К юбилею первого полёта вертолёта «ста профессий»

24.06.2021  |  16:16
4
К юбилею первого полёта вертолёта «ста профессий»

На фото: первый однодвигательный прототип В-8

24 июня 1961 года вертолёт Ми-8 совершил первый полёт. Эту машину часто называют вертолётом «ста профессий» – всего выпущено около ста модификаций. Легендарные «восьмёрки» можно увидеть по всему миру – вертолёт поставлялся более чем в 80 стран, а всего было выпущено свыше 13 тысяч машин. Его конструкция оказалась настолько успешной, что производство и совершенствование Ми-8 не прекращается до сих пор.

Вертолёт, которому суждено было стать одним из самых популярных в мире, создавался в ОКБ Миля в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В это время, которое позже назовут «оттепелью», Советское государство стало обращать больше внимания на комфорт своих граждан, появилось понятие дизайна, производители стали больше задумываться об удобстве пассажиров и пилотов. Кроме того, благодаря разрядке международных отношений военные расходы СССР снижались, что позволяло перераспределить ресурсы в пользу гражданских отраслей. В то же время мировое вертолётостроение переживало небывалый подъём, и Ми-8 стал одной из вершин этого процесса.

У коллектива Миля на тот момент уже были успешные разработки, в том числе первый военный транспортник Ми-4. Это многоцелевая машина, полюбившаяся военным и поставлявшаяся в другие страны, была хороша всем, кроме устаревающего поршневого двигателя. В 1957 году милевцы создали транспортный гигант Ми-6, который поднимали в воздух два турбовальных двигателя. Подобную схему Михаил Миль хотел применить и на новом универсальном вертолёте.

Так как военных существующие Ми-4 вполне устраивали, а именно ВВС рассматривались Милем в качестве основного «клиента» новой разработки, то чтобы получить зелёный свет и финансирование, конструктору пришлось идти на хитрость. Разработка будущего Ми-8 была подана как модификация Ми-4 под газотурбинный двигатель. Уловка сработала, и 20 февраля 1958 года ОКБ получает госзаказ на вертолёт с рабочим названием В-8. Первым заказчиком становится Министерство гражданской авиации в лице «Аэрофлота». Чуть позже интерес к проекту проявило и командование ВВС.

Как и планировалось, разработка будущего вертолётного хита начиналась с высоким уровнем унификации с Ми-4. Использование самолётного двигателя АИ-24В позволяло сохранить трансмиссию «четвёрки», от неё же остались винты и многие другие элементы. Значительные изменения коснулись фюзеляжа – кабина была перенесена в носовую часть и существенно обновлена, двигатель поместили над фюзеляжем, всё остальное пространство занимал грузовой или пассажирский отсек. Разработкой В-8 руководил заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов, ведущий конструктор проекта − Г.В. Ремезов. В 1959 году были созданы первые опытные машины: детали изготавливал завод №23, сборка производилась на заводе №329, при котором работало ОКБ Миля.

Первый В-8 был выполнен в пассажирской конфигурации с 18-местным салоном повышенной комфортности. 24 июня 1961 года заводской экипаж под командованием лётчика-испытателя, ветерана Великой Отечественной войны Б.В. Земскова впервые поднял новую машину в небо. Уже через две недели новинку показали на воздушном параде в Тушино, а затем - на ВДНХ. Подобное продвижение принесло успех, вертолёт был хорошо принят руководством страны.

Однако Михаил Миль движется дальше к своей большой цели − в сторону от модификации Ми-4 к новому двухдвигательному вертолёту. В этом ему помогает случай. В сентябре 1959 года Никита Хрущёв побывал с официальным визитом в США, где был впечатлён правительственным вертолётом Сикорский S-58 с просторным салоном, удобными креслами и барной стойкой. Руководство страны даёт добро на развитие проекта В-8 с двумя двигателями, планируя использовать более мощную и надёжную машину в качестве вертолёта-салона при ответном визите президента США.

30 мая 1960 г. вышло постановление о вертолёте В-8А с двумя газотурбинными двигателями. Летом 1962 года молодое ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне «ОДК-Климов») представило первый в СССР специальный вертолётный двигатель. Появление двигателя ТВ2-117 стало знаменательным событием в советском вертолётостроении, ведь до этого на винтокрылых машинах применялись модифицированные самолётные образцы. В ОКБ Изотова также был создан новый редуктор – одна из самых сложных и важных деталей вертолёта. Использование двух двигателей большой мощности позволило увеличить пассажировместимость и грузоподъёмность вертолёта.

Третий прототип - двухдвигательный В-8А

Появление нового двигателя вызывало множество изменений в вертолёте. Кроме того, милевцы продолжали улучшать машину: у винта появилась пятая лопасть, трёхточечное шасси, откидные боковые двери заменили сдвижными. Вертолёт В-8А с двумя ГТД поступил на испытания в пассажирском варианте. Его первый полёт состоялся 2 августа 1962 г.

Упорство Миля и удачно выбранное первоначальное решение привели к выдающемуся результату. Всего за три года конструкторам удалось вместо заявленной в начале модернизации Ми-4 сделать новый летательный аппарат. С запуском в серию вертолёт стал официально называться Ми-8. Выпуск машин наладили на Казанском вертолётном заводе. В конце 1965 года с конвейера сошли первые серийные машины.

В июне 1965 года Ми-8 был представлен на авиасалоне в Париже и получил высокие оценки зарубежных экспертов. Вообще продвижению вертолёта за границей уделялось большое внимание. Во время одного из «рекламных» перелётов по миру лётчик-испытатель Герман Алфёров налетал на Ми-8 в сумме 35 тыс. км, то есть практически облетел вокруг земного шара.

Спрос на Ми-8 был такой большой, что пришлось запускать второе серийное производство в Улан-Удэ. На «гражданке» быстро оценили преимущества новой машины, а вот военные не спешили заменять проверенные Ми-4 на новый вертолёт. Однако участие советской техники во Вьетнамской войне показало, что эпоха поршневых вертолётов ушла в прошлое. В 1968 году на вооружение принимается боевая модификация Ми-8. Только после этого важного шага разработчиков вертолёта наградили государственными премиями.

Начинается большая и долгая жизнь Ми-8. Применение вертолётов военными расширяется, появляется множество узкоспециализированных модификаций: санитарные, минёры, мастерские, заправщики, разведчики, РЭБ, вертолёты-амфибии и многие другие. В гражданской сфере «восьмёрка» оказалась особенно актуальной для работы в отдалённых и малонаселённых регионах. В 1980 году завершилась модернизация вертолёта до модели Ми-8МТ (экспортный вариант – Ми-17), модификации которой на сегодняшний день остаются самыми распространёнными.

Сегодня эту классическую винтокрылую машину знают во всем мире. Уникальное сочетание качеств и характеристик позволяет Ми-8 уже шесть десятилетий оставаться в строю. На платформе «восьмёрки» создано около ста модификаций, которые выполняют самые разные задачи. Время показало, что размерность и грузоподъёмность Ми-8 – самые востребованные в мире.

Развитие семейства продолжается и сегодня. Новые двигатели, авионика, несущие и рулевые винты, системы навигации, а также внедрение композитных материалов позволяют вертолётам Ми-8 соответствовать самым современным авиационным требованиям. В классе гражданских тяжёлых вертолётов (максимальная взлётная масса от 10 до 16 тонн) Ми-8/17 в течение нескольких лет удерживают более 90% мирового рынка в количественном измерении. По мнению конструкторов Национального центра вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова, потенциал «восьмёрки» для модернизации практически неисчерпаем.

https://aviation21.ru/mi-8-k-yubileyu-pervogo-polyota/


comments powered by Disqus
Общество
3,8 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур убрали в Волгоградской области
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зерновые и зернобобовые культуры в волгоградском регио...
Пилоты из Краснодарского края победили в конкурсе “Золотые крылья-2021”
16 сентября 2021 г. на аэродроме «Шушенское» Красноярского края состоялся II Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-...
Владелец сети «Радеж» сообщил о закрытии магазинов
ФОТО: © radezh-shop.ru Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, бренд продолжит выпускать продукцию, но торговой деятельностью компания занимать...
Ректор РАНХиГС возглавил Общественный совет при ФНС России
Ректор РАНХиГС повторно избран председателем Общественного совета при Федеральной налоговой службе РФ. Общественный совет при ФНС работает с 2009 года...
Политика
Экипаж МС-21 отработал взлёты и посадки в тёмное время суток
Продолжаются сертификационные испытания лайнера МС-21. Несмотря на низкую облачность и ливневый дождь, 20 сентября два опытных самолёта: 73051 и 73053...
Боевые летчики России и Белоруссии заступили на дежурство в рамках ССУ «Запад-2021»
ФОТО: ТРК ЗВЕЗДА В рамках создания учебно-боевого центра совместной подготовки ВКС России и войск ВВС и ПВО Республики Беларусь на аэродроме Барано...
Лёгкая и учебно-тренировочная авиация России остро нуждается в мощном современном поршневом двигателе
Пока в линейке ОДК такой силовой установки нет. Проблему может решить адаптация автомобильного двигателя, который проектировался для представительског...
На «Байкале» в качестве спасательного средства будет использован парашют
Парашют обеспечит высокий уровень безопасности в случае аварийной ситуации и позволит увеличить количество пассажиров с девяти до 14. Об этом рассказа...
Армия
Китай заинтересовали российские палубные вертолеты
Фото: Минобороны РФ Китайская народно-освободительная армия рассматривает возможность приобретения российских вертолетов Ка-52К корабельного базиро...
На монгольском полигоне «Дойтын Ам» проведена первая совместная тренировка в рамках российско-монгольского учения «Селенга-2021»
На монгольском полигоне «Дойтын Ам» проведена первая совместная тренировка в рамках российско-монгольского учения «Селенга-2021». Военнослужащие об...
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев Среди самолетов в первую очередь ЛМУР (легкая многоцелевая управляемая ракета), известная также как «изделие 305», рас...
Арт-альбом с 3D-изображениями нового Су-75 авиаинженера из Аргентины
Авиационный инженер и эксперт в области военной авиации Маркос Гандулло из Аргентины разместил на своей странице «Мир авиации» – «Mundo de Aviación» в...
Спорт
5 октября Солнецевский райсуд Москвы рассмотрит иск главного тренера волгоградского «Ротора» к соцсети Faceboo
ФОТО: © СК «Ротор» Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, таким образом Дмитрий Хохлов потребует отменить блокировку его фамилии, которую инос...
Elton Ultra завершился в Волгоградской области
ФОТО: Новости Волгограда Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, в забеге на сверхмарафонскую дистанцию в 201 километр вокруг озера Эльтон при...
Главный тренер волгоградского гандбольного клуба «Каустик» покинул пост
Фото ГК «Каустик» Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, Дмитрия Бочарникова попросили написать заявление об увольнении накануне, что он и сде...


Промышленность
Экипаж МС-21 отработал взлёты и посадки в тёмное время суток
Продолжаются сертификационные испытания лайнера МС-21. Несмотря на низкую облачность и ливневый дождь, 20 сентября два опытных самолёта: 73051 и 73053...
Лёгкая и учебно-тренировочная авиация России остро нуждается в мощном современном поршневом двигателе
Пока в линейке ОДК такой силовой установки нет. Проблему может решить адаптация автомобильного двигателя, который проектировался для представительског...
На «Байкале» в качестве спасательного средства будет использован парашют
Парашют обеспечит высокий уровень безопасности в случае аварийной ситуации и позволит увеличить количество пассажиров с девяти до 14. Об этом рассказа...
УТС-800 – учебно-тренировочный комплекс первоначальной подготовки лётчиков
Традиционный курс подготовки лётного состава состоит из программы первоначальной лётной подготовки, основной или базовой программы и программы соверше...
Экономика
Каковы перспективы развития региональной авиации России
ФОТО: РИА Новости © Илья Наймушин У России есть все возможности для восстановления региональной авиации. Такую точку зрения высказал министр оборон...
Лазеры от компании Fadao
Компания Fadao предлагает лазерное оборудование, а также его техническое обслуживание. Еще у нас есть большой выбор запасный частей, а сервисное обслу...
АК "Иркут" и "Россия" составили план по подготовке и вводу в эксплуатацию МС-21
Фото: © Корпорация «Иркут» Поставки среднемагистральных самолетов российского производства нового поколения МС-21-300 планируется начать во второй ...
Приглашаем на Второй Международный конгресс по комплаенс IFCA (ICC) 2021
В динамично меняющихся условиях современного рынка главенствующее значение приобретает комплаенс – система организационной структуры, позволяющая обес...
Транспорт
Движение по мосту через ГЭС в Волжском открыли в тестовом режиме
ФОТО: ВК34 Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, пока без торжественных речей, но пробок нет. Полагаем, водителям нужно привыкнуть к такому п...
Ремонт дорожного покрытия на мосту через ГЭС в Волжском вошел в финальную стадию
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, рабочие трудятся ударными темпами. Обещают снять реверс...
Дорожный обход Волгограда готов на 22%
ФОТО: BlinkovFPV Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, оценить масштаб работ можно на видео. Проект «Волгоградсверху», как обычно, радует съе...
Дорожники планируют открыть проезд по мосту через Волжскую ГЭС уже 20 августа
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, заканчивается трехлетний ремонт, первый за 60 лет, кот...
Сельское хозяйство
3,8 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур убрали в Волгоградской области
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зерновые и зернобобовые культуры в волгоградском регио...
Пилоты из Краснодарского края победили в конкурсе “Золотые крылья-2021”
16 сентября 2021 г. на аэродроме «Шушенское» Красноярского края состоялся II Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-...
Систему мониторинга посевов разработал житель Киквидзенского района Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как сообшает Telegram-канал “Сталингумрак”, систему мониторинга посевов разработал житель Киквидзенс...