Близнецы-братья Ефименко: «Мы точно знаем, что большое плавание начинается на малых кораблях»

01.04.2021  |  18:38
9
Близнецы-братья Ефименко: «Мы точно знаем, что большое плавание начинается на малых кораблях»

© Фото из личного архива братьев Ефименко

В копилке истории 73-й гвардейской Белградской бригады кораблей охраны водного района (ОВР) Каспийской флотилии (КФл), которая 1 апреля отмечает свой день рождения, достаточно много достижений. Например, в 1973 году её учебная база была признана одной из лучших в Военно-Морском флоте. В 1999 году впервые в истории КФл ракетный катер «Р-25» выполнил ракетную стрельбу, за что был удостоен приза Главкома ВМФ, а в 2017-2018 годах бригада признавалась лучшим корабельным соединением флотилии… Сегодня личный состав соединения продолжает достойно выполнять задачи по поддержанию благоприятного оперативного режима в северной части Каспийского моря и Волго-Каспийском канале, оказывает содействие сухопутным и морским частям погранвойск ФСБ на приморском направлении.

При этом, как и полвека назад, главным достоянием бригады остаются люди. Те самые офицеры, мичманы и матросы, которые все 365 дней в году поддерживают боеготовность соединения на должном уровне.

Одно решение на двоих        

Близнецы всегда притягивают взоры окружающих, а близнецы в военной форме - тем более. Известно немало случаев, когда братья-близнецы служили в армии или на флоте. И думаю, каждый офицер сможет привести подобный пример из своей практики. Чаще братьев можно видеть в качестве «срочников»; реже, когда, надев офицерские погоны, они делают военную службу своим смыслом жизни. И совсем редко им удаётся добиться одинаково значительных высот на военном поприще. Гвардии капитаны 3 ранга Евгений и Сергей Ефименко на эту тему пока не задумываются. Они просто служат, добросовестно выполняя свои обязанности, и убеждены - их главные высоты ещё впереди.

Парни родились в 1986 году во Владивостоке в семье морского офицера, и продолжить путь отца у них, как говорится, было на роду написано. Тем более, что их дядя по маминой лини тоже служил офицером. И тоже на флоте, правда, на Черноморском. Когда они были маленькими (к тому времени отца перевели в посёлок, где дислоцировались основные надводные силы Тихоокеанского флота), они особо не заморачивались, кем будут. Но по окончании школы других вариантов, кроме как поступать в высшее военно-морское училище в родном городе, у них не было. А как иначе, когда все разговоры в семье и жизнь вокруг буквально пропитана морем, когда морская форма - повседневная обыденность.

Если бы не шнурки…

В своей роте в училище на штурманском факультете Женька и Сергей почти сразу стали местными знаменитостями. Когда они были вдвоём, их ещё можно было различить, но когда поодиночке… Что же касается голосов, даже родные мама с папой, если закрыть глаза, не могли точно сказать, кто говорит. И парни иногда этим пользовались. Например, при сдаче экзаменов. Ну, зачем, скажите, обоим учить все предметы, когда один может детально проштудировать начертательную геометрию, а другой - психологию? Затем на голубом глазу один дважды сдаёт «начерталку», другой - психологию. То же самое и по другим дисциплинам.

«Прокололись» братья уже на втором курсе. У Сергея перед заходом на экзамен порвался ботиночный шнурок, и он наскоро завязал его как придётся. И пока курсант готовился к ответу, преподаватель бросил свой случайный взгляд на это «хитросплетение», не придав никакого значения. Когда же, спустя некоторое время, для сдачи экзамена прибыл его «брат» с точно такими же завязочками на ботинках, обман вскрылся. Но, надо отдать должное Женьке (как-никак был старше по рождению на целых пять минут) - он смог выдержать экзамен, к которому почти не готовился и получил свой законный трояк. Естественно, эта информация быстро распространилась среди факультетских преподавателей, и после братьям полагалось заходить на экзамен только в одной пятерке.

Слухи о малых кораблях сильно приуменьшены  

После окончания училища лейтенанты Ефименко по распределению тоже поехали служить вместе. В город Советская Гавань в отдельный дивизион надводных кораблей ОВРа. Братьев назначили командирами штурманской боевой части (БЧ-1) на малые противолодочные корабли.

Малые корабли - как велосипеды: команда поступила, завелись и поехали.
© topwar.ru
 Малые корабли - как велосипеды: команда поступила, завелись и поехали.

- Вы не сильно расстроились, что попали служить на небольшие корабли? Принято считать, что большому кораблю - большое плавание…

- Принято считать среди кого? Если вы имеете в виду фразу одного из персонажей гоголевского «Ревизора», ставшую впоследствии крылатой, она никакого отношения к флоту не имела. Потому что на флоте как раз всё наоборот. Если не верите, почитайте биографии адмиралов советско-российского ВМФ, и вы обнаружите, что многие из них начинали свой путь именно на малых кораблях. Посудите сами. На корабле 3-го ранга каждый молодой лейтенант уже через месяц, максимум - полтора, начинает нести обязательные вахты: дежурного по кораблю при нахождении в базе и вахтенного офицера - в море. А это такая ответственность, к которой на кораблях рангом повыше, раньше, чем в чине капитан-лейтенанта не допускают.

Плюс к этому, малые корабли с морей почти не «вылазят». Не случайно ведь моряки называют их велосипедами: команда поступила, завелись и поехали. А для командиров БЧ-1, отвечающих за обеспечение навигационной безопасности и боевое маневрирование корабля, где они единолично ведут прокладку пути - лучшей практики придумать невозможно. Правда, в силу специфики предназначения дивизиона нам не довелось выходить за пределы территориальных вод, но и Татарский пролив, и Охотское море мы избороздили вдоль и поперёк. Неоднократно ходили через Лаперузу, обеспечивая проводку подводных атомоходов, участвовали в учениях в районе восточного побережья Камчатки.

Командир БЧ-1 единолично ведёт прокладку корабельного пути.
© Фото из личного архива братьев Ефименко. 
 Командир БЧ-1 единолично ведёт прокладку корабельного пути.

А если кто-то думает, что на малых кораблях морякам не выпадает хлебнуть настоящей океанской волны, можем внести ясность и на этот счёт. На дальневосточных морях и десятибальные штормы бывают, и эпицентры тайфунов формируются. Поэтому состояние «голова-ноги», когда шкивает по нескольку суток подряд, нам известно очень хорошо.

Приказы командования не обсуждаются

- А что из вашей морской службы в Совгавани стало самым запоминающимся? И как вы оказались в Астрахани - почти на другом конце страны?

Братья переглянулись, задумались на несколько секунд:

- Скорее всего, это было не в море, а на берегу, и не в Совгавани, а в Санкт-Петербурге, где в 2013-м мы заканчивали Высшие специальные офицерские классы ВМФ. Перед сдачей выпускного госэкзамена нам неожиданно по одной из основных дисциплин сразу обоим влепили по два шара. Хотя, мы и учились не хуже остальных, и готовились к экзамену наравне со всеми. Это стало недопуском к госэкзамену и вышло так, что мы прослушали курс офицерских классов впустую. Сегодня, когда мы уже подросли и как следует встали на ноги, мы бы обязательно попытались разобраться в причинах, но тогда…

В результате нас (к тому времени братья были старшими лейтенантами. - Авт.) вместо того, чтобы вернуть на Тихоокеанский флот, как это обычно принято, направили к новому месту службы. В 73-ю бригаду ОВРа Каспийской флотилии.

Евгения назначили командиром штурманской боевой части на корабль отстоя, который готовился на списание; Сергея - инженером БЧ-1 на малый артиллерийский корабль. Фактически, помимо очень неприятного морального удара, это было назначением с понижением. Но поскольку всегда и везде мы служили только самостоятельно, не полагаясь ни на кого, нам ничего не оставалось, кроме как ответить: «Есть». Приказы и решения начальства, как известно, не обсуждаются.

МАК «Махачкала» на очередном выходе в море.
© mil.ru
 МАК «Махачкала» на очередном выходе в море.

Справка

73-я бригада кораблей охраны водного района была сформирована в 1969 году в г. Баку Азербайджанской ССР. Основу боевого состава соединения на тот момент составляли сторожевые корабли, морские и базовые тральщики, катера различных проектов. В конце 1992 года после распада СССР корабли и личный состав были перебазированы в г. Астрахань. 1 декабря 2012-го бригаде было присвоено почётное наименование «гвардейская» и она стала называться 73-й Белградской бригадой кораблей ОВРа, став преемницей гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров, вошедшего в состав соединения в 1995 году. В 2020-м дивизион кораблей и катеров бригады был передислоцирован из Астрахани в Каспийск

Два Кубка моря и четыре месяца сухопутной службы 

Сегодня капитаны 3 ранга Ефименко - сформировавшиеся офицеры, занимающие достаточно ответственные должности. Евгений командует малым артиллерийским кораблём «Махачкала», Сергей руководит отделением боевой и оперативной подготовки в штабе 73-й бригады.

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках.
© mil.ru
 Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках.

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках. Максимальная скорость хода 28 узлов, дальность плавания до 1.500 миль, водоизмещение 500 т. Он вооружён одной универсальной 100-мм артустановкой (АУ) А190-1, двумя 30-мм АУ АК-306, двумя пулемётными установками МПТУ калибра 14,5 мм и одной реактивной системой залпового огня А-215 «Град-М». Есть также и корабельная зенитно-ракетная турельная пусковая установка «Гибка», предназначенная для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа «Игла».

Братья прошлись по всем нижестоящим ступеням, прежде чем занять эти должности. Тут интересен один момент. Будучи инженером штурманской боевой части, старший лейтенант Сергей Ефименко осенью 2013-го был направлен на «Махачкалу» для перегона его с устья Невы в Санкт-Петербурге в Астрахань. Спустя ровно семь лет именно этот корабль принял под своё командование Евгений Ефименко, который дважды до этого вместе с экипажем завоёвывал «Кубок моря» на Армейских международных играх. В 2018-м, когда был помощником командира МАК «Волгодонск»; и спустя два года, когда уже исполнял обязанности командира на «Махачкале».

Нагрудный знак победителя Армейских Международных игр.
© Фото из личного архива братьев Ефименко. 
 Нагрудный знак победителя Армейских Международных игр.

Конкурс «Кубок моря» в рамках АрМИ включает целый ряд эпизодов по морской выучке. В частности, корабельный расчёт на ходу должен поразить «плавающую мину» и уничтожить воздушную цель. Очень многое в обоих случаях зависит от командира корабля, который обязан правильно выполнить манёвр, назначить удобные секторы стрельбы и выбрать нужный скоростной режим. Также экипажи должны продемонстрировать своё мастерство в постановке корабля на якорь и швартовую бочку, показать на что способны в спасательной подготовке и в борьбе за живучесть.

- Как впечатление? - переспросил он, улыбнувшись, - я несколько раз искренне очень порадовался, что не зря связал свою жизнь с морем…

- Какие ваши годы? Какие ваши планы?

- Планируем служить. У нас ещё полжизни впереди, большое количество сил и огромное Каспийское море. Но если выпадет какое-то другое море или океан, тоже не обидимся… 

https://zvezdaweekly.ru/news/20213291546-VdSW7.html


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.