«Кинетика» завершила сборку действующего прототипа авиатакси проекта «Бартини»

24.10.2018  |  17:21
4
«Кинетика» завершила сборку действующего прототипа авиатакси проекта «Бартини»

В России разрабатываются проекты беспилотного аэротакси. Модель летательного аппарата для внутригородских перевозок собрана в центре прототипирования НИТУ «МИСиС» «Кинетика». Образец в масштабе 1:2 позволит испытать аэродинамические характеристики и системы управления пассажирским дроном в реальных условиях. Разработчики рассчитывают, что в течение нескольких лет у отечественных авиастроителей будут шансы занять значительную долю будущего мирового рынка городских электролетов. Однако необходимо решить вопрос с безопасностью и нормативным регулированием беспилотной авиации. 

Скоростной дрон-гибрид

В центре «Кинетика» завершена сборка действующего прототипа летательного аппарата для российского проекта «Бартини». Он назван в честь итальянского коммуниста и советского авиаконструктора Роберта Бартини. Аппарат представляет собой беспилотное устройство, выглядящее как квадрокоптер: у него четыре мотора, каждый из которых вращает в противоположных направлениях по два соосных винта. Взлет и посадка осуществляются автоматически — аппарат программируется на определенный маршрут. 

— Но это не совсем квадрокоптер, — пояснил «Известиям» технический директор проекта Владимир Салатов. — В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и «летающего крыла», и так называемого конвертоплана.

Последнее означает, что «Бартини» взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, винты постепенно поворачиваются, пока не примут вертикальное положение, подобное пропеллерам самолета. И аппарат движется дальше фактически в самолетном режиме за счет подъемной силы плоского корпуса-крыла. Посадка происходит в обратном порядке: винты возвращаются в горизонтальную плоскость, самолет вновь оборачивается коптером и приземляется вертикально. Такая гибридная аэродинамическая схема, по утверждению Владимира Салатова, лучше всего подходит для пассажирских перелетов внутри города: она обеспечивает в разы большую скорость движения и экономию энергии.

— Прототип развивает скорость порядка 200 км/ч, — рассказал «Известиям» руководитель производственного отдела Центра прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» «Кинетика» Павел Косятов. — Вес его около 60 кг, корпус изготовлен из полимерных материалов, оси стальные, питание осуществляется от литиевых батарей.

По словам Владимира Салатова, серийный «Бартини» будет развивать еще большую скорость, до 300 км/ч — огромную по сравнению с мультикоптерами (многовинтовыми электролетами) аналогичного класса, которые не могут летать быстрее 100 км/ч. Разработчик добавил, что «Аэротакси» планируют запустить в серию к 2020 году.

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»

Фото: российская компания «Бартини»

Занять новый рынок

Впрочем, у мультикоптеров другое преимущество: при такой конструкции легче обеспечить требуемый уровень безопасности. Об этом рассказал «Известиям» Сергей Товкач, технический директор сколковского проекта «Гепард», беспилотника-мультикоптера, также предназначенного для внутригородских перевозок в режиме аэротакси. В «Гепарде» будет целых 22 двигателя, каждый из которых вдобавок снабжен отдельной батареей питания.

По мнению Сергея Товкача, пассажирские беспилотники российской разработки и производства имеют все шансы занять в этой отрасли значительную долю мирового рынка, который сейчас только формируется. Ведь в России доступны все материалы, нужные для производства собственных электролетов: алюминий, титан, авиационные сплавы. На многих российских предприятиях имеются все необходимые станки и оборудование. А стоимость рабочей силы в авиационной отрасли — как в инженерных разработках, так и на производстве, — у нас сейчас даже ниже, чем в Китае.

Впрочем, для перелетов между соседними городами еще долгое время будут более пригодны традиционные вертолеты, способные взять на борт запас топлива для преодоления нескольких сот километров. Но массовое использование в городе обычных легких вертолетов нерентабельно и небезопасно: им некуда садиться в аварийных случаях и их негде хранить в городе, среди жилых домов, из-за запасов пожароопасного керосина. Поэтому небольшие электролеты-аэротакси, перевозящие внутри города от одного до четырех-пяти пассажиров, — оптимальное решение для будущего внутригородского пассажирского авиатранспорта. Они могут обходиться легкими батареями, которых хватает примерно на полчаса полета и несколько десятков километров пути.

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»
Фото: российская компания «Бартини»

Вопрос безопасности

Предложения подобных аппаратов уже появились, в частности, на рынке в Германии и Китае. Обширные планы по форсированному внедрению городских аэротакси вынашивают ОАЭ и США. Однако осуществлению этих планов пока препятствует отсутствие международной и локальных нормативных баз для использования беспилотной авиации в городе. По мнению экспертов, необходимые требования по безопасности, сертификации, регламенту полетов и прочие законодательные требования к городскому аэротакси будут в большинстве стран приняты примерно к 2020–2022 году. Как раз к этому времени подоспеет и запуск в производство российских пассажирских электролетов.

Впрочем, по мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, принять необходимые требования и регламенты — только полдела. Самое сложное — разработать и создать необходимую инфраструктуру безопасности для беспилотных транспортных средств, способную надежно предотвращать как случайные аварии, так и возможные злонамеренные действия. Такую инфраструктуру — как для беспилотных автомобилей, так и для малой городской беспилотной авиации, — по мнению Натальи Агре, удастся развернуть в крупных российских городах не раньше 2030 года.

Сейчас в России и в мире идет активное тестирование беспилотных автомобилей. Например, «Яндекс» запустил аэротакси в «Сколково» и на территории Иннополиса под Казанью. Но в каждой такой машине находится инженер, сидящий на пассажирском сиденье. Он следит за работой авто и в любой момент может остановить его в случае необходимости. Две модели беспилотных машин на Московском международном автосалоне (ММАС-2018) в августе этого года представил Горьковский автозавод (ГАЗ). Встроенные системы, защищенные от помех и кибератак, распознают границы проезжей части при отсутствии разметки и определяют препятствия.

https://iz.ru/800657/dmitrii-liudmirskii/zaimem-etot-dron-v-rossii-sozdaiut-aerotaksi


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Ростех начал поставки портативной РЛС для обнаружения дронов на сверхмалых высотах
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех осуществил первую поставку портативной многофункциональной радиолокационной станции (МРЛС), которая позв...
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...