Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику

18.10.2023  |  21:04
13
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику

В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из паспорта нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», с которым ознакомились «Ведомости». В том числе 696,9 млрд будет выделено из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников. Средств ФНБ для финансирования не предусмотрено.

Согласно поручению президента Владимира Путина, нацпроект по развитию БАС должен быть утвержден до сентября 2023 г. Куратором нацпроекта назначен вице-премьер Андрей Белоусов, руководителем – вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров, следует из паспорта нацпроекта.

В нацпроект сведено пять федеральных проектов, разработка которых анонсировалась ранее. Это «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», «Кадры для БАС», «Перспективные технологии для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (о некоторых из них «Ведомости» писали 23 апреля, 5 июля и 17 августа).

В ходе доработки объем финансирования кадрового проекта был сокращен более чем вдвое. Как писали «Ведомости», изначально речь шла о 57,8 млрд руб. (см. «Ведомости» от 14 мая). В пресс-службе Минобрнауки, которое готовило этот федеральный проект, подтвердили, что сейчас пересматриваются ранее предусмотренные мероприятия, что «влечет за собой сокращение его бюджета». Оптимизация финансирования федерального проекта осуществляется благодаря «активизации имеющихся ресурсов», добавили в министерстве (не пояснив, о каких ресурсах идет речь). Сокращение повлияло на некоторые показатели по подготовке кадров. Например, паспорт кадрового федерального проекта предусматривал подготовку 200 000 новых сотрудников для отрасли БАС в 2025 г. Теперь же речь идет о 90 000 человек. При этом цель обеспечить кадровый потенциал в 1 млн работников к 2030 г. в паспорте нацпроекта сохраняется.

Гендиректор компании «Русдронопорт» (разрабатывает объекты наземной инфраструктуры для дронов) Николай Ряшин считает, что уже сегодня практически все дроны из коммерческого сегмента автономны, поэтому большого числа операторов БАС не потребуется. В ближайшем будущем дроны станут еще более самостоятельными и человек будет выполнять функцию внешнего наблюдателя и проводить техобслуживание, полагает он. По кадрам основной упор нужно делать на подготовке инженеров, конструкторов, разработчиков и программистов, согласен гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. «Нужны люди, которые хотят и могут развивать технологии и создавать на базе этих технологий продукты», – объясняет он.

Как следует из паспорта нацпроекта, также был серьезно пересмотрен объем российского рынка БАС в сторону более скромных показателей – 25 600 дронов в 2023 г., к 2030 г. прогнозируется рост до 46 200 беспилотников. При этом еще в апреле замминистра промышленности Василий Шпак в своем выступлении приводил другие цифры: в этом году, по его оценкам, рынок достигнет 31 600 и вырастет до 181 000 к 2030 г. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом подготовки нацпроекта, поясняет: в новом прогнозе «учитывается консервативный сценарий по объему госзаказа на БАС» – это базовая цифра, рассчитанная на лето 2023 г. Какую долю рынка обеспечит госзаказ и будет ли он расти, собеседник не уточняет. Также в ходе доработки нацпроекта, по его словам, сильнее всего вырос бюджет федерального проекта стимулирования спроса на БАС – почти на 90 млрд руб., срезали часть средств с производства, инфраструктуры и кадров.

Сегодня БАС, по словам Ряшина, востребованы в сегменте мониторинга: это промышленная и городская безопасность, контроль пожаров, строительство, геодезия, мониторинг газопроводов, ледовая разведка и т. д. Потенциально спрос на них может быть в образовательной сфере, а также в логистике. БАС будут востребованы там, где курьера на самокате уже мало, а огромного вертолета еще много, соглашается гендиректор ассоциации «Аэронекст» (объединяет ведущие коммерческие предприятия по выпуску беспилотников) Глеб Бабинцев. Но массовые перевозки с помощью дронов, по мнению Ряшина, «вопрос будущего дня»: пока что воздушные средства не настолько технически совершенны, нет серийного производства и себестоимость такой логистики высока. Бабинцев также напоминает про дроны для сельского хозяйства, которые уже активно применяются агрохолдингами. Он подчеркивает, что экономический эффект для государства от повышения сохранности и улучшения качества урожая благодаря применению БАС оценивается специалистами от 0,5 трлн до 1,5 трлн руб. в год.

На международном рынке, по словам Бабинцева, продукция российских разработчиков имеет устойчивый спрос и есть перспективы наращивания экспорта готовых решений и услуг в сфере БАС. В стратегии развития беспилотной авиации России до 2030 г., утвержденной правительством в июне этого года, отмечается, что с 2018 г. объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в 9 раз и по итогам 2021 г. составил почти $7 млрд. Из них около 75% обеспечили США и Китай, что «определяет лидерство компаний из этих стран». К 2030 г. прогнозируется рост мировой индустрии БАС до $55,8 млрд. Но для того чтобы закрепиться на международном рынке, придется многое научиться делать в России. По словам Ряшина, в производстве необходимо будет замещать прежде всего критические компоненты: винты моторных групп, аккумуляторы, микроэлектронику, компоненты связи и оптику, программное обеспечение. Приоритетные задачи – это полностью отечественные конструкционные материалы и двигатели, добавляет Юрецкий.

В пресс-службе Минпромторга «Ведомостям» сказали, что финальная версия нацпроекта направлена в правительство, представитель Белоусова заявил, что проект «на рассмотрении», отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе переадресовали вопросы в Минпромторг. Утверждению нацпроекта с текущими характеристиками финансирования, по словам двух источников «Ведомостей», противится Минфин. В пресс-службе министерства заявили, что «о его финансовом обеспечении можно будет говорить только после утверждения паспорта нацпроекта» правительством. Параметры федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. будут определены решением бюджетной комиссии, в том числе в части объемов и источников финансирования данного нацпроекта, добавили в ведомстве.

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/08/31/992728-na-razvitie-bespilotnoi-aviatsii-v-rossii-hotyat-potratit-pochti-trillion-rublei


comments powered by Disqus
Общество
Авиакомпания «СибАэроКрафт» получила очередной серийный самолёт ТВС-2МС
Фото: © пресс-служба ООО «Русавиапром» Лётные испытания ремоторизованного самолёта прошли в Томске на аэродроме Берёзкино. Самолёт был выпущен ново...
Технологии распознавания паспорта: Как API меняют взаимодействие бизнеса и пользователей
Технологии распознавания документов, в частности распознавание паспортов, находят все более широкое применение в различных отраслях. С помощью API (ин...
Новости общество культура
Знаем ли мы ответ на один, казалось бы, простой вопрос: что мы чувствуем тогда, когда чувствуем? Действительно ли мы понимаем, о чем наши чувства пыта...
Одного из штурманов потерпевшего крушение Ту-22М3 спасти не удалось
Погиб один из штурманов потерпевшего крушение в Иркутской области военного самолета — остальные три члена экипажа госпитализированы, сообщил губернато...
Политика
БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
NYT: Россия поразила авиабазу ВСУ после сообщения о прибытии западных F-16
Россия нанесла ракетный удар по крупному военному аэродрому Староконстантинов, где могли базироваться западные истребители, сообщает The New York Time...
Армия
ВИДЕО: ВКС России получили очередную партию новых Су-34
Самолеты изготовлены в рамках производственной программы текущего года. До передачи в войска боевые машины прошли комплекс наземных и летных испытаний...
«Герань-2» – из России, но без любви
В начале весны 2024 года издание Army Recognition (Брюссель) сообщило, что за время с 24 февраля 2022 года по начало марта текущего – было задокументи...
Военкор Александр Коц: ВС России потеряли в зоне СВО беспилотник С-70 «Охотник» - видео
С мест сообщают: под Константиновкой потерян наш новейший тяжелый ударный дрон С-70 «Охотник». Видео очевидцев говорят, что это скорее всего так - сил...
Видео: У берегов Аляски Су-35 дерзко отогнал истребитель "партнеров"
Как отметили в Объединенном командовании аэрокосмической обороны Северной Америки, российские самолеты оставались в международном воздушном пространст...
Спорт
«Зенит» победил «Краснодар» и в 9-й раз завоевал Суперкубок России
«Зенит» в субботу, 13 июля, в Волгограде был на порядок сильнее «Краснодара» — 4:2. По мячу у победителей забили Родригао и Вендел, а Максим Глушенков...
В Тверском соединении ВТА завершилась сдача нормативов по физической подготовке
В Тверском соединении военно-транспортной авиации и подчинённых воинских частях, дислоцированных в Тверской, Псковской, Ивановской и Брянской областях...
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...


Промышленность
БПЛА «Легионер» запущен в серийное производство
Компания «Тихие крылья», входящая в концерн «Калашников», запустила серийное производство беспилотных летательных аппаратов вертикального взлёта и пос...
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека для МС-21
Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека (ПКО) гражданского самолета МС-21 ✈️ Реш...
Заявка на регистрацию товарного знака с изображением самолета МС-21-310 подана в Роспатент
ПАО «Яковлев» регистрирует товарный знак с изображением пассажирского самолета МС-21-310. Соответствующая документация имеется в распоряжении Агентств...
На пути к шестому поколению двигателей
Создатели авиационных газотурбинных двигателей, как и создатели реактивных самолётов, оперируют понятием поколений изделий для того, чтобы охарактериз...
Экономика
"Вертолеты России" вновь возобновили программу Ми-34
"Вертолеты России" вновь вернулись к идее возродить выпуск легкого однодвигательного вертолета Ми-34. Если в 90-х годах данная модель выпускалась Арсе...
Российские власти признали, что процесс импортозамещения парка гражданской авиации идет медленнее, чем планировалось.
К 2027 году доля самолетов российского производства в парке крупнейших авиаперевозчиков достигнет 25%, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на паспорт г...
Жэньминь жибао: Россия ускоряет развитие БПЛА
В последнее время Россия активно развивает беспилотные боевые силы — чем обусловлена такая спешка? Ведущая китайская газета называет три причины и отм...
Авиакомпания S7 стала крупнейшим заказчиком самолетов Tу-214
Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines ("Сибирь") выразила желание заказать 100 среднемагистральных самолетов Ту-214. Меморандум о сотрудн...
Транспорт
До конца этого года начнутся летные испытания импортозамещенного МС-21
На Иркутском авиационном заводе два опытных образца МС-21 сейчас оборудуются отечественной авионикой, российскими двигателями и системами жизнеобеспеч...
В «Туполеве» рассказали, как можно снизить вес самолёта Ту-214
Ту-214, являющийся основным гражданским самолётом в портфеле АО «Туполев», продолжает оставаться актуальным в условиях западных санкций, введённых про...
Cvl масла
Наша компания была основана в 2012 г. и является оптовым поставщиком масел, смазок и охлаждающих жидкостей в различной фасовке. За прошедшее время мы...
Александр Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в сопровождении делегации посетил Иркутский авиационный завод. Беларуской делегации показали произво...
Сельское хозяйство
Производитель китайских агродронов Jtilep откроет производство на Кубани
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Компания Jitian Intelligent Equipment открыла свое представительство в городе Краснодаре и активно ищет подходяще...
Китайские беспилотники угрожают нацбезопасности — считают в США
Федеральные власти США обеспокоены резким ростом популярности среди местных фермеров технологий китайского производства, в частности БПЛА. Так, америк...
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...