На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

01.10.2019  |  12:54
6
На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе

ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация

Авиазавод – предприятие, которым, несмотря на трудности последних десятилетий, продолжают гордиться воронежцы. ВАСО переживает не лучшие времена, и, как следствие, тут начались сокращения. Как всегда в подобных случаях, руководство объясняет этот шаг оптимизацией. Но приведёт ли она к улучшению положения или только усилит кризис, выяснял «АиФ-Воронеж».

Кому на выход?

Комиссия по сокращению численности сотрудников на заводе была создана ещё в июне. Как сообщили в руководстве предприятия, к 19 сентября были сокращены четыре сотрудника, планируется расстаться ещё со 150 из 6,5 тысяч работников завода. Цель – снизить количество уровней управления и численность руководителей, оптимизировать накладные расходы, добиться нужного соотношения основного и вспомогательного персонала. 

Как только информация об этих планах просочилась в прессу, заводское начальство поспешило успокоить общественность – увольнять планируют только руководящих работников. Между тем в середине сентября сотрудники завода стали сообщать, что о предстоящем в декабре сокращении уведомляют даже рядовых рабочих и инженеров, занятых непосредственно в производстве самолётов.

«Сократили «море» людей, - сообщил один из обратившихся в редакцию сотрудников. - Начальство говорило, что рабочих не будут сокращать, но слово не сдержало. И молодых и пенсионеров сокращают. С 3 декабря эти люди должны покинуть завод». 

Подобные новости начали появляться и в соцсетях. «В отдел кадров стали вызывать людей для оптимизации и сокращения. Много рабочих, а не управляющий персонал, как ранее говорили», - рассказывает один из авторов.  

«Вызвали уже 170 человек - рабочих в основном. И молодых, и пенсионеров… Вряд ли кто скажет в открытую о том, что их вызвали. Напишут потом в трудовой что-нибудь плохое. Потому и молчат. Но мы, их друзья, знаем, что их вызвали. И там написано в бумагах - срок вам до 3 декабря», - вторит другой. 

Однако официальный ответ, подготовленный пресс-службой предприятия, эту информацию опровергает. 

«Сокращение проходит в структурных подразделениях заводоуправления и подразделениях общехозяйственного обеспечения, - сообщает она. - Сокращение не затрагивает работников основного производства».

Диагноз - перегруз

Впрочем,  слухи не удивляют. Прошлый год завод завершил с чистым убытком в 2,6 миллиарда рублей. При этом сообщалось, что предприятие делает перерыв в серийном производстве самолётов и приступает к модернизации. 

Дело в том, что львиная доля доходов завода приходилась на программу по выпуску ближнемагистрального Ан-148. Эксперты высоко оценивали самолёт, но он стал жертвой политики – на территории России производство велось по украинской лицензии, а из-за санкционного режима авиапредприятия стран свернули сотрудничество.

На начавшуюся модернизацию предполагается потратить восемь миллиардов рублей. Кроме того, параллельно с сокращениями завод открыл новые вакансии. 

«Планируется набор основных производственных рабочих, -  комментируют решение на предприятии. – И эти должности предлагаются всем сокращаемым сотрудником. Набор объясняется значительным увеличением объёма производства на 2020 год и последующие годы, а также естественным движением персонала – увольнением по собственному желанию, выходом на пенсию и т.д. Текучесть кадров составляет 9%».

Оптимизм связан с планами производства двух новых самолётов – Ил-112В и Ил-96-400М. Первый из них – лёгкий транспортник, который должен прийти на замену устаревшему Ан-26, основной «рабочей лошадке» вооружённых сил. Кроме того, окончательный износ парка Ан-26 ставит под угрозу северные перевозки. Таким образом, производство Ил-112В – стратегический вопрос для страны, и альтернативы этому самолёту просто нет. Но пока судьба машины складывается непросто. Когда она была готова и выполнила в апреле свой первый полёт, обнаружились перегруз в три тонны и проблемы с центровкой – слишком тяжёлый хвост. 

Вины сотрудников ВАСО в этом нет, ошибки допустил разработчик – авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Кстати, не слишком удачные испытания стоили кресла его руководителю Алексею Рогозину. «Эффективного менеджера» отлучили от авиации, теперь он руководит застройкой транспортно-пересадочного узла Нагатинская в Москве. 

Между тем конструкторы доводят проект до ума – следующей весной должны пройти новые испытания. Уже удалось убрать одну тонну перегруза, от оставшихся двух планируется избавиться за счёт использования более лёгких композитных материалов. 

Наш ответ «Боингу»

Дальнемагистральный Ил-96, который выпускался воронежским авиазаводом с 1993 года, заслуженно считается вершиной советского авиастроения. Беда в том, что его салон вмещает меньше пассажиров, чем более современные модели «Боингов» и «Эйрбасов» - в результате отечественная машина, которая заслуженно считается эталоном надёжности, к 2000-м годам проиграла конкуренцию за коммерческие перевозки. Сегодня эти самолёты используют только национальная авиакомпания Кубы и специальный лётный отряд «Россия», который перевозит высшее руководство нашей страны. В отряд входит и знаменитый Ил-96-300ПУ – на нём летает президент.

В 2015 году было принято решение дать самолёту вторую жизнь. Была разработана его модернизированная версия – Ил-96-400М с удлинённым салоном и новыми, более мощными двигателями. Предполагается, что по топливной эффективности самолёт сравняется с импортными конкурентами. 

18 сентября под аплодисменты сотрудников завода завершилась стапельная сборка первого опытного образца – построен корпус самолёта. Планируется, что авиалайнер будет готов к концу 2020 года, первый опытный полёт намечен на 2021 год. 

Но удастся ли реализовать амбициозные планы по завоеванию рынка пассажирских перевозок, сегодня вряд ли кто-то скажет наверняка. Отечественные авиакомпании давно и прочно перешли на импортные самолёты, да и обслуживать парк из однотипных машин  выгоднее. 

Пока же ВАСО не может запустить в воздух ни один самолёт – с начала года там идёт ремонт взлётной полосы. На какой стадии находятся работы, в пресс-службе не сообщили, сославшись на режимный статус объекта, но уверили, что они закончатся в срок – к концу этого года. 

Нелётная погода

Конечно, дело не только в объективных трудностях. Каждые год-два завод меняет директоров, причём в последнее время руководить авиастроителями назначают даже выходцев из автомобильной и других непрофильных отраслей промышленности. Последний «коренной заводчанин» на этом посту - Виталий Зубарев, возглавлявший ВАСО с 2008 по 2014 годы, - осенью 2016 стал фигурантом уголовного дело о хищении через подставную фирму 21 млн рублей. 

Впрочем, трудности испытывает не один завод, а целая отрасль. В 2018-2019 годах, после нескольких лет роста, в России резко снизилось производство всех летательных аппаратов – не только самолётов, но и вертолётов, беспилотников, космических спутников. Сотрудников увольняют не только на воронежском, но и на иркутском, новосибирском и других заводах. Связано это с сокращение оборонзаказа – в 2020 году заканчивается масштабное перевооружение российской армии. 

При этом производство самолётов переживает реформу – осенью прошлого года «Объединённую авиастроительную корпорацию» включили в «Ростех». Весной председателем совета директоров ОАК стал бывший министр обороны, амнистированный Анатолий Сердюков. Приведёт ли реформа к взлёту воронежского авиастроения, сказать трудно.

Комментарии экспертов

«Судьба воронежского авиазавода напрямую зависит от того, насколько реален проект Ил-96-400М – наша альтернатива Boeing  и Airbus.  Это зависит от перевозчиков и правительственной поддержки проекта, - говорит директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе. - Мы уже знаем по опыту Superjet-100: нужно создать не только хорошую машину, но и целую сервисную сеть по обслуживанию самолёта. А это уже гораздо большие затраты – подготовка кадров, ремонтная часть. Вывод на рынок нового самолёта – это целый комплекс мероприятий. И мы абсолютно проигрываем конкуренцию Boeing  и Airbus именно в комплексе, а не по чисто техническим параметрам – шуму, энергоэффективности двигателя и т.д. 

Это проблема государственного уровня. Если у нас есть политика импортозамещения, если ставится цель хотя бы внутри страны летать на наших самолётах, значит, нужна долгосрочная целевая программа. В то же время, надо понимать, что любая продукция имеет двойное назначение. Самолёт из пассажирского может стать и военно-транспортным. Будет ли поддержан проект Ил-112 тоже до конца не ясно. Но не хотелось бы верить, что ВАСО может остаться без заказов и загрузки. Это была бы огромная, невосполнимая потеря». 

«На мой взгляд, мы видим заключительную часть трагедии главного завода Воронежской области, которая длится уже более 20 лет. Очевидно, общероссийский тренд на реиндустриализацию отразится и на ВАСО, думаю, что завод, к которому привыкли, мы уже не увидим никогда. Он сохранится в очень усечённом варианте, - считает политолог Дмитрий Нечаев. - Мне думается, что основная вина лежит на прежних губернаторах, которые и в 1990-е, и в «нулевые» годы, и в нынешнюю десятилетку не смогли предложить и пролоббировать на федеральном уровне благоприятный вариант развития завода». 

Как выполнял план ВАСО
  2014 2015 2016 2017 2018
План 6 Ан-148-100

2 Ил-96-400

2 Ил-96-300

6 Ан-148

1 Ил-96-400

1 Ил-96-300

5 Ан-148

1 Ил-96-300

5 Ан-148

3 Ан-148
Факт 5 Ан-148-100

1 Ил-96-400

4 Ан-148

1 Ил-96-400

2 Ил-96-300

3 Ан-148

1 Ил-96-300

2 Ан-148

3 Ан-148

 https://vrn.aif.ru/money/details/na_vzlyot_ili_v_pike_pochemu_idut_sokrashcheniya_na_voronezhskom_aviazavode


comments powered by Disqus
Общество
Челябинские авиамоделисты создали первую на планете модель бомбардировщика ТУ-160
ФОТО: hornews.com ТУ-160 — это стратегический ракетоносец более известный под называнием «Белый лебедь». Его челябинская модель выполнена в масштаб...
ОДК поддержит эксплуатацию и послепродажное обслуживание двигателей ПС-90А в составе Ту-204 «Почты России»
Фото: Почта России Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех и ФГУП «Почта России» в рамках авиационно-космического салона М...
30 лет назад ИЛ-76 совершил первую в истории посадку на лед Антарктиды в условиях полярной зимы
Весной 1989 года в Госкомгидромет СССР обратились участники готовящейся международной экспедиции, которые намеревались совершить первый трансантарктич...
В Калужской области открыт памятник одному из самых известных советских транспортников Ан-12
Фото: ОНПП «Технология» В Калужской области состоялось торжественное открытие памятника одному из самых известных и распространенных советских военно-...
Политика
6 ударных Ми-35М поставлены Нигерии
Россия в рамках контракта поставила Нигерии шесть ударных вертолетов Ми-35М, Абуджа ожидает поставки еще шести машин, заявил в интервью РИА Новости по...
180 млрд на создание ПД-35 самого амбициозного проекта за всю историю российского авиастроения
Первый полет самолета с уникальным сверхмощным авиадвигателем для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов — ПД-35 — запланирован н...
В ближайшее время руководство «Ростеха» представит в правительство несколько сценариев реформирования ОАК
ФОТО:UAC.RUSSIA, facebook Если верить утечкам в СМИ, то почти все они предусматривают масштабное сокращение персонала и новые гигантские финансовые в...
В России разработан аванпроект транспортного дирижабля грузоподъёмностью до 200 тонн
Разработчики из Инициативного КБ дирижаблестроения "Аэросмена" при АО "Долгопрудненское КБ автоматики" (входит в ГК "Ростех") подготовили аванпроект т...
Армия
Ми-35П на военном параде в Индонезии продемонстрировал свою разрушительную мощь не совсем обычным способом
Ударный вертолет Ми-35П на военном параде в Индонезии продемонстрировал свою разрушительную мощь не совсем обычным способом. Это произошло случайно, н...
В Челябинской области завершено формирование эскадрильи Су-34
Смешанный авиационный полк Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированный в Челябинской области, завершил формирование второй эскадрильи бомбарди...
«Маршал Устинов» провел учения в Средиземном море
Фото: Пресс-служба Северного флота Экипаж ракетного крейсера «Маршал Устинов», выполняющий задачи дальнего похода в Средиземном море, отработал ряд п...
Вертолет ВМС США неудачно "загримировали" под Ми-24
ФОТО: Scramble@scramble_nl Камуфляж американского вертолета MH-60S, который должен был изображать российский ударный вертолет Ми-24, признан неудачн...
Спорт
Волгоградский дзюдоист завоевал золотую медаль II Европейских игр
Волгоградец Арман Адамян стал чемпионом Европы, выиграв «золото» на чемпионате континента по дзюдо, который в рамках II Европейских игр состоялся в Бе...
Волгоградские спортсмены — лидеры межрегионального турнира для людей с ограниченными возможностями здоровья
Более 80 участников из Волгоградской и Воронежской областей вышли на старт межрегиональной спартакиады «Вперед к рекордам!». Спортивный праздник таког...
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
180 млрд на создание ПД-35 самого амбициозного проекта за всю историю российского авиастроения
Первый полет самолета с уникальным сверхмощным авиадвигателем для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов — ПД-35 — запланирован н...
В ближайшее время руководство «Ростеха» представит в правительство несколько сценариев реформирования ОАК
ФОТО:UAC.RUSSIA, facebook Если верить утечкам в СМИ, то почти все они предусматривают масштабное сокращение персонала и новые гигантские финансовые в...
В России разработан аванпроект транспортного дирижабля грузоподъёмностью до 200 тонн
Разработчики из Инициативного КБ дирижаблестроения "Аэросмена" при АО "Долгопрудненское КБ автоматики" (входит в ГК "Ростех") подготовили аванпроект т...
"Пелла" построит новый ледокол за 7,5 млрд рублей
Ленинградский судостроительный завод "Пелла" построит к 2024 году ледокол мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7, компания выиграла соответствую...
Экономика
«Ростех» предлагает три варианта реформирования ОАК
ФОТО:«Ростех» «Ростех» подготовил для рассмотрения правительством три варианта развития Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Но в качестве...
На взлёт или в пике? Почему идут сокращения на воронежском авиазаводе
ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация Комиссия по сокращению численности сотрудников на заводе была создана ещё в июне. Как ...
Сертификат типа российского вертолетного двигателя ВК-2500ПС-03 валидирован в Индии
ФОТО: ОДК Двигатель ВК-2500ПС-03 Главное Управление Гражданской Авиации Индии по результатам успешной валидации выдало санкт-петербургскому АО «ОДК...
Европейский Superjet 100 покажут в Стамбуле
ФОТО: Николай Краснов / Facebook Производитель самолетов Superjet 100 — компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) примет участие в турецком фес...
Транспорт
Казахстанская компания начала возить грузы на самолете Ил-18, ранее это был Ил-20 ВС Украины
ФОТО: http://www.ato.ru Новая казахстанская компания IrMa Air Service, которая оказывает услуги в области грузовых авиаперевозок, в середине июля на...
100 млрд рублей за счет выпуска облигаций на создание МС-21 и развитие санавиации
Самолет МС-21 Марина Лысцева/ТАСС "Ростех" планирует привлечь до 100 млрд руб. за счет выпуска облигаций. Средства будут направлены на финансирование ...
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...