«Кинетика» завершила сборку действующего прототипа авиатакси проекта «Бартини»

24.10.2018  |  17:21
4
«Кинетика» завершила сборку действующего прототипа авиатакси проекта «Бартини»

В России разрабатываются проекты беспилотного аэротакси. Модель летательного аппарата для внутригородских перевозок собрана в центре прототипирования НИТУ «МИСиС» «Кинетика». Образец в масштабе 1:2 позволит испытать аэродинамические характеристики и системы управления пассажирским дроном в реальных условиях. Разработчики рассчитывают, что в течение нескольких лет у отечественных авиастроителей будут шансы занять значительную долю будущего мирового рынка городских электролетов. Однако необходимо решить вопрос с безопасностью и нормативным регулированием беспилотной авиации. 

Скоростной дрон-гибрид

В центре «Кинетика» завершена сборка действующего прототипа летательного аппарата для российского проекта «Бартини». Он назван в честь итальянского коммуниста и советского авиаконструктора Роберта Бартини. Аппарат представляет собой беспилотное устройство, выглядящее как квадрокоптер: у него четыре мотора, каждый из которых вращает в противоположных направлениях по два соосных винта. Взлет и посадка осуществляются автоматически — аппарат программируется на определенный маршрут. 

— Но это не совсем квадрокоптер, — пояснил «Известиям» технический директор проекта Владимир Салатов. — В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и «летающего крыла», и так называемого конвертоплана.

Последнее означает, что «Бартини» взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, винты постепенно поворачиваются, пока не примут вертикальное положение, подобное пропеллерам самолета. И аппарат движется дальше фактически в самолетном режиме за счет подъемной силы плоского корпуса-крыла. Посадка происходит в обратном порядке: винты возвращаются в горизонтальную плоскость, самолет вновь оборачивается коптером и приземляется вертикально. Такая гибридная аэродинамическая схема, по утверждению Владимира Салатова, лучше всего подходит для пассажирских перелетов внутри города: она обеспечивает в разы большую скорость движения и экономию энергии.

— Прототип развивает скорость порядка 200 км/ч, — рассказал «Известиям» руководитель производственного отдела Центра прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» «Кинетика» Павел Косятов. — Вес его около 60 кг, корпус изготовлен из полимерных материалов, оси стальные, питание осуществляется от литиевых батарей.

По словам Владимира Салатова, серийный «Бартини» будет развивать еще большую скорость, до 300 км/ч — огромную по сравнению с мультикоптерами (многовинтовыми электролетами) аналогичного класса, которые не могут летать быстрее 100 км/ч. Разработчик добавил, что «Аэротакси» планируют запустить в серию к 2020 году.

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»

Фото: российская компания «Бартини»

Занять новый рынок

Впрочем, у мультикоптеров другое преимущество: при такой конструкции легче обеспечить требуемый уровень безопасности. Об этом рассказал «Известиям» Сергей Товкач, технический директор сколковского проекта «Гепард», беспилотника-мультикоптера, также предназначенного для внутригородских перевозок в режиме аэротакси. В «Гепарде» будет целых 22 двигателя, каждый из которых вдобавок снабжен отдельной батареей питания.

По мнению Сергея Товкача, пассажирские беспилотники российской разработки и производства имеют все шансы занять в этой отрасли значительную долю мирового рынка, который сейчас только формируется. Ведь в России доступны все материалы, нужные для производства собственных электролетов: алюминий, титан, авиационные сплавы. На многих российских предприятиях имеются все необходимые станки и оборудование. А стоимость рабочей силы в авиационной отрасли — как в инженерных разработках, так и на производстве, — у нас сейчас даже ниже, чем в Китае.

Впрочем, для перелетов между соседними городами еще долгое время будут более пригодны традиционные вертолеты, способные взять на борт запас топлива для преодоления нескольких сот километров. Но массовое использование в городе обычных легких вертолетов нерентабельно и небезопасно: им некуда садиться в аварийных случаях и их негде хранить в городе, среди жилых домов, из-за запасов пожароопасного керосина. Поэтому небольшие электролеты-аэротакси, перевозящие внутри города от одного до четырех-пяти пассажиров, — оптимальное решение для будущего внутригородского пассажирского авиатранспорта. Они могут обходиться легкими батареями, которых хватает примерно на полчаса полета и несколько десятков километров пути.

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»
Фото: российская компания «Бартини»

Вопрос безопасности

Предложения подобных аппаратов уже появились, в частности, на рынке в Германии и Китае. Обширные планы по форсированному внедрению городских аэротакси вынашивают ОАЭ и США. Однако осуществлению этих планов пока препятствует отсутствие международной и локальных нормативных баз для использования беспилотной авиации в городе. По мнению экспертов, необходимые требования по безопасности, сертификации, регламенту полетов и прочие законодательные требования к городскому аэротакси будут в большинстве стран приняты примерно к 2020–2022 году. Как раз к этому времени подоспеет и запуск в производство российских пассажирских электролетов.

Впрочем, по мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, принять необходимые требования и регламенты — только полдела. Самое сложное — разработать и создать необходимую инфраструктуру безопасности для беспилотных транспортных средств, способную надежно предотвращать как случайные аварии, так и возможные злонамеренные действия. Такую инфраструктуру — как для беспилотных автомобилей, так и для малой городской беспилотной авиации, — по мнению Натальи Агре, удастся развернуть в крупных российских городах не раньше 2030 года.

Сейчас в России и в мире идет активное тестирование беспилотных автомобилей. Например, «Яндекс» запустил аэротакси в «Сколково» и на территории Иннополиса под Казанью. Но в каждой такой машине находится инженер, сидящий на пассажирском сиденье. Он следит за работой авто и в любой момент может остановить его в случае необходимости. Две модели беспилотных машин на Московском международном автосалоне (ММАС-2018) в августе этого года представил Горьковский автозавод (ГАЗ). Встроенные системы, защищенные от помех и кибератак, распознают границы проезжей части при отсутствии разметки и определяют препятствия.

https://iz.ru/800657/dmitrii-liudmirskii/zaimem-etot-dron-v-rossii-sozdaiut-aerotaksi


comments powered by Disqus
Общество
В ПФР разъяснили работающим пенсионерам порядок выплаты социальной пенсии
Фото: Евгений Епанчинцев, РИА Новости Ранее в ряде СМИ были опубликованы статьи, в которых говорилось о возможной отмене социальной пенсии работающим...
Пенсию в 2019 году назначат по новым правилам
В следующем году условия для назначения страховой пенсии по старости изменятся. Кому положена накопительная часть, кто может рассчитывать на льготную ...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Политика
ОАК признала слишком оптимистичным начало поставок CR929 в 2025 году
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в рамках авиасалона Airshow China сказал, что изначально запланированное на 2025...
Министр природы объяснил влияние "мусорной реформы" на платежи ЖКХ
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов С нового года Россия перейдет на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами, и из-за этого в некоторых реги...
Почему Boeing и Airbus боятся авиационных амбиций Китая и России
Представители компаний Boeing и Airbus не смогли скрыть своих опасений в связи с тем, что они увидели на 12-м авиасалоне Airshow China в китайском гор...
За скрутку показателей прибора или врезку в газовую трубу придется дорого заплатить
Минстрой разработал меры противодействия махинациям с газовыми счетчиками. За скрутку показателей прибора или врезку в газовую трубу придется дорого з...
Армия
Легендарные УАЗы возвращают в строй в Ираке
Иракская армия продолжает восстанавливать автомобили Ульяновского автомобильного завода. В Twitter опубликованы изображения процесса реанимации знамен...
Для войск РХБЗ создадут нового робота-разведчика
Для войск Радиационно-химической и биологической защиты начались работы по созданию нового роботехнического комплекса, который кроме машины-разведчика...
The National Interest: Почему ни одни ВВС не хотят вступать в борьбу с С-400
С - 400 это одна из тех ракетных систем, которые вызывают наибольшее количество споров в мире. США вводят экономические санкции против стран просто за...
National Interest: Забудьте про С-500 и Су-57 у российских военных большие планы на будущее
ФОТО: ТАСС/Сергей Бобылев Россия приступила к подготовке планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию оружия следующего...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...
Юные футболистки Волгоградской области завоевали «бронзу» всероссийского турнира
Команда из Камышина получила бронзовые медали всероссийского турнира по мини-футболу «Лига чемпионок» среди девочек 2003-2005 годов рождения. Соревнов...
Гостей матча "Тунис"- "Англия" в аэропорту Волгограда провожали джазом и казачьими песнями
«Комбо-джаз-бенд» и казачий ансамбль «Браты» стали финальным аккордом первого футбольного матча в Волгограде. Концерт для болельщиков в волгоградском ...


Промышленность
ОАК признала слишком оптимистичным начало поставок CR929 в 2025 году
Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в рамках авиасалона Airshow China сказал, что изначально запланированное на 2025...
Почему Boeing и Airbus боятся авиационных амбиций Китая и России
Представители компаний Boeing и Airbus не смогли скрыть своих опасений в связи с тем, что они увидели на 12-м авиасалоне Airshow China в китайском гор...
Россия и Казахстан создадут СП по производству самолета Ил-103М
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина и Казахстанский авиационный завод подписали соглашение о намерениях по созданию на территории Казахстана произв...
Завершены испытания "Ансата" с системой аварийного приводнения
Вертолет "Ансат" © Егор Алеев/ТАСС "Вертолеты России" (входит в Ростех) завершили испытания легкого вертолета "Ансат" с системой аварийного приводне...
Экономика
Две трети россиян планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию
68 процентов, планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию. И уже разрабатывают планы по увеличению своих доходов на этот п...
Транспорт
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
22 автомобиля скорой медицинской помощи получит Волгоградская область в текущем году за счет средств федерального бюджета
Как пояснили в комитете здравоохранения Волгоградской области, поступление новых скорых — результат системной, планомерной работы по укреплению матери...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...
Волгоградская ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств признана лучшей в стране
15 – 16 мая в Москве проходил XXIX съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), который объ...
В Волгоградской области посеяно свыше 570 тысяч гектаров яровых
Порядка двух миллионов гектаров на сегодняшний день занимают засеянные площади в Волгоградской области: более 1,4 миллиона гектаров приходятся на озим...