Главная » 40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
04.02.2025 | 13:36
6
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях
В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства гражданской версии одного из самых выдающихся вертолетов в истории авиации — Ми-26.
Эта машина до сих пор является мировым рекордсменом по грузоподъемности среди серийных тяжелых транспортных вертолетов. Несмотря на то, что она разрабатывалась и проектировалась в 1970-х годах, ее функциональные возможности и летно-технические характеристики еще не исчерпаны, они поражают и сегодня. Примененные в Ми-26 технические и инженерные решения и в наши дни являются непревзойденными.
Путь к созданию этой замечательной винтокрылой машины был непростым. Необходимо было решить множество технических задач и проблем, большинство из которых конструкторы успешно смогли преодолеть впервые в мире.
О непревзойденном винтокрылом «грузовике» Ми-26 и его выдающихся создателях — наша статья.
В-12 — предшественник Ми-26
В 1971 году на Международном авиационном салоне в Ле-Бурже Советский Союз представил новейший сверхтяжелый транспортно-грузовой вертолет В-12. Этот винтокрылый гигант был создан в ОКБ Михаила Миля (в настоящее время — АО «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова» холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех) и в очередной раз доказал мировое первенство советской школы вертолетостроения.
Машина явилась дальнейшим развитием линии тяжелых вертолетов типа Ми-6/Ми-6А, Ми-10/Ми-10К, но разительно отличалась от них как по летно-техническим характеристикам, так и по аэродинамической компоновке. Дело в том, что В-12 был спроектирован и построен по двухвинтовой поперечной схеме, а его предшественники являлись машинами классической схемы. То, что В-12 был лучшим тяжелым транспортным вертолетом, доказал установленный в 1969 году мировой абсолютный рекорд грузоподъемности. Экипаж летчика-испытателя Василия Колошенко поднял на В-12 40 тонн груза на высоту более двух тысяч метров. Это достижение не превзошли и по сей день. Всего на этом гиганте было установлено восемь мировых рекордов. Кстати сказать, на выставку во французский Ле-Бурже В-12 добрался своим ходом, пролетев без единой поломки едва ли не пол-Европы.
Казалось бы, вопрос решен, нужно срочно запускать новый вертолет в серию. Но на деле все оказалось не так-то просто. Основной заказчик, Министерство обороны СССР, потерял интерес к В-12, но в то же время огромный парк армейских вертолетов Ми-6/Ми-6А и Ми-10/10К нуждался в замене на более грузоподъемную и универсальную винтокрылую машину. Военные выступили с заданием на разработку нового транспортного вертолета с грузоподъемностью 15-20 тонн, статическим потолком 1500-2000 м, дальностью полета 500-1000 км в зависимости от величины нагрузки в грузовой кабине. Отдельно оговаривалась возможность транспортировки крупногабаритных грузов массой до 20 тонн на внешней подвеске.
Преемник «шестерки» и «десятки»
К моменту получения задания на новый тяжелый транспортный вертолет коллектив ОКБ Московского вертолетного завода понес тяжелейшую утрату: 31 января 1970 года ушел из жизни Михаил Леонтьевич Миль. Конструкторское бюро возглавил его ученик и заместитель Марат Николаевич Тищенко. В это время появились сведения о разработке в США транспортного вертолета грузоподъемностью 20 тонн. Забегая вперед, отметим, что эти работы закончились ничем — вертолет с грузоподъемностью 20 тонн западным вертолетостроителям создать не удалось. Но в связи с этим работы по отечественному тяжелому вертолету получили дополнительный импульс.
Но как же сделать новый вертолет, будучи жестко ограниченными во временных рамках? Первый, наиболее быстрый, дешевый и оптимальный вариант — модернизация действующего парка изделий. Но, как показали расчеты, этот вариант не годился по целому ряду причин. Глубокий анализ показал, что модернизация Ми-6/Ми-6А не даст возможности улучшить летно-технические характеристики до уровня нового тактико-технического задания (ТТЗ) ВВС СССР.
Нужен был новый вертолет. Но каким ему быть? Какую компоновочную схему для него выбрать? Поперечную, двухвинтовую, как у рекордсмена-тяжеловеса В-12, или классическую (одновинтовую с рулевым винтом), как у Ми-6/Ми-10? Вопросов и проблем было очень много, а для нового руководителя ОКБ Марата Тищенко работа над этим изделием в качестве генерального конструктора стала профессиональным испытанием, настоящим экзаменом, проверкой на прочность и способность генерировать оригинальные конструктивные и технологические решения.
В самом начале работы, когда еще была надежда обойтись «малой кровью», то есть — модернизацией Ми-6, проект именовался Ми-6М. В дальнейшем, когда стала ясна необходимость создания совершенно новой тяжелой десантно-транспортной машины, проектируемому вертолету был присвоен новый индекс — Ми-26.
Первоначально решили вопрос схемы. Это удалось сделать путем сравнения результатов исследовательской работы нескольких инженерно-конструкторских групп, каждая из которых прорабатывала определенную схему. В итоге победу одержала классическая схема. Ее и приняли для Ми-26. Дополнительным плюсом такой схемы стало то, что новый вертолет сохранил габариты Ми-6, при этом диаметр несущего винта был уменьшен с 35 метров до 32 за счет увеличения удельной нагрузки на несущий винт. Это немаловажный фактор, позволяющий эксплуатировать, хранить и обслуживать новые вертолеты на тех же самых аэродромах, что и старые.
Во многом советские конструкторы выступили в роли первопроходцев, как было не раз. К середине 1971 года они выполнили огромный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Главный редуктор и уникальный несущий винт
Для того чтобы рассказать обо всех новых конструктивных и технологических решениях в конструкции вертолета Ми-26, не хватит и десятка подобных статей. Поэтому остановимся на самом главном.
Желание разработать машину нового поколения побудило конструкторов применить комплексные методы расчетов, включая аэродинамические и прочностные, создать десятки специальных программ, выполнить внушительное количество разнообразных исследований. Всесторонней проверке были подвергнуты практически все основные узлы и агрегаты будущего вертолета, для их отработки было создано около 70 различных наземных испытательных стендов!
Одной из самых сложных задач стало создание главного редуктора. Этот агрегат на вертолете передает мощность от двух маршевых двигателей на вал несущего винта. На Ми-26 устанавливались два турбовальных двигателя Д-136 суммарной мощностью 22 800 лошадиных сил на взлетном режиме, и для передачи огромного крутящего момента к несущему винту требовался уникальный редуктор. До этого разработкой редукторов занимались двигательные КБ, но новый редуктор для Ми-26 их разработки получился очень тяжелым.
Поэтому разработкой редуктора занялись специалисты Московского вертолетного завода. Этот уникальный агрегат получил обозначение ВР-26. В нем впервые была применена многопоточная кинематическая схема, которая ранее не использовалась в вертолетостроении. В итоге ВР-26 получился по своим габаритным и весовым характеристикам практически соответствующим редуктору вертолета Ми-6. Но в то же время по передаваемой мощности новый агрегат превосходил редуктор «шестерки» почти в два раза. В ОКБ Миля новый проект в шутку называли не «главным», а «генеральным» редуктором.
Еще одним заметным достижением стало создание восьмилопастного несущего винта и втулки для крепления лопастей к валу главного редуктора. Впервые для снижения веса втулки несущего винта конструкторы применили титан. Лопасти несущего винта длиной 14,3 м каждая с новым аэродинамическим профилем состояли из стального лонжерона, к которому крепились стеклопластиковые элементы. Новый несущий винт при меньшем на 3 метра диаметре по сравнению с несущим винтом Ми-6/Ми-6А развивал на 30% больше тяги.
Начало летной жизни Ми-26
В конце октября 1977 года первый опытный образец вертолета торжественно выкатили из заводского цеха Московского вертолетного завода на летное поле. 14 декабря 1977 года экипаж летчика-испытателя Гургена Карапетяна впервые оторвал тяжелую машину от земли.
Сразу по окончании летных испытаний, которые прошли достаточно успешно, Ми-26 установил целый ряд мировых рекордов. В феврале 1982 года последовали сразу четыре мировых рекорда высоты с грузами весом 10, 15 и 20 тонн. А экипаж летчика-испытателя Германа Алферова поднял 25 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине на высоту 4060 метров. Кроме того, сразу девять мировых женских рекордов на Ми-26 установил женский экипаж советской летчицы Инны Копец.
Серийное производство новой винтокрылой машины было развернуто на Ростовском вертолетном заводе в октябре 1980 года. Сегодня это АО «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех.
Грузовая кабина нового вертолета по своим размерам была практически в два раза больше грузовой кабины Ми-6/Ми-6А. И это несмотря на то, что сами габариты обоих винтокрылых машин были похожи. Грузовая кабина Ми-26 оборудуется специальными лебедками и тельфером, что значительно упрощает весь процесс погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов весом до 5,7 тонны (например, контейнеров и поддонов). Помимо этого, вертолет имеет изменяемый клиренс, проще говоря, основные опоры шасси тяжелого вертолета спроектированы таким образом, что вертолет может «приседать», что также позволяет быстрее и удобнее проводить погрузочно-разгрузочные работы через грузовой люк в задней части фюзеляжа.
Вертолеты Ми-26 принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На кадрах кинохроники часто можно видеть именно эти изделия, пролетающие в районе взорвавшегося реактора, в самом эпицентре радиоактивного заражения. Причем «двадцать шестой» позволял установить в кабине максимальную противорадиационную защиту экипажа в виде свинцовых пластин.
Ми-26 внес огромный вклад в освоение новых газовых и нефтяных месторождений в Сибири и на Крайнем Севере. Вертолет позволял перебрасывать крупногабаритное оборудование и специальную технику, которую раньше приходилось разбирать и транспортировать по частям, а также буровые вышки и опоры ЛЭП. Также Ми-26 может использоваться в противопожарном варианте (с водосливным устройством ВСУ-15А, представляющим собой мягкую емкость вместимостью до 15 тонн воды и транспортируемую вертолетом на внешней подвеске) и в варианте топливозаправщика, перевозящего на своем борту 15 000 литров авиационного или дизельного топлива, а также канистры с маслом суммарной емкостью 1040 литров.
Ми-26 сегодня
По данным на 2021 год, суммарный серийный выпуск вертолетов Ми-26 составил около 340 машин. Вертолеты с успехом эксплуатируются в авиации МЧС и в народном хозяйстве страны. Тяжеловес выполняет задачи в самых различных климатических поясах и географических районах. Сегодня Ми-26 можно встретить и на экваторе, и за Полярным кругом, настолько универсальной является эта машина. Более того, Ми-26 пользуется устойчивым спросом на мировом рынке, ибо аналогов ему действительно нет. Так, наши винтокрылые тяжеловесы поставлялись в Алжир, Венесуэлу, Индию, Иорданию, Камбоджу, Южную Корею, КНР, Конго, Мексику.
Любопытный факт: в Афганистане наш Ми-26 проводил эвакуацию подбитых/поврежденных американских вертолетов СН-47 «Чинук» на внешней подвеске. В США не нашлось тяжелых вертолетов для выполнения этой задачи. Кадры этой операции облетели весь мир.
Большой спрос на тяжелый вертолет Ми-26 и разнообразие выполняемых им задач поставили вопрос о модернизации вертолета, его бортовых систем и авионики для дальнейшего расширения эксплуатационных качеств и повышения эффективности его работы.
В 2011 году начались испытания модернизированного вертолета Ми-26Т2. Эта машина оснащается новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), которое включает в себя «стеклянную кабину», которая облегчает пилотирование и снижает нагрузку на экипаж. Новейшая электроника Ми-26Т2 обеспечивает возможность полета по заданному маршруту, а также автоматизированного захода на посадку с висением на заданной высоте. Кроме того, в состав БРЭО входят инерциальная навигационная система, которая обеспечивает взаимодействие со спутниковыми навигационными системами.
Практически все системы вертолета дублируются для обеспечения большего уровня безопасности. Благодаря современной авионике, экипаж обновленной машины сокращен с пяти до трех человек (двух летчиков и борттехника).
С 2015 года холдинг «Вертолеты России» начал серийно поставлять Ми-26Т2 заказчикам, среди них — МЧС Российской Федерации.
Вертолеты типа Ми-26 могут решать очень широкий круг задач, что делает их, без преувеличения, незаменимыми. За один вылет он способен эвакуировать с места бедствия до 82 человек на сиденьях в транспортной кабине, а в санитарном варианте — перевезти до 60 лежачих пострадавших на носилках и трех сопровождающих медработников. Регулярно вертолеты типа Ми-26 привлекаются для тушения пожаров природного и техногенного характера.
Уникальный винтокрылый богатырь Ми-26 остается в строю и продолжает приносить пользу России и сегодня.
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 на международной аэрокосмической выставке Aero India 2025 Фото: REUTERS/Abhijith Ganapavara...
Як-130 ВКС РФ / Фото ПАО "Яковлев"
Емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, уже ведутся консультации с несколькими...
Иностранный заказчик истребителя Су-57 в 2025 году получит самолет и начнет его эксплуатацию, сообщил "Интерфаксу" глава "Рособоронэкспорта" Александр...
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
Россия готова предложить индийской стороне организовать производство истребителя Су-57 на их территории, сообщил гендиректор Объединенной авиастроител...
Виртуозный летчик-испытатель Сергей Богдан показал в небе Индии, как может летать российский истребитель пятого поколения Су-57Э. На международной ави...
В зоне проведения специальной военной операции уничтожен очередной украинский самолет Су-27. Боевая машина была сбита в воздушном бою российским истре...
Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Стал...
Два стратегических ракетоносца Ту-95мс дальней авиации выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Охотского и Японского...
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
На предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в присутствии министра промышленности и торговли России Антона Алиханова состоялась церемония вручения ...
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях.
В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства ...
Пока продолжаются испытания пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21-310 и ведется достаточно объемная работа по созданию мощностей для их вып...
Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пило...
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...