Как в 1973 году советский самолёт Як-40 покорил Африку за два месяца25.03.2025 | 06:46
12
![]() Як-40 в Кении / Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев»
20 марта 1973 года завершился масштабный демонстрационный тур самолёта Як-40 по Африке. За два месяца машина посетила 17 стран, преодолев за 149 часов лётного времени 61 070 километров. Экипаж под руководством лётчика Валентина Мухина выполнил 145 взлётов и посадок, включая сложные условия высокогорья, жары и высокой влажности. В 1972 году Як-40 совершил турне по странам Латинской и Северной Америки, а затем, в январе 1973 года, начал африканский тур. С 1967 по 1976 год Як-40 совершил демонстрационные полёты в 75 странах, включая Европу, Азию, Америку, Африку и Австралию. Самолёт участвовал в 14 международных авиационных выставках, где его пилотажные характеристики и эксплуатационные свойства оценивали специалисты из самых разных стран. Иностранные пилоты, управлявшие Як-40, называли его «летающим вездеходом», подчёркивая его универсальность и надёжность. Советские СМИ активно освещали зарубежные турне Як-40, акцентируя внимание советских людей на его успехах за рубежом. Везде, где появлялся самолёт, он вызывал огромный интерес у авиационных специалистов. Этот период стал важной вехой в истории советского авиастроения, продемонстрировав миру возможности отечественной техники. Представляем вашему вниманию две статьи из газет «Московская правда» и «Комсомольская правда» о рекламном турне Як-40 по африканскому континенту. Информация для данного материала предоставлена ТГ-каналом «Заметки авиастроителей». Як-40: Африканский марафон Вчера** в 12 часов 15 минут по Московскому времени в международном аэропорту «Шереметьево» приземлился реактивный самолет Як-40, бортовой номер 87597. На земле экипаж готовились встретить цветами, как это обычно водится, когда друзья возвращаются из далеких путешествий. Но в руках «путешественников», спускавшихся через несколько минут по трапу, уже были цветы — алые гвоздики. Ими провожала экипаж Африка. Як-40, созданный в ОКБ генерального конструктора А. С. Яковлева, завершил свои демонстрационные полёты над Африканским континентом. И карта, которая сейчас перед вами, точный ero маршрут. Наиболее убедительным комментарием к ней могли бы стать только цифры: 2 месяца в пути, 17 стран, 149 часов лётного времени, 145 взлётов и посадок, 61.070 «воздушных» километров. Но эти внушительные цифры не расскажут ни о пыльных бурях, ни о тропических ливнях, не расскажут они и о дружеских и деловых встречах на Африканском континенте. Поэтому тут же, у трапа, мы спешили взять короткое интервью у экипажа самолёта. Руководитель полёта Ю.Л. Чикин уже имеет солидный стаж заокеанских полётов на Як-40. Почти год назад вот так же мы встречали его машину из полугодового рекламного рейса по Латинской Америке. Мы и попросили его сравнить эти два полёта. — Южная Америка тогда нам преподнесла немало «сюрпризов». Впрочем, к самому главному — полётам в горах, трудным подходам к аэродромам, посадкам на высоте 4000 метров мы были заранее готовы. В Африке этого мы уже не боялись и подавно. Но зато тропическая жара, температура воздуха плюс 47, влажность почти 100 процентов. И, наконец, самое страшное — пыльные бури. В Дакаре при посадке видимость была меньше 500 метров. Из-за этой самой пыльной бури. Но ничего, сели… И «Яшке» нашему хоть бы что. Кстати, за эти два месяца мы не заменили в машине ни одного маленького винтика. А машина самая обычная, серийная. — Полёт ведь преследовал прежде всего рекламные цели? — Верно. В каждой стране велись технические и коммерческие переговоры. В Дакаре, например, на пресс-конференции присутствовали не только представители местных авиакомпаний, но и специалисты «Эр Франс», «Люфтганзы», «Пан Ам», «Алиталии». Нашим «Яком» интересуется весь мир. — Были ли пассажиры на борту? — У нас, если хотите, есть даже список самых именитых пассажиров. На сей раз выразили желание полетать на Як-40 президент Танзании Джулиус К. Ньерере и президент Замбии Кеннет Дэвид Каунда и многие члены Революционного совета Сомали. Ну, а от местных летчиков вообще не было отбоя. — Они тоже были пассажирами? — Ну зачем же. Все они профессиональные пилоты… — И вы доверили им штурвал? — этот вопрос мы уже задали командиру экипажа, Герою Советского Союза В. Г. Мухину. — Больше того: африканские лётчики участвовали почти во всех наших полётах. «Як» очень прост в управлении, и специалисту им овладеть совсем несложно. Мы даже обходились без переводчика… Выглядело это все примерно так: я взлетал, набирал высоту, а затем передавал управление африканскому пилоту. Одно их слово после посадки все мы понимали без переводчика: «Фантастика!» …Позади тысячи километров воздушных трасс. Африканский марафон успешно завершен. Москва тепло встретила участников перелёта. Среди встречавших были представители ОКБ С. А. Яковлев, М. Г. Бендерский и другие создатели Як-40. Теперь всем им предстоит обобщить результаты уникального рейса, который ещё раз доказал, что маленькому легкокрылому «Яку» не страшны самые сложные препятствия ни на земле, ни в воздухе. Э. Владимиров, В. Соловьёв ** В выпуске «Комсомолки» от 23 марта говорится, что самолёт вернулся в Шереметьево «вчера», т.е., 22 марта. Авторы ТГ-канала «Заметки авиастроителей» пояснили сайту «Авиация России», что в архивах «Яковлева» значится дата 20 марта. Возможно, это была последняя точка в Африке, а к 22 марта борт добрался до Шереметьева. ![]() Африканская премьера Як-40 Международный аэропорт «Шереметьево» — гавань могучих лайнеров, способных без посадки перелететь из Москвы в Гавану, Нью-Йорк, Токио. Но 19 января 1973 года внимание находившихся в аэропорту было приковано к реактивному самолету Як-40, созданному в специальном конструкторском бюро генерального конструктора А. С. Яковлева. Машина отправлялась в небывалое путешествие по странам Африки. Её вели командир самолёта В. Г. Мухин, второй пилот Ю. В. Петров, штурман Л. А. Лобанов. Руководил полётом Ю. П. Чикин. Спустя два месяца Як-40 вернулся на тот же аэродром, оставив за «кормой» более шестидесяти тысяч километров пути. В редакции побывал командир самолёта Валентин Григорьевич Мухин. Вот что он рассказал о необычном путешествии: — Нам были хорошо известны пилотажные возможности самолёта. Вот почему, отправляясь в заграничное турне, мы верили, что машина выдержит все испытания, которые ждут её в пути. Так оно и было. Первая посадка на африканской земле — в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Жители города, члены правительства, представители посольств с интересом рассматривали самолёт. С восхищением наблюдали собравшиеся за «Яком», когда машина с пассажирами на борту, среди которых находился и внук императора Эфиопии, взмыла в небо. В столице Сомали — Могадишо мы также совершили демонстрационный полёт. О том, как оценили сомалийцы наш Як-40, можно было судить по бурным аплодисментам, которыми они встретили приземлившуюся машину. В Кении расположен один из богатейших национальных парков Африки — Килагуни. Здесь есть посадочная площадка, на которой могут приземляться только самые маленькие поршневые самолёты. Нам предстояло посадить здесь свою машину. Снизившись, мы увидели следующую картину: в начале посадочной полосы мирно паслись два слона, а в конце — стадо зебр. Мы решили сделать посадку на поперечной полосе. Но когда вышли на осевую линию, увидели… стадо кабанов и антилоп. Пугливые антилопы «уступили» нам дорогу, а вот кабаны… Всё же мы сели. Як-40 побывал также в Танзании, Замбии, Бурунди, Камеруне, Экваториальной Гвинее, Нигерии, Сенегале, Мавритании, Марокко… И всюду его встречали с огромным интересом. В Танжере у нас произошла интересная встреча с экипажем сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Французские лётчики охотно приняли наше приглашение. Завязалась оживленная беседа. Наш самолёт произвёл на французов огромное впечатление. «Мы бы хотели увидеть вашу машину на очередном авиасалоне в Париже», — сказали гости, прощаясь. В Алжире Як-40 был предоставлен работникам нефтяных промыслов, расположенных в Месауд. Когда мы поднялись с ними в воздух, они буквально засыпали нас вопросами. Их интересовало всё: скорость, высота полёта, запас топлива, стоимость билета. …Два долгих месяца бороздил небо Африки советский реактивный самолёт Як-40. Неприхотливый к посадочным площадкам, способный летать в любую погоду, комфортабельный и стремительный, он завоевал всеобщее признание. Ф. Кондрашёв comments powered by Disqus |
Продаются
недостроенные гаражи 3,5х7 в Волжском ГСК "Ивест Плюс" 31 микрорайон улица 87 Гвардейская обмен на авто.
+7 960 889 88 09
![]() |
Общество
![]() Опытный «Суперджет» с/н 95157 на отечественных двигателях ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Здесь он присоединится к прохожд...
![]() Схема FBO на маркетплейсах подразумевает, что продавец передает товары на склад площадки, а маркетплейс берет на себя хранение, сборку, упаковку и дос...
![]() Минпромторг России планирует в 2026 году запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по двум крупным авиационным проект...
![]() Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) начало консультации по поводу новой концепции однорычажного управления тягой на больших самолётах...
|
Политика
![]() Серийное производство двигателя ПД-8 для отечественного самолета Superjet 100 начнется в 2025 году, сообщили в Ростехе.
"В серию силовую установку ...
![]() Сертификация полностью импортозамещенных российских самолетов МС-21, Superjet, Ил-114 находится на завершающей стадии. Об этом сообщил премьер-министр...
![]() Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса разослал в авиакомпании и авиапредприятия информацию о новых ценах на отечественные са...
![]() Цена отечественных самолетов будет значительно снижаться с наращиванием серии. Ожидается, что программа по снижению себестоимости лайнеров даст резуль...
|
Армия
![]() Машины пополнили парк оперативно-тактической авиации ВКС России. Самолеты изготовлены в рамках исполнения Гособоронзаказа по программе этого года.
...
![]() С помощью смекалки и подручных материалов российские военнослужащие совершили очередной прорыв в области дроностроения, пишет Forbes. На линии фронта ...
![]() ОАК передала Минобороны России очередные новые самолеты Су-35С, изготовленные в рамках Гособоронзаказа ⭐️
Новые истребители поколения 4++ прошли п...
![]() Новый, глубоко модернизированный вариант истребителя Су-57М1 поступит на вооружение в Воздушно-космические силы России до конца 2026 года, пишет MWM. ...
|
Спорт
![]() 20 июня 2025 года курсанты Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М.Штеменко совершили военно-патриотический марш «По дорогам ...
![]() На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта «Стрельба из штатного и табельного оружия». В нём приняли участие около 30 пре...
|
Промышленность
![]() Серийное производство двигателя ПД-8 для отечественного самолета Superjet 100 начнется в 2025 году, сообщили в Ростехе.
"В серию силовую установку ...
![]() Сертификация полностью импортозамещенных российских самолетов МС-21, Superjet, Ил-114 находится на завершающей стадии. Об этом сообщил премьер-министр...
![]() Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса разослал в авиакомпании и авиапредприятия информацию о новых ценах на отечественные са...
![]() Цена отечественных самолетов будет значительно снижаться с наращиванием серии. Ожидается, что программа по снижению себестоимости лайнеров даст резуль...
|
Экономика
![]() Российско-белорусский проект самолёта ЛМС-192 «Освей» находится на стадии межгосударственного согласования со стороны белорусских специалистов. Об это...
![]() Обязательная сертификация товаров – это процесс документального подтверждения продукции установленным требованиям безопасности. Подтверждение проводит...
![]() На Казанском авиационном заводе (КАЗ) планируют начать восстановление некоторые самолетов Ту-204, которые производили в Ульяновске.
В частности, на к...
![]() На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут ...
|
Транспорт
![]() Опытный «Суперджет» с/н 95157 на отечественных двигателях ПД-8 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Здесь он присоединится к прохожд...
![]() Минпромторг России планирует в 2026 году запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по двум крупным авиационным проект...
![]() Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) начало консультации по поводу новой концепции однорычажного управления тягой на больших самолётах...
![]() МС-21-310 в небе над Иркутском. Фото Алексея Коршунова, IRK.ru
Ожидается, что в августе 2025 года начнутся летные испытания полностью импортозамеще...
|
Сельское хозяйство
![]() Авиакомпания «Волга-Днепр» выполняет авиационные работы по охране лесов от пожаров в восьми областях Центрального федерального округа (ЦФО). Из-за мал...
|