До недавнего времени представления об использовании БЛА были тесно связаны с военными разработками

16.03.2021  |  20:49
12
До недавнего времени представления об использовании БЛА были тесно связаны с военными разработками

При этом практически не рассматривался коммерческий вариант применения этих технологий. Такое общественное восприятие дронов в определенной степени ограничивало рыночный потенциал.

Но изменения в воздушном законодательстве государств, серьезные глобальные инвестиции, перспективы использования БЛА в ряде ведущих отраслей делают рынок беспилотников весьма привлекательным для производителей, поставщиков компонентов, услуг и решений, операторов и других специалистов, связанных с отраслью.

При преодолении ряда технических и административных барьеров, ограничивающих сейчас использование дронов, аналитики прогнозируют взрывной рост глобального рынка беспилотных авиационных систем (БАС).

2,5 миллиона к 2025 году

По оценкам профессионалов отрасли, аналитиков ассоциации "Аэронет", потенциал емкости рынка оценивается до 2,5 миллиона устройств к 2025 году или три процента от глобального рынка. Над территорией России к этому времени в воздухе будет около 100 тысяч беспилотных аппаратов. На нашу долю может достаться кусок пирога стоимостью 35-40 миллиардов долларов.

Аналитики Федерального управления гражданской авиации США (FAA) прогнозируют утроение рынка БЛА уже к 2023 году. Тему коммерческого массового использования беспилотных систем успешно развивают такие гиганты, как Amazon, Google, Walmart, и ряд других компаний.

Стоимость дронов постоянно и неуклонно снижается за счет удешевления компонентной базы. Потребительские БЛА функционально неуклонно приближаются к беспилотникам коммерческим, и это тоже ведет к насыщению рынка многофункциональными беспилотными летающими комплексами, которые заполнят приземное воздушное пространство стран мира в ближайшие годы.

В аналитическом агентстве Research аnd Markets в ноябре 2020-го оценивали мировой рынок беспилотных авиационных систем к 2025 году в 51,97 миллиарда долларов, отметив при этом, что среднегодовой прирост рынка в 2020-м составил 20,1 процента и достиг объема 20,8 миллиарда.

Интеграция в воздушное пространство

Мировая авиационная отрасль переживает большие перемены, связанные с прогрессирующим развитием беспилотных систем. Расходы на разработку, производство и интеграцию БЛА в воздушное пространство непрерывно растут, несмотря на пандемию и снижение общей активности в авиастроении.

Хотя это развитие стимулируется в основном за счет военных разработок, дроны получают все большее распространение в гражданских коммерческих областях. На данном этапе рынок коммерческих БАС только формируется, количество участников непрерывно растет, расширяются география применения беспилотников и реестр отраслей, в которых дроны коммерчески выгодно использовать.

Международные и национальные авиационные власти принимают нормативные документы, регулирующие коммерческое использования БАС. Интересантами разрабатываются "дорожные карты" интеграции систем в воздушное пространство.

Уже сейчас гражданские дроны используются для патрулирования лесов, пограничных территорий, зон потенциальных очагов пожаров, наблюдения за развитием чрезвычайных ситуаций, мониторинга загрязненности атмосферы, ЛЭП и трубопроводов, доставки грузов и решения массы других задач в интересах государственных органов и корпораций.
При постоянном росте рынка БЛА и возрастающем уровне использования дронов упорядочивание пользования воздушным пространством этими системами становится необходимостью, связанной в первую очередь с безопасностью полетов как беспилотников, так и пилотируемой авиации.

Несмотря на все сдерживающие факторы, активный интерес к БЛА постоянно растет. В связи с этим увеличивается число неконтролируемых и несанкционированных полетов БЛА, возникают критические ситуации в зонах пилотируемого пространства аэропортов и в закрытых зонах. И если за пределами городов риск большого ущерба от полетов БАС достаточно мал, то в пределах города он возрастает многократно. Все эти соображения приводят авиационные власти стран и мира к пониманию необходимости введения контроля над воздушным пространством на малых высотах вне зоны действия ОрВД.

Возрастающая активность использования гражданских БАС привела авиационные власти стран и мировое научное сообщество к пониманию необходимости сделать полеты дронов безопасными для окружающей среды и других участников использования воздушного пространства.

Новая концепция развития

В 2014 году специалисты NASA предложили концепцию Unmanned aircraft system (UAS) Traffic Management (UTM).

По определению Федерального управления гражданской авиации США (FAA), "беспилотная система управления воздушным движением (UTM) - это экосистема управления движением для неконтролируемых операций, которая отделена от системы управления воздушным движением (ATM) FAA, но дополняет ее".

Разработка UTM в конечном итоге определит услуги, роли и обязанности, информационную архитектуру, протоколы обмена данными, функции программного обеспечения, инфраструктуру и требования к производительности для безопасного управления неконтролируемыми операциями дронов на малой высоте.

Но интеграция UTM в пилотируемое воздушное пространство США потерпела неудачу. На симпозиуме FAA в Балтиморе было заявлено, что система UTM предназначена только для координации полетов БАС по BVLOS (за пределами визуальной видимости, аналог российских правил полета по приборам - ППП) в нижнем слое воздушного пространства, где не предполагается наличие пилотируемых воздушных судов (ВС), и вне контроля диспетчером.

Аналогичные концепции и НИОКР с разной степенью успешности разрабатываются и внедряются в странах Европы, Израиле, Китае, Турции. Интерес к UTM проявляется и в России.

В июле 2016 года в Швейцарии (Лозанна) создана Международная ассоциация по организации воздушного движения БВС - GUTMA (Global UTM Association). Сегодня в ассоциации - около 70 членов из 27 стран мира, включая Россию.

Городская аэромобильность

Городская аэромобильность (Urban Air Mobility - UAM) - это транспортные системы, перемещающие в черте города пассажиров и грузы по воздуху при помощи БАС.

Власти мировых мегаполисов стараются преодолеть все возрастающие затруднения дорожного движения. Концепция "Городская аэромобильность" с использованием беспилотных систем вертикального взлета и посадки с применением экологичных электродвигателей способна эффективно решить эту проблему.

Поэтому создание условий для функционирования городской аэромобильности - еще один перспективный сектор коммерческого использования БЛА.

На 40-й сессии Ассамблеи ИКАО (24 сентября 2019 года, Монреаль, Канада) среди прочих вопросов по инициативе ОАЭ рассматривалась концепция городской аэромобильности.

В представленном документе отмечалось, что ввиду новизны у национальных систем регулирования авиации и у ИКАО отсутствуют стандарты и правила, определяющие использование этого вида воздушного транспорта. Исходя из соображений, что городские беспилотные воздушные перевозки могут осуществляться в том числе и между пограничными городами сопредельных государств, в ОАЭ начали разрабатывать свой рабочий вариант документа о регулировании полетов БЛА. Власти Абу-Даби предложили Ассамблее ИКАО разработать новые процедуры и определить масштаб работ в этом направлении.

Международная технологическая компания Abraham Technology уже имеет практический опыт по созданию национального единого центра по контролю беспилотных летательных аппаратов в Международном аэропорту имени Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан). Компания создает платформу управления движением беспилотных воздушных систем (UTM) для экосистемы полетов дронов. Ее основа - безопасная интеграция БЛА в единое воздушное пространство.

В мире уже есть опыт успешного тестирования и использования беспилотных воздушных перевозок в рамках концепции "Городская аэромобильность". Например, китайская компания разработала и протестировала беспилотное такси EHang 216. Компания первой в мире получила от администрации гражданской авиации Китая разрешение на коммерческие полеты своего такси. Стоимость аппарата - 336 тысяч долларов.

Инициативы ИКАО

Несколько лет руководство ИКАО дистанцировалось от решения вопросов организации UTM. Но в 2017 году отношение изменили и стали уделять внимание и этой теме. Некоторые эксперты считают, что ряд стран подтолкнул ИКАО к решению вопросов UTM, чтобы через эту организацию навязать миру некий технический и технологический эталон, получив таким образом контроль над использованием БЛА во всем мире. А как уже было сказано, и ОАЭ предложили ИКАО заняться разработкой требований к "Городской аэромобильности".

В результате России может грозить перспектива навязывания нашими "стратегическими партнерами" своих стандартов, требований и правил в развитии международного применения гражданских беспилотных авиационных систем через ИКАО.

https://www.aviaport.ru/digest/2021/03/16/669407.html


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.