На улучшение ПД-14 выделяется больше 14 млрд рублей

15.04.2025  |  15:00
6
На улучшение ПД-14 выделяется больше 14 млрд рублей

На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут летать самолеты МС-21. Повлияет ли это на серийный выпуск и поставки новейших пассажирских авиалайнеров, намеченные на 2026 год? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поговорили с авиаэкспертом, исполнительным директором агентства «АвиаПорт» Олегом Пантелеевым.

Пантелеев отметил важность проекта ПД-14 для авиастроения, так как изначально было решено разработать базовый газогенератор, на основе которого могут создавать модификации с разной тягой.

«Проект создания ПД-14 — это не просто двигатель для востребованного самолёта МС-21. Это набор критических технологий, это самое современное производство, наконец, это возобновление опыта создания современных авиационных двигателей», — подчеркнул он.

Сочетание двух факторов — наиболее востребованная размерность и большой потенциал для создания модификаций — делает ПД-14 главным самолётным двигателем для нашей гражданской авиации.

Авиаэксперт напомнил, что двигатель ПД-14 получил сертификат еще давно — в 2018 году.

«Безопасность его типовой конструкции подтверждена авиационными властями России и он допущен к коммерческой эксплуатации. Таким образом, на сроки сертификационных испытаний самолёта МС-21-310 нынешние работы по ПД-14 напрямую не влияют», — пояснил он.

По его словам, доработки конструкции самолетов или двигателей могут продолжаться очень долго. И это совершенно нормальный процесс, так как, объяснил Пантелеев, жизненный цикл современных технически сложных изделий рассчитан на десятилетия, а за это время могут появиться новые технологии, материалы, которые можно внедрить. Более того, в течение этого времени дорабатывается программное обеспечение. Наконец, могут происходить поломки или обнаруживаться дефекты, с которыми нужно бороться.

Но Пантелеев указал на другой аспект. Он подчеркнул, что создание нового поколения двигателей — это чрезвычайно дорогое занятие. И на стоимость, в том числе, влияет и длительность разработки.

«Чем дольше отстоит время начала расходования средств от времени возврата вложений от продажи новых двигателей, а также от выполнения ремонтов и техобслуживания, тем больше идёт удорожание проекта за счёт стоимость заёмных средств, за счёт необходимости внедрения новых решений, возникающих вследствие ужесточения сертификационных требований», — пояснил эксперт.

Поэтому, уточнил Пантелеев, первые коммерческие поставки что самолётов, что двигателей во всём мире идут с некоторыми ограничениями. «К примеру, двигатель создаётся с таким расчётом, чтобы работать в широком диапазоне температуры наружного воздуха, на высокогорных аэродромах, в условиях ливневых осадков и так далее. Чтобы подтвердить работоспособность изделия, его нужно во всех этих сложных условиях испытать, а это долго и дорого. Но если вы испытали двигатель в диапазоне +40 / -45 градусов, вы можете поставить его тем авиакомпаниям, которые летают в средней полосе России. С высокой степенью вероятности, им этого диапазона хватит. И только потом, чтобы расширить доступный рынок на северные регионы и Среднюю Азию, вы проведёте дополнительные испытания и подтвердите новые возможности», — заметил собеседник «ИрСити».

По словам Пантелеева, если говорить конкретно о ПД-14, то стоит привести пример с шумоподавляющими устройствами. «В мировом авиационном сообществе есть требования по уровню шума, причём существуют современные и перспективные требования. Сейчас можно соответствовать текущим нормам, но после вступления в действие новых норм летать в ряд стран уже не получится. Разработчики авиатехники могут создать двигатель, соответствующий современным требованиям, а затем, за счёт установки более эффективных шумоподавляющих устройств, довести изделие до перспективных требований. А применение передовых композиционных материалов позволит ещё и сократить массу конструкции», — уточнил он.

Кроме того, есть и ресурсные характеристики. Пантелеев считает, что если двигатель должен служить десятилетиями, то выводить на рынок только то изделие, которое несколько лет подряд проработало на стенде, подтверждая свой ресурс, — это расточительство.

Нужно шаг за шагом подтверждать характеристики. И пусть сначала наработка двигателя до плановой инспекции, до замены каких-то деталей горячей части будет небольшой, зато спустя пару лет эти показатели могут увеличиться в несколько раз. В итоге стоимость эксплуатации двигателя будет сокращаться, его привлекательность для клиентов увеличится.

Олег Пантелеев также сравнил технические характеристики ПД-14 и двигателя Pratt&Whitney, на котором изначально должен был летать МС-21.

По словам эксперта, по удельному расходу топлива ПД-14 должен был на 2-3 % отставать от Pratt&Whitney, а вот по трудоёмкости обслуживания и суммарной стоимости эксплуатации — наоборот, отечественный мотор должен выигрывать. Но есть нюанс. «Подтвердить эти обещания разработчиков может только начало коммерческих полётов», — говорит Олег Пантелеев.

В целом надо признать, что на фоне проблем с двигателями PW, с которыми столкнулись авиакомпании во всём мире, наши разработчики буквально перекрестились, когда осознали, от каких сложностей их отвели американские санкции.

Эксперт говорит о проблемах с американскими двигателями Pratt&Whitney. Речь идет о том, что летом 2023 года компания-производитель отозвала больше трети силовых установок (больше 1000), из-за чего возникли перебои с перелетами по всему миру. Проблема была связана с обнаружением микроскопических примесей в металле, из которого были изготовлены диски турбин. Загрязненный порошкообразный металл мог помешать работе двигателей.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.

Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.

В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планировалось передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21. Сейчас известно, что сертификационные полеты импортозамещенных лайнеров начнутся уже весной-летом 2025-го, а первые поставки авиакомпаниям — в 2026-м.

Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».

https://ircity.ru/text/economics/2025/04/14/75336452/ 


comments powered by Disqus
Общество
"Ростех" опроверг сообщения о переносе сроков сертификации SJ-100
Госкорпорация "Ростех" опровергла информацию о переносе сроков сертификации импортозамещенного "Суперджета" на будущий год. "В СМИ распространяется...
Гендиректор ЦАГИ: Мы возродили работы над сверхзвуковым самолетом
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.© Фото ЦАГИ Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Инс...
Гендиректор ЦАГИ Сыпало: МС-21-300 расходует вдвое меньше керосина, чем Ту-154М
Проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с с...
В Польше продлили следствие по авиакатастрофе президентского самолета Ту-154М под Смоленском до конца года
ФОТО: © РИА Новости. , Олег Минеев Национальная прокуратура Польши продлила следствие по делу о катастрофе президентского самолета Ту-154М под Смол...
Политика
Российские двигателестроители внедряют отечественное специализированное программное обеспечение
Как сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), на предприятиях, входящих в состав корпорации, продолжается переход на ...
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
Холдинг «Росэл» Госкорпорации Ростех приступил к испытаниям системы идентификации беспилотников. Аппаратура работает по принципу «свой-чужой» и в авто...
Очередной полностью российский «Суперджет» встал на крыло
Третий опытный «Суперджет» с заводским номером 97003, созданный ОАК, присоединился к программе летных испытаний, совершив первый полет в Комсомольске-...
Поставки импортозамещенных Superjet с двигателем ПД-8 могут начать в 2026 году - реально?
Начало поставок импортозамещенных самолетов SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается в начале 2026 года. Об этом журналистам сообщил министр промышленности ...
Армия
TNI: истребители Су-57 получат беспилотники сопровождения С-70 “Охотник-Б”
"Ростех" разрабатывает беспилотную авиационную систему С-70 “Охотник-Б”, пишет TNI. Она будет служить самолетом поддержки для истребителя Су-57. Беспи...
«Техносфера Россия»: авиазаводы могут выпускать до 20 Су-34 ежегодно
Российские военные авиазаводы могут выпускать до 20 передовых истребителей четвертого поколения Су-34М (Су-34НВО) ежегодно. Об этом сообщил портал «Те...
Сколько в России выпускают БПЛА Герань?
По информации западных источников, в России продолжают наращиваться объемы производства беспилотников семейства «Герань». Эти выводы делаются в связи ...
Россия продемонстрирует передовые вооружения на выставке SITDEF PERU 2025
«Рособоронэкспорт» организует российскую экспозицию на Международной выставке оборонных технологий SITDEF PERU 2025. Выставка пройдёт с 24 по 27 апрел...
Спорт
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта «Стрельба из штатного и табельного оружия». В нём приняли участие около 30 пре...
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Российские двигателестроители внедряют отечественное специализированное программное обеспечение
Как сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), на предприятиях, входящих в состав корпорации, продолжается переход на ...
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
Холдинг «Росэл» Госкорпорации Ростех приступил к испытаниям системы идентификации беспилотников. Аппаратура работает по принципу «свой-чужой» и в авто...
Очередной полностью российский «Суперджет» встал на крыло
Третий опытный «Суперджет» с заводским номером 97003, созданный ОАК, присоединился к программе летных испытаний, совершив первый полет в Комсомольске-...
Поставки импортозамещенных Superjet с двигателем ПД-8 могут начать в 2026 году - реально?
Начало поставок импортозамещенных самолетов SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается в начале 2026 года. Об этом журналистам сообщил министр промышленности ...
Экономика
На улучшение ПД-14 выделяется больше 14 млрд рублей
На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут ...
Кран мостовой опорный 3,2 т
Опорная кран балка 3 тонны применяется в широких областях: в речных и морских портах, в сельском хозяйстве и в промышленности. Кран балка опорная 3,2 ...
Недорогая тротуарная плитка для вашего дачного участка выгодно и практично
Недорогая тротуарная плитка стала важной частью обустройства парковок, тротуаров и дачных участков. Сегодня она вписывается в любой ландшафтный дизайн...
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Транспорт
"Ростех" опроверг сообщения о переносе сроков сертификации SJ-100
Госкорпорация "Ростех" опровергла информацию о переносе сроков сертификации импортозамещенного "Суперджета" на будущий год. "В СМИ распространяется...
Гендиректор ЦАГИ Сыпало: МС-21-300 расходует вдвое меньше керосина, чем Ту-154М
Проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с с...
Россия разрабатывает Wi-Fi терминалы для самолётов МС-21, SJ-100 и Ту-214
Пассажирские самолёты МС-21, SJ-100 и Ту-214 в ближайшие годы получат доступ к спутниковому интернету. Разработкой Wi-Fi терминалов занимается аэрокос...
Самолет Ил-96-400Т пополнил флот авиакомпании Sky Gates
Авиакомпания Red Wings, входящая в контур Госкорпорации Ростех, сообщает о пополнении парка дочерней грузовой авиакомпании Sky Gates вторым Ил-96-400Т...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...