F-35 незаметно в небе Заполярья не пролетит

16.11.2021  |  10:51
9
F-35 незаметно в небе Заполярья не пролетит

© Фото Юрий Банько

Корреспондент еженедельника «Звезда» побывал в расположении первой дивизии противовоздушной обороны ВКС России, которая несёт круглосуточное боевое дежурство, защищая «Большую землю» на крайних рубежах «Большой земли».

Путь к этому радиотехническому подразделению, расположенному на самой северо-западной оконечности российской территории - мысе Немецкий, - не близок. От Североморска до пограничного пункта пропуска 130 километров, и далее, через перевал Муста-Тунтури (Чёрные горы, или Чёрная Тундра), по разбитым дорогам полуострова Средний и Рыбачий ещё 80 километров. Эти 80 километров на КАМАЗе и БАЗе, которые тянули за собой дизель-электрические станции, можно преодолеть за 8 часов.

Полуострова Рыбачий и Средний - уникальные места. Именно здесь располагается единственное место на советско-германском фронте, где в годы Великой Отечественной войны фашистские войска так и не смогли перейти государственную границу СССР благодаря мужеству и героизму защитников полуостровов Средний и Рыбачий. О жестоких боях и сегодня напоминают памятники и могилы советских воинов, да оставшиеся с той поры окопы и доты, колючая проволока и осколки мин и снарядов. Именно с полуострова Средний береговой батареей был потоплен первый фашистский корабль в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенный период Рыбачий был превращён в непотопляемый линкор с ракетным полком береговой обороны, дивизионами 116 гвардейской Краснознаменной зенитно-ракетной бригады, двумя радиотехническими батальонами и погранзаставами. Сегодня здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны в единственном оставшемся радиотехническом батальоне.

Здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны.
© Фото автора
 Здесь несут службу внуки и правнуки тех, кто защитил Родину в годы Великой Отечественной войны.

Им по велению страны ключи от неба вручены

На фоне тундры радиопрозрачные купола радиолокационных станций видны издалека. Радиопрозрачные купола над антеннами РЛС - вынужденная необходимость: эти края славятся ураганными ветрами и обильными снегопадами, которые заносят сугробами и технику, и сооружения.

За прошедшие десятилетия на этой «точке» многое изменилось. Вместо сборно-щитовых домов с печным отоплением и привозной водой, в которых жили офицеры и прапорщики с семьями, появились два двухэтажных дома со всеми удобствами, вместо деревянных казармы и столовой - двухэтажное здание, в котором разместились и казарма, и столовая, и штаб радиотехнического батальона. Да и условия быта военнослужащих срочной службы изменились кардинально: есть организации досуга, условия и для отдыха, и для занятий спортом.

Небо под контролем.
© Фото автора
 Небо под контролем.

Это радиотехническое подразделение несёт круглосуточное боевое дежурство в отрыве от «Большой земли». По навигации морем сюда завозят продукты, топливо для котельной, горючее на полтора года работы в автономном режиме без централизованного обеспечения. Свежие фрукты и овощи зимой доставляют вертолётом.

Офицеры, прапорщики и контрактники, имеющие детей, служат здесь до момента достижения детьми школьного возраста, после чего переводятся в подразделения, соседствующие с насёленными пунктами со школами. Но есть и старожилы, служащие здесь более десятка лет.

Операторы радиолокационных станций этого подразделения первыми в России обнаруживают приближающиеся к нашим Северо-Западным границам самолёты натовской авиации. И это не только самолёты-разведчики РС-135, противолодочная авиация в лице Р-3 Orion и Р-8 Poseidon. Всё чаще стала появляться боевая авиация, в том числе  стратегические бомбардировщики B-52, носители ядерного оружия. Причём, как рассказал исполняющий обязанности командира подразделения майор Александр Тябин, интенсивность полётов возросла в разы. Ежесуточно боевыми расчётами обнаруживается и осуществляется проводка около 40 боевых и гражданских иностранных летательных аппаратов.

В зоне ответственности Кольского соединения объекты от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.
© Фото автора
 В зоне ответственности Кольского соединения объекты от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.

Чтобы соответствовать возросшим требованиям по обнаружению воздушных целей, постоянно проводятся тренировки боевых расчётов, которые носят собственные названия: «День беспилотных летательных аппаратов» и «День крылатой ракеты».

Данное подразделение относится к радиотехнической части, штаб которой расположился в Североморске, там же, где и управление первой дивизии ПВО. Зона ответственности радиотехнического полка, которым командует полковник Куликов Сергей Александрович - небо над всем Кольским полуостровом. Обязаны радиотехнические подразделения просматривать воздушное пространство и над территорией сопредельных Финляндии и Норвегии, а также и над водами Баренцева моря.

На совмещённый командный пункт первой дивизии ПВО и радиотехнического полка из радиотехнических подразделений в автоматизированном и ручном режиме стекается информация о воздушной обстановке; ведётся проводка целей, информация о которых уходит на командные пункты объединения ПВО и далее в Москву на Центральный командный пункт для принятия решения по тем целям, которые приближаются к воздушным границам России.

Мемориал перед штабом соединения.
© Фото автора
 Мемориал перед штабом соединения.

На командном пункте, под многометровой толщей гранита, за стальными дверьми и переборками, выдерживающими ударную волну ядерного взрыва, с запасами всего необходимого, обеспечивающего длительную автономную работу боевого расчёта, военнослужащие 1-й дивизии противовоздушной обороны. Командный пункт - это сердце и мозг соединения ПВО. Именно отсюда командир соединения (а в его отсутствие - оперативный дежурный) для предотвращения нарушения российского воздушного пространства даёт команду на подъём в воздух истребителя из состава дежурных сил объединения ПВО. В готовность к пуску ракет приводятся зенитные ракетные дивизионы С-300 и С-400.

Враг не дремлет

О напряжённости работы пункта управления красноречиво говорят цифры. В прошлом году обнаружено и проведено около 80 тысяч целей, из них почти 20 тысяч - иностранные самолёты и вертолёты. И если бы это были только рейсовые самолёты!

За последний год у наших границ около полутора сотен раз вели разведку норвежские самолёты P-3C Orion, почти два десятка раз - самолёт ведения радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы DA-20 Jet Falcon ВВС Норвегии.

Граница под контролем.
© Фото автора
 Граница под контролем.

Несколько раз прилетали американские разведчики RC-135; тренировалась и боевая авиация. К границам России многократно приближались норвежские F-16 и F-18, финский Hawk и даже шведский JAS-39 Gripen.

Нейтральная Финляндия в июне 2021 года приняла участие в учениях ВВС «Arctic Challenge Exercise 2021». В ходе учений были задействованы авиабазы Рованиеми в Финляндии, Лулео в Швеции и норвежская Боден.

С аэродрома Рованиеми (в 150 километрах от российской границы) учебные полёты совершали американские самолёты F-18 Hornet из 115-й ударной истребительной эскадрильи морской пехоты. Всего было задействовано более 70 самолётов. Со стороны Норвегии в учениях принимали участие F-35, от Финляндии F-18. Была использована авиация Нидерландов, Великобритании, Германии, Дании, США и самолёт ДРЛО Е-3А AWACS. Затем, с 4 по 9 октября, на территории Финляндии вновь прошли масштабные учения ВВС Ruska 21 с участием 50 самолётов.

Боевое охранение.
© Фото автора
 Боевое охранение.

ВВС Норвегии активно перевооружаются на истребители пятого поколения F-35. Всего Норвегия планирует закупить у США 52 самолёта F-35, которые поступят в полном объёме к 2024 году. Кроме F-35 на вооружении ВВС Норвегии имеются истребители-бомбардировщики F-16, противолодочные Р-3 Orion, DA-20 - самолёты радиоэлектронной разведки и РЭБ, транспортные С-130, несколько десятков вертолётов. В 2021-2022 годах Норвегия завершит перевооружение ВВС на противолодочные самолёты Р-8А Poseidon, которые заменят Р-3 Orion и DA-20. И эти «Посейдоны» станут постоянными гостями у наших северных границ. Особую опасность представляют стратегические бомбардировщики США B-52, которые могут базироваться на авиабазе Буде.

Не будет спокойным для специалистов ПВО и 2022 год, когда у границ России на территории Норвегии планируется провести учения Cold Response с участием кораблей и боевой авиации. В них примут участие более 40 тысяч человек из 10 стран.

Командир 1-й дивизии ПВО генерал-майор Сергей Юрьевич Москвичёв на командном пункте.
© Фото автора
 Командир 1-й дивизии ПВО генерал-майор Сергей Юрьевич Москвичёв на командном пункте.

Командир соединения генерал-майор Сергей Москвичёв отметил, что малозаметность F-35 сильно преувеличена, а новые трёхкоординатные цифровые радиолокационные станции легко обнаруживают и удерживают «на мушке» крылатые ракеты и БПЛА в полёте.

Он также рассказал о ходе боевой подготовки, несении боевого дежурства, о стрельбах, работах по освоению новой техники и развёртыванию в арктическом регионе на Новой Земле, в Тикси, на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и острове Средний. На острове Земля Александры уже создан административно-жилой комплекс «Арктический трилистник». Всё это входит в зону ответственности 1-й дивизии ПВО.

Наследница традиций

1-я дивизия ПВО - правопреемница и наследница традиций 1-го корпуса ПВО, защищавшего Мурманск и его порт, где разгружались караваны судов, доставлявших технику и вооружение по ленд-лизу, другие города Кольского полуострова, Кировскую железную дорогу, военные и промышленные объекты в годы Великой Отечественной войны. За годы ВОВ 1-й корпус ПВО сбил 427 фашистских самолётов.

Одной из первых в России 1-я дивизия ПВО получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф».
© Фото автора
 Одной из первых в России 1-я дивизия ПВО получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф».

Специалисты соединения прекрасно осознают свою роль и ответственность за защиту воздушных границ России, за прикрываемые объекты на Кольском полуострове. Они помнят не только внезапные воздушные удары натовской авиации по Югославии, действия средств воздушного нападения во Вьетнаме, Ливии, Ираке, но и уроки Великой Отечественной войны. В июле 1942 года из-за слабой противовоздушной защиты Мурманск был почти стёрт с лица земли фашистской авиацией. Ведь перед началом Великой Отечественной войны Мурманск защищал всего лишь один зенитно-артиллерийский дивизион. Лишь после того, как Мурманск был сожжён дотла фашистской авиацией, а работа Мурманского порта по выгрузке судов, приходящих с грузами, поставляемыми по ленд-лизу, была затруднена в результате налётов вражеской авиацией, был создан вначале бригадный, а затем корпусной районы ПВО. В последний вошла и авиационная дивизия.

На боевом дежурстве.
© Фото автора
 На боевом дежурстве.

После войны 1-й корпус ПВО был расформирован. Потребовались годы и безнаказанные полёты самолётов-разведчиков стран НАТО, чтобы руководство страны признало необходимость создания соединения ПВО, которое прикрыло бы от ударов с воздуха военные и промышленные объекты Кольского полуострова. Так, 30 декабря 1953 года в воздушном пространстве у берегов Кольского полуострова впервые появился американский бомбардировщик B-29, способный нести ядерное оружие, а 8 мая 1954 года была осуществлена широкомасштабная провокация с нарушением воздушного пространства СССР. В 11 часов 20 минут два бомбардировщика B-47 со стороны острова Медвежий вторглись в воздушное пространство СССР, долетели до Кандалакши, развернулись и ушли назад. Перехватить и уничтожить эти самолёты силы и средства ПВО Северного флота не смогли. По-видимому, эти события и стали поводом для принятия решения о создании 21-го корпуса ПВО, способного защитить города и объекты Кольского полуострова от ударов с воздуха.

Сегодня в зоне ответственности Кольского соединения объекты, которые находятся на огромной территории, протянувшейся от полуострова Рыбачий на северо-западе до Тикси на востоке и до Земли Франца-Иосифа на севере.

Готовность номер 1.
© Фото автора
 Готовность номер 1.

Соединение ПВО, созданное в послевоенные годы, впитало в себя лучшие традиции защитников неба Заполярья эпохи ВОВ, а также частей, вошедших в его состав, но воевавших на других фронтах. На их боевом счету более полутора тысяч сбитых вражеских самолётов, в их рядах 32 Героя Советского Союза. И по сей день Кольское соединение считается одним из наиболее мощных и боеспособных в ПВО страны.

В истории соединения немало примеров чёткого исполнения воинского долга лётчиками истребительной авиации. Среди них - уничтожение американского самолёта-разведчика RB-47 капитаном Поляковым, принуждение к посадке самолёта-нарушителя, южнокорейского «Боинга-707», капитаном Босовым, предотвращение слежения за советскими атомными подводными ракетоносцами норвежского противолодочного самолёта «Орион» капитаном Цимбалом.

Вот всего лишь один пример, характеризующий напряжённость боевой работы во время холодной войны. В 1987 году в повышенные степени боевой готовности зенитно-ракетные дивизионы приводились более шести тысяч раз, а истребители-перехватчики поднимались в воздух более полутора тысяч раз. Лишь за один день июля в небо из состава дежурных сил было поднято 25 истребителей для перехвата и сопровождения американских самолётов-разведчиков SR-71, RС-135, английских Nimrod, французских DS-8, норвежских Orion, боевой и легкомоторной авиации сопредельных стран, автоматических дрейфующих аэростатов с разведаппаратурой.

Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. 
© Фото автора
 Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. 

Покой им только снится

В прежние годы в Кольском соединении ПВО было четыре зенитные ракетные бригады и зенитно-ракетный полк. Сейчас один дивизион заменяет не то что полк, а и целую ЗР бригаду советского периода, при гораздо больших дальностях обнаружения и уничтожения целей и площади прикрываемых объектов. Известно, что наши зенитные ракетные комплексы лучшие в мире. Одной из первых в России получила на вооружение ЗРК С-400 «Триумф» и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» именно 1-я дивизия ПВО. По критерию «эффективность-стоимость» С-400 имеет боевые возможности в 2,5 раза выше, чем С-300.

С-400 при дальности действия 400 километров может одновременно уничтожать до 36 целей на высотах от 10 метров до 30 километров, летящих со скоростью 4 800 метров в секунду. Он обнаруживает цели на дальности 600 километров, сопровождает одновременно 300 целей. В боевых возможностях комплекса С-400 расчёты соединения убедились во время выполнения боевых стрельб на полигоне.

Действия боевого расчёта сведены к минимуму: весь процесс автоматизированный. Бой скоротечен, здесь счёт идёт на секунды - с учётом скоростей полёта современных средств воздушно-космического нападения. И сегодня специалистам ПВО, защищающим Северо-Западные воздушные границы Родины, покой только снится. Они находятся в постоянной боевой готовности. Ключи от неба в надёжных руках.

Автор: Юрий Банько

https://zvezdaweekly.ru/news/202111111617-xqHaU.html


comments powered by Disqus
Общество
Проект ремонтных работ Волгоградского планетария прошёл госэкспертизу
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, проект ремонтных работ Волгоградского планетария прошё...
Выставка Владислава Коваля «Квадромбы. Ноосфера» открылась в Екатиренбурге
Выставка Владислава Коваля «Квадромбы. Ноосфера» в Екатиренбурге в рамках проекта «Кардиограмма жизни» В Международном центре искусств «Главный про...
В Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом. Традиционный запрет дей...
БМП-2 участвуют в спасении замерзающих людей в Иране - видео
Для спасения людей, застрявших из-за метелей и сильных снегопадов на Асадабадском перевале (провинция Хамадан), иранские вооруженные силы задействовал...
Политика
"Авангард" - процесс изготовления ракет к С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф"
Фото: Иван Егоров/ РГ Кто и зачем мотает нервы ракетам и как их в буквальном смысле куют. Обозревателю "РГ" удалось посмотреть практически весь про...
Белоруссия может принять участие в конкурсах по выбору поставщиков комплектующих для МС-21
Фото © Корпорация «Иркут» Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров встретился с Министром транспорта и коммуникаций Ре...
2 млрд рублей «УЗГА» для ускорения запуска серийного производства газотурбинных авиадвигателей
ФОТО: УЗГА Наблюдательный совет Фонда развития промышленности одобрил заем на 2 млрд рублей «Уральскому заводу гражданской авиации», сообщает пресс...
МС-21: итоги 2021 года
Фото © Корпорация «Иркут» В конце 2020 года в Иркутске выполнил первый полёт самолёт МС-21 с двигателем ПД-14. Этот полёт завершил первый этап прог...
Армия
Боевых пловцов предложили запугивать особым шумом
Фото: Дмитрий Рогулин/РИА Новости Военные ученые России разработали технологию борьбы с боевыми пловцами при помощи акустических волн особой частоты....
Су-35С ВВО: видео вылета в Республику Беларусь - проверка сил реагирования Союзного государства
ФОТО: МО РФ Экипажи многоцелевых истребителей Су-35С Восточного военного округа (ВВО), привлекаемые к проверке сил реагирования Союзного государств...
Уничтожение турецкого Leopard 2A4 советской ракетой - видео
В Сети появилось видео уничтожения Leopard 2A4 ВС Турции представителями курдского ополчения. Запись сделана в 2018 году в сирийском Африне во врем...
Гранатометы NLAW испытывали на Т-72 без динамической защиты - видео
Наряду с американскими противотанковыми комплексами третьего поколения Javelin в украинскую армию, возможно, начнут поступать реактивные гранатометы N...
Спорт
Официально: Артём Куликов — главный тренер «Ротора»
ФОТО: © rotor-volgograd.ru Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, Волгоградский футбольный клуб «Ротор» определился с главным тренером. Им ...
14 ноября 1981 года "Ротор" вышел в первую лигу СССР - в Волгограде прошел матч, посвященный этому событию
14 ноября 1981 года город-герой радостно бурлил после красивой и уверенной победы «Ротора» над барнаульским «Динамо» в заключительном матче сезона, вп...
Волгоградский СК «Ротор» попрощался с главным тренером Дмитрием Хохловым
ФОТО: © СК Ротор Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, исполняет обязанности главного тренера Алексей Жданов. Всё произошло по соглашению ...
Новый крытый футбольный манеж в Волжском готов на 80%
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, его возводят на стадионе имени Логинова. Сейчас там...


Промышленность
"Авангард" - процесс изготовления ракет к С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф"
Фото: Иван Егоров/ РГ Кто и зачем мотает нервы ракетам и как их в буквальном смысле куют. Обозревателю "РГ" удалось посмотреть практически весь про...
Белоруссия может принять участие в конкурсах по выбору поставщиков комплектующих для МС-21
Фото © Корпорация «Иркут» Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров встретился с Министром транспорта и коммуникаций Ре...
2 млрд рублей «УЗГА» для ускорения запуска серийного производства газотурбинных авиадвигателей
ФОТО: УЗГА Наблюдательный совет Фонда развития промышленности одобрил заем на 2 млрд рублей «Уральскому заводу гражданской авиации», сообщает пресс...
МС-21: итоги 2021 года
Фото © Корпорация «Иркут» В конце 2020 года в Иркутске выполнил первый полёт самолёт МС-21 с двигателем ПД-14. Этот полёт завершил первый этап прог...
Экономика
Руководитель ООО "Империя кино" Ренат Болдырев о сотрудничестве с компанией "Огнезащита Полюс Юг"
ФОТО: ВК34 Волгоградская компания «Огнезащита Полюс Юг» продолжает работы на очередном объекте. «Империя кино» - так будет называться новый кинотеа...
С 2015 года ГТЛК поставила авиакомпаниям 46 самолётов SSJ100, 19 самолётов L-410, 88 вертолётов Ми-8 и 32 вертолёта «Ансат»
Фото © Сергей Рябцев, Russianplanes.net Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) выполнила все запланированные на 2021 год поставки...
Если западные компании откажутся дать самолет в аренду из-за санкций, то "Белавиа" сможет обратиться за "Суперджетами" в Россию
ФОТО: aircraft.by Это ближне- и среднемагистральные самолеты. То есть ими можно заменить и бразильские "Эмбраеры", и небольшие американские "Боинги". ...
В России будет создана пожарная спецэскадрилья из 22 самолётов и вертолётов
Фото © Объединённая авиастроительная корпорация По поручению президента РФ Владимира Путина создаётся специальная пожарная эскадрилья, в которую во...
Транспорт
В Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом
ФОТО: © ВК34 Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде планируют закрывать дороги для фур весной и летом. Традиционный запрет дей...
Кондукторов в волгоградских автобусах заменят терминалы
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, кондукторов в волгоградских автобусах заменят терминал...
В Волгограде начали строить многоуровневую транспортную развязку над железной дорогой
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в Волгограде начали строить многоуровневую транспортну...
В уходящем году в Волгоградской области отремонтировали рекордное количество километров дорожного полотна
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, общая протяженность отремонтированных трасс превысила ...
Сельское хозяйство
В Волгоградской области до конца года введут в оборот 7,5 тыс. га орошаемых земель
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, это важный и необходимый шаг для сельхозтоваропроизвод...
Волгоградские аграрии — в числе лидеров по обновлению парка сельхозтехники в России
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Около 11 тысяч единиц новой техники за последние пять лет приобрели наши сельхозпроизводители, в т...
3,8 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур убрали в Волгоградской области
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, зерновые и зернобобовые культуры в волгоградском регио...
Пилоты из Краснодарского края победили в конкурсе “Золотые крылья-2021”
16 сентября 2021 г. на аэродроме «Шушенское» Красноярского края состоялся II Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-...