F-35 незаметно в небе Заполярья не пролетит

16.11.2021  |  10:51
9
F-35 незаметно в небе Заполярья не пролетит

© Фото Юрий Банько

Корреспондент еженедельника «Звезда» побывал в расположении первой дивизии противовоздушной обороны ВКС России, которая несёт круглосуточное боевое дежурство, защищая «Большую землю» на крайних рубежах «Большой земли».

Путь к этому радиотехническому подразделению, расположенному на самой северо-западной оконечности российской территории - мысе Немецкий, - не близок. От Североморска до пограничного пункта пропуска 130 километров, и далее, через перевал Муста-Тунтури (Чёрные горы, или Чёрная Тундра), по разбитым дорогам полуострова Средний и Рыбачий ещё 80 километров. Эти 80 километров на КАМАЗе и БАЗе, которые тянули за собой дизель-электрические станции, можно преодолеть за 8 часов.

Полуострова Рыбачий и Средний - уникальные места. Именно здесь располагается единственное место на советско-германском фронте, где в годы Великой Отечественной войны фашистские войска так и не смогли перейти государственную границу СССР благодаря мужеству и героизму защитников полуостровов Средний и Рыбачий. О жестоких боях и сегодня напоминают памятники и могилы советских воинов, да оставшиеся с той поры окопы и доты, колючая проволока и осколки мин и снарядов. Именно с полуострова Средний береговой батареей был потоплен первый фашистский корабль в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенный период Рыбачий был превращён в непотопляемый линкор с ракетным полком береговой обороны, дивизионами 116 гвардейской Краснознаменной зенитно-ракетной бригады, двумя радиотехническими батальонами и погранзаставами. Сегодня здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны в единственном оставшемся радиотехническом батальоне.

Здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны.
© Фото автора
 Здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны.

Им по велению страны ключи от неба вручены

На фоне тундры радиопрозрачные купола радиолокационных станций видны издалека. Радиопрозрачные купола над антеннами РЛС - вынужденная необходимость: эти края славятся ураганными ветрами и обильными снегопадами, которые заносят сугробами и технику, и сооружения.

За прошедшие десятилетия на этой «точке» многое изменилось. Вместо сборно-щитовых домов с печным отоплением и привозной водой, в которых жили офицеры и прапорщики с семьями, появились два двухэтажных дома со всеми удобствами, вместо деревянных казармы и столовой - двухэтажное здание, в котором разместились и казарма, и столовая, и штаб радиотехнического батальона. Да и условия быта военнослужащих срочной службы изменились кардинально: есть организации досуга, условия и для отдыха, и для занятий спортом.

Небо под контролем.
© Фото автора
 Небо под контролем.

Это радиотехническое подразделение несёт круглосуточное боевое дежурство в отрыве от «Большой земли». По навигации морем сюда завозят продукты, топливо для котельной, горючее на полтора года работы в автономном режиме без централизованного обеспечения. Свежие фрукты и овощи зимой доставляют вертолётом.

Офицеры, прапорщики и контрактники, имеющие детей, служат здесь до момента достижения детьми школьного возраста, после чего переводятся в подразделения, соседствующие с насёленными пунктами со школами. Но есть и старожилы, служащие здесь более десятка лет.

Операторы радиолокационных станций этого подразделения первыми в России обнаруживают приближающиеся к нашим Северо-Западным границам самолёты натовской авиации. И это не только самолёты-разведчики РС-135, противолодочная авиация в лице Р-3 Orion и Р-8 Poseidon. Всё чаще стала появляться боевая авиация, в том числе  стратегические бомбардировщики B-52, носители ядерного оружия. Причём, как рассказал исполняющий обязанности командира подразделения майор Александр Тябин, интенсивность полётов возросла в разы. Ежесуточно боевыми расчётами обнаруживается и осуществляется проводка около 40 боевых и гражданских иностранных летательных аппаратов.

В зоне ответственности Кольского соединения объекты от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.
© Фото автора
 В зоне ответственности Кольского соединения объекты от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.

Чтобы соответствовать возросшим требованиям по обнаружению воздушных целей, постоянно проводятся тренировки боевых расчётов, которые носят собственные названия: «День беспилотных летательных аппаратов» и «День крылатой ракеты».

Данное подразделение относится к радиотехнической части, штаб которой расположился в Североморске, там же, где и управление первой дивизии ПВО. Зона ответственности радиотехнического полка, которым командует полковник Куликов Сергей Александрович - небо над всем Кольским полуостровом. Обязаны радиотехнические подразделения просматривать воздушное пространство и над территорией сопредельных Финляндии и Норвегии, а также и над водами Баренцева моря.

На совмещённый командный пункт первой дивизии ПВО и радиотехнического полка из радиотехнических подразделений в автоматизированном и ручном режиме стекается информация о воздушной обстановке; ведётся проводка целей, информация о которых уходит на командные пункты объединения ПВО и далее в Москву на Центральный командный пункт для принятия решения по тем целям, которые приближаются к воздушным границам России.

Мемориал перед штабом соединения.
© Фото автора
 Мемориал перед штабом соединения.

На командном пункте, под многометровой толщей гранита, за стальными дверьми и переборками, выдерживающими ударную волну ядерного взрыва, с запасами всего необходимого, обеспечивающего длительную автономную работу боевого расчёта, военнослужащие 1-й дивизии противовоздушной обороны. Командный пункт - это сердце и мозг соединения ПВО. Именно отсюда командир соединения (а в его отсутствие - оперативный дежурный) для предотвращения нарушения российского воздушного пространства даёт команду на подъём в воздух истребителя из состава дежурных сил объединения ПВО. В готовность к пуску ракет приводятся зенитные ракетные дивизионы С-300 и С-400.

Враг не дремлет

О напряжённости работы пункта управления красноречиво говорят цифры. В прошлом году обнаружено и проведено около 80 тысяч целей, из них почти 20 тысяч - иностранные самолёты и вертолёты. И если бы это были только рейсовые самолёты!

За последний год у наших границ около полутора сотен раз вели разведку норвежские самолёты P-3C Orion, почти два десятка раз - самолёт ведения радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы DA-20 Jet Falcon ВВС Норвегии.

Граница под контролем.
© Фото автора
 Граница под контролем.

Несколько раз прилетали американские разведчики RC-135; тренировалась и боевая авиация. К границам России многократно приближались норвежские F-16 и F-18, финский Hawk и даже шведский JAS-39 Gripen.

Нейтральная Финляндия в июне 2021 года приняла участие в учениях ВВС «Arctic Challenge Exercise 2021». В ходе учений были задействованы авиабазы Рованиеми в Финляндии, Лулео в Швеции и норвежская Боден.

С аэродрома Рованиеми (в 150 километрах от российской границы) учебные полёты совершали американские самолёты F-18 Hornet из 115-й ударной истребительной эскадрильи морской пехоты. Всего было задействовано более 70 самолётов. Со стороны Норвегии в учениях принимали участие F-35, от Финляндии F-18. Была использована авиация Нидерландов, Великобритании, Германии, Дании, США и самолёт ДРЛО Е-3А AWACS. Затем, с 4 по 9 октября, на территории Финляндии вновь прошли масштабные учения ВВС Ruska 21 с участием 50 самолётов.

Боевое охранение.
© Фото автора
 Боевое охранение.

ВВС Норвегии активно перевооружаются на истребители пятого поколения F-35. Всего Норвегия планирует закупить у США 52 самолёта F-35, которые поступят в полном объёме к 2024 году. Кроме F-35 на вооружении ВВС Норвегии имеются истребители-бомбардировщики F-16, противолодочные Р-3 Orion, DA-20 - самолёты радиоэлектронной разведки и РЭБ, транспортные С-130, несколько десятков вертолётов. В 2021-2022 годах Норвегия завершит перевооружение ВВС на противолодочные самолёты Р-8А Poseidon, которые заменят Р-3 Orion и DA-20. И эти «Посейдоны» станут постоянными гостями у наших северных границ. Особую опасность представляют стратегические бомбардировщики США B-52, которые могут базироваться на авиабазе Буде.

Не будет спокойным для специалистов ПВО и 2022 год, когда у границ России на территории Норвегии планируется провести учения Cold Response с участием кораблей и боевой авиации. В них примут участие более 40 тысяч человек из 10 стран.

Командир 1-й дивизии ПВО генерал-майор Сергей Юрьевич Москвичёв на командном пункте.
© Фото автора
 Командир 1-й дивизии ПВО генерал-майор Сергей Юрьевич Москвичёв на командном пункте.

Командир соединения генерал-майор Сергей Москвичёв отметил, что малозаметность F-35 сильно преувеличена, а новые трёхкоординатные цифровые радиолокационные станции легко обнаруживают и удерживают «на мушке» крылатые ракеты и БПЛА в полёте.

Он также рассказал о ходе боевой подготовки, несении боевого дежурства, о стрельбах, работах по освоению новой техники и развёртыванию в арктическом регионе на Новой Земле, в Тикси, на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и острове Средний. На острове Земля Александры уже создан административно-жилой комплекс «Арктический трилистник». Всё это входит в зону ответственности 1-й дивизии ПВО.

Наследница традиций

1-я дивизия ПВО - правопреемница и наследница традиций 1-го корпуса ПВО, защищавшего Мурманск и его порт, где разгружались караваны судов, доставлявших технику и вооружение по ленд-лизу, другие города Кольского полуострова, Кировскую железную дорогу, военные и промышленные объекты в годы Великой Отечественной войны. За годы ВОВ 1-й корпус ПВО сбил 427 фашистских самолётов.

Одной из первых в России 1-я дивизия ПВО получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф».
© Фото автора
 Одной из первых в России 1-я дивизия ПВО получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф».

Специалисты соединения прекрасно осознают свою роль и ответственность за защиту воздушных границ России, за прикрываемые объекты на Кольском полуострове. Они помнят не только внезапные воздушные удары натовской авиации по Югославии, действия средств воздушного нападения во Вьетнаме, Ливии, Ираке, но и уроки Великой Отечественной войны. В июле 1942 года из-за слабой противовоздушной защиты Мурманск был почти стёрт с лица земли фашистской авиацией. Ведь перед началом Великой Отечественной войны Мурманск защищал всего лишь один зенитно-артиллерийский дивизион. Лишь после того, как Мурманск был сожжён дотла фашистской авиацией, а работа Мурманского порта по выгрузке судов, приходящих с грузами, поставляемыми по ленд-лизу, была затруднена в результате налётов вражеской авиацией, был создан вначале бригадный, а затем корпусной районы ПВО. В последний вошла и авиационная дивизия.

На боевом дежурстве.
© Фото автора
 На боевом дежурстве.

После войны 1-й корпус ПВО был расформирован. Потребовались годы и безнаказанные полёты самолётов-разведчиков стран НАТО, чтобы руководство страны признало необходимость создания соединения ПВО, которое прикрыло бы от ударов с воздуха военные и промышленные объекты Кольского полуострова. Так, 30 декабря 1953 года в воздушном пространстве у берегов Кольского полуострова впервые появился американский бомбардировщик B-29, способный нести ядерное оружие, а 8 мая 1954 года была осуществлена широкомасштабная провокация с нарушением воздушного пространства СССР. В 11 часов 20 минут два бомбардировщика B-47 со стороны острова Медвежий вторглись в воздушное пространство СССР, долетели до Кандалакши, развернулись и ушли назад. Перехватить и уничтожить эти самолёты силы и средства ПВО Северного флота не смогли. По-видимому, эти события и стали поводом для принятия решения о создании 21-го корпуса ПВО, способного защитить города и объекты Кольского полуострова от ударов с воздуха.

Сегодня в зоне ответственности Кольского соединения объекты, которые находятся на огромной территории, протянувшейся от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.

Готовность номер 1.
© Фото автора
 Готовность номер 1.

Соединение ПВО, созданное в послевоенные годы, впитало в себя лучшие традиции защитников неба Заполярья эпохи ВОВ, а также частей, вошедших в его состав, но воевавших на других фронтах. На их боевом счету более полутора тысяч сбитых вражеских самолётов, в их рядах 32 Героя Советского Союза. И по сей день Кольское соединение считается одним из наиболее мощных и боеспособных в ПВО страны.

В истории соединения немало примеров чёткого исполнения воинского долга лётчиками истребительной авиации. Среди них - уничтожение американского самолёта-разведчика RB-47 капитаном Поляковым, принуждение к посадке самолёта-нарушителя, южнокорейского «Боинга-707», капитаном Босовым, предотвращение слежения за советскими атомными подводными ракетоносцами норвежского противолодочного самолёта «Орион» капитаном Цимбалом.

Вот всего лишь один пример, характеризующий напряжённость боевой работы во время холодной войны. В 1987 году в повышенные степени боевой готовности зенитно-ракетные дивизионы приводились более шести тысяч раз, а истребители-перехватчики поднимались в воздух более полутора тысяч раз. Лишь за один день июля в небо из состава дежурных сил было поднято 25 истребителей для перехвата и сопровождения американских самолётов-разведчиков SR-71, RС-135, английских Nimrod, французских DS-8, норвежских Orion, боевой и легкомоторной авиации сопредельных стран, автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой.

Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. 
© Фото автора
 Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. 

Покой им только снится

В прежние годы в Кольском соединении ПВО было четыре зенитные ракетные бригады и зенитно-ракетный полк. Сейчас один дивизион заменяет не то что полк, а и целую ЗР бригаду советского периода, при гораздо больших дальностях обнаружения и уничтожения целей и площади прикрываемых объектов. Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. Одной из первых в России получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф» и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» именно 1-я дивизия ПВО. По критерию «эффективность-стоимость» С-400 имеет боевые возможности в 2,5 раза выше, чем С-300.

С-400 при дальности действия 400 километров может одновременно уничтожать до 36 целей на высотах от 10 метров до 30 километров, летящих со скоростью 4 800 метров в секунду. Он обнаруживает цели на дальности 600 километров, сопровождает одновременно 300 целей. В боевых возможностях комплекса С-400 расчёты соединения убедились во время выполнения боевых стрельб на полигоне.

Действия боевого расчёта сведены к минимуму: весь процесс автоматизированный. Бой скоротечен, здесь счёт идёт на секунды - с учётом скоростей полёта современных средств воздушно-космического нападения. И сегодня специалистам ПВО, защищающим Северо-Западные воздушные границы Родины, покой только снится. Они находятся в постоянной боевой готовности. Ключи от неба в надёжных руках.

Автор: Юрий Банько

https://zvezdaweekly.ru/news/202111111617-xqHaU.html


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...