История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

01.02.2021  |  08:44
2
История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

Белостокская наступательная операция являлась частью операции "Багратион", целью которой было определено освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Операция была проведена войсками 2-го Белорусского фронта в период с 5 по 9 июля 1944 года. В ходе наступления ставилась задача уничтожить арьергарды разбитых соединений 9-й армии группы армий «Центр» и подходящие резервы противника. 3-я, 49-я, 50-я и 4-я воздушная армии при поддержке бомбардировщиков дальней авиации должны были без оперативной паузы развить наступление в направлении Новогрудок, Волковыск, Белосток, овладеть городом Новогрудок, выйти на реки Неман и Молчадь, а затем освободить Волковыск и наступать на Белосток.


Район Белосток-Брест-Пинск прикрывался ночными истребителями типа Ме-109 и Ме-110. На железнодорожной станции Белосток командование Красной Армии отмечало большое количество эшелонов и войск противника. С целью их уничтожения авиации дальнего действия был отдан приказ бомбардировать ж/д узел Белосток. На основании этого боевого распоряжения командующий 3-м гвардейским авиационным Сталинградским корпусом, который поддерживал с воздуха наступающие войска Красной Армии, принял решение выполнить бомбардировку силами 3-й и 7-й гвардейских авиадивизий. В ночь с 8 на 9 июля 1944 года на выполнение поставленной задачи вместе с другими самолётами вылетел дальний бомбардировщик Ил-4 20-го гвардейского бомбардировочного полка под управлением экипажа в составе:

  • Игошин Анатолий Петрович – командир,
  • Абрамов Михаил Александрович – штурман,
  • Филатов Фёдор Андреевич – стрелок-радист,
  • Киркаленко Иван Тихонович – воздушный стрелок.

Бомбардировщик Ил-4 младшего лейтенанта Анатолия Игошина был построен на Иркутском авиазаводе (завод № 39) в октябре 1943 года. 24 апреля 1944 года самолёт прибыл на аэродром базирования, и приказом от 1 июня Ил-4 был включён в состав 20-го гвардейского авиаполка 3-й гвардейской авиадивизии дальнего действия.

Из журнала боевых действий 20 гв. АП ДД:

С 8 на 9 июля 1944 задача: Уничтожить эшелоны и разрушить ж.д. пути на ж.д. станции Белосток; ... потери: 1 эк. Игошин, Абрамов, Филатов, Киркаленко с боевого задания не возвратился. После радиограммы в 00:58 "Задачу выполнил" связь потеряна.

К счастью не все члены экипажа погибли в том боевом вылете - спустя пять дней, 14 июля, в свою часть прибыл штурман Михаил Абрамов. Он рассказал, что случилось с самолётом и экипажем при возвращении с боевого задания.

Полёт до цели проходил нормально. В 00:58, находясь на высоте 5300 м, экипаж выполнил бомбардировку основной цели - станции Белосток. Над целью Ил-4 был обстрелян зенитной артиллерией противника, но маневрированием экипаж вышел из зоны огня, а на обратном пути шёл со снижением, изменяя курс. При подходе к линии фронта на высоте 3300 м штурман услышал сильный треск под самолётом, и в тоже время вся кабина штурмана осветилась красным огнём. Михаил Абрамов сделал попытку вызвать по внутренней связи (СПУ) командира, но самолёт перешёл в пикирование, и штурман упал в носовую часть кабины. После некоторых усилий, добравшись до СПУ, он передал Анатолию Игошину: "Выводи! Будем прыгать", но командир не отвечал. Абрамов, увидев, что командир встал на сиденье и исчез, быстро открыл люк и покинул самолёт.

Памятный знак на месте падения бомбардировщика Ил-4

Штурман приземлился удачно в 10 километрах западнее городка Столин, при приземлении Михаил Абрамов наблюдал на земле горящий самолёт. Поняв, что он находится на своей территории, штурман направился в воинскую часть, расположенную в пяти километрах от места крушения бомбардировщика. В воинской части он узнал, что их самолёт был сбит истребителем Ме-110. Местные жители стали очевидцами воздушного боя и падения самолёта. Они рассказали об огнях красного и зелёного цвета, о двух выбросившихся на парашютах лётчиках и о направлении их спуска на землю.

В течение двух дней Михаил Абрамов пытался разыскать свой самолёт, но безуспешно. 10 июля он нашёл труп лётчика - командира экипажа Анатолия Игошина. Парашют у него был раскрыт, стропы оказались перебиты, а купол оторван. Штурман похоронил своего командира на поляне у леса серо-западнее Столина Пинской области БССР, сейчас это Брестская область Республики Беларусь.

Стрелок-радист Фёдор Филатов и воздушный стрелок Иван Киркаленко не смогли покинуть самолёт - горящий неуправляемый бомбардировщик вошёл в крутое пике, и выброситься из него им было трудно. Предположительно они погибли вместе с самолётом.

Табличка на памятном знаке - месте падения Ил-4
кликабельно для увеличения

В архивных документах немецких Люфтваффе о сбитых на Восточном фронте советских самолётах имеется запись о том, что 9 июля 1944 года гауптман Аугуст Фишер, лётчик 3-го звена 100-й ночной истребительной эскадрильи (3/NJG 100) на высоте 2500 метров в один час 16 минут ночи сбил бомбардировщик Ил-4, который упал юго-западнее города Столин. Подтверждение Люфтваффе Film C. 2035/II Anerk: Nr. 63

Эскадрилья 3/NJG 100 в июне-июле 1944 года базировалась на аэродроме в районе Пинска. Ночные тяжёлые истребители Ме-110 были оснащены радиолокаторами. Там же располагалась наземная радиолокационная станция, осуществлявшая наведение истребителей на советские самолёты. Группы бомбардировщиков авиации дальнего действия, как правило, следовали в северо-западном направлении через район Пинска и всегда подвергались атакам ночных истребителей противника. По архивным записям гауптман Аугуст Фишер в ту ночь сбил кроме самолёта Анатолия Игошина ещё два бомбардировщика Ил-4.

Наши дни

Поисковые работы на месте падения самолёта Ил-4 в районе рабочего посёлка Речица Столинского района Брестской области начались в 2016 году. От местных жителей старшего поколения в возрасте 70-90 лет было известно, что самолёт находился в болоте урочища «пасека». Точное место падения Ил-4 было установлено по рассказам жителя Речицы Ивана Адамовича Яцуты.

В ходе работ поисковики подняли различные детали самолёта. Среди них был один повреждённый мотор и различные детали второго, лопасть винта, большое количество других крупных и мелких фрагментов самолёта, а также личные вещи: погоны сержанта с авиационной эмблемой, документы, фрагменты парашютов, одежды, шлемофонов, манжетов от свитера, белья, обрывки различных ремней и пряжки к ним, обрывки личных поясных ремней с пряжками, кобура, шомпол, пистолет ТТ с магазином и многое другое.

Но самое главное, в большом количестве были обнаружены обгоревшие, мелко изломанные, втёртые в детали самолёта костные останки. Частично обгоревшие и сильно повреждённые, они находились в болотистом грунте на глубине 5 метров.

По серийным номерам моторов поисковики установили, что найденный дальний бомбардировщик Ил-4 имел заводской номер 5333912, самолёт был изготовлен на Иркутском авиационном заводе №39 в 1943 году. Самолёт принадлежал 20-му гвардейскому авиационному Севастопольскому Краснознаменному полку дальнего действия, 3-й гвардейской авиационной Днепропетровской дивизии дальнего действия, 3-го гвардейского авиационного Сталинградского корпуса дальнего действия.

В 2017 году уроженец Речицы Мирончук Михаил Тимофеевич (1932 года рождения) рассказывал: "… было это в июле месяце 1944 года, точного числа не помню. Летели два самолёта, один из направления Сарны, второй со стороны Городной. Один выстрелил в другого, были огни красного и зеленёного цвета, один самолёт - русский - был сбит и упал в болото. Самолёт был двухмоторный. Яма, воронка где упал самолёт, была примерно десять-двенадцать метров длинной, пять-шесть метров шириной, два-два с половинной метра глубиной, заполнена водой".

- От дома, где проживали Дервенец Фёкла Яковлевна и Прилуцкий Василий Александрович, примерно пятьсот-шестьсот метров до места падения самолёта, - рассказал Михаил Тимофеевич. - Лётчики, два, спустились на парашютах. Один упал и разбился. Лётчика погибшего похоронили военные и старики на поляне, на горке. Могилу я знал, но уже точно не помню это место, много лет прошло, местность изменилась. Мы подростки доставали из воронки, ямы мелкие алюминиевые куски, какие-то ещё детали, тросики, вытянули кислородный баллон синего цвета и бросили его обратно, пытались достать другие детали, часто всплывали части тела лётчика. Всё это мы доставали из-под воды. Рядом с воронкой на грудках [сухих местах] тоже было много разных мелких деталей, куски плекса.

Один из повреждённых двигателей, обломки крыльев, хвоста, кабины и другие детали были вытащены из болота с помощью лебёдки местным жителем Гришко Виктором Ильичом в 1953-1954 годах. Когда он доставал эти детали, то также всплывали кости и переломанные части тела лётчика. Небольшие дюралевые куски обшивки самолёта забрали местные жители на хозяйственные нужды - делали ложки, чашки, кружки, гребешки. Так, об этом рассказывали Бабич Павел Анастасьевич, Мирончук Михаил Тимофеевич, Бабич Михаил Михайлович, Яцута Иван Адамович, Попович Ольга Станиславовна, Добрияниц Василий Павлович и другие.

Экипаж Ил-4

Анатолий Игошин
Анатолий Игошин

Командир, гвардии младший лейтенант Игошин Анатолий Петрович, 1922 года рождения, уроженец деревни Крутал, Шаблинского района Кировской области. В Красную Армию призван призван в мае 1941 г. холост. Отец Игошин Петр Михайлович, проживал в селе Ашкаул Канского района Красноярского края.

Штурман, гвардии лейтенант Абрамов Михаил Александрович, 1923 года рождения, уроженец села Благодарное, Отрадненского района Краснодарского края. В Красную Армию ушёл добровольно через Самаркандский ГВК в декабре 1940 года. Мать – Абрамова Мария Никитична, проживала по адресу: УзССР, Самарканд, Акдарьинский район, селение Дахбед.

После того, как похоронил командира Анатолия Игошина - 14 июля 1944 года вернулся в свой 20 гвардейский авиационный Севастопольский полк дальнего действия и продолжил военную службу. Погиб 21 апреля 1945 года при выполнении испытательного полёта. Похоронен в селе Мельгёв, Люблинского повета, Люблинского воеводства, Республика Польша.

Иван Киркаленко
Иван Киркаленко

Воздушный стрелок, гвардии сержант Киркаленко Иван Тихонович, 1918 г. рождения, уроженец слободы Верхний Бык Воробьёвского района Воронежской области. Призван в Красную Армию Воробьёвским РВК в феврале 1940 года, член ВЛКСМ, холост, мать – Киркаленко Мария Захаровна, проживала в слободе Верхний Бык.

Воздушный стрелок-радист, гвардии младший сержант Филатов Фёдор Андреевич, 1922 года рождения, уроженец села Гаврилова Слобода, Середино-Будского района Черниговской области. Призван в Красную Армию Красносулинским РВК Ростовской области в июле 1941 года, член ВЛКСМ, холост, родственников нет.

Родственники Ивана Киркаленко, проявили желание захоронить его останки на малой родине в братской могиле воинского мемориала в слободе Верхний Бык Воронежской области. А учитывая обстоятельства, что у Фёдора Филатова родственников не было ещё в период Великой Отечественной войны, что они вместе воевали, вместе служили, вместе погибли, вместе пролежали в природной братской могиле со своим самолётом 75 лет, то было решено все найденные костные останки захоронить вместе. С соответствующим заявлением по этому поводу двоюродный брат Ивана Киркаленко - Виктор Миронович Киркаленко обратился 25 октября 2019 года к главе администрации Воробьёвского муниципального района Воронежской области Михаилу Петровичу Гордиенко, который 5 ноября 2019 г отправил официальное отношение председателю Столинского райисполкома с просьбой оказать содействие в этом вопросе и передать останки погибших военнослужащих для захоронения в Воронежской области.

Мемориал на братской могиле в р.п. Речица. На памятной доске нанесено имя А. Игошина - он покоится в Столинской земле, хоть могила его и не найдена

В течение года, пока проходили формальности, костные останки воздушных стрелков Ил-4 хранились в Речицком сельсовете Столинского района.

Последние почести

Осенью 2020 года белорусская сторона передала останки гвардии сержанта Киркаленко Ивана Тихоновича и гвардии младшего сержанта Филатова Фёдора Андреевича родственникам Ивана Киркаленко, и 16 ноября 2020 года в селе Верхний Бык прошла торжественная церемония перезахоронения останков членов экипажа бомбардировщика Ил-4. В церемонии приняли участие представители местных органов власти, Совета ветеранов, родные Ивана Киркаленко, местные жители и почётные гости.

Вице-консул России в Бресте Сергей Лаптев поблагодарил всех причастных к поисковой работе. "Благодаря им, родственники, живущие ныне, смогли хоть что-то узнать о своих близких. Это большая удача, что смогли найти останки и идентифицировать их. Мы должны помнить о тех событиях, о том, что сделали для нас наши деды, чтобы приблизить день Победы".

Все члены экипажа Анатолия Игошина и он сам увековечены на мемориалах воинской славы, обелисках по месту рождения и жительства, в краевых и областных электронных и печатных книгах памяти.

Андрей Величко, Михаил Паюта
для сайта "Авиация России"

При подготовке статьи были использованы ответы на запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, выдержки из записей журналов боевых действий, воспоминания свидетелей событий 75-летней давности, рассказы поисковиков и местных жителей р.п. Речица Столинского района Брестской области Республики Беларусь, РИА Новости-Воронеж.

https://aviation21.ru/istoriya-odnogo-boevogo-vyleta-bombardirovshhika-il-4-v-xode-belostokskoj-nastupatelnoj-operacii/


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Армия
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Defence 24: российская армия увеличила число применяемых против ВСУ бомб с УМПК
В марте российские силы применили рекордное количество бомб с УМПК, сообщает Defence 24. В апреле их может быть еще больше. Это представляет серьезную...
ВКС России накрыли в Славянске около 60 наемников и кадровых офицеров ВСУ
Су-35 ВКС России. Фото: Валентин Капустин / РИА Новости Около 60 иностранных наемников и кадровых офицеров ВСУ уничтожены ударом ВКС России в Славянск...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Видео - второй опытный Ил-114-300 совершил первый полет
Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха возобновила программу летных испытаний пассажирского турбовинтового Ил-114-300. К ней подключена втор...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.