Последний беспилотник Союза

30.11.2020  |  08:55
9
Последний беспилотник Союза

 Старт ДПЛА «Пчела» с пусковой установки на колесном шасси

30 лет назад в СССР был создан один из самых первых в мире боевых беспилотных аппаратов. «Пчела» — хронологически самый последний из беспилотников, созданных в Советском Союзе. Его разработка завершилась на излете советской эпохи. Появившийся в непростое для страны время беспилотник во многом стал олицетворением несбывшихся надежд отечественных разработчиков. «Армейский стандарт» вспомнил историю.

Успешное применение Израилем беспилотных летательных аппаратов в 1982 году в долине Бекаа дало мощный импульс к развитию данного направления техники и в нашей стране. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР, планировалось создание трех беспилотных комплексов. Это фронтовой комплекс «Строй-Ф» с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Коршун»; армейский комплекс «Строй-А» с двумя типами летательных аппаратов «Дятел-1» и «Дятел-2»; комплекс дивизионного уровня «Строй-П» с аппаратами «Пчела».

В силу ряда причин, в числе которых и недостаточное внимание к данной тематике работ, позднее и недостаточное финансирование, из этих трех проектов был полностью реализован только «Строй-П» — самый легкий комплекс, разработка которого была наименее ресурсозатратной.

Проект сумел получить поддержку Воздушно-десантных войск, что в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу. В ВДВ комплекс предполагалось использовать для разведки танкоопасных направлений в районе высадки десанта.

Перед конструкторами стояла задача обеспечить не только решение тактических задач на беспрецедентном для того времени уровне, но и удобство, простоту в эксплуатации, надежность и боевую эффективность комплекса в условиях ведения боевых действий Воздушно-десантными войсками.

Головным разработчиком комплекса «Строй-П» был определен НИИ «Кулон», а аппарата «Пчела-1» — ОКБ имени А.С.Яковлева. В июне 1984 года состоялась защита разработанного по специальным тактико-техническим требованиям Министерства обороны СССР эскизного проекта «штатного» комплекса с летательным аппаратом «Пчела-1», получившего впоследствии название «Строй-П».

Один из прототипов ДПЛА «Пчела».
© airwar.ru
 Один из прототипов ДПЛА «Пчела».

«Пчела»

Созданный в ОКБ имени А.С.Яковлева беспилотный летательный аппарат «Пчела» представлял собой моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с прямоугольной формой крыла с постоянным профилем сечения. Разработчики беспилотника во главе с главным конструктором Николаем Долженковым предложили оригинальную аэродинамическую схему с толкающим винтом постоянного шага в кольцевом оперении. Она позволила уменьшить габариты беспилотника и исключить его сваливание на малых скоростях полета.

Брутальный внешний вид аппарата объяснялся имевшимися ограничениями по транспортировке, а также необходимостью обеспечения надежности при десантировании.

Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать двигатель П-020. Однако «подросший» в процессе разработки беспилотник потребовал более мощной силовой установки. В результате был использован новый двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032.

Управляли беспилотным аппаратом по введенной заранее программе или с помощью оператора. Бортовое оборудование включало сменный комплекс разведывательной аппаратуры. В качестве таковой использовалась ТВ-камера с фокусным расстоянием, изменяемым по команде оператора разработки Московского телевизионного института, и ИК-камера, созданная Азовским оптико-механическим заводом. При этом модульная архитектура беспилотника позволяла быстро заменять подсистемы.

Старт «Пчелы» осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси десантного бронетранспортера БТР-Д. Приземление — при помощи парашюта.

При этом посадка допускалась на неподготовленную ровную площадку без специального покрытия. В первоначальном варианте в качестве демпфера использовался надувной мешок, позднее амортизирующими свойствами снабдили опоры беспилотного аппарата.

Комплекс «Строй-П»

Московский НИИ «Кулон» интегрировал все бортовое и наземное радиоэлектронное оборудование в общий комплекс. Наземный пункт дистанционного управления был собран на шасси бронетранспортера БТР-Д. Оператор беспилотного аппарата в режиме реального времени получал на видеоконтрольное устройство маршрут аппарата и его текущие координаты, а также видеоинформацию с бортовой оптико-электронной системы наблюдения.

Старт ДПЛА «Пчела» с БТР.
© ОКБ им.Яковлева
 Старт ДПЛА «Пчела» с БТР.

Комплекс был чрезвычайно мобильным. Весь комплекс с одним аппаратом мог быть размещен на единственной подвижной единице. Пусковая установка и съемный транспортно-десантный контейнер с одним дистанционно пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1» размещались на том же шасси, что и наземный комплекс.

Да, конечно, в состав комплекса также входили эвакуационно-технологическая машина, собранная на шасси ГАЗ-66 (десантный вариант) и предназначенная для подбора приземлившихся беспилотников, и технологическая машина на шасси «Урал-4320», служившая для проведения регламентных работ на аппарате. Однако обе машины в боевой работе комплекса непосредственно не участвовали.

На испытаниях десантировали габаритно-весовой макет, чтобы проверить выход комплекса из люка самолета, раскрытие парашютной системы, амортизацию при приземлении. А реальный образец комплекса в составе наземного пункта дистанционного управления на БТР-Д и «Пчелы» в транспортном контейнере бросали на копре — поднимали на высоту более метра, отцепляли, и он падал на бетон. При этом комплекс испытывал перегрузки гораздо большие, чем при реальном десантировании. Однако ничего не ломалось, все работало.

26 апреля 1986 года состоялся первый пуск «Пчелы». Он прошел успешно. Государственные испытания завершили в июле 1990 года. К этому времени комплекс мог совершать марши на шасси десантного бронетранспортера, он умел плавать по воде — по рекам, прудам, мог десантироваться с самолета Ан-12 «Руслан», Ил-76. Все это, кроме десантирования реального образца, было подтверждено испытаниями.

Эксплуатация

«Пчела» стала первым отечественным беспилотным аппаратом многоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя в тактической глубине в режиме реального времени. При этом комплекс, выполненный на высоком технологическом уровне, опережал по своим возможностям многие имевшиеся зарубежные аналоги.

К 1991 году было выпущено пять серийных комплексов «Строй-П» с 50 летательными аппаратами. Практический интерес к нему (еще на тот момент не принятому на вооружение) возник в конце 1994 года, после начала боевых действий в Чечне. В мае 1995 года войска Северо-Кавказского военного округа впервые применили «Строй-П» для поддержки боевых действий ВДВ.

Использование беспилотников на Кавказе было незначительным по масштабу. По имеющимся данным, в Чечне применялось 5 аппаратов «Пчела-1Т», которые выполнили десять полетов, в том числе восемь боевых.

Это в большей степени была обкатка системы в боевой обстановке. И следом за ней могли и должны были бы последовать более масштабные закупки систем «Строй-П», однако они не последовали. Во-первых, по состоянию на середину 90-х резко изменились возможности отечественного военного ведомства в части закупок. Да и специфика контртеррористических действий существенно отличалась от тех задач, с расчетом на которые создавался этот комплекс.

Модернизированный ДПЛА «Пчела».
© airwar.ru
 Модернизированный ДПЛА «Пчела».

Тем не менее в целом опыт эксплуатации комплекса на Северном Кавказе показал полезность подобных беспилотных систем воздушной разведки. Эксплуатация в реальных боевых условиях выявила и слабые места комплекса, позволив сформулировать необходимые требования для его дальнейшего совершенствования.

Новый этап

В результате работ по модернизации, проведенных в начале 2000-х, при сохранении внешнего облика беспилотника его начинка была полностью обновлена. Так, на аппарате была установлена новая телевизионная система наблюдения, включавшая цифровую камеру с объективом с высокой чувствительностью. Она позволяла работать не только днем, но и в глубоких сумерках.

Заменено было и оборудование наземной компоненты. Вместо аналоговой установлена новая цифровая помехозащищенная радиолиния управления беспилотным летательным аппаратом с широкополосным каналом сброса информации. Благодаря этому была повышена дальность, увеличена помехозащищенность комплекса.

В новом обличье комплекс служит в войсках и сегодня. Да, конечно, в наши дни резерв его модернизации уже исчерпан — и сам беспилотник, и комплекс создавались в другой стране и предназначались для других войн. Более того, произошедшее за прошедшие годы развитие технологий позволило реализовать функционал, имевшийся у «Пчелы», на более легких беспилотниках. И тут можно было бы пожалеть о не полностью реализованном потенциале данной системы. Однако эта разработка также сделала свое дело.

Проект создания «Пчелы» и в целом комплекса, частью которого она была, позволил собрать группу инженеров и конструкторов, увлекшихся данной тематикой и ставшей основой формирования кадрового потенциала отрасли на годы вперед. Сегодня их компетенции востребованы в современных разработках, реализуемых как в интересах Министерства обороны России, так и в интересах гражданских заказчиков.

Так, коллектив компании «Кронштадт» под руководством генерального конструктора Николая Долженкова в 2010-е создал комплекс с беспилотником MALE-класса «Орион», поставки которого начались Вооруженным силам России. А вслед за этим беспилотником продолжатся и работы по нескольким другим не менее перспективным проектам. 

https://armystandard.ru/news/t/202011231540-ebIeR.html?fbclid=IwAR2PdMB8oeh2B6_xfyA86D8XfTgHrIITslH8Vm9cpaecfJ2B-C75wRE3eCY


comments powered by Disqus
Общество
Новые Су-35С для наших ВКС - репортаж из Комсомольска-на-Амуре
Ростех изготовил новую партию истребителей Су-35С. Су-35С производят на заводе ОАК в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас новая партия истребителей проход...
«Новое радио»: основные особенности
«Новое радио» – радиостанция, которая пользуется огромным спросом. Существует радио давно и с каждым годом становится все больше людей, которых привле...
Второй А-50 потерян...
Потеря одного самолета ДРЛО - непозволительная роскошь. А потеря двух самолетов такого класса… Все дело в том, что данные типы самолетов являются дейс...
Новости культура Воронеж
Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замеч...
Политика
Путин в центре переучивания летного состава: F-16 будем уничтожать так же, как и танки
В Тверской области Путин посетил центр переучивания летного состава РФ, где ему показали русские ракеты, разрывающие вражеские танки Российский лид...
РД-33 для истребителей МиГ-29UPG Индии
МО Индии сообщило, что 1 марта подписало с компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) контракт на организацию сборки на ее заводе в Корапуте по рос...
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Турецкие СМИ: около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35
Около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35, сообщают турецкие ресурсы. По их данным, такие ...
Армия
В России началось массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000
В разы увеличено производство ФАБ-500, ФАБ-1500 и снарядов. Министр обороны проинспектировал выполнение гособоронзаказа на предприятиях оборонно-промы...
В объединениях ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке отпраздновали Масленицу
Военнослужащие объединения ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке опраздновали Масленицу. Ежегодно в объединении военнослужащие отмечают праздник про...
Министерство обороны России запустило программу восстановления сети военных аэродромов
В первую очередь реконструкция начнется в местах базирования авиатехники на западном стратегическом направлении — во вновь сформированных Московском и...
На вооружение ВКС РФ принят новый самолет РЛДНиУ А-50У
ФОТО: СКРИНШОТ TELEGRAM/FIGHTERBOMBER Две подряд трагедии сильно ударили по парку боеготовых А-50 в ВКС. Худшие варианты при такой тенденции уже оз...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
Ростех возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14. Пермское предприятие Объединенной двигателестроительной корпо...
Разработка отечественных систем для МС-21
Коллаж © «Авиация России» Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё на стадии проектирования самолёта и строительства первого опытного...
ОАК о проектах Ил-76МД-90А, МС-21, Ил-114-300 и не только
Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК» Подготовка новых производственных мощностей и привлечение квалифицированных кадров, особенно токарей, фрезеровщиков и ...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...