На крыльях в космос: история космопланов - "Буран"

25.11.2020  |  11:54
4
На крыльях в космос: история космопланов -

ФОТО: rostec

История работ над проектами различных многоразовых авиационно-космических систем насчитывает не один десяток лет. В апреле 1981 года состоялся первый полет на орбиту американского Space Shuttle, а чуть позже в космос полетел крылатый «Буран».

Сегодня многие связывают развитие пилотируемой программы именно с созданием космопланов. Обсуждаются такие проекты и у нас в стране. Тем более, что Россия обладает для этого отличным техническим заделом – успешно реализованной программой «Энергия-Буран».

Космический взлет «по-самолетному»

Практически сразу после первых полетов в космос появилась идея использования крылатых космических кораблей. Разработка самолетов, способных подниматься на большие высоты и выходить в космос, началась еще раньше – в конце 1950-х годов. Первым таким реализованным проектом стал американский гиперзвуковой самолет-ракетоплан North American X-15. Считается, что в 1959 году он взлетел так высоко, что оказался в космическом пространстве.

Впрочем, здесь следует уточнить, что этот факт во многом зависит от того, что именно понимать под космосом. По американским стандартам North American X-15 и его пилоты побывали в космосе 13 раз, потому что именно столько раз они поднимались на высоту более 80 км. По международным законам – только два раза, потому что согласно Международной авиационной федерации (ФАИ) космическим считается полет на высоте от 100 км над уровнем моря. При таких условиях летательный аппарат может стать искусственным спутником планеты, то есть крутиться по орбите вокруг Земли. Спутникам, как известно, крылья не нужны, а вот космическому кораблю они бы не помешали. Так посчитали специалисты NASA и в октябре 1968 года с идеей создания такого корабля обратились к американским космическим компаниям.

Считалось, что многоразовая космическая система в первую очередь позволить значительно снизить расходы на каждый пуск и стоимость полезного груза, выведенного на орбиту. В США началась работа над созданием многоразовой системой, которая получила название «Спейс шаттл» (Space Shuttle).

Первым прототипом «Спейс шаттла» стал «Энтерпрайз», названный так в честь корабля из популярного фантастического сериала Star Trek. Как и корабль из сериала, шаттл «Энтерпрайз» в настоящий космос не полетел, но позволил провести важные испытания на Земле.

1920px-Space_Shuttle_Columbia_launching (2).jpg
Пуск «Колумбии». Фото: NASA / wikipedia.org

Первым действующим космическим челноком стала «Колумбия», чей полет состоялся 12 апреля 1981 года. В этом фактически испытательном пуске, рискуя жизнью, приняли участие два астронавта. Тогда все сложилось удачно. Трагедия с «Колумбией» случилась гораздо позже – в 2003 году на 28 пуске. При крушении погибли семь членов экипажа. Такая же судьба была и у второго космического челнока – «Челленджера». Он выдержал девять пусков, а в 1986 году при своем десятом запуске разбился с восемью астронавтами на борту.

Последний полет по программе «Спейс Шаттл» состоялся в 2011 году. Всего за 30 лет использования шаттлы совершили 135 космических путешествий. Каждая такая поездка обходилась в немаленькую сумму – от 500 млн до 1,3 млрд долларов, а каждый килограмм «космического багажа» стоил около 15 тыс. долларов. В то же время наша одноразовая ракета «Союз» выводила в космос грузы по цене примерно в два-три раза дешевле. Программа «Спейс Шаттл» планировалась как коммерчески выгодная, а в итоге стоимость доставки грузов на орбиту на американских шаттлах оказалась самой высокой за всю историю космических полетов.

«Буран», опередивший время

Неудивительно, что космическая гонка между США и СССР не смогла обойти идею многоразовых космических систем. Наблюдая за деятельностью американских коллег, советские конструкторы обсуждали этот вопрос на самом высоком уровне. Идею крылатых космических кораблей активно продвигало ОКБ-52 во главе с Владимиром Николаевичем Челомеем. В Кремле они представляли свои предложения по созданию космоплана для полета к Марсу и Венере, а также разработке пилотируемых и беспилотных ракетопланов для околоземных полетов.

При этом сама идея возвращения из космоса на крыле находила поддержку не у всех конструкторов. К примеру, Сергей Павлович Королев допускал, что крылатый космоплан может быть незаменимым, например, при посадке на Марс. Но что касается околоземных полетов, то «дорого таскать крылья в космос».

Тем не менее в СССР в 1973 году началась разработка многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Специально для реализации программы было создано НПО «Молния» (с 2018 года это объединение входит в группу компаний «Калашников» и продолжает работы по авиационно-космической тематике). Главным конструктором «Молнии» был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, до этого занимавшийся проектом «Спираль», в рамках которого разрабатывался орбитальный самолет. «Спираль» не получила поддержки у советского руководства и Лозино-Лозинского переориентировали на создание «Бурана».

Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации

Работу над «Бураном» можно назвать самой масштабной космической стройкой в истории страны. В ней приняли участие более тысячи предприятий, многие из которых сегодня входят в состав Ростеха. В программе «Буран» большую роль играл Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова (ЛИИ им. Громова), входящий сейчас в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Здесь испытывалась автоматическая система управления, принципиально отличающая «Буран» от челноков пилотируемых человеком.

НПО «Молния» совместно с НПО «Энергия» и ЛИИ им. Громова разработали и построили летно-моделирующие стенды, пункт управления летным экспериментом, несколько летающих лабораторий. Атмосферный участок полета «Бурана» отрабатывался на созданной в НПО «Молния» летающей лаборатории БТС-002 – полноразмерной копии орбитального космического корабля с дополнительными турбореактивными двигателями. Более 20 полетов на БТС-002 как в ручном, так и в полностью автоматическом режиме были выполнены летчиками-испытателями ЛИИ им. Громова.

Остекление кабины и композитные детали «Бурана» были изготовлены на ОНПП «Технология». Тогда специалистами предприятия был изобретен инновационный материал гравимол, способный выдержать до +1650 °С. Можно сказать, что участие «Технологии» в проекте «Энергия-Буран» заложило основы композитного производства у нас в стране.

Кабина «Бурана» разрабатывалась специалистами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева, который сегодня входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Здесь же была предложена и создана уникальная система ВМ-Т для транспортировки планера космического челнока и крупногабаритных агрегатов по проекту «Энергия-Буран». В течении нескольких лет транспортные самолеты ВМ-Т «Атлант» совершили более 150 полетов, обеспечивая проведение наземных испытаний, а затем и сам космический полет.

Уникальная парашютная система космоплана была создана в НИИ парашютостроения (холдинг «Технодинамика»). Специалистами НИИ авиационного оборудования (ныне в составе КРЭТ) были разработаны комплексы приборной панели корабля, а посадку «Бурана» обеспечили системы производства другого предприятия КРЭТ – «Аэроприбор-Восход».

tg_image_2620119770.jpeg
Приземление «Бурана» на аэродроме Юбилейный 15 ноября 1988 г.

В результате, 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур ракета-носитель «Энергия» вывела космический корабль на околоземную орбиту. «Буран» два раза обогнул планету и приземлился на аэродроме «Юбилейный». Визуально посадка «Бурана» ничем не отличалась от приземления американских челноков. Однако «Буран» произвел свой полет и посадку полностью в автоматическом режиме – советским «шаттлом» управлял не экипаж, а бортовой вычислительный комплекс. Автоматический полет «Бурана» попал на страницы Книги рекордов Гиннесса и до сих пор этот рекорд не побит. К сожалению, первый полет «Бурана» стал и последним.

Подробно о том, как развивалась программа «Энергия-Буран» и чем она удивила весь мир, читайте в этой статье.

Планы для космоплана

На заре создания многоразовых авиационно-космических систем их основным назначением считался менее затратный и более оперативный по сравнению с одноразовыми ракетами доступ в космос. Но, как оказалось, проектирование такой технически сложной системы весьма затратно, да и эксплуатация не всегда экономически выгодна.

В наши дни современные технологии могут предоставить новые возможности космическому взлету «по-самолетному». Это не только организация доставки грузов на орбиту и обратно на Землю. Рассматриваются такие возможности, как трансконтинентальные перелеты, а также развитие космического туризма с пребыванием на орбите в течение нескольких дней и возвращением на аэродром вылета.

Antonov_An-225_with_Buran_at_Le_Bourget_1989_Manteufel.jpg
фото: Ralf Manteufel / wikimedia.org

Создание авиационно-космических систем сможет стать своего рода платформой для реализации прорывных решений. Проект такого масштаба способен аккумулировать в себе практически весь научный и промышленный потенциал страны с последующим внедрением новых технологий во многих секторах экономики. Такой была и программа «Энергия-Буран», в ходе выполнения которой была создана разнообразная номенклатура военных и гражданских разработок. Сотни этих решений нашли применение в различных сферах. К примеру, системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Ну и, конечно, они могут стать базой при разработке нового российского космоплана – тема многоразовых крылатых космических кораблей продолжает развиваться.

https://rostec.ru/news/na-krylyakh-v-kosmos-istoriya-kosmoplanov/


comments powered by Disqus
Общество
Волгоградскому ребёнку меценат оплатил самое дорогое в мире лекарство
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как сообщает Telegram-канал “Сталингумрак”, больше 140 миллионов на лекарство перечислил семье Сарма...
Не стало Легенды волгоградского футбола Александра Никитина
ФОТО: ГТРК "Волгоград-ТРВ" Как сообщает Telegram-канал “Сталингумрак”, волгоградский футбол постигла невосполнимая утрата. На 60-м году жизни сконч...
Профессиональный клининг помещений от компании "Юла клининг"
ФОТО: ВК34 "В Контексте" Современный ритм жизни приводит людей к тому, что у них не хватает времени на уборку помещения. В такой ситуации лучше вс...
Индия направит в Россию военных специалистов для обучения эксплуатации С-400
Фото Минобороны РФ Первая группа в составе 100 индийских военных специалистов и военнослужащих в конце января отправится в Россию для обучения экс...
Политика
На фрегат "Адмирал Головко" погрузили отечественные газовые турбины
ФОТО: Судостроительный завод Северная верфь Предприятие загрузило на строящийся фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" отечественные газовые турбин...
Началась стыковка крыла и хвостового оперения обновленного планера Ил-114-300
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация На серийном заводе в Луховицах приступили к следующему этапу сборки обновленного планера второго опытн...
В России сократят срок строительства атомных подлодок
© Фото: sevmash.ru Стапельный период строительства атомных подводных лодок может сократиться на 18 месяцев за счет внедряемого на Севмаше нового бл...
Как выбрать аппарат для производства сахарной ваты
ФОТО: © «Компания Кей Технолоджи» Производителями выпускаются аппараты для приготовления сладкой ваты с кольцевыми и спиральными ТЭНами. Нагревате...
Армия
Летчик-испытатель оценил шансы Су-57 в бою с F-35
Фото: Сергей Михеев/ РГ В гипотетической воздушной дуэли между истребителем пятого поколения Су-57 и американским F-35 победу одержит российский са...
Два Ту-160 выполнили плановый полет над северными нейтральными водами
ФОТО: © ТРК "Звезда" Два самолета Ту-160 осуществили плановый полет над нейтральными водами Северного Ледовитого океана, Баренцева и Белого морей. ...
Морской инженерный полк Северного флота отработал навыки в условиях Крайнего Севера и Арктики
ФОТО: © Минобороны России В преддверии своего профессионального праздника Дня инженерных войск, военнослужащие отдельного морского инженерного полк...
The Drive назвал преимущества российских вертолетоносцев
Фото: Пресс-служба ЗВО по Балтфлоту Универсальные десантные корабли "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" по своим возможностям станут универсальным...
Спорт
Хуже "Ротора"-2020 после 11 туров только "Арсенал"-2014
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, Волгоградский "Ротор" за первые 11 туров чемпионата России 2020-2021, учиты...
Болельщики потребовали отправить в отставку директора волгоградского Ротора
ФОТО: © Telegram-канал “Сталингумрак” Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, болельщики потребовали отправить в отставку директора волгоградск...
Петицию с просьбой отправить в отставку руководство волгоградского ФК Ротор создали на Change.org.
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, автор обращается к губернатору и перечисляет причины ...


Промышленность
На фрегат "Адмирал Головко" погрузили отечественные газовые турбины
ФОТО: Судостроительный завод Северная верфь Предприятие загрузило на строящийся фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" отечественные газовые турбин...
Началась стыковка крыла и хвостового оперения обновленного планера Ил-114-300
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация На серийном заводе в Луховицах приступили к следующему этапу сборки обновленного планера второго опытн...
В России сократят срок строительства атомных подлодок
© Фото: sevmash.ru Стапельный период строительства атомных подводных лодок может сократиться на 18 месяцев за счет внедряемого на Севмаше нового бл...
Как выбрать аппарат для производства сахарной ваты
ФОТО: © «Компания Кей Технолоджи» Производителями выпускаются аппараты для приготовления сладкой ваты с кольцевыми и спиральными ТЭНами. Нагревате...
Экономика
Sina (Китай): Как Советский Союз чуть не изобрел Интернет
ФОТО: © РИА Новости, Юрий Иванов Если спросить, кому принадлежит заслуга создания интернета, многие сразу подумают об Америке. Но это не совсем та...
Только региональная авиация сохранит Россию единой
Самолет ТВС-2ДТС. Фото: aviation21.ru Развитие региональной авиации – критически важно для России. При этом сейчас в стране даже нет своего совреме...
Председатель СФ - необходимо решать проблему нехватки пилотов для Бе-200
Фото: ТАНТК им. Г.М. Бериева Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М....
Электроэнергия солнечных станций начала поступать в дома, социальные учреждения и предприятия Волгограда
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, две станции «Светлая» и «Луч» подают электричество на ...
Транспорт
Через два полюса: как Ан-124 установил 17 рекордов сразу
Фото: http://aviator.guru 30 лет назад советский тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" завершил своей кругосветный перелет через два пол...
Волгоградская прокуратура потребовала вернуть маршрут трамвая номер 1 в Ворошиловском районе
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, соответствующее письмо направлено руководителю департ...
В Волгограде готов к открытию участок новой дороги - продление первой продольной на юг
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, четырехполосная дорога продлена до ТРЦ Акварель. На с...
Волгоградская мэрия решила сделать упор на электротранспорт в новой транспортной схеме
ФОТО: © "ИД "Волгоградская правда" Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, для этого построят новые пути для трамваев, закупят новые составы, ...
Сельское хозяйство
Введение экспортных пошлин на зерновые болезненно ударит по аграриям Юга
Как сообщает Telegram-канал “Сталингумрак” , минэкономики РФ готовится ввести с 15 февраля экспортную пошлину на пшеницу в размере €25 за тонну. До ко...
Земледельцы Волгоградской области преодолели планку в один миллион по сбору масличных культур
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Уборочная страда продолжается. По данным комитета сельского хозяйства Волгоградской области, масличн...
Аграрии Волгоградской области приступили к уборке технических культур
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Они размещены на площади 813 тысяч гектаров, что на 40 тысяч гектаров больше прошлогоднего показат...
Свыше 900 тысяч гектаров на сегодня засеяно озимыми культурами в Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области По информации облкомсельхоза, львиную долю посевов занимает основная зерновая культура — пшеница. Вс...