На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

01.10.2019  |  12:54
6
На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация

Авиазавод – предприятие, которым, несмотря на трудности последних десятилетий, продолжают гордиться воронежцы. ВАСО переживает не лучшие времена, и, как следствие, тут начались сокращения. Как всегда в подобных случаях, руководство объясняет этот шаг оптимизацией. Но приведёт ли она к улучшению положения или только усилит кризис, выяснял «АиФ-Воронеж».

Кому на выход?

Комиссия по сокращению численности сотрудников на заводе была создана ещё в июне. Как сообщили в руководстве предприятия, к 19 сентября были сокращены четыре сотрудника, планируется расстаться ещё со 150 из 6,5 тысяч работников завода. Цель – снизить количество уровней управления и численность руководителей, оптимизировать накладные расходы, добиться нужного соотношения основного и вспомогательного персонала. 

Как только информация об этих планах просочилась в прессу, заводское начальство поспешило успокоить общественность – увольнять планируют только руководящих работников. Между тем в середине сентября сотрудники завода стали сообщать, что о предстоящем в декабре сокращении уведомляют даже рядовых рабочих и инженеров, занятых непосредственно в производстве самолётов.

«Сократили «море» людей, - сообщил один из обратившихся в редакцию сотрудников. - Начальство говорило, что рабочих не будут сокращать, но слово не сдержало. И молодых и пенсионеров сокращают. С 3 декабря эти люди должны покинуть завод». 

Подобные новости начали появляться и в соцсетях. «В отдел кадров стали вызывать людей для оптимизации и сокращения. Много рабочих, а не управляющий персонал, как ранее говорили», - рассказывает один из авторов.  

«Вызвали уже 170 человек - рабочих в основном. И молодых, и пенсионеров… Вряд ли кто скажет в открытую о том, что их вызвали. Напишут потом в трудовой что-нибудь плохое. Потому и молчат. Но мы, их друзья, знаем, что их вызвали. И там написано в бумагах - срок вам до 3 декабря», - вторит другой. 

Однако официальный ответ, подготовленный пресс-службой предприятия, эту информацию опровергает. 

«Сокращение проходит в структурных подразделениях заводоуправления и подразделениях общехозяйственного обеспечения, - сообщает она. - Сокращение не затрагивает работников основного производства».

Диагноз - перегруз

Впрочем,  слухи не удивляют. Прошлый год завод завершил с чистым убытком в 2,6 миллиарда рублей. При этом сообщалось, что предприятие делает перерыв в серийном производстве самолётов и приступает к модернизации. 

Дело в том, что львиная доля доходов завода приходилась на программу по выпуску ближнемагистрального Ан-148. Эксперты высоко оценивали самолёт, но он стал жертвой политики – на территории России производство велось по украинской лицензии, а из-за санкционного режима авиапредприятия стран свернули сотрудничество.

На начавшуюся модернизацию предполагается потратить восемь миллиардов рублей. Кроме того, параллельно с сокращениями завод открыл новые вакансии. 

«Планируется набор основных производственных рабочих, -  комментируют решение на предприятии. – И эти должности предлагаются всем сокращаемым сотрудником. Набор объясняется значительным увеличением объёма производства на 2020 год и последующие годы, а также естественным движением персонала – увольнением по собственному желанию, выходом на пенсию и т.д. Текучесть кадров составляет 9%».

Оптимизм связан с планами производства двух новых самолётов – Ил-112В и Ил-96-400М. Первый из них – лёгкий транспортник, который должен прийти на замену устаревшему Ан-26, основной «рабочей лошадке» вооружённых сил. Кроме того, окончательный износ парка Ан-26 ставит под угрозу северные перевозки. Таким образом, производство Ил-112В – стратегический вопрос для страны, и альтернативы этому самолёту просто нет. Но пока судьба машины складывается непросто. Когда она была готова и выполнила в апреле свой первый полёт, обнаружились перегруз в три тонны и проблемы с центровкой – слишком тяжёлый хвост. 

Вины сотрудников ВАСО в этом нет, ошибки допустил разработчик – авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Кстати, не слишком удачные испытания стоили кресла его руководителю Алексею Рогозину. «Эффективного менеджера» отлучили от авиации, теперь он руководит застройкой транспортно-пересадочного узла Нагатинская в Москве. 

Между тем конструкторы доводят проект до ума – следующей весной должны пройти новые испытания. Уже удалось убрать одну тонну перегруза, от оставшихся двух планируется избавиться за счёт использования более лёгких композитных материалов. 

Наш ответ «Боингу»

Дальнемагистральный Ил-96, который выпускался воронежским авиазаводом с 1993 года, заслуженно считается вершиной советского авиастроения. Беда в том, что его салон вмещает меньше пассажиров, чем более современные модели «Боингов» и «Эйрбасов» - в результате отечественная машина, которая заслуженно считается эталоном надёжности, к 2000-м годам проиграла конкуренцию за коммерческие перевозки. Сегодня эти самолёты используют только национальная авиакомпания Кубы и специальный лётный отряд «Россия», который перевозит высшее руководство нашей страны. В отряд входит и знаменитый Ил-96-300ПУ – на нём летает президент.

В 2015 году было принято решение дать самолёту вторую жизнь. Была разработана его модернизированная версия – Ил-96-400М с удлинённым салоном и новыми, более мощными двигателями. Предполагается, что по топливной эффективности самолёт сравняется с импортными конкурентами. 

18 сентября под аплодисменты сотрудников завода завершилась стапельная сборка первого опытного образца – построен корпус самолёта. Планируется, что авиалайнер будет готов к концу 2020 года, первый опытный полёт намечен на 2021 год. 

Но удастся ли реализовать амбициозные планы по завоеванию рынка пассажирских перевозок, сегодня вряд ли кто-то скажет наверняка. Отечественные авиакомпании давно и прочно перешли на импортные самолёты, да и обслуживать парк из однотипных машин  выгоднее. 

Пока же ВАСО не может запустить в воздух ни один самолёт – с начала года там идёт ремонт взлётной полосы. На какой стадии находятся работы, в пресс-службе не сообщили, сославшись на режимный статус объекта, но уверили, что они закончатся в срок – к концу этого года. 

Нелётная погода

Конечно, дело не только в объективных трудностях. Каждые год-два завод меняет директоров, причём в последнее время руководить авиастроителями назначают даже выходцев из автомобильной и других непрофильных отраслей промышленности. Последний «коренной заводчанин» на этом посту - Виталий Зубарев, возглавлявший ВАСО с 2008 по 2014 годы, - осенью 2016 стал фигурантом уголовного дело о хищении через подставную фирму 21 млн рублей. 

Впрочем, трудности испытывает не один завод, а целая отрасль. В 2018-2019 годах, после нескольких лет роста, в России резко снизилось производство всех летательных аппаратов – не только самолётов, но и вертолётов, беспилотников, космических спутников. Сотрудников увольняют не только на воронежском, но и на иркутском, новосибирском и других заводах. Связано это с сокращение оборонзаказа – в 2020 году заканчивается масштабное перевооружение российской армии. 

При этом производство самолётов переживает реформу – осенью прошлого года «Объединённую авиастроительную корпорацию» включили в «Ростех». Весной председателем совета директоров ОАК стал бывший министр обороны, амнистированный Анатолий Сердюков. Приведёт ли реформа к взлёту воронежского авиастроения, сказать трудно.

Комментарии экспертов

«Судьба воронежского авиазавода напрямую зависит от того, насколько реален проект Ил-96-400М – наша альтернатива Boeing  и Airbus.  Это зависит от перевозчиков и правительственной поддержки проекта, - говорит директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе. - Мы уже знаем по опыту Superjet-100: нужно создать не только хорошую машину, но и целую сервисную сеть по обслуживанию самолёта. А это уже гораздо большие затраты – подготовка кадров, ремонтная часть. Вывод на рынок нового самолёта – это целый комплекс мероприятий. И мы абсолютно проигрываем конкуренцию Boeing  и Airbus именно в комплексе, а не по чисто техническим параметрам – шуму, энергоэффективности двигателя и т.д. 

Это проблема государственного уровня. Если у нас есть политика импортозамещения, если ставится цель хотя бы внутри страны летать на наших самолётах, значит, нужна долгосрочная целевая программа. В то же время, надо понимать, что любая продукция имеет двойное назначение. Самолёт из пассажирского может стать и военно-транспортным. Будет ли поддержан проект Ил-112 тоже до конца не ясно. Но не хотелось бы верить, что ВАСО может остаться без заказов и загрузки. Это была бы огромная, невосполнимая потеря». 

«На мой взгляд, мы видим заключительную часть трагедии главного завода Воронежской области, которая длится уже более 20 лет. Очевидно, общероссийский тренд на реиндустриализацию отразится и на ВАСО, думаю, что завод, к которому привыкли, мы уже не увидим никогда. Он сохранится в очень усечённом варианте, - считает политолог Дмитрий Нечаев. - Мне думается, что основная вина лежит на прежних губернаторах, которые и в 1990-е, и в «нулевые» годы, и в нынешнюю десятилетку не смогли предложить и пролоббировать на федеральном уровне благоприятный вариант развития завода». 

Как выполнял план ВАСО
  2014 2015 2016 2017 2018
План 6 Ан-148-100

2 Ил-96-400

2 Ил-96-300

6 Ан-148

1 Ил-96-400

1 Ил-96-300

5 Ан-148

1 Ил-96-300

5 Ан-148

3 Ан-148
Факт 5 Ан-148-100

1 Ил-96-400

4 Ан-148

1 Ил-96-400

2 Ил-96-300

3 Ан-148

1 Ил-96-300

2 Ан-148

3 Ан-148

 https://vrn.aif.ru/money/details/na_vzlyot_ili_v_pike_pochemu_idut_sokrashcheniya_na_voronezhskom_aviazavode


comments powered by Disqus
Общество
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.