Полетит ли МС-21 в 2026 году - конструкторы обещают, что это произойдет осенью

22.05.2025  |  16:04
20
Полетит ли МС-21 в 2026 году - конструкторы обещают, что это произойдет осенью

Весна 2025 года отметилась сразу несколькими прекрасными событиями в отечественном авиапроме. В небо поднялся самолет МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами. На лето намечен полет полностью импортозамещенного лайнера. И уже есть смелые заявления о том, что сертификационные испытания завершатся через год. Насколько эти обещания могут быть выполнимыми? Ответ на этот вопрос мы узнали у аналитика авиаотрасли, главного редактора портала Avia.ru Network Романа Гусарова.

В конце апреля МС-21 в сопровождении учебно-боевого Як-130М пролетел прямо над Иркутском

Роман Гусаров подчеркнул, что в процессе создания самолета важен любой этап, но первый полет самолета с отечественными системами и агрегатами может говорить о том, что «мы выходим на финишную прямую».

Правда, с МС-21 «выходит на финишную прямую» не в первый раз. Это связано с санкционным давлением, из-за которого приходилось останавливаться на каких-то этапах. Аналитик напомнил, что впервые это произошло в 2018 году, когда были введены санкции против предприятия «Аэрокомпозит», которое изготавливает композитное крыло для МС-21 (его еще называют черным крылом из-за цвета углепластика).

На тот момент использовались западные материалы, но санкции фактически заблокировали их поставки. «Это задержало проект на два года», — оценил Гусаров, добавив, что за это время разработаны, испытаны и сертифицированы отечественные материалы, построен завод по их производству.

Аналитик подчеркивает, что старт серийного производства был намечен на начало 2022 года, но по проекту ударили тотальные санкции.


«И вновь мы, имея фактически готовый самолет, не смогли двигаться дальше. Пришлось заниматься импортозамещением доброй половины систем. Сейчас мы, по сути, возвращаемся к тому уровню, который был в 2022 году, но уже на своей собственной компонентной базе», — подчеркнул эксперт.

Гусаров подчеркнул, что за три года проведена колоссальная и очень трудная работа, так как для производства новых систем и агрегатов потребовалось создавать не только заводы, но и делать оборудование для этих заводов, а также готовить специалистов.

Поэтому то, что мы приступили к завершающему этапу сертификации и испытаний импортозамещенного самолета, говорит о том, что мы совершаем подвиг, потомки потом оценят. На данном этапе это чудо, потому что мы еще и создаем новую индустрию.

Планы завершить испытания летом 2026 года «более-менее реальны». «Когда говорили, что это будет сделано в 2024 году, я очень скептически к этому относился. Так как нужно время, чтобы не просто разработать необходимые системы, но еще и создать производства, а затем всё это испытать и сертифицировать. Поэтому, конечно, я отнесся с большим недоверием. Когда говорили про 2025 год, я видел, что импортозамещенный самолет еще не взлетел, а ведь на полеты требуется еще примерно год», — пояснил эксперт.


Гусаров подчеркивает, что к лету 2026 года «вполне реально выполнить всю программу зачетных полетов». По словам эксперта, важно, что параллельно с испытаниями самого лайнера проводятся испытания отдельных систем и агрегатов, которые уже удалось импортозаместить.

«То есть полностью готовый импортозамещенный самолет уже будет частично сертифицирован, уже испытан частично. Значит, быстрее пойдет дело», — подчеркнул эксперт.

Он обратил внимание, что на Иркутском авиазаводе самолеты уже производятся серийно, то есть внешне это готовые машины, но в них не хватает некоторых комплектующих компонентов и систем, которые как раз сейчас испытывают. По оценкам эксперта, сейчас самолет импортзамещен примерно на 80–90%. Гусаров не исключает, что через год уже будет готово около 20 машин.

Мы наверстаем упущенное время. По первоначальным планам в первый год должны были произвести 6 самолетов, на следующий — 12, потом — 24 и так далее. Я думаю, что в следующем году производители смогут отдать самолеты и за 2024-й, и за 2025-й сразу.


Аналитик не стал оценивать возможную стоимость самолета. Но он предположил, что для авиакомпаний МС-21 будет дешевле, чем Boeing и Airbus. По данным Гусарова, каталожная стоимость новейшего Boeing 737 Max составляет около 117 миллионов долларов. Но на самом деле для авиакомпаний это неважно.

По словам Гусарова, авиакомпании не покупают машины, а берут их в лизинг — это долгосрочная аренда с фиксированным ежемесячным платежом. Поэтому для перевозчиков важна не стоимость лайнера, а лизинговая ставка. Она рассчитывается по сложной формуле, и в ней учитывается не только цена самолета, но и ставка кредита, по которому приобреталась машина, а также страховка и расходы на поддержание летного состояния, обслуживание, ремонт и запчасти.


«Надо смотреть на конечную программу, которая будет предложена „Аэрофлоту“ (группа компаний станет первым эксплуатантом МС-21. — Прим. ред.) со стороны лизингодателя, и на то, какая будет поддержка со стороны государства. Это тоже не маловато», — уточнил Гусаров.

По его словам, среднемагистральный МС-21 будет летать ровно по тем же маршрутам, что и его «одноклассники» — Boeing и Airbus.

Гусаров подчеркивает, что все самолеты, которые сегодня разрабатывают российские авиаконструкторы, перспективны и крайне необходимы. Но каждый лайнер предназначен для своего сегмента. «МС-21 — среднемагистральный самолет, а на лайнерах такого класса перевозят до 80% пассажиропотока. Получается, что это главный самолет гражданской авиации», — замечает аналитик.

По словам эксперта, проект МС-21 аккумулировал самые передовые достижения самолетостроения — как отечественного, так и мирового.

По тому, что заложено в него, МС-21 опережает нынешние Boeing и Airbus.
Одним из преимуществ МС-21 аналитик назвал то, что самолет спроектирован с нуля с использованием современных материалов и технологий, тогда как Boeing 737 и Airbus 320 уходят корнями в середину прошлого столетия.

«В этом отношении МС-21 уже обогнал их, а иностранные машины уже до него не дотянутся, потому что невозможно из старой конструкции выжимать что-то новое. Boeing и Airbus не хотят вкладывать деньги в создание совершенно нового самолета, им и так хорошо, у них и так нет конкурентов», — заметил Роман Гусаров.

Аналитик называет несколько преимуществ МС-21. «В первую очередь всегда говорят, что он самый просторный самолет. Но я бы отметил то, что на нем стоит крутая интеллектуальная система, он очень умный. И что самое ценное, МС-21 — молодой проект. Если Boeing и Airbus за 50 лет уже выжали всё что можно, то у отечественного самолета эти 50 лет жизни еще впереди», — подчеркнул Роман Гусаров.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет впервые взлетел с российским двигателем ПД-14.

В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.

Пока основная масса заказчиков нового лайнера — это российские компании, но есть предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, планы о покупке иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».

https://ircity.ru/text/economics/2025/05/21/75478568/ 


comments powered by Disqus
Общество
Микроавтобус снять
Заказать микроавтобус в Москве для перевозки по городу и области можно в компании Омнибус-Авто. Мы предлагаем комфортные и удобные микроавтобусы малой...
Лёгкие самолёты авиакомпании «Волга-Днепр» задействованы для раннего обнаружения лесных пожаров
Авиакомпания «Волга-Днепр» выполняет авиационные работы по охране лесов от пожаров в восьми областях Центрального федерального округа (ЦФО). Из-за мал...
Поставки первых МС-21 начнутся после их сертификации
Поставки первых отечественных самолетов МС-21 и "Сухого Суперджета" (SSJ-100) коммерческим заказчикам начнутся после того, как завершится этап сертифи...
«Яковлев» запустил линейную станцию технического обслуживания самолетов SSJ-100 в аэропорту Махачкалы
Здесь будут проводить сервисные работы с воздушными судами, в том числе российскими ближнемагистральными самолетами SSJ-100, а в перспективе и среднем...
Политика
Импортозамещенные SJ-100 выполнили половину сертификационной программы
Программа сертификационных испытаний импортозамещенного регионального реактивного самолета Superjet 100 (SJ-100) выполнена наполовину, а ее летная час...
SSJ-100 с двигателями ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре общей протяженностью порядка 6 тыс. км
Полностью импортозамещенный ближнемагистральный самолет «Суперджет» прибыл на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковский для подготовки к летным сертиф...
ОАК в текущем году увеличит выпуск самолетов на 30%
Глава ОАК Вадим Бадеха рассказал в интервью РБК о том, что в текущем году ожидается рекорд по выпуску самолетов. «В этом году у нас будет рекорд по...
«Аэрофлот» ожидает получить более 100 самолётов МС-21 к 2030 году
Обновление парка воздушных судов отечественной техникой — стратегическое направление развития «Аэрофлота». Программа МС-21 является ключевым элементом...
Армия
MWM: пять особенностей обновленного Су-57М1 сделали его лучшим истребителем
Новый, глубоко модернизированный вариант истребителя Су-57М1 поступит на вооружение в Воздушно-космические силы России до конца 2026 года, пишет MWM. ...
Asia Times: Россия внедрила ряд новшеств в производство БПЛА "Герань"
Масштабные атаки "Гераней" шокировали Киев, пишет Asia Times. Россия внедрила в производство ряд новшеств — при сохранении низкой стоимости БПЛА эффек...
The Telegraph UK: Российские бойцы, сбившие истребитель F-16 на Украине, получили награду
Военнослужащие армии России получили 15 миллионов рублей за первый сбитый на Украине американский истребитель F-16, пишет The Telegraph. Выплату произ...
Новый тип дронов-камикадзе «Дань-М» стал применяться ВС РФ, утверждает противник
Дрон «Дань-М» представляет собой одноименную воздушную мишень с реактивным двигателем, призванную имитировать крылатые ракеты и самолеты в ходе учений...
Спорт
Курсанты военного училища С.М.Штеменко совершили военно-патриотический марш «По дорогам фронтовым–2025»
20 июня 2025 года курсанты Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М.Штеменко совершили военно-патриотический марш «По дорогам ...
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта «Стрельба из штатного и табельного оружия». В нём приняли участие около 30 пре...


Промышленность
Импортозамещенные SJ-100 выполнили половину сертификационной программы
Программа сертификационных испытаний импортозамещенного регионального реактивного самолета Superjet 100 (SJ-100) выполнена наполовину, а ее летная час...
SSJ-100 с двигателями ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре общей протяженностью порядка 6 тыс. км
Полностью импортозамещенный ближнемагистральный самолет «Суперджет» прибыл на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковский для подготовки к летным сертиф...
ОАК в текущем году увеличит выпуск самолетов на 30%
Глава ОАК Вадим Бадеха рассказал в интервью РБК о том, что в текущем году ожидается рекорд по выпуску самолетов. «В этом году у нас будет рекорд по...
«Аэрофлот» ожидает получить более 100 самолётов МС-21 к 2030 году
Обновление парка воздушных судов отечественной техникой — стратегическое направление развития «Аэрофлота». Программа МС-21 является ключевым элементом...
Экономика
На КАЗ начнут восстанавливать Ту-204 параллельно со строительством Ту-214
На Казанском авиационном заводе (КАЗ) планируют начать восстановление некоторые самолетов Ту-204, которые производили в Ульяновске. В частности, на к...
На улучшение ПД-14 выделяется больше 14 млрд рублей
На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут ...
Кран мостовой опорный 3,2 т
Опорная кран балка 3 тонны применяется в широких областях: в речных и морских портах, в сельском хозяйстве и в промышленности. Кран балка опорная 3,2 ...
Недорогая тротуарная плитка для вашего дачного участка выгодно и практично
Недорогая тротуарная плитка стала важной частью обустройства парковок, тротуаров и дачных участков. Сегодня она вписывается в любой ландшафтный дизайн...
Транспорт
Микроавтобус снять
Заказать микроавтобус в Москве для перевозки по городу и области можно в компании Омнибус-Авто. Мы предлагаем комфортные и удобные микроавтобусы малой...
Поставки первых МС-21 начнутся после их сертификации
Поставки первых отечественных самолетов МС-21 и "Сухого Суперджета" (SSJ-100) коммерческим заказчикам начнутся после того, как завершится этап сертифи...
«Яковлев» запустил линейную станцию технического обслуживания самолетов SSJ-100 в аэропорту Махачкалы
Здесь будут проводить сервисные работы с воздушными судами, в том числе российскими ближнемагистральными самолетами SSJ-100, а в перспективе и среднем...
Авиакомпании РФ готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
Авиакомпании России выразили готовность подписать контракты на покупку двух сотен самолетов МС-21. Об этом глава Министерства транспорта России Роман ...
Сельское хозяйство
Лёгкие самолёты авиакомпании «Волга-Днепр» задействованы для раннего обнаружения лесных пожаров
Авиакомпания «Волга-Днепр» выполняет авиационные работы по охране лесов от пожаров в восьми областях Центрального федерального округа (ЦФО). Из-за мал...