National Interest США: С-400 «бумажные тигры» или настоящие убийцы самолетов?

11.03.2019  |  08:17
9
National Interest США: С-400 «бумажные тигры» или настоящие убийцы самолетов?

ФОТО: © РИА Новости, Валерий Мельников В марте 2019 года Шведское агентство оборонных исследований (Swedish Defense Research Agency) опубликовало статью, где говорится, что хваленый российский потенциал преграждения доступа и блокирования зоны (A2/AD) в Балтийском регионе на самом деле является переоцененным. В этой статье приводятся аргументы технического и доктринального характера относительно того, почему потенциал российских ракетных систем дальнего действия зачастую переоценивается в СМИ и в среде профессионалов.

Одна из знаковых систем, рассматриваемых в этой статье, — это российские зенитные ракетные системы большой дальности С-400. Авторы статьи пишут, что многие аналитики переоценивают ту угрозу, которая исходит от С-400, принимая заявления о дальности действия этих комплексов за чистую монету (в частности, заявления о том, что дальность ракет 40Н6 составляет 400 километров) и преувеличивая способность С-400 перехватывать ракеты противника, призванные уничтожить эти комплексы.

Чтобы радиус действия комплекса С-400 против крупного самолета действительно составил 400 километров, он должен обладать способностью «видеть поверх» радиогоризонта, который создает кривизна земной поверхности. У этой проблемы есть несколько решений, которые авторы статьи перечислили: применение систем загоризонтной радиолокации или систем СЕС («cooperative engagement capability», «коллективная обороноспособность»). В рамках такого сценария СЕС подразумевает использование данных, передаваемых с самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, для наведения ракет класса «земля-воздух» на цель.

Авторы статьи утверждают, что существующие загоризонтные радары не могут эффективно наводить ракеты на цель, ссылаясь на статью Дэвида Экса (David Axe) 2016 года в блоке War is Boring и одно шведское исследование, посвященное загоризонтным радарам. В статье 2016 года говорится, что низкочастотные радары раннего обнаружения могут устанавливать точное положение цели на расстоянии около 3 километров, а этого недостаточно, чтобы наводить ракеты на цель.

Можно выпустить ракеты 40Н6, ориентируясь на приблизительную траекторию движения цели, которую определяют загоризонтные радары, а затем положиться на активную радиолокационную головку самонаведения самой ракеты, радиус действия которой составляет примерно 30 километров и которая должна будет привести ракету к цели. Авторы статьи признают такую возможность, но отмечают, что точность таких ударов будет низкой. Однако в зависимости от кинематических характеристик и возможностей головки самонаводящейся ракеты С-400, эти комплексы могут стать серьезной угрозой для крупных самолетов.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения обеспечивает более точными данными о траектории движения целей. На вооружении у России есть более 20 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50М, которые способны обнаруживать самолеты на расстоянии до 800 километров, что гораздо больше радиуса действия С-400. Здесь главная проблема заключается в обеспечении обмена данными: самолету необходимо отправлять данные комплексам С-400, которые затем будут использовать эти данные для нанесения удара по цели на большом расстоянии. Пока Россия не заявляла и не демонстрировала подобные средства, а эксперты из Шведского агентства оборонных исследований утверждают, что приобрести их чрезвычайно трудно.

Известно, что в период холодной войны советские перехватчики МиГ-31 обладали подобным потенциалом, однако обмен данными мог происходить только в воздухе. Они могли передавать данные для наведения ракет только от одного МиГа другому. Они также могли передать данные о ведении целей на наземные станции, однако подробности этого неизвестны. Это доказывает, что в случае необходимости Россия может довольно быстро разработать свои системы СЕС, хотя обмен данными «воздух-земля» может вызвать серьезные затруднения.

Авторы статьи также преувеличили то, с какой легкостью можно вывести из строя С-400. Описывая контрмеры, авторы статьи утверждают, что комплекс С-400 способен вести от 16 до 64 целей, прежде чем ему потребуется перезарядка — все зависит от количества ракет средней и большой дальности, которыми он был заряжен изначально. Авторы считают, что массированный удар с применением «десятков» высокоточных ракет класса «воздух-земля» и маскировочных объектов поможет вывести из строя радар перехвата С-400.

«Десятки» — это весьма приблизительная цифра, и авторы статьи упускают из виду присутствие ракет объектовой ПВО рядом с С-400, а также способность комплексов С-400 распознавать маскировочные объекты.

В начале своей статьи эксперты из Шведского агентства оборонных исследований признают, что батальоны С-400 зачастую развертываются вместе с самоходными зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С1». Они отвергают эффективность этих систем, ссылаясь на то, что израильтяне с легкостью выводили их из строя в ходе своих атак в Сирии в 2018 и 2019 годах.

Однако в Сирии «Панцири» действовали в одиночку: в процессе обнаружения целей они опирались только на собственные поисковые радары. Действуя в качестве прикрытия для С-400, «Панцири» могут получать данные о целях от гораздо более мощных поисковых радаров С-400, хотя им все равно придется пользоваться собственными радарами для прицеливания. В таких условиях «Панцири» могут оказаться гораздо более эффективными в борьбе против западного высокоточного оружия, нежели в Сирии. Россия также ведет разработку новых, менее крупных ракет для «Панцирей», то есть в будущем они, вероятно, смогут наносить больше ударов по целям без перезарядки и демонстрировать большую эффективность перед лицом массированных ударов.

Кроме того, проанализировав сирийский опыт, российские войска могут развернуть более эффективные системы прикрытия «Тор» для поддержки «Панцирей». Известно, что системы «Тор» сейчас находятся в Калининграде, как и С-400.

С-400 также обладает способностью опознавать разъединенные цели, хотя данных об этом крайне мало. То есть эти комплексы способны распознавать ложные маскировочные объекты и не тратить снаряды на них.

Таким образом, чтобы полностью вывести из строя радар перехвата С-400, может потребоваться больше ракет, чем говорится в статье шведских экспертов, хотя при наличии достаточного количества ракет можно вывести из строя любую систему.

В целом шведские эксперты провели качественный анализ, показав, что российский пузырь A2/AD вовсе не такой большой, как многие считают. Однако, возможно, они все же немного недооценивают комплексы С-400. В распоряжении России уже несколько десятилетий есть ряд средств СЕС, а «Тор» — это довольно мощная система прикрытия.

https://inosmi.ru/military/20190311/244717731.html


comments powered by Disqus
Общество
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
Политика
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Армия
Су-57 прикроют основные стратегические направления Дальнего Востока, Юго-Запада и Северо-Запада России
Для истребителей Су-57 будут сформированы новые авиаполки, имеющие в составе специальные наземные подразделения, отвечающие за радиолокационную незаме...
Президент ОСК назвал основную ударную силу будущего авианосца России
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов назвал основную боевую силу будущего российского авианосца. Это ударные беспилотни...
Авиабаза в Лиде получила ещё четыре Як-130
Вооруженные Силы Белоруссии получили очередную партию учебно-боевых самолётов Як-130. В рамках договора между Министерством обороны РБ и корпорацией «...
В Крыму завершается подготовка к этапу конкурса «Авиадартс»
Полигон Чауда в Крыму под Феодосией, где в этом году пройдут всероссийские соревнования "Авиадартс-2019", будет полностью готов к 20 мая, сообщили в г...
Спорт
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Экономика
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
ГСС и Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и словенская авиакомпания Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 самолетов Superjet 100 (...
Истребитель Су-57: инновационные решения ЦАГИ
В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолета Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываем...
«Авиастар» изготовил очередную партию агрегатов для МС-21
Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной ...
Транспорт
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Путин в Казани осмотрел модернизированные самолеты и новый вертолет Ми-38Т
Президент РФ Владимир Путин, который прибыл с рабочей поездкой в Татарстан, осмотрел модернизированные самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22, а также вертол...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...