На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

01.10.2019  |  12:54
6
На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация

Авиазавод – предприятие, которым, несмотря на трудности последних десятилетий, продолжают гордиться воронежцы. ВАСО переживает не лучшие времена, и, как следствие, тут начались сокращения. Как всегда в подобных случаях, руководство объясняет этот шаг оптимизацией. Но приведёт ли она к улучшению положения или только усилит кризис, выяснял «АиФ-Воронеж».

Кому на выход?

Комиссия по сокращению численности сотрудников на заводе была создана ещё в июне. Как сообщили в руководстве предприятия, к 19 сентября были сокращены четыре сотрудника, планируется расстаться ещё со 150 из 6,5 тысяч работников завода. Цель – снизить количество уровней управления и численность руководителей, оптимизировать накладные расходы, добиться нужного соотношения основного и вспомогательного персонала. 

Как только информация об этих планах просочилась в прессу, заводское начальство поспешило успокоить общественность – увольнять планируют только руководящих работников. Между тем в середине сентября сотрудники завода стали сообщать, что о предстоящем в декабре сокращении уведомляют даже рядовых рабочих и инженеров, занятых непосредственно в производстве самолётов.

«Сократили «море» людей, - сообщил один из обратившихся в редакцию сотрудников. - Начальство говорило, что рабочих не будут сокращать, но слово не сдержало. И молодых и пенсионеров сокращают. С 3 декабря эти люди должны покинуть завод». 

Подобные новости начали появляться и в соцсетях. «В отдел кадров стали вызывать людей для оптимизации и сокращения. Много рабочих, а не управляющий персонал, как ранее говорили», - рассказывает один из авторов.  

«Вызвали уже 170 человек - рабочих в основном. И молодых, и пенсионеров… Вряд ли кто скажет в открытую о том, что их вызвали. Напишут потом в трудовой что-нибудь плохое. Потому и молчат. Но мы, их друзья, знаем, что их вызвали. И там написано в бумагах - срок вам до 3 декабря», - вторит другой. 

Однако официальный ответ, подготовленный пресс-службой предприятия, эту информацию опровергает. 

«Сокращение проходит в структурных подразделениях заводоуправления и подразделениях общехозяйственного обеспечения, - сообщает она. - Сокращение не затрагивает работников основного производства».

Диагноз - перегруз

Впрочем,  слухи не удивляют. Прошлый год завод завершил с чистым убытком в 2,6 миллиарда рублей. При этом сообщалось, что предприятие делает перерыв в серийном производстве самолётов и приступает к модернизации. 

Дело в том, что львиная доля доходов завода приходилась на программу по выпуску ближнемагистрального Ан-148. Эксперты высоко оценивали самолёт, но он стал жертвой политики – на территории России производство велось по украинской лицензии, а из-за санкционного режима авиапредприятия стран свернули сотрудничество.

На начавшуюся модернизацию предполагается потратить восемь миллиардов рублей. Кроме того, параллельно с сокращениями завод открыл новые вакансии. 

«Планируется набор основных производственных рабочих, -  комментируют решение на предприятии. – И эти должности предлагаются всем сокращаемым сотрудником. Набор объясняется значительным увеличением объёма производства на 2020 год и последующие годы, а также естественным движением персонала – увольнением по собственному желанию, выходом на пенсию и т.д. Текучесть кадров составляет 9%».

Оптимизм связан с планами производства двух новых самолётов – Ил-112В и Ил-96-400М. Первый из них – лёгкий транспортник, который должен прийти на замену устаревшему Ан-26, основной «рабочей лошадке» вооружённых сил. Кроме того, окончательный износ парка Ан-26 ставит под угрозу северные перевозки. Таким образом, производство Ил-112В – стратегический вопрос для страны, и альтернативы этому самолёту просто нет. Но пока судьба машины складывается непросто. Когда она была готова и выполнила в апреле свой первый полёт, обнаружились перегруз в три тонны и проблемы с центровкой – слишком тяжёлый хвост. 

Вины сотрудников ВАСО в этом нет, ошибки допустил разработчик – авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Кстати, не слишком удачные испытания стоили кресла его руководителю Алексею Рогозину. «Эффективного менеджера» отлучили от авиации, теперь он руководит застройкой транспортно-пересадочного узла Нагатинская в Москве. 

Между тем конструкторы доводят проект до ума – следующей весной должны пройти новые испытания. Уже удалось убрать одну тонну перегруза, от оставшихся двух планируется избавиться за счёт использования более лёгких композитных материалов. 

Наш ответ «Боингу»

Дальнемагистральный Ил-96, который выпускался воронежским авиазаводом с 1993 года, заслуженно считается вершиной советского авиастроения. Беда в том, что его салон вмещает меньше пассажиров, чем более современные модели «Боингов» и «Эйрбасов» - в результате отечественная машина, которая заслуженно считается эталоном надёжности, к 2000-м годам проиграла конкуренцию за коммерческие перевозки. Сегодня эти самолёты используют только национальная авиакомпания Кубы и специальный лётный отряд «Россия», который перевозит высшее руководство нашей страны. В отряд входит и знаменитый Ил-96-300ПУ – на нём летает президент.

В 2015 году было принято решение дать самолёту вторую жизнь. Была разработана его модернизированная версия – Ил-96-400М с удлинённым салоном и новыми, более мощными двигателями. Предполагается, что по топливной эффективности самолёт сравняется с импортными конкурентами. 

18 сентября под аплодисменты сотрудников завода завершилась стапельная сборка первого опытного образца – построен корпус самолёта. Планируется, что авиалайнер будет готов к концу 2020 года, первый опытный полёт намечен на 2021 год. 

Но удастся ли реализовать амбициозные планы по завоеванию рынка пассажирских перевозок, сегодня вряд ли кто-то скажет наверняка. Отечественные авиакомпании давно и прочно перешли на импортные самолёты, да и обслуживать парк из однотипных машин  выгоднее. 

Пока же ВАСО не может запустить в воздух ни один самолёт – с начала года там идёт ремонт взлётной полосы. На какой стадии находятся работы, в пресс-службе не сообщили, сославшись на режимный статус объекта, но уверили, что они закончатся в срок – к концу этого года. 

Нелётная погода

Конечно, дело не только в объективных трудностях. Каждые год-два завод меняет директоров, причём в последнее время руководить авиастроителями назначают даже выходцев из автомобильной и других непрофильных отраслей промышленности. Последний «коренной заводчанин» на этом посту - Виталий Зубарев, возглавлявший ВАСО с 2008 по 2014 годы, - осенью 2016 стал фигурантом уголовного дело о хищении через подставную фирму 21 млн рублей. 

Впрочем, трудности испытывает не один завод, а целая отрасль. В 2018-2019 годах, после нескольких лет роста, в России резко снизилось производство всех летательных аппаратов – не только самолётов, но и вертолётов, беспилотников, космических спутников. Сотрудников увольняют не только на воронежском, но и на иркутском, новосибирском и других заводах. Связано это с сокращение оборонзаказа – в 2020 году заканчивается масштабное перевооружение российской армии. 

При этом производство самолётов переживает реформу – осенью прошлого года «Объединённую авиастроительную корпорацию» включили в «Ростех». Весной председателем совета директоров ОАК стал бывший министр обороны, амнистированный Анатолий Сердюков. Приведёт ли реформа к взлёту воронежского авиастроения, сказать трудно.

Комментарии экспертов

«Судьба воронежского авиазавода напрямую зависит от того, насколько реален проект Ил-96-400М – наша альтернатива Boeing  и Airbus.  Это зависит от перевозчиков и правительственной поддержки проекта, - говорит директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе. - Мы уже знаем по опыту Superjet-100: нужно создать не только хорошую машину, но и целую сервисную сеть по обслуживанию самолёта. А это уже гораздо большие затраты – подготовка кадров, ремонтная часть. Вывод на рынок нового самолёта – это целый комплекс мероприятий. И мы абсолютно проигрываем конкуренцию Boeing  и Airbus именно в комплексе, а не по чисто техническим параметрам – шуму, энергоэффективности двигателя и т.д. 

Это проблема государственного уровня. Если у нас есть политика импортозамещения, если ставится цель хотя бы внутри страны летать на наших самолётах, значит, нужна долгосрочная целевая программа. В то же время, надо понимать, что любая продукция имеет двойное назначение. Самолёт из пассажирского может стать и военно-транспортным. Будет ли поддержан проект Ил-112 тоже до конца не ясно. Но не хотелось бы верить, что ВАСО может остаться без заказов и загрузки. Это была бы огромная, невосполнимая потеря». 

«На мой взгляд, мы видим заключительную часть трагедии главного завода Воронежской области, которая длится уже более 20 лет. Очевидно, общероссийский тренд на реиндустриализацию отразится и на ВАСО, думаю, что завод, к которому привыкли, мы уже не увидим никогда. Он сохранится в очень усечённом варианте, - считает политолог Дмитрий Нечаев. - Мне думается, что основная вина лежит на прежних губернаторах, которые и в 1990-е, и в «нулевые» годы, и в нынешнюю десятилетку не смогли предложить и пролоббировать на федеральном уровне благоприятный вариант развития завода». 

Как выполнял план ВАСО
  2014 2015 2016 2017 2018
План 6 Ан-148-100

2 Ил-96-400

2 Ил-96-300

6 Ан-148

1 Ил-96-400

1 Ил-96-300

5 Ан-148

1 Ил-96-300

5 Ан-148

3 Ан-148
Факт 5 Ан-148-100

1 Ил-96-400

4 Ан-148

1 Ил-96-400

2 Ил-96-300

3 Ан-148

1 Ил-96-300

2 Ан-148

3 Ан-148

 https://vrn.aif.ru/money/details/na_vzlyot_ili_v_pike_pochemu_idut_sokrashcheniya_na_voronezhskom_aviazavode


comments powered by Disqus
Общество
3D-моделирование ювелирных украшений
ФОТО: sokolov.ru Для создания 3D-моделей будущих украшений используются специальные компьютерные программы. В них загружается рисунок, после чего начи...
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Индия заключила миллиардный контракт с Россией на передачу технологий для производство танка Т-90С
Фото: Виталий Кузьмин/vitalykuzmin.net Индия заключила миллиардный контракт с Россией на передачу технологий для производство танка Т-90С. Общая сумм...
МС-21 и Суперджет для стран Персидского залива
Фото - ТАСС/Сергей Савостьянов Выступая на авиасалоне в Дубае, генеральный директор российского государственного конгломерата холдинга Ростех. Чемезов...
Политика
Завершена серия испытаний контрольной модели в аэродинамических трубах по программе CR929
ФОТО: ФГУП «ЦАГИ» В Жуковском (Московская обл.) завершился очередной этап экспериментов в аэродинамических трубах по программе российско-китайского...
Назначен новый начальник УФСБ по Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области 2019 Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, к исполнению своих обязанностей приступил новый нача...
Rai Al Youm: военные учения России, Ирана и Китая - конец гегемонии США
ФОТО: © AP Photo, Zha Chunming/Xinhua Совместные военно-морские учения России, Ирана и Китая станут поворотным моментом в обеспечении безопасности суд...
Серийный выпуск российского двигателя для вертолета Ка-62 планируется начать в 2023 году
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости Сообщил журналистам индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков. "До конца перв...
Армия
Су-57 разместят в Воронеже
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости В честь 100-летнего юбилея военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина в Воронеже состоится масштабное ...
Россия вошла в тройку крупнейших военно-воздушных держав мира
ФОТО: Владимир Астапкович/ РИА Новости Специализированное издание Flight International обнародовало данные ежегодного исследования World Air Forces...
Вокруг гиперзвуковой противокорабельной ракеты "Циркон" множатся легенды и домыслы
Фото: Ильдус Гилязутдинов / РИА Новости Не успела новинка российского ВПК - гиперзвуковая противокорабельная ракета "Циркон" (ПКР "Циркон") быть пр...
Истребитель шестого поколения: когда человек не нужен?
ФОТО: © РИА Новости / Алексей Дружинин Российский ударный беспилотный летательный аппарат "Охотник" © mil.ru В первую очередь поднимается вопрос о со...
Спорт
«Ротор» снова меняет тренера
ФОТО: «Спортивный клуб «Ротор» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, Игорь Меньщиков довёл команду до первой строчки в первенстве ФНЛ и покин...
Более 160 спортсменов примут участие в Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам в Чечне
Более 160 спортсменов из 13 регионов подали заявки на участие в первом на Северном Кавказе Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам парашютного сп...
В День морской пехоты в Санкт-Петербурге состоится боксерский турнир на Кубок «Звезда морского пехотинца»
27 ноября, в День морской пехоты, Главным командованием Военно-Морского Флота совместно с Евразийской федерацией профессионального бокса и ветеранами ...
Волгоградский дзюдоист завоевал золотую медаль II Европейских игр
Волгоградец Арман Адамян стал чемпионом Европы, выиграв «золото» на чемпионате континента по дзюдо, который в рамках II Европейских игр состоялся в Бе...


Промышленность
Завершена серия испытаний контрольной модели в аэродинамических трубах по программе CR929
ФОТО: ФГУП «ЦАГИ» В Жуковском (Московская обл.) завершился очередной этап экспериментов в аэродинамических трубах по программе российско-китайского...
Серийный выпуск российского двигателя для вертолета Ка-62 планируется начать в 2023 году
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости Сообщил журналистам индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков. "До конца перв...
«ОДК-Сатурн» стало крупнейшим в России центром по изготовлению лопаток турбин
ФОТО: © ПАО «ОДК-Сатурн» Госкорпорация Ростех открыла на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» крупнейший в России центр по изготовлению лопаток ту...
Основной задачей очередных испытаний двигателя ТВ7-117СТ стала проверка работоспособности воздушного винта АВ112
В подмосковном Жуковском на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова завершился третий этап летных испытаний базовой силовой установки...
Экономика
В следующем году начнётся активная фаза строительства дублера Второй Продольной Волгограда
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области 2019 Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, с начала соединят Обувную фабрику с Акварелью, а до 2...
«Красный Октябрь» перевыполнил ноябрьский план по производству жидкой стали
ФОТО: © ВМК "Красный Октябрь" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, в ноябре в электросталеплавильном цехе №2 и цехе фасонного литья волгоградск...
«Иркут» завершил диагностику систем 4-го опытного МС-21-300 - видео
Фото: корпорация "Иркут" На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» завершена диагностика систем четвёртого опытного самолёта М...
Шесть единиц Ан-24 переданы авиакомпанией «Якутия» в авиакомпанию «Полярные авиалинии»
Увеличение флота позволило расширить географию полетов авиаперевозчика и охватить регулярными рейсами 26 районов республики. Все новые маршрутные напр...
Транспорт
Казахстанская компания начала возить грузы на самолете Ил-18, ранее это был Ил-20 ВС Украины
ФОТО: http://www.ato.ru Новая казахстанская компания IrMa Air Service, которая оказывает услуги в области грузовых авиаперевозок, в середине июля на...
100 млрд рублей за счет выпуска облигаций на создание МС-21 и развитие санавиации
Самолет МС-21 Марина Лысцева/ТАСС "Ростех" планирует привлечь до 100 млрд руб. за счет выпуска облигаций. Средства будут направлены на финансирование ...
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
Сельское хозяйство
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Серийное производство самолетов на замену Ан-2 наметили на 2023 год
Ан-2 Фото: РИА Новости/Алексей Куденко Серийное производство легкого многоцелевого самолета (ЛМС) для местных воздушных линий, который придет на замен...
Депутат Госдумы: России должно быть стыдно покупать «китайские копии» АН-2
Ан-2 на лыжном шасси, 2009 ФОТО: Sergey Ryabtsev В Госдуме вызвало недоумение, стыд и обиду намерение России закупить у Китая шесть копий советског...
«Кукурузник» прикрыли фанерой: в Бурятии по адресу компании, ответственной за новый самолет, нашли другой завод
Фанерный завод вместо компании, ответственной за разработку и производство нового отечественного легкого многоцелевого самолета, обнаружили региональн...