Последний беспилотник Союза30.11.2020 | 08:55
9
Старт ДПЛА «Пчела» с пусковой установки на колесном шасси 30 лет назад в СССР был создан один из самых первых в мире боевых беспилотных аппаратов. «Пчела» — хронологически самый последний из беспилотников, созданных в Советском Союзе. Его разработка завершилась на излете советской эпохи. Появившийся в непростое для страны время беспилотник во многом стал олицетворением несбывшихся надежд отечественных разработчиков. «Армейский стандарт» вспомнил историю. Успешное применение Израилем беспилотных летательных аппаратов в 1982 году в долине Бекаа дало мощный импульс к развитию данного направления техники и в нашей стране. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР, планировалось создание трех беспилотных комплексов. Это фронтовой комплекс «Строй-Ф» с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Коршун»; армейский комплекс «Строй-А» с двумя типами летательных аппаратов «Дятел-1» и «Дятел-2»; комплекс дивизионного уровня «Строй-П» с аппаратами «Пчела». В силу ряда причин, в числе которых и недостаточное внимание к данной тематике работ, позднее и недостаточное финансирование, из этих трех проектов был полностью реализован только «Строй-П» — самый легкий комплекс, разработка которого была наименее ресурсозатратной.
Перед конструкторами стояла задача обеспечить не только решение тактических задач на беспрецедентном для того времени уровне, но и удобство, простоту в эксплуатации, надежность и боевую эффективность комплекса в условиях ведения боевых действий Воздушно-десантными войсками. Головным разработчиком комплекса «Строй-П» был определен НИИ «Кулон», а аппарата «Пчела-1» — ОКБ имени А.С.Яковлева. В июне 1984 года состоялась защита разработанного по специальным тактико-техническим требованиям Министерства обороны СССР эскизного проекта «штатного» комплекса с летательным аппаратом «Пчела-1», получившего впоследствии название «Строй-П». «Пчела»Созданный в ОКБ имени А.С.Яковлева беспилотный летательный аппарат «Пчела» представлял собой моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с прямоугольной формой крыла с постоянным профилем сечения. Разработчики беспилотника во главе с главным конструктором Николаем Долженковым предложили оригинальную аэродинамическую схему с толкающим винтом постоянного шага в кольцевом оперении. Она позволила уменьшить габариты беспилотника и исключить его сваливание на малых скоростях полета. Брутальный внешний вид аппарата объяснялся имевшимися ограничениями по транспортировке, а также необходимостью обеспечения надежности при десантировании. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать двигатель П-020. Однако «подросший» в процессе разработки беспилотник потребовал более мощной силовой установки. В результате был использован новый двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032.
Старт «Пчелы» осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси десантного бронетранспортера БТР-Д. Приземление — при помощи парашюта. При этом посадка допускалась на неподготовленную ровную площадку без специального покрытия. В первоначальном варианте в качестве демпфера использовался надувной мешок, позднее амортизирующими свойствами снабдили опоры беспилотного аппарата. Комплекс «Строй-П»Московский НИИ «Кулон» интегрировал все бортовое и наземное радиоэлектронное оборудование в общий комплекс. Наземный пункт дистанционного управления был собран на шасси бронетранспортера БТР-Д. Оператор беспилотного аппарата в режиме реального времени получал на видеоконтрольное устройство маршрут аппарата и его текущие координаты, а также видеоинформацию с бортовой оптико-электронной системы наблюдения. Комплекс был чрезвычайно мобильным. Весь комплекс с одним аппаратом мог быть размещен на единственной подвижной единице. Пусковая установка и съемный транспортно-десантный контейнер с одним дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1» размещались на том же шасси, что и наземный комплекс. Да, конечно, в состав комплекса также входили эвакуационно-технологическая машина, собранная на шасси ГАЗ-66 (десантный вариант) и предназначенная для подбора приземлившихся беспилотников, и технологическая машина на шасси «Урал-4320», служившая для проведения регламентных работ на аппарате. Однако обе машины в боевой работе комплекса непосредственно не участвовали.
26 апреля 1986 года состоялся первый пуск «Пчелы». Он прошел успешно. Государственные испытания завершили в июле 1990 года. К этому времени комплекс мог совершать марши на шасси десантного бронетранспортера, он умел плавать по воде — по рекам, прудам, мог десантироваться с самолета Ан-12 «Руслан», Ил-76. Все это, кроме десантирования реального образца, было подтверждено испытаниями. Эксплуатация«Пчела» стала первым отечественным беспилотным аппаратом многоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя в тактической глубине в режиме реального времени. При этом комплекс, выполненный на высоком технологическом уровне, опережал по своим возможностям многие имевшиеся зарубежные аналоги. К 1991 году было выпущено пять серийных комплексов «Строй-П» с 50 летательными аппаратами. Практический интерес к нему (еще на тот момент не принятому на вооружение) возник в конце 1994 года, после начала боевых действий в Чечне. В мае 1995 года войска Северо-Кавказского военного округа впервые применили «Строй-П» для поддержки боевых действий ВДВ.
Это в большей степени была обкатка системы в боевой обстановке. И следом за ней могли и должны были бы последовать более масштабные закупки систем «Строй-П», однако они не последовали. Во-первых, по состоянию на середину 90-х резко изменились возможности отечественного военного ведомства в части закупок. Да и специфика контртеррористических действий существенно отличалась от тех задач, с расчетом на которые создавался этот комплекс. Тем не менее в целом опыт эксплуатации комплекса на Северном Кавказе показал полезность подобных беспилотных систем воздушной разведки. Эксплуатация в реальных боевых условиях выявила и слабые места комплекса, позволив сформулировать необходимые требования для его дальнейшего совершенствования. Новый этапВ результате работ по модернизации, проведенных в начале 2000-х, при сохранении внешнего облика беспилотника его начинка была полностью обновлена. Так, на аппарате была установлена новая телевизионная система наблюдения, включавшая цифровую камеру с объективом с высокой чувствительностью. Она позволяла работать не только днем, но и в глубоких сумерках. Заменено было и оборудование наземной компоненты. Вместо аналоговой установлена новая цифровая помехозащищенная радиолиния управления беспилотным летательным аппаратом с широкополосным каналом сброса информации. Благодаря этому была повышена дальность, увеличена помехозащищенность комплекса. В новом обличье комплекс служит в войсках и сегодня. Да, конечно, в наши дни резерв его модернизации уже исчерпан — и сам беспилотник, и комплекс создавались в другой стране и предназначались для других войн. Более того, произошедшее за прошедшие годы развитие технологий позволило реализовать функционал, имевшийся у «Пчелы», на более легких беспилотниках. И тут можно было бы пожалеть о не полностью реализованном потенциале данной системы. Однако эта разработка также сделала свое дело.
Так, коллектив компании «Кронштадт» под руководством генерального конструктора Николая Долженкова в 2010-е создал комплекс с беспилотником MALE-класса «Орион», поставки которого начались Вооруженным силам России. А вслед за этим беспилотником продолжатся и работы по нескольким другим не менее перспективным проектам. https://armystandard.ru/news/t/202011231540-ebIeR.html?fbclid=IwAR2PdMB8oeh2B6_xfyA86D8XfTgHrIITslH8Vm9cpaecfJ2B-C75wRE3eCY comments powered by Disqus |
Продаются
недостроенные гаражи 3,5х7 в Волжском ГСК "Ивест Плюс" 31 микрорайон улица 87 Гвардейская обмен на авто.
+7 960 889 88 09
|
Общество
К 85-летию авиаконструктора Сергея Яковлева
16 января 2025 года отмечается 85-летие со дня рождения конструктора Сергея Александровича Яковлева. Сын создателя легендарных «яков» не пошёл по прот...
Дело генерала Попова - потерпевшей стороны нет, но суд пока идет
Власти Запорожской области, которые в деле генерала официально значились пострадавшей стороной, официально отказались от своих претензий.
Официальн...
От 5 до 7,5 лет колонии получили поджигатели бомбардировщика Су-24
Новосибирский областной суд приговорил к лишению свободы на срок от 5 до 7,5 лет колонии фигурантов дела о поджоге бомбардировщика Су-24, релейного шк...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
|
Политика
В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года
Фото: Владимир Андреев © URA.RU
Россия начнет массово производить среднемагистральный авиалайнер МС-21 на замену Boeing и Airbus не ранее 2027-2028...
Онлайн касса эвотор 5i
Эвотор 5i используется для выполнения любых стандартных кассовых операций. На устройстве можно провести продажу, напечатать чек, сделать отмену и возв...
The Telegraph о применении Россией БПЛА на оптоволоконном кабеле
В России нашли простое решение для борьбы с украинскими средствами РЭБ, пишет The Telegraph.Это беспилотники с оптоволоконным кабелем, на который не д...
О производстве новых отечественных пассажирских самолетов в 2024 году
Парк отечественных авиакомпаний пополнился в 2024 году, по сути, всего двумя новыми пассажирскими самолетами, причем только один из них предназначался...
|
Армия
65 лет назад - первое удачное спасение летчика при помощи системы катапультирования ОКБ Сухого
Страничка истории от Павла Плунского. О катапультном кресле Сухого. 65 лет назад, 16 января 1960 года, состоялось первое удачное спасение летчика при ...
В январе 1960-го ОКБ Сухого начало заводские испытания автопилота АП-28
Страничка истории от Павла Плунского. 65 лет назад, в январе 1960-го, в ОКБ Сухого начались заводские летные испытания опытных экземпляров автопилота ...
О первой отечественной модульной ракете «воздух–воздух» К-8
70 лет назад, 30 декабря 1954 года, вышло постановление советского правительства, согласно которому в СССР начались работы по созданию новых систем уп...
Шеф-пилот ОКБ «Сухого» Сергей Богдан рассказал о сложностях высшего пилотажа на Су-57
Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 «вызвал невообразимый ажиотаж» на авиасалоне Airshow China в Чжухае. Это доказывает интерес к российск...
|
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...
|
Промышленность
В России не смогут заменить Boeing и Airbus до 2028 года
Фото: Владимир Андреев © URA.RU
Россия начнет массово производить среднемагистральный авиалайнер МС-21 на замену Boeing и Airbus не ранее 2027-2028...
О производстве новых отечественных пассажирских самолетов в 2024 году
Парк отечественных авиакомпаний пополнился в 2024 году, по сути, всего двумя новыми пассажирскими самолетами, причем только один из них предназначался...
Ту-214 итоги 2024 года
Фото © пресс-служба АО «Туполев» Пассажирский самолёт Ту-214 – один из трёх российских типов, которые в ближайшее десятилетие должны стать основой пар...
Завершается сборка фюзеляжа первого ТВРС-44
Фото: фюзеляж первого экземпляра ТВРС-44 на сборке на заводе «Авиакор»
На самарском заводе «Авиакор» завершается изготовление фюзеляжа первого опыт...
|
Экономика
Представители ОАК приняли участие в совещании по теме эксплуатации и обслуживания парка SSJ-100
Согласно представленным на совещании данным, интенсивность эксплуатации флота самолетов SSJ-100 в 2022-2024 годах растет, на текущий момент она превыш...
В Иркутске готовят премьеру авиалайнера
В конце декабря уходящего года на Иркутском авиазаводе намечено поднять в первый раз в воздух частично импортозамещенный пассажирский самолет МС-21-31...
Поставка комплектующих для двигателей ПД-8 в Superjet вырастет вдвое
Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" (входит в "Ростех") до 2028 года планирует почти вдвое увеличить поставки комплектов для ПД...
Гендиректор ПАО «Яковлев» и управляющий директор АО «Туполев» покидают свои посты
С учетом особой важности реализации приоритетных гражданских программ ОАК, а также необходимости в беспрецедентно сжатые сроки реализовать задачи импо...
|
Транспорт
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Когда появятся обещанные русские самолёты?
Изначальные сроки сорваны. Заминку объяснили анекдотом. В чём состоят основные трудности, рассказал Андрей Клепач.
В России до сих пор в подвешенно...
Импортозамещенный SJ-100 выполнил 15% сертификационных полетов
В 2024 году импортозамещенный региональный пассажирский самолет Superjet 100 (SJ-100) выполнил 15% полетов, необходимых для сертификации новой машины....
|
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru
Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...
|