Петляков и его рекордные «пешки»

06.09.2021  |  17:43
9
Петляков и его рекордные «пешки»

Сказано же: нет пророка в своём Отечестве. Вот и будущего именитого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова тоже не сразу признали - на механический факультет МТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) он поступил только со второй попытки. Но поскольку семья нуждалась в средствах, а он был старшим из братьев, учёбу пришлось отложить и добывать хлеб насущный на железной дороге.

Восстановился в МТУ только в 1917 году, учился и одновременно работал техником в аэродинамической лаборатории под руководством H.E. Жуковского. В 1921 году перешёл на должность лаборанта к Андрею Николаевичу Туполеву в ЦАГИ. На следующий год защитился и стал дипломированным инженером-механиком.

Работая под началом Туполева, молодой конструктор разработал моноплан с «металлическими элементами», который в честь своего руководителя назвал «АНТ». Следующий моноплан из этой же серии был уже цельнометаллическим. Будучи ответственными за конструирование крыльев, В.М. Петляков и В.Н. Беляев разработали способ расчёта прочности металлических многолонжеронных крыльев, которым долгое время пользовались все конструкторские бюро страны. Потом появился воздушный разведчик АНТ-3 (Р-3) - самолёт, совершивший рекордные перелёты. Первенец серии с названием «Пролетарий» пролетел 7.150 км, а следующий самолёт, названный «Наш ответ», преодолел уже 22.000 км.

Примечательна история создания АНТ-4 (ТБ-1), ставшего первым тяжёлым бомбардировщиком страны. Заказ на создание тяжёлого самолёта, способного сбрасывать мины, бомбы и торпеды, предполагали разместить в Англии на известной фирме «Хэндли Пейдж», но там запросили слишком большую сумму и обозначили довольно продолжительный срок для выполнения работ - полтора года. Это не устраивало страну.

Тогда в ЦАГИ провели предварительные расчёты, и в результате всего за девять месяцев был создан бомбардировщик, ставший триумфатором отечественного самолётостроения. Такой самолёт, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.
© Фото из архива
 АНТ-4, получивший название «Страна Советов», не стыдно было показать за рубежом.

Самолёт совершил сверхдальний полёт по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский - Сан-Франциско - Нью-Йорк. А в 1933 году А.В. Ляпидевский на АНТ-4 спасал челюскинцев. После создания АНТ-4 Андрей Туполев назначил Петлякова ответственным за лётные испытания всех последующих машин КБ и передачу их в производство. Забегая вперёд, отметим, что во время Советско-финляндской войны

1939-1940 гг. ТБ-1 сыграл решающую роль при прорыве «линии Маннергейма».

Любопытная подробность. Принимая участие в разработке АНТ-6 (ТБ-3) Петляков изобрёл конструкцию бензобака, которой пользовались ещё более двадцати лет многие конструкторы. Но что там бензобак... Размах крыла у самолёта был почти 42 метра. С тремя тоннами бомб он мог подняться на высоту до 8.000 метров. ТБ-3 стал основным бомбардировщиком страны. За создание той машины В.М. Петлякова наградили орденами Красной Звезды и Ленина.

 

Бомбардировщик участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финляндской войне, использовался в первом периоде Великой Отечественной. Прошёл несколько модернизаций под разные задачи. До 22 июня 1941 года в авиацию было поставлено 516 машин и 25 Военно-морскому флоту. Однако из-за низкой скорости ТБ-3 стали использовать в качестве ночных бомбардировщиков.

Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».
© Фото из архива
 Петляков участвовал в разработке самого большого самолёта того времени – «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький».

Участвовал Владимир Михайлович и в разработке самого большого самолёта того времени - «воздушного агитпункта» АНТ-20 «Максим Горький», длина которого составляла 33 метра с размахом крыльев в 63 метра. Восемь моторов суммарной мощностью 7.500 л.с. поднимали до 53 тонн. К несчастью, 18 мая 1935 года самолёт разбился. Погибли 11 членов экипажа и 47 пассажиров.

Затем участие в создании АНТ-25 «РД» («РД» - рекорд дальности). Именно на этой машине совершены два рекордных перелёта в США через северный полюс. В.М. Петляков отвечал за техническую подготовку.

На «дипломатическом» фронте

Но главную роль в судьбе Петлякова сыграл другой самолёт. До войны коллективу, который возглавлял Владимир Михайлович, поручили создать аналог американского В-17, четырёхмоторного бомбардировщика дальнего радиуса действий. Пока шли работы, Владимир Михайлович стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, а затем и главным конструктором авиационного завода № 156 в Москве. Но не всё было так просто. Проволочка с изготовлением новых моторов сильно тормозила разработку АНТ-42 (ТБ-7). В результате ТБ-7 (АНТ-42, позднее Пе-8), разработанный под руководством Петлякова (совместно с А.Н. Туполевым), первый полёт совершил только в декабре 1936 года. Но именно эта машина предопределила дальнейшее развитие данного класса боевых самолётов.

Бомбардировщик Пе-8 (был назван в честь Петлякова уже после его гибели в 1942 году) наряду с другими самолётами применялся для нанесения бомбовых ударов по Берлину в первые месяцы войны. Эти самолёты, их было построено 97, бомбили военные объекты в глубоком тылу Германии и её союзников. К началу войны ТБ-7 включили в боевой состав 81-й авиадивизии. Дивизия напрямую подчинялась Ставке Верховного главнокомандования. Командиром назначили полярного лётчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Именно с этим самолётом связывается создание 5 марта 1942 года нового рода авиации - Авиации дальнего действия.

29 мая 1942 года Пе-8 доставил в Вашингтон для переговоров делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым.
© Фото из архива
 29 мая 1942 года Пе-8 доставил в Вашингтон для переговоров делегацию во главе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым.

И ещё одна деталь. В мае - июне 1942 года Пе-8 с серийным номером 42 066 (командир экипажа майор Э.К. Пусэп) доставил советскую делегацию во главе с В.М. Молотовым в Лондон и США и обратно через занятую противником территорию. Выбором самолёта и маршрута занимался маршал авиации Александр Голованов, который в ту пору командовал Авиацией дальнего действия и пользовался непререкаемым авторитетом у И.В. Сталина. Для столь ответственного перелёта выбрали наиболее мощный по тем временам хорошо проверенный ТБ-7 (Пе-8), оснащённый двигателями АМ-35А. По дальности полёта и бомбовой нагрузке этот самолёт в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов, включая и знаменитый американский Б-17, прозванный «летающей крепостью».

 

Полёт через Аляску был слишком долог и требовал большой подготовки. Полёт через Иран считался также продолжительным, к тому же нужны были согласования со многими государствами. Вот почему Голованов остановился на самом коротком и самом парадоксальном «европейском» пути: до Лондона, а затем через Исландию и Канаду - в США.

Пе-8 шёл почти на предельной высоте - около 10.000 метров. Салон бомбардировщика не был герметичным, температура опускалась до минус 50 градусов. Пассажиры были одеты в меховые лётные комбинезоны, имели при себе парашюты и кислородные приборы. На борту Молотов сразу сообщил экипажу, что «поступает в их полное распоряжение и перестаёт быть "вторым человеком в стране", потому что в небе главные - лётчики».

В целом перелёт и переговоры Молотова, как считается, прошли успешно и оказали заметное влияние на исход Второй мировой войны. И в этом немалую роль сыграл бомбардировщик Пе-8, «освоив дипломатический фронт». 20 июня 1942 года члены экипажа Пе-8 удостоились звания Героев Советского Союза.

Сделано в «шарашке»

Но это «парадная» сторона биографии ТБ-7 (Пе-8) и его создателя. Кому надо, сочли преступным умыслом нарушение сроков создания бомбардировщика (смежники с опозданием сделали двигатель), и в ноябре 1937 года Владимир Михайлович Петляков оказался в так называемой шарашке - СКБ-29 НКВД, где и трудился до освобождения в июле в 1940 года. В 1939 году бригада, которой он руководил, создала опытный двухмоторный высотный истребитель с большой дальностью полёта - «ВИ-100» («Сотка»), а затем на его основе - скоростной Пе-2, ставший основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. Подчеркнём: пикирующим бомбардировщиком.

Примечательно, что перепроектировать «Сотку» в пикирующий бомбардировщик Петляков должен был за сорок пять суток. Если получится, курировавший закрытые КБ Лаврентий Берия обещал всем участникам работы освобождение. И, надо признать, слово сдержал. В 1940 году вся «бригада» Петлякова получила свободу, а сам Петляков в январе 1941 года был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком.
© Фото из архива
 Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком.

В этом же году Петляков возглавил КБ на заводе № 22, имевшем линию сборки Пе-2. С началом войны предприятие из Москвы эвакуировали в Казань, а большинство квалифицированных рабочих ушли на фронт. Так что доводили машину до ума подростки и женщины, вставшие к станкам.

Справка

Пе-2 (прозвище «Пешка») - советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС Красной Армии. Самый массовый бомбардировщик советского производства (выпущено около 11.500 ед.). Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны, а также в боях с Японией.

Пе-2 - двухмоторный свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и разнесённым двухкилевым вертикальным оперением, трёхстоечным убирающимся шасси с хвостовой опорой. Оснащался двумя моторами М-105 мощностью по 1.050 л.с. Скорость полёта - 506 км/ч, практический потолок - 8.800 км, дальность полёта - до 1.200 км. Нормальной считалась бомбовая нагрузка в 600 кг, максимальная - до 1.000 кг. Для защиты бомбардировщик оснащался тремя 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулемётами. Экипаж - три человека.

…Чтобы обсудить проблему с нехваткой квалифицированных специалистов, 12 января 1942 года В.М. Петляков со своим заместителем вылетел из Казани в Москву на встречу с наркомом авиапрома А.И. Шахуриным. Добираться пришлось на двух попутных Пе-2, и тот, на котором находился главный конструктор, по невыясненной причине загорелся и упал в Нижегородской области недалеко от деревни Мамешево. Через несколько дней в газетах появилось короткое извещение о трагической гибели в авиакатастрофе. Но его «пешки» продолжали воевать до самой Победы.

https://zvezdaweekly.ru/news/2021781144-CufCO.html


comments powered by Disqus
Общество
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.