Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию

04.04.2024  |  20:25
4
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию

В России возобновились летные испытания нового гражданского авиалайнера — регионального турбовинтового самолета Ил-114-300. Почему скорейший вывод на линии этой машины столь важен для нашей страны, в чем были сложности с ее созданием и как они в итоге были преодолены?

31 марта стало известно о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) возобновила программу летных испытаний Ил-114-300, в рамках которой второй опытный самолет совершил первый полет с аэродрома филиала ПАО «ОАК» — ЛАЗ им. П.А. Воронина. Полет продолжался 40 минут и проходил на высотах до 900 м и на скоростях до 230 км/час.

«Впереди авиастроителям еще предстоит большой объем сертификационных работ по самолету Ил-114-300, в том числе летных испытаний. Современные региональные самолеты российского производства крайне необходимы для решения задач, которые перед воздушным транспортом поставило руководство страны. Это увеличение мобильности наших граждан, рост интенсивности авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза», — отметил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.

Действительно, еще несколько лет назад руководством страны была поставлена задача создания собственного регионального пассажирского самолета. «Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие соседние регионы через Москву либо через Петербург. Это абсолютно неприемлемо… В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение», — говорил президент Владимир Путин еще в 2016 году. И вот теперь эта задача близка к реализации.

Что такое «региональный самолет»?

Сегодня внутрироссийские авиаперевозки во многом завязаны на рейсы вида «Город — Москва» и «Москва — Город». Иначе говоря, для перелета, например, из Перми в Нижний Новгород для пересадки между двумя рейсами приходится использовать аэропорты столичного авиаузла. А все потому, что прямой рейс из Перми в Нижний Новгород летает условно только дважды в неделю, а рейсы через Москву — ежедневно, и даже по несколько раз за день. Летать между регионами чаще в условиях текущего авиапарка и пассажиропотока слишком дорого и нерентабельно.

Для решения этой проблемы и нужен специализированный региональный самолет, обеспечивающий более дешевые перевозки и способный перевозить меньшее количество пассажиров. Это должен быть небольшой лайнер, рассчитанный на 20-110 пассажиров и способный обслуживать маршруты с дальностью от 500 до 1500 км.

В СССР основным региональным самолетом в послевоенное время был Ил-14, а начиная с 1960-х годов — Ан-24, который выпускался до 1979 года. До сегодняшнего дня большое количество старых «Анов» эксплуатируется как в странах бывшего СССР, так и во многих странах Азии и Африки. В начале 1980-х годов парк турбовинтовых самолетов Ан-24 стал устаревать — как раз в это время в сегменте региональных самолетов началось увлечение двигателями нового типа: турбореактивными. В СССР конкуренцию Ан-24 начали составлять такие лайнеры, как Як-40 и Як-42.

Казалось, что будущее местных линий только за турбореактивными самолетами — они обеспечивали большую скорость полета и меньший уровень шума. Однако платой за эти преимущества является худшая топливная эффективность по сравнению с турбовинтовыми машинами. Наследником советских турбореактивных региональных авиалайнеров сегодня в России является «Суперджет» (SJ100), который активно импортозамещается.

В такой ситуации инициатива КБ Ильюшина, выдвинутая в начале 1980-х годов, казалась устаревшей: там выступили с предложением о создании нового турбовинтового пассажирского 60-местного самолета для местных авиалиний Ил-114.

Однако турбовинтовые машины обладают важнейшим качеством: они больше приспособлены для взлета с грунтовых, ледовых и других малоподготовленных ВПП. Кроме того, турбовинтовой самолет гораздо менее требователен к длине взлетно-посадочной полосы. Что для регионального самолета, ориентирующегося на сеть местных аэродромов, является значительным преимуществом. Особенно в условиях страны со столь большими расстояниями, как Россия.

Ил-114-100 и Ил-114-300

Судьба первоначального варианта Ил-114 оказалась печальной. Опытный самолет выполнил свой первый полет в марте 1990 года, но испытания, доводка и сертификация машины на фоне развала СССР крайне затянулись. Из-за недостатка средств сертификат летной пригодности от МАК на Ил-114 был получен только в 1997 году.

Еще одним ударом по будущему Ил-114 стало решение о его производстве на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ). С распадом СССР ТАПОиЧ оказался на территории независимого Узбекистана. К началу 2000-х годов он был утрачен как авиационный завод, переключившись на мелкое производство бытовых предметов для населения.

В результате первый вариант Ил-114, получивший название Ил-114-100, был построен лишь небольшой серией в десять бортов, которые уже к середине 2010-х годов оказались прикованы к земле. Ил-114 так бы и остался тупиковой ветвью авиастроения, если бы не изменения в сегменте региональных лайнеров, которые произошли в середине 2000-х годов.

В это время рост цен на авиатопливо привел к пересмотру применяемых подходов. Классический 50-местный турбореактивный региональный самолет стал убыточным. Его высокий показатель затрат на одно пассажиро-место и невозможность использования дешевых аэродромов, не имеющих длинной и высококачественной ВПП, снова сделал турбовинтовые машины привлекательными.

На этом фоне в КБ Ильюшина решили вернуться к доработке Ил-114 с учетом новых реалий. В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300.

На самолете было решено установить два новых турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ-1 мощностью по 3100 л. с. во взлетном режиме. Эти двигатели обеспечили внушительный прирост мощности — на старом Ил-114-100 устанавливались ТВ7-117СМ, каждый из которых выдавал только 2620 л. с. на взлетном режиме и 2000 л. с. в крейсерском.

Новые ТВ7-117СТ-1 имеют более широкие пределы регулировки по мощности — от 3600 л. с. в чрезвычайном режиме до всего лишь 1500 л. с. в крейсерском полете. Это позволяет снизить требования по длине взлетно-посадочной полосы и уменьшить потребление топлива. Кроме того, двигатели снабдили новыми шестилопастными воздушными винтами АВ112-114, которые позволили значительно снизить шум в салоне.

Таким образом, новый Ил-114-300 может взлетать и садится на те аэродромы, куда «Сухой Суперджет» летать просто не в состоянии. Повышенная топливная экономичность турбовинтового лайнера еще и позволяет при этом снизить цену на билеты и стоимость перевозки грузов.

Исправление ошибок

В декабре 2020 года первый опытный образец Ил-114-300 с новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 впервые поднялся в воздух. Это был экземпляр, фюзеляж и основные системы которого были созданы еще в 1990-х годах в Ташкенте. Параллельно изготавливалась еще одна машина данной модификации, но уже полностью на отечественных мощностях. Сегодня различные компоненты самолета производятся в Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде и еще ряде регионов страны.

Однако испытания новой машины были остановлены в 2021 году, после катастрофы еще одного самолета — военно-транспортного Ил-112 В. Оба этих самолета объединял фактически один силовой агрегат. «Необходимо проанализировать детали и обстоятельства произошедшего с Ил-112 В, включая анализ объективных данных с бортового самописца. Поэтому испытательные полеты опытного самолета Ил-114, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться», — говорилось в официальном сообщении производителя.

И вот теперь летные испытания возобновлены. В воздух поднялся новый Ил-114-300, целиком построенный в России. Кроме того, это фактически совпало с еще одним, не столь замеченным событием: два вертолета Ми-38 компании «Авиация Колымы» были сданы заказчику и отправились по своему месту работы в Магадан. А ведь и Ми-38 оснащен фактически тем же самым двигателем, только в вертолетной модификации ТВ7-117 В.

За прошедшее время разработчик и изготовитель двигателя — компания «Климов» — провел внушительный объем конструкторских и испытательных работ. «В 2024 году начиная с первого квартала мы планируем поставить еще минимум шесть двигателей уже в серийном облике для обеспечения программы Ил-114-300», — говорил в середине прошлого года генеральный конструктор «Климова» Всеволод Елисеев.

Доработанная конструкция прошла стендовые испытания в объеме 1800 циклов, а Авиационный регистр РФ в январе прошлого года выдал двигателю ТВ7-117СТ-01 сертификат типа. И летные испытания Ил-114-300, и отправка Ми-38 заказчику означают одно — основные параметры двигателя ТВ7-117СТ-1 доведены до рабочего состояния.

С первым полетом на обновленных двигателях Ил-114-300 входит в стадию решающих испытаний. Как минимум этот и следующий год уйдут на то, чтобы досконально и на всех режимах проверить модернизированный ТВ7-117СТ-01 и убедиться в его полной надежности. Как ранее заявлял Минпромторг, серийные поставки Ил-114-300 авиакомпаниям должны быть начаты в 2026 году. Всего до 2030 года планируется выпустить 70 таких машин. Российские регионы наконец получат надежный, недорогой и неприхотливый пассажирский авиалайнер полностью отечественного производства.

https://sdelanounas.ru/blogs/158855/#cut 


comments powered by Disqus
Общество
Авиакомпания «СибАэроКрафт» получила очередной серийный самолёт ТВС-2МС
Фото: © пресс-служба ООО «Русавиапром» Лётные испытания ремоторизованного самолёта прошли в Томске на аэродроме Берёзкино. Самолёт был выпущен ново...
Технологии распознавания паспорта: Как API меняют взаимодействие бизнеса и пользователей
Технологии распознавания документов, в частности распознавание паспортов, находят все более широкое применение в различных отраслях. С помощью API (ин...
Новости общество культура
Знаем ли мы ответ на один, казалось бы, простой вопрос: что мы чувствуем тогда, когда чувствуем? Действительно ли мы понимаем, о чем наши чувства пыта...
Одного из штурманов потерпевшего крушение Ту-22М3 спасти не удалось
Погиб один из штурманов потерпевшего крушение в Иркутской области военного самолета — остальные три члена экипажа госпитализированы, сообщил губернато...
Политика
БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
NYT: Россия поразила авиабазу ВСУ после сообщения о прибытии западных F-16
Россия нанесла ракетный удар по крупному военному аэродрому Староконстантинов, где могли базироваться западные истребители, сообщает The New York Time...
Армия
ВИДЕО: ВКС России получили очередную партию новых Су-34
Самолеты изготовлены в рамках производственной программы текущего года. До передачи в войска боевые машины прошли комплекс наземных и летных испытаний...
«Герань-2» – из России, но без любви
В начале весны 2024 года издание Army Recognition (Брюссель) сообщило, что за время с 24 февраля 2022 года по начало марта текущего – было задокументи...
Военкор Александр Коц: ВС России потеряли в зоне СВО беспилотник С-70 «Охотник» - видео
С мест сообщают: под Константиновкой потерян наш новейший тяжелый ударный дрон С-70 «Охотник». Видео очевидцев говорят, что это скорее всего так - сил...
Видео: У берегов Аляски Су-35 дерзко отогнал истребитель "партнеров"
Как отметили в Объединенном командовании аэрокосмической обороны Северной Америки, российские самолеты оставались в международном воздушном пространст...
Спорт
«Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
«Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...
В Тверском соединении ВТА завершилась сдача нормативов по физической подготовке
В Тверском соединении военно-транспортной авиации и подчинённых воинских частях, дислоцированных в Тверской, Псковской, Ивановской и Брянской областях...
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...


Промышленность
БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
На пути к шестому поколению двигателей
Создатели авиационных газотурбинных двигателей, как и создатели реактивных самолётов, оперируют понятием поколений изделий для того, чтобы охарактериз...
Экономика
"Вертолеты России" вновь возобновили программу Ми-34
"Вертолеты России" вновь вернулись к идее возродить выпуск легкого однодвигательного вертолета Ми-34. Если в 90-х годах данная модель выпускалась Арсе...
Российские власти признали, что процесс импортозамещения парка гражданской авиации идет медленнее, чем планировалось.
К 2027 году доля самолетов российского производства в парке крупнейших авиаперевозчиков достигнет 25%, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на паспорт г...
Жэньминь жибао: Россия ускоряет развитие БПЛА
В последнее время Россия активно развивает беспилотные боевые силы — чем обусловлена такая спешка? Ведущая китайская газета называет три причины и отм...
Авиакомпания S7 стала крупнейшим заказчиком самолетов Tу-214
Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines ("Сибирь") выразила желание заказать 100 среднемагистральных самолетов Ту-214. Меморандум о сотрудн...
Транспорт
До конца этого года начнутся летные испытания импортозамещенного МС-21
На Иркутском авиационном заводе два опытных образца МС-21 сейчас оборудуются отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспеч...
В «Туполеве» рассказали, как можно снизить вес самолёта Ту-214
Ту-214, являющийся основным гражданским самолётом в портфеле АО «Туполев», продолжает оставаться актуальным в условиях западных санкций, введённых про...
Cvl масла
Наша компания была основана в 2012 г. и является оптовым поставщиком масел, смазок и охлаждающих жидкостей в различной фасовке. За прошедшее время мы...
Александр Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в сопровождении делегации посетил Иркутский авиационный завод. Беларуской делегации показали произво...
Сельское хозяйство
Производитель китайских агродронов Jtilep откроет производство на Кубани
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Компания Jitian Intelligent Equipment открыла свое представительство в городе Краснодаре и активно ищет подходяще...
Китайские беспилотники угрожают нацбезопасности — считают в США
Федеральные власти США обеспокоены резким ростом популярности среди местных фермеров технологий китайского производства, в частности БПЛА. Так, америк...
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...