка допускалась на неподготовленную ровную площадку без специального покрытия. В первоначальном варианте в качестве демпфера использовался надувной мешок, позднее амортизирующими свойствами снабдили опоры беспилотного аппарата.

Комплекс «Строй-П»

Московский НИИ «Кулон» интегрировал все бортовое и наземное радиоэлектронное оборудование в общий комплекс. Наземный пункт дистанционного управления был собран на шасси бронетранспортера БТР-Д. Оператор беспилотного аппарата в режиме реального времени получал на видеоконтрольное устройство маршрут аппарата и его текущие координаты, а также видеоинформацию с бортовой оптико-электронной системы наблюдения.

Старт ДПЛА «Пчела» с БТР.
© ОКБ им.Яковлева
 Старт ДПЛА «Пчела» с БТР.

Комплекс был чрезвычайно мобильным. Весь комплекс с одним аппаратом мог быть размещен на единственной подвижной единице. Пусковая установка и съемный транспортно-десантный контейнер с одним дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1» размещались на том же шасси, что и наземный комплекс.

Да, конечно, в состав комплекса также входили эвакуационно-технологическая машина, собранная на шасси ГАЗ-66 (десантный вариант) и предназначенная для подбора приземлившихся беспилотников, и технологическая машина на шасси «Урал-4320», служившая для проведения регламентных работ на аппарате. Однако обе машины в боевой работе комплекса непосредственно не участвовали.

На испытаниях десантировали габаритно-весовой макет, чтобы проверить выход комплекса из люка самолета, раскрытие парашютной системы, амортизацию при приземлении. А реальный образец комплекса в составе наземного пункта дистанционного управления на БТР-Д и «Пчелы» в транспортном контейнере бросали на копре — поднимали на высоту более метра, отцепляли, и он падал на бетон. При этом комплекс испытывал перегрузки гораздо большие, чем при реальном десантировании. Однако ничего не ломалось, все работало.

26 апреля 1986 года состоялся первый пуск «Пчелы». Он прошел успешно. Государственные испытания завершили в июле 1990 года. К этому времени комплекс мог совершать марши на шасси десантного бронетранспортера, он умел плавать по воде — по рекам, прудам, мог десантироваться с самолета Ан-12 «Руслан», Ил-76. Все это, кроме десантирования реального образца, было подтверждено испытаниями.

Эксплуатация

«Пчела» стала первым отечественным беспилотным аппаратом многоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя в тактической глубине в режиме реального времени. При этом комплекс, выполненный на высоком технологическом уровне, опережал по своим возможностям многие имевшиеся зарубежные аналоги.

К 1991 году было выпущено пять серийных комплексов «Строй-П» с 50 летательными аппаратами. Практический интерес к нему (еще на тот момент не принятому на вооружение) возник в конце 1994 года, после начала боевых действий в Чечне. В мае 1995 года войска Северо-Кавказского военного округа впервые применили «Строй-П» для поддержки боевых действий ВДВ.

Использование беспилотников на Кавказе было незначительным по масштабу. По имеющимся данным, в Чечне применялось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили десять полетов, в том числе восемь боевых.

Это в большей степени была обкатка системы в боевой обстановке. И следом за ней могли и должны были бы последовать более масштабные закупки систем «Строй-П», однако они не последовали. Во-первых, по состоянию на середину 90-х резко изменились возможности отечественного военного ведомства в части закупок. Да и специфика контртеррористических действий существенно отличалась от тех задач, с расчетом на которые создавался этот комплекс.

Модернизированный ДПЛА «Пчела».
© airwar.ru
 Модернизированный ДПЛА «Пчела».

Тем не менее в целом опыт эксплуатации комплекса на Северном Кавказе показал полезность подобных беспилотных систем воздушной разведки. Эксплуатация в реальных боевых условиях выявила и слабые места комплекса, позволив сформулировать необходимые требования для его дальнейшего совершенствования.

Новый этап

В результате работ по модернизации, проведенных в начале 2000-х, при сохранении внешнего облика беспилотника его начинка была полностью обновлена. Так, на аппарате была установлена новая телевизионная система наблюдения, включавшая цифровую камеру с объективом с высокой чувствительностью. Она позволяла работать не только днем, но и в глубоких сумерках.

Заменено было и оборудование наземной компоненты. Вместо аналоговой установлена новая цифровая помехозащищенная радиолиния управления беспилотным летательным аппаратом с широкополосным каналом сброса информации. Благодаря этому была повышена дальность, увеличена помехозащищенность комплекса.

В новом обличье комплекс служит в войсках и сегодня. Да, конечно, в наши дни резерв его модернизации уже исчерпан — и сам беспилотник, и комплекс создавались в другой стране и предназначались для других войн. Более того, произошедшее за прошедшие годы развитие технологий позволило реализовать функционал, имевшийся у «Пчелы», на более легких беспилотниках. И тут можно было бы пожалеть о не полностью реализованном потенциале данной системы. Однако эта разработка также сделала свое дело.

Проект создания «Пчелы» и в целом комплекса, частью которого она была, позволил собрать группу инженеров и конструкторов, увлекшихся данной тематикой и ставшей основой формирования кадрового потенциала отрасли на годы вперед. Сегодня их компетенции востребованы в современных разработках, реализуемых как в интересах Министерства обороны России, так и в интересах гражданских заказчиков.

Так, коллектив компании «Кронштадт» под руководством генерального конструктора Николая Долженкова в 2010-е создал комплекс с беспилотником MALE-класса «Орион», поставки которого начались Вооруженным силам России. А вслед за этим беспилотником продолжатся и работы по нескольким другим не менее перспективным проектам. 

https://armystandard.ru/news/t/202011231540-ebIeR.html?fbclid=IwAR2PdMB8oeh2B6_xfyA86D8XfTgHrIITslH8Vm9cpaecfJ2B-C75wRE3eCY


comments powered by Disqus
Общество
К 85-летию авиаконструктора Сергея Яковлева
16 января 2025 года отмечается 85-летие со дня рождения конструктора Сергея Александровича Яковлева. Сын создателя легендарных «яков» не пошёл по прот...
Дело генерала Попова - потерпевшей стороны нет, но суд пока идет
Власти Запорожской области, которые в деле генерала официально значились пострадавшей стороной, официально отказались от своих претензий. Официальн...
От 5 до 7,5 лет колонии получили поджигатели бомбардировщика Су-24
Новосибирский областной суд приговорил к лишению свободы на срок от 5 до 7,5 лет колонии фигурантов дела о поджоге бомбардировщика Су-24, релейного шк...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Политика
В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года
Фото: Владимир Андреев © URA.RU Россия начнет массово производить среднемагистральный авиалайнер МС-21 на замену Boeing и Airbus не ранее 2027-2028...
Онлайн касса эвотор 5i
Эвотор 5i используется для выполнения любых стандартных кассовых операций. На устройстве можно провести продажу, напечатать чек, сделать отмену и возв...
The Telegraph о применении Россией БПЛА на оптоволоконном кабеле
В России нашли простое решение для борьбы с украинскими средствами РЭБ, пишет The Telegraph.Это беспилотники с оптоволоконным кабелем, на который не д...
О производстве новых отечественных пассажирских самолетов в 2024 году
Парк отечественных авиакомпаний пополнился в 2024 году, по сути, всего двумя новыми пассажирскими самолетами, причем только один из них предназначался...
Армия
65 лет назад - первое удачное спасение летчика при помощи системы катапультирования ОКБ Сухого
Страничка истории от Павла Плунского. О катапультном кресле Сухого. 65 лет назад, 16 января 1960 года, состоялось первое удачное спасение летчика при ...
В январе 1960-го ОКБ Сухого начало заводские испытания автопилота АП-28
Страничка истории от Павла Плунского. 65 лет назад, в январе 1960-го, в ОКБ Сухого начались заводские летные испытания опытных экземпляров автопилота ...
О первой отечественной модульной ракете «воздух–воздух» К-8
70 лет назад, 30 декабря 1954 года, вышло постановление советского правительства, согласно которому в СССР начались работы по созданию новых систем уп...
Шеф-пилот ОКБ «Сухого» Сергей Богдан рассказал о сложностях высшего пилотажа на Су-57
Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 «вызвал невообразимый ажиотаж» на авиасалоне Airshow China в Чжухае. Это доказывает интерес к российск...
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года
Фото: Владимир Андреев © URA.RU Россия начнет массово производить среднемагистральный авиалайнер МС-21 на замену Boeing и Airbus не ранее 2027-2028...
О производстве новых отечественных пассажирских самолетов в 2024 году
Парк отечественных авиакомпаний пополнился в 2024 году, по сути, всего двумя новыми пассажирскими самолетами, причем только один из них предназначался...
Ту-214 итоги 2024 года
Фото © пресс-служба АО «Туполев» Пассажирский самолёт Ту-214 – один из трёх российских типов, которые в ближайшее десятилетие должны стать основой пар...
Завершается сборка фюзеляжа первого ТВРС-44
Фото: фюзеляж первого экземпляра ТВРС-44 на сборке на заводе «Авиакор» На самарском заводе «Авиакор» завершается изготовление фюзеляжа первого опыт...
Экономика
Представители ОАК приняли участие в совещании по теме эксплуатации и обслуживания парка SSJ-100
Согласно представленным на совещании данным, интенсивность эксплуатации флота самолетов SSJ-100 в 2022-2024 годах растет, на текущий момент она превыш...
В Иркутске готовят премьеру авиалайнера
В конце декабря уходящего года на Иркутском авиазаводе намечено поднять в первый раз в воздух частично импортозамещенный пассажирский самолет МС-21-31...
Поставка комплектующих для двигателей ПД-8 в Superjet вырастет вдвое
Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" (входит в "Ростех") до 2028 года планирует почти вдвое увеличить поставки комплектов для ПД...
Гендиректор ПАО «Яковлев» и управляющий директор АО «Туполев» покидают свои посты
С учетом особой важности реализации приоритетных гражданских программ ОАК, а также необходимости в беспрецедентно сжатые сроки реализовать задачи импо...
Транспорт
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Когда появятся обещанные русские самолёты?
Изначальные сроки сорваны. Заминку объяснили анекдотом. В чём состоят основные трудности, рассказал Андрей Клепач. В России до сих пор в подвешенно...
Импортозамещенный SJ-100 выполнил 15% сертификационных полетов
В 2024 году импортозамещенный региональный пассажирский самолет Superjet 100 (SJ-100) выполнил 15% полетов, необходимых для сертификации новой машины....
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...