Как в Казани «скрестили» стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214

26.10.2018  |  14:29
4
Как в Казани «скрестили» стратегический Ту-160 с пассажирским Ту-214

Такого в стране не делали с 1984 года: зачем понадобился длинноносый «гибрид» за 1,7 млрд рублей?

Осколки продвигавшейся некогда правительством РТ, но отодвинутой на обочину программы серийного пассажирского самолета Ту-214 продолжают работать на благо авиапрома. Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160. Для чего это нужно и при чем тут странные решения правительства Дмитрия Медведева, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Казанский авиазавод готовит к первому полету необычный борт — лайнер некогда обанкроченной авиакомпании «Дальавиа» с носом от Ту-160 (на фото - тот самый борт 604507)

Именно этот бывший борт «Дальавиа» стал основой нового необычного самолетаФото: «БИЗНЕС Online»

ДЕШЕВО И СЕРДИТО?

До конца года Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) поднимет в первый полет Ту-214 с носом от Ту-160, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Что за чудо? Мы предложили «Туполеву» и КАЗу прокомментировать эту информацию, но ответа не получили.

Остряки могли бы сказать, что так производство откликнулось на «наказ» президента РФ Владимира Путина, сделанный им во время визита на казанский авиазавод и осмотра Ту-160: глава государства тогда сказал, что можно задуматься и о пассажирском сверхзвуке. Вакханалия, которая тогда поднялась в СМИ и не может заглохнуть до сих пор, с заявлениями о переделке бомбардировщиков для шейхов, уже ведущемся проектировании делового сверхзвукового самолета с изменяемой стреловидностью крыла и так далее, конечно, никак не связана с реальностью. Впрочем, к программе, о которой идет речь, все это тоже не имеет никакого отношения. Она исключительно утилитарна, и, по всей видимости, решает две задачи: отработать элементы программы Ту-160М2 и создать самолет-тренажер для будущих пилотов «стратегов».

По всей видимости, мы имеем дело с программой, информация о которой в начале 2014 года появилась на порталах закупок, — «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (многофункциональный летно-моделирующий комплекс ЛМК-214), ОАО „Туполев“ города Казань Республики Татарстан» (в рамках ФЦП развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011–2020 годах). Указывалась и стоимость (насколько можно судить, одного этапа) — 1 млрд 709 млн 250 тыс. рублей. Завершить работу предполагалось в конце 2017 года. Среди прочего за 600 млн должен был быть куплен подержанный Ту-214 типовой конструкции, техническое состояние которого обеспечит налет в 3 тыс. летных часов или 600 посадок. Предположительно, этим бортом стал построенный в 2003 году «Ту» с регистрацией 64507, который некогда летал сначала в авиакомпании «Дальавиа», а после ее банкротства в 2008 году — в «Аэростарз» (лишилась сертификата эксплуатанта в 2011-м).

«Бывшие в эксплуатации Ту-214 вполне можно использовать для подготовки пилотов — свой ресурс они еще не отлетали, к тому же одно дело — гражданская авиация с ее жесткими сертификационными требованиями, другое — военная, где их нет, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала Aviarunet Роман Гусаров. — Предполагаю, что это будет нечто вроде симулятора. Не для того, чтобы научиться пилотировать Ту-160 (все же у этих машин разная динамика полета, это как на легковой машине учиться управлять автобусом), но чтобы привыкнуть к кабине, системе управления, процедурам. Даже вполне возможно, что это именно замена наземному тренажеру, который по цене мог оказаться сопоставимым с реальным пассажирским самолетом. И потом, данные, которые надо вводить в мозги тренажера, закрытые, а их надо передавать какой-то компании-разработчику. Не утекут ли они? Да и западных комплектаторов надо привлекать. Плюс обычно тренажер разрабатывают, понимая, что его будут тиражировать десятками, а здесь, скорее всего, нужен один, максимум несколько. Словом, цена была бы космической. Но при этом симулятор более приближен к реальному самолету, чем такая „летающая парта“, поскольку может имитировать динамику полета конкретного типа — какую программу заложишь, то он тебе и выдаст. А в данном случае, видимо, решили поступить дешево и сердито».

Основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 м

Платформой для создания нового учебно-тренировочного самолета в конце 70-х выбрали Ту-134Фото: ©Лев Поликашин, РИА «Новости»

ИЗ «ЛЕТАЮЩИХ ПАРТ» — В VIP-САЛОНЫ

Такое уже проходили в Советском Союзе. В конце 70-х, когда в стране раскручивались программы дальнего Ту-22М3 и стратегического Ту-160, встал вопрос: как на практике обучать их экипажи? Поэтому ОКБ Туполева разработало учебно-тренировочный самолет с некоторыми пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. За основу взяли массовый пассажирский Ту-134Б — он более других условно соответствовал поведению в воздухе тяжелых боевых машин, плюс к тому времени военные уже использовали 134-й для тренировки штурманов (Ту-134Ш).

Со сверхзвуковыми «тушками» Ту-134УБЛ (учебно-боевой для летчиков — такое название получила машина) роднили радиосвязные и навигационные системы, часть приборного оборудования кабины и новый… нос — подобный Ту-22М3 и Ту-160. Это требовалось для создания курсантам аутентичного обзора из кабины. Из-за этого машина стала длиннее на 4,6 метра. А свои основные характеристики Ту-134 сохранил: крейсерская скорость — 890 км/ч, дальность — 2300 км, потолок — 11 800 метров.

В 1981–1984 годах на Харьковском авиазаводе выпустили 90 Ту-134УБЛ. Программа преследовала две задачи: первая — подготовка летчиков; вторая — испытание разного рода систем, например радиолокационных станций для Ту-95МС и Ту-22М3. Отметим, что ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты» — не зря машина пользовалась любовью у военных летчиков, а потому у них не прижилось пущенное было в массы насмешливое прозвище самолета  — «Буратино».

Ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты»

Ни один Ту-134УБЛ не потерян в катастрофах, что не совсем обычно для «летающей парты»Фото: ©Александр Кондратюк, РИА «Новости»

В конце 90-х, с наступлением тяжелых времен, Ту-134УБЛ начали списывать со службы (в открытых перечнях высвобождаемого военного недвижимого имущества фигурировало около 20 УБЛ) и переделывать в пассажирские, в том числе в VIP-варианты. А что? Носатый Ту-134 выглядит прямо-таки по-пижонски эффектно. К примеру, Ту-134УБЛ в псевдоаэрофлотовской окраске и с собственным именем «Граф Муравьев-Амурский» используется для перелетов полпреда президента РФ по Дальнему Востоку (среди прочих летал на нем и Камиль Исхаков). Он был передан для перевозок высших гражданских чинов 11-й армией ВВС и ПВО. ВВС тоже стали использовать машину для служебных полетов личного состава.

Следующий удар по УБЛ нанесла катастрофа пассажирского Ту-134 в Петрозаводске 20 июня 2011 года. В то время президент России Дмитрий Медведев поручил готовить вывод Ту-134 из эксплуатации к 2012 году. Вслед за прекращением эксплуатации гражданских лайнеров остановили и военные модификации, «за исключением полетов, связанных с боевой подготовкой». Но, как писали «Известия», несмотря на эту оговорку, в 2012 году попавшие в опалу «тушки» почти не летали, программа учебы и повышения квалификации штурманов и летного состава дальней авиации застопорилась. Поэтому через год военные предложили вернуть в строй Ту-134 для подготовки летчиков и штурманов, что и было сделано. Однако этих машин все равно осталось мало, сегодня их едва ли наберется и полтора десятка.

Примерно в те же годы находившийся тогда на посту министр обороны Анатолий Сердюковпредписал подготовить тактико-техническое задание для самолета на замену Ту-134УБЛ — им должен был стать Ту-204 или Ту-214. Как теперь понятно, выбор остановили на последнем.

Собранный из советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года

В Казани готовятся вновь начать выпуск Ту-160Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ

Добавим, что появление информации о старте программы ЛМК-214 по времени следовало сразу за заявлениями военных о том, что глубокую модернизацию пройдет 30 Ту-22М3, и предшествовало новости о том, что в Казани возобновят выпуск Ту-160. Напомним, собранныйиз советских заделов Ту-160 выкатили в январе этого года и тогда же в присутствии Владимира Путина подписали контракт на 10 новых «Белых лебедей». А выкатку Ту-22М3М мы могли видеть в нынешнем августе.

Отметим, что высокая значимость работы по ЛМК-214 была отмечена. В декабре 2017 года директору программы — главному конструктору комплекса Валерию Бендерову указом президента РФ присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ». В официальном сообщении говорилось, что ранее Валерий Владимирович в должности вице-президента «Туполева» руководил работами по перевооружению дальней и стратегической авиации на новое высокоточное оружие, по модернизации комплексов дальней авиации.

Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, мы имеем дело с машиной двойного назначения. «Во-первых, можно предположить, что самолет будет использоваться для обучения пилотов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С учетом известных данных о количестве Ту-22М3М и Ту-160М2 будет всего несколько учебных самолетов, которые логично делать из бэушных Ту-214 и Ту-204 — на рынке этих самолетов много… Во-вторых, возможно, самолет предназначен и для испытаний оборудования. В этом случае тоже логично, что нос меняют: как мы помним, почти все советские летающие лаборатории, на которых отрабатывали, например, РЛС, были „носатыми“».

Выкатку Ту-22М3М можно было видеть в нынешнем августе

Выкатку Ту-22М3М можно было видеть в нынешнем августеФото: «БИЗНЕС Online»

Интересный момент: 16 августа во время выкатки Ту-22М3М на отшибе летного поля КАЗа стоял Ту-134УБЛ. Можно, конечно, предположить, что это был борт прилетевшего на торжество начальства ВКС, но, по всей видимости, он уже находился на заводе какое-то время: на наиболее свежих спутниковых снимках Google Maps видно, что неподалеку от него стоит пятерка L-39, которые прилетали в Казань на праздник «Я выбираю небо» 10 августа. Возможно, Ту-134УБЛ пригнали как образец. «Натурный стенд, чтобы сборщики поняли, как это у предков было устроено», — предположил Фролов.

Пилот авиакомпании «Икар» Александр Смирнов летал на Ту-134УБЛ в 1992–1998 годах, сначала — курсантом Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков (ТВВАУЛ), потом — вторым пилотом и инструктором в рязанском центре подготовки летного состава дальней авиации. К слову, Ту-134УБЛ именно Тамбовского училища «сыграли роль» бомбардировщика Ту-22 в известном фильме «Нежность к ревущему зверю», снятом, кстати, в 1982 году, то есть когда УБЛ только начали выпускать — невероятно для тогдашнего уровня секретности.

Александр Смирнов: «Ту-134УБЛ - отличная была машина»

Александр Смирнов: «Ту-134УБЛ — отличная была машина»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы учились на пилотов Ту-22М3 и начинали летать на Л-29, а Ту-134УБЛ был переходным типом, выпускным самолетом, — рассказал Смирнов „БИЗНЕС Online“. — Да, зрительно нос был похож на Ту-22М3, и, думаю, все дело именно в имитации, ведь и вес у Ту-134УБЛ другой, нежели у ракетоносца, и скорости другие, и приборное оборудование кабины иное. Что удобно с такой носовой частью — всегда видно ее поверхность, а значит, на взлете проще ориентироваться… У нас было не менее 30 машин. Представьте классический военный аэродром и стоянку УБЛ чуть ли не во всю длину полосы. В хорошие советские годы инструкторы налетывали по 600 часов в год, что соизмеримо с гражданской авиацией, а после 1991-го налет упал. Но я все равно был очень рад, что попал в центр подготовки: тогда Ту-22М3 почти не летали (однокашники рассказывали, что в год делали всего по четыре круга), а мы — по 70–80 часов, что считалось прогрессом… Отличная была машина. Не знаю летчика, который бы что-то плохое о ней сказал. Жаль, что большей части УБЛ уже нет. Но, видимо, история все-таки развивается по спирали — теперь будет Ту-214».

P. S. Сегодня пресс-служба ПАО «Туполев» в письме «БИЗНЕС Online» объяснила цель создания нового самолета: «Ту-134УБЛ предназначен в первую очередь для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а Ту-214ЛМК — составная часть системы испытаний опытного оборудования, устанавливаемого на модернизируемые и вновь разрабатываемые самолеты. Цель работы по Ту-214ЛМК — создание летающей лаборатории для отработки в полете комплексов бортового оборудования Ту-160 и в перспективе — ПАК ДА».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/400185?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen


comments powered by Disqus
Общество
Свыше 900 тысяч гектаров на сегодня засеяно озимыми культурами в Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области По информации облкомсельхоза, львиную долю посевов занимает основная зерновая культура — пшеница. Вс...
На капремонт линии скоростного трамвая в Волгограде выделено 1,3 млрд рублей
ФОТО: © МУП «Метроэлектротранс» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, это только один из этапов. Деньги пойдут на обновление инфраструктуры с...
У подножья Мамаева Кургана начали строить ситуационный центр для энергетиков
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, проект стоит больше 42 миллионов. Здание 13 тысяч квадратных метров, пятиэта...
Прошло первое заседание рабочей группы по строительству третьей очереди мостового перехода в Волго-Ахтубинской пойме Волгоградской области
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, суть проблемы - для строительства трассы, которая соединит «танцующий мост» ...
Политика
Разработка ОДК позволит в полтора раза увеличить ресурс двигателей для авиации и энергетики
ФОТО: Авиация России Команда «Наро-Фоминского машиностроительного завода» Объединенной двигателестроительной корпорации развивает технологии нанесе...
Yahoo News Japan: Су-15 получил известность после авиакатастрофы, которая произошла в 1983 году
ФОТО: © CC0 / Public Domain Что же из себя представляет шедевральный истребитель Су-15 (Flagon), к которому относились как к самолету второго сорта...
Историю воздушного тарана над Баренцевым морем 13 сентября 1987 года вполне можно было бы считать байкой...
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости Или курьезом, если бы дело не дошло до международного скандала. Краткий пересказ события выглядит и правда анекд...
ЦИАМ показал двигатель для малой авиации от автомобиля Aurus
ФОТО: © Авиация России Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова на совмест...
Армия
Полеты Ми-8АМТШ на предельно малых высотах в горах Тывы - видео
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Экипажи транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» авиационной эскадрильи Центрального военного округа (ЦВО), д...
Первый в мире памятник танку Т-90 установили во Вьетнаме
ФОТО: твиттер Ivan O'Gilvi @ На территории 201-й танковой бригады армии Вьетнама появился первый в мире памятник российскому танку Т-90С. Монумент ...
Более 30 воздушных целей поразили зенитчики Тульского гвардейского соединения ВДВ
ФОТО: © ТРК «Звезда» На полигоне Коломенский Тульского гвардейского воздушно-десантного соединения в Рязанской области в ходе тактических учений п...
Посадка Ан-26 на грунт на учениях под Екатеринбургом: видео
© Фото: Минобороны России Экипажи отдельного транспортного смешанного авиационного полка Центрального военного округа (ЦВО) посадили самолет Ан-26 ...
Спорт
«Ротор» составил предварительную смету расходов на следующий сезон в котором команда будет играть в РПЛ
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, общие расходы «Ротора» превысят 1,7 млрд рублей. Из н...


Промышленность
Разработка ОДК позволит в полтора раза увеличить ресурс двигателей для авиации и энергетики
ФОТО: Авиация России Команда «Наро-Фоминского машиностроительного завода» Объединенной двигателестроительной корпорации развивает технологии нанесе...
ЦИАМ показал двигатель для малой авиации от автомобиля Aurus
ФОТО: © Авиация России Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова на совмест...
ФПИ впервые представил демонстратор циклолета - видео
Фото: © fpi.gov.ru На международном форуме "Армия-2020" впервые представлен демонстратор летательного аппарата с циклическими движителями (циклолет...
«Авиастар» собрал первый фюзеляж Ил-76МД-90А по новым технологиям
ФОТО: АО «Авиастар-СП» На ульяновском самолетостроительном предприятии АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» Госкорпора...
Экономика
Председатель СФ - необходимо решать проблему нехватки пилотов для Бе-200
Фото: ТАНТК им. Г.М. Бериева Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М....
Электроэнергия солнечных станций начала поступать в дома, социальные учреждения и предприятия Волгограда
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, две станции «Светлая» и «Луч» подают электричество на ...
"Иркут" в 2020-2021 гг. планирует поставить авиакомпаниям 59 самолетов
ФОТО: Корпорация "Иркут" Планируется, что передача самолетов начнется уже в августе 2020. Корпорация "Иркут" рассчитывает в 2020-2021 годах постав...
Индия купит у России истребители на два миллиарда долларов
Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости www.ria.ru Министерство обороны Индии одобрил покупку 33 российских истребителей: 21 Миг-29 и 12 Су-30МКИ. Решен...
Транспорт
На капремонт линии скоростного трамвая в Волгограде выделено 1,3 млрд рублей
ФОТО: © МУП «Метроэлектротранс» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, это только один из этапов. Деньги пойдут на обновление инфраструктуры с...
Прошло первое заседание рабочей группы по строительству третьей очереди мостового перехода в Волго-Ахтубинской пойме Волгоградской области
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, суть проблемы - для строительства трассы, которая соединит «танцующий мост» ...
В Волгограде маршрутчики поднимают цены
Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, не массово и единовременно, а постепенно и избирательно. После подорожания очередного маршрута, мэрия з...
Продолжаются сертификационные испытания МС-21 в Жуковском
ФОТО: © Авиация России Лётные испытания – доводочные и сертификационные – продолжаются на базе Лётно-испытательного и доводочного комплекса (ЛИиДК) ОК...
Сельское хозяйство
Свыше 900 тысяч гектаров на сегодня засеяно озимыми культурами в Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области По информации облкомсельхоза, львиную долю посевов занимает основная зерновая культура — пшеница. Вс...
Более 4,5 миллиона тонн зерна уже собрали аграрии на полях Волгоградского региона
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Вместо 4,1 миллиона тонн зерна Волгоградская область собрала свыше 4,5 миллиона тонн. Несмотря на...
55 центнеров с гектара составила урожайность озимой пшеницы в одном из хозяйств Новониколаевского района
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Рекордные 55 центнеров с гектара составила урожайность озимой пшеницы в одном из хозяйств Новонико...
В Волгоградской области собрано 2,2 миллиона тонн зерна
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области 2,2 миллиона тонн ранних зерновых уже намолочено в волгоградском регионе — убрано 40% посевной пло...