Только региональная авиация сохранит Россию единой

28.09.2020  |  13:02
6
Только региональная авиация сохранит Россию единой

Самолет ТВС-2ДТС. Фото: aviation21.ru

Развитие региональной авиации – критически важно для России. При этом сейчас в стране даже нет своего современного самолета, подходящего для этой цели. Владелец S7 Владислав Филев рассказал о желании компании инвестировать в проект недавно разработанного самолета. Оказывается, государство отказалась поддерживать эту разработку, сделав ставку на другой проект…

Речь идет о самолете ТВС-2ДТС, который был разработан в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина в Новосибирске. Опытный образец уже даже был представлен публике и вызвал интерес у власти. Однако недавно стало известно, что в итоге Минпромторг решил отказаться от этого проекта и сделал ставку на другой самолет, разработка которого пока находится лишь на стадии эскизного проекта.


ТВС-2ДТССправка ЧС-ИНФО:
ТВС-2ДТС, известный также под названием «Байкал», композитный биплан, который проектировался в качестве замены самолетам Ан-2. Имеет цельнокомпозитную конструкцию из углепластика. Всепогодный самолет, который может эксплуатироваться в любое время суток. Оснащен турбовинтовым двигателем. Полностью спроектирован и построен в ФГУП СибНИА. Первый полёт состоялся 10 июля 2017 года на экспериментальном аэродроме Ельцовка в Новосибирске. А 16 июля того же года ТВС-2ДТС совершил беспосадочный перелёт из Новосибирска в подмосковный Жуковский, где был представлен на стоянке авиасалона МАКС-2017.


Такое решение может быть связано с тем, что новый удобный биплан составит конкуренцию другим самолетам. В частности, производимому на чешском авиазаводе LET Л-410. Сейчас крупноузловую сборку этой машины делает Уральский завод гражданской авиации. Но основную часть все еще производят за рубежом. Предприятие в Чехии было приобретено Уральской горно-металлургической компанией и его интересы активно лоббируются. А лишняя конкуренция компании не нужна.


Л-410

Справка ЧС-ИНФО:
Let L-410 «Turbolet» или Л-410 — многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий, предназначенный для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных и снежных площадках.

 


На днях стало известно, что Минпромторг определил разработчика легкого многоцелевого самолета, который придет на замену Ан-2. Им стал Уральский завод гражданской авиации. Это будет девятиместный моноплан. Согласно материалам закупки, чертеж общего вида самолета, эскизно-техническую проектную документацию и необходимые расчеты планируется сделать до декабря. А опытный образец будет разработан до сентября 2020 года.

Да, в новом самолете будут частично использоваться технологии, которые продемонстрировал ТВС-2ДТС. Но это будет совершенно другой самолет, который придется заново разрабатывать с нуля. Тогда как ТВС-2ДТС – уже готовый опытный образец, который даже прошел испытания. По имеющейся у ЧС-ИНФО информации, другой самолет будет металлическим, с композитными элементами, а не цельнокомпозитным, как ТВС-2ДТС. За основу буду взяты те же технологические решения, которые используются на Л-410, но с использованием опыта ТВС-2ДТС.

Кстати, если ТВС-2ДТС планировалось полностью создавать в России, то самолет, создание которого поддержал Минпромторг РФ, по имеющейся у ЧС-ИНФО информации, частично будет строиться все на том же чешском заводе, принадлежащем УГМК.

К тому же, моноплан может оказаться дороже. Л-410 сейчас стоит порядка 480 миллионов рублей. Новый самолет будет примерно в два раза меньше и, если он будет производиться там же и по тем же технологиям, то, по грубым расчетам экспертов, цена на него может составить около 240 миллионов рублей. Тогда как по сегодняшним оценкам ТВС-2ДТС  мог бы стоить 170-180 миллионов рублей.

И это не говоря о том, что моноплан совсем не так надежен, как предлагавшийся биплан, а значит, сможет летать далеко не везде…

Интересно, что эта ситуация очень похожа на сложившийся недавно конфликт вокруг строительства в Новосибирской области «Сибирского кольцевого источника фотонов». Так же как и в случае с этими самолетами, спор идет межу уже готовым, более дешевым и необходимым стране, но сибирским проектом, и еще не подготовленным, дорогим и спорным по характеристикам, зато таким, который лоббирует крупная федеральная структура.


А что такое вообще лоббирование? Это когда какие-то силы, используя свои связи, убеждают определенных чиновников принять то или иное решение. Это общепринятая мировая практика. Например, она активно развита в США. Вот только там лоббисты регистрируются официально. То есть процесс лоббирования выноситься в публичную плоскость. У нас же это делается в тени, в тайне. Мы можем лишь предполагать, что какой-то проект был пролоббирован определенными силами.
Поэтому кажется логичным, что когда существует несколько параллельных проектов в одном и том же направлении, и власть должна принять решение, какой из них поддержать, необходимо проводить публичное обсуждение этих вариантов. Потому что иначе выбираются проекты, которые противоречат интересам страны и народа. Конкретные люди просто договариваются, не обращая внимания на то, что лучше, а думая лишь о собственной корысти.
Но если будет организовано публичное обсуждение (например, на телевидение), где нужно будет аргументировать преимущества каждого проекта, то сделать выбор, который противоречит интересам страны, будет гораздо сложнее. И действительно полезные и хорошие проекты получат больше шансов на реализацию.


В итоге развитие малой авиации в стране опять задерживается, и заниматься им придется отдельным предпринимателям-энтузиастам. А ведь это направление – одно из важнейших для подержания целостности нашей страны…

Региональная авиация = единство страны

Вряд ли жители больших городов (особенно, москвичи) задумывались об этом, но на 60% площади России нет вообще никаких дорог: ни автомобильных, ни железных… На этой территории находится 28 тысяч населенных пунктов. И единственный способ к ним добраться – по воздуху.

Карта железных дорог Карта автомобильных дорог

Карты автомобильных и железных дорог России

К сожалению, региональная авиация в современной России разрушена практически полностью. Если в СССР она ежегодно перевозила порядка девяти-десяти миллионов человек, то сейчас за год не набирается и миллиона пассажиров…

Можно долго рассуждать о том, почему так получилось. Кто-то считает, что самолетостроение и авиационная инфраструктура в России разрушались целенаправленно, чтобы освободит рынок для западных «гигантов». Кто-то думает, что региональная авиация просто экономически не выгодна. Но важно сейчас не то, почему так произошло. А то, что же делать дальше? Ведь без воздушного сообщения территориальную целостность страны сохранить практически невозможно.

В этих 28 тысячах населенных пунктах живут люди. Но где они живут? Чувствуют ли они себя жителями России? Или они существуют в своем обособленном уголке без связи с внешним миром и уже не ощущают связи и с государством? Ведь они, фактически, брошены. Это брошенные граждане огромной страны. И их срочно надо «присоединять» обратно.

Если не будет возможности удобного сообщения с другими частями страны, люди будут просто уезжать из отдаленных регионов. А ведь там сосредоточены многие богатства. И значит коммуникацию придется налаживать так или иначе.

Сейчас региональная авиация в России держится практически только на старых самолетах, многим из которых уже больше 40 лет. Да, есть еще вертолеты. Но полетный час вертолета в 3-5 раз дороже, чем самолета.

По мнению экспертов, для реального восстановления региональной авиации в России необходимо ежегодно выпускать не менее 50 новых самолетов. А при сохранении темпов развития экономики, нужно будет увеличивать это число на 4-5% в год. Пока же за год не производится ни одного самолета…

При этом заинтересованные эксперты отмечают, что запуск в производство самолета, которым займется Уральский завод гражданской авиации, вовсе не исключает потребности в ТВС-2ДТС. Рынок надо насыщать машинами для региональной авиации, и все проекты имеют право на жизнь. По первоначальным оценкам, УЗГА сможет производить порядка 15-20 самолетов в год (сейчас выпускается около пяти Л-410 в год). Но ведь их нужно больше 50-ти! Поэтому спрос будет и на ТВС-2ДТС.

Хотя эксперты и выражают обеспокоенность тем, что государство выбрало для поддержки наименее оптимальный проект. Поэтому в работу пришлось включиться предпринимательскому сообществу.

Возрождать, но как?

Владелец и председатель совета директоров S7 Group Владислав Филев недавно рассказал о планах компании вложиться в проект, планирующийся на замену самолетам Ан-2, которые сейчас используются в региональной авиации России. Это как раз и есть названный выше ТВС-2ДТС.


Ан-2Справка ЧС-ИНФО:
Ан-2 — советский лёгкий многоцелевой самолёт, поршневой однодвигательный биплан. Был создан в Новосибирске. Впервые поднялся в небо в 1947 году. 

 


По словам Владислава Филева, сейчас компания нуждается в сотне подобных самолетов, которые могли бы летать в Сибири и на Дальнем Востоке.

По информации ЧС-ИНФО, на доработку проектной документации проекта ТВС-2ДТС, разработанного в СибНИА, перед запуском в серию может потребоваться около двух лет и порядка двух миллиардов рублей инвестиций. На этот проект и делает ставку S7.

«Биплан будет лучшей заменой Ан-2, расширит его зону применения, а моноплан не сможет покрыть даже то, что Ан-2 сегодня. И взлетно-посадочная полоса ему нужна длиннее. Если, бог даст, мы этот проект сделаем сами – пусть им будет стыдно», — прокомментировал Владислав Филев отказ Минпромторга РФ финансировать проект.

Чем же хорош ТВС-2ДТС?

Когда стало понятно, что России необходим современный самолет для развития региональной авиации, причем такой, который мог бы работать в сложных погодных условиях и труднодоступных зонах, СибНИА решил вернуться к наработкам по АН-2 и модернизировать самолет для современности.

Нельзя сказать, что ТВС-2ДТС — это прямой потомок АН-2. В нем используются другие технологии. Самолет выполнен на основе инновационных композитных материалов и оснащен современным мощным двигателем. А его салон стал просторнее на 41%. Но при этом главные плюсы Ан-2 он сохранил и даже преумножил.

Важно понимать и то, что пилотам и обслуживающему персоналу куда проще будет переключиться на работу с потомком Ан-2, чем с совершенно другим самолетом. Ведь сегодня порядка 75% всего парка региональной авиации – это Ан-2. И именно с ними учились работать все сотрудники.

Прежде всего, ТВС-2ДТС мог бы использоваться для перевозки грузов на труднодоступные территории, а также для санитарной авиации и, что немаловажно, для перевозки людей, проживающих в удаленных районах. В том числе для их перемещения в крупные аэропорты, откуда они смогли бы улететь в любую точку планеты…

В Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере – биплан – это практически единственное возможное решение для развития региональной авиации. У него есть ряд неоспоримых плюсов. Прежде всего, такой самолет очень надежен в полете, в том числе при  боковых ветрах и в экстремальных погодных условиях. Он гораздо устойчивее и может приземляться и подниматься на труднодоступных необорудованных территориях почти при любой погоде. К тому же бипланы гораздо менее требовательны к квалификации пилота (а это тоже сейчас вопрос актуальный…). Говорят, что такой самолет «прощает ошибки пилота». То есть он еще и безопаснее для людей.

Но заинтересованные в проекте эксперты пояснили ЧС-ИНФО: спор, что лучше — биплан или моноплан – все равно имеет место.

Биплан или моноплан?

Спор этот почти так же стар, как мировое самолетостроение. Практически все первые самолеты в истории человечества были бипланами, то есть имели два крыла, размещенных друг над другом. Двигатели в то время были маломощными, скорости – небольшими. А у двух крыльев подъемная сила больше, чем у одного. Поэтому и шансов взлететь – больше. Но позже появились монопланы – самолеты с одним крылом.

Первая мировая война однозначно вынесла вердикт, что для воздушных боев биплан лучше, чем моноплан. Поэтому они более надежные, более устойчивые в полете, более маневренные и более «живучие». Тогда стали появляться даже трипланы (по три крыла).

Но в середине 30-х годов стало очевидно, что у бипланов есть один минус: выше сопротивление, а значит, ниже скорость. Истребители должны быть скоростными, хотя маневренность и устойчивость в воздушном бое тоже важны. Чтобы найти золотую середину между скоростью и маневренностью в СССР даже была попытка создать бипланы с убирающимся крылом. Второе крыло выпускалось, когда была нужна маневренность, а когда была нужна скорость – оно убиралось (причем выпускалось крыло в течение 15-20 секунд). Но и это не смогло стать решением проблемы. В итоге спор между сторонниками бипланов и монопланов превратился в настоящую борьбу…

Во Второй мировой войне участвовали уже практически только монопланы. За исключением По-2, на котором летали знаменитые «ночные ведьмы».


По 2Справка ЧС-ИНФО:
По-2 или У-2 — советский многоцелевой биплан, известный как «кукурузник». Во время Великой отечественной войны использовался в качестве ночного бомбардировщика.

 


Поэтому когда работавший в Новосибирске конструктор Константин Антонов предложил создать новый биплан, его идея была встречена властью без особого энтузиазма. Но, помимо ряда минусов, были у самолета и бесспорные, уникальные, плюсы. В частности — низкая скорость приземления, а значит — меньший разбег, что делало его подходящим для работы в труднодоступных зонах. В итоге пробные десять самолетов все-таки разрешили построить. А когда они были сделаны, стало понятно – Ан-2 – это именно то, что было необходимо стране.

Ан-2 много лет производили в СССР, затем – в Польше и до сих пор производят в Китае. Он активно используется и сейчас, в том числе в региональной авиации России.

Что выберет власть?

Сейчас региональная авиация считается дотационной отраслью. Государство старается финансировать всё: от билетов до покупки новой техники. Но почему эта сфера убыточна? Прежде всего, потому что у людей, которые живут в таких далеких регионах, не так много денег. А билеты на самолеты получаются довольно дорогими. Поэтому спрос на них небольшой, соответственно, рейсов мало. И все это делает региональную авиацию невыгодным делом…

По мнению экспертов, чтобы самолет окупил себя, он должен летать порядка 400 часов в месяц. А сейчас такие машины летают всего по 400 часов в год! Поэтому не окупаются ни технологические, ни эксплуатационные расходы, ни зарплата летчиков. Вот местные линии и оказываются убыточными.

С другой стороны, участники этого рынка не уверены, что государство действительно эффективно дотирует отрасль. Кажется спорной и поддержка иностранных заводов, приобретенных отечественными компаниями.

В итоге, похоже, развитие региональной авиации в очередной раз откладывается в долгий ящик… Между тем, власти постоянно отчитываются о реконструкции модных международных аэропортов. Вот только непонятно: для кого они – эти аэропорты? Да, жители столичных городов и других мегаполисов могут себе позволить путешествовать на вылетающих оттуда самолетах… Но как же быть с остальными? Значительная часть населения России проживает в маленьких городах, деревнях и селах. И для них поездка в крупный город – это уже путешествие (порой даже не на один день).

При этом инфраструктура региональных аэропортов полностью разрушена, что делает невозможной перевозку пассажиров во многие населенные пункты. Хорошо, если в стране осталась хотя бы пара сотен таких площадок. И по хорошему государству надо вкладываться сейчас в их создание или реконструкцию, а не зацикливаться на крупных хабах.

А ведь совсем недавно, буквально 30 лет назад, маленькие городки и даже села соединяла сеть региональной авиации, и любой житель страны мог долететь до любого города, пусть и с пересадками. И занимало это все совсем немного времени. Да и стоило не дорого: по карману любой семье…

Получается, мы откатились назад в развитии? А значит, государству надо срочно задуматься: действительно ли эффективно оно взялось за возрождение региональной авиации? Или же стоит пересмотреть приоритеты?

https://4s-info.ru/2019/09/17/tolko-regionalnaya-aviatsiya-sohranit-rossiyu-edinoj/


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Ростех начал поставки портативной РЛС для обнаружения дронов на сверхмалых высотах
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех осуществил первую поставку портативной многофункциональной радиолокационной станции (МРЛС), которая позв...
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...