В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы

02.02.2025  |  08:03
9
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы

Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После сталинградского побоища, как известно, гитлеровцы не могли уже оправиться.

Для обеспечения действий своих наземных войск гитлеровцы перебросили на юго-западное направление многочисленную боевую технику, в том числе и авиацию. Фашистское командование направило сюда 4-й воздушный флот.

В начале Сталинградской битвы гитлеровцы временно имели количественное превосходство в авиации. Шла решительная битва за Сталинград, и фашистская авиация особенно неистовствовала. Советские летчики противопоставили фашистским воздушным пиратам свое мастерство и умение, свою несгибаемую волю к победе. Наши летчики поклялись с гордостью и честью пронести свои боевые знамена сквозь огонь священной освободительной войны до полной победы над врагом.

И советские летчики сдержали клятву. В те дни в небе Сталинграда прогремела слава о летчиках-истребителях Чембарове, Пятове, Моторном, Макарове. Они смело врезались в группы фашистских бомбардировщиков, вели ожесточенные воздушные бои с их истребителями прикрытия. Смелые и умелые летчики, они показали себя мастерами таранных ударов.

В воздушных боях тех дней рождались десятки и сотни героев.

В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы. Наш военный обозреватель Александр Фолиев расскажет о подвигах и судьбе четверых летчиков..

Два тарана летчика Луганского

Вот как он сам об этом вспоминал: «...Нам навстречу литым хищным строем неслась группа «мессершмиттов», а чуть выше – «хейнкелей» (…) Стремительно, со страшной скоростью сближались истребители. (…) Нервы немца не выдержали. Когда до столкновения остались какие‑то секунды, он ловко нырнул вниз. Пойди он вверх или отверни в сторону, я расстрелял бы его в упор.

Однако немецкий летчик не учел одного: возможности тарана. Мой тяжелый самолет на полной скорости с такой силой ударил его левой плоскостью, что начисто снес стабилизатор. Потеряв управление, машина свалилась в штопор. Смотреть, выбросился ли летчик на парашюте, не было времени. Вокруг кипел бой, и секунды промедления могли дорого стоить. К тому же переправа была под нами…»

В сентябре 1943‑го Луганский тараном же сбил вражеский «хейнкель», теперь над Днепром. Во время войны Сергей Луганский совершил 390 вылетов, сбил 37 и 6 самолетов в групповом бою, в сентябре 1943‑го стал Героем Советского Союза, а в июне 1944‑го удостоен звания второй раз. Войну закончил в Берлине командиром авиаполка. В 1957-м ему было присвоено звание генерал-майора.

В запас уволился в 1964‑м, автор двух книг мемуаров: «На глубоких виражах» – несколько эпизодов из нее вошли в сценарий фильма «В бой идут одни «старики», в частности – линия летчика Александрова Кузнечика, и «Небо остается чистым». Жил после войны в Алма-Ате, умер 16 января 1977 года.

В 20 лет получил орден в Сталинграде

В полку у Попкова было прозвище Маэстро. Он родился 1 мая 1922 года в Москве. Окончил Чугуевскую военную авиашколу пилотов, а затем и Батайскую. С мая 1942-го – на фронте, в 5-м гвардейском истребительном авиаполку.

Участвовал в битве на Волге, 26 августа 1942-го неподалеку от Сталинграда сержант Попков вступил в бой с пятью вражескими истребителями, подбив три из них, в тот же день 20-летнего летчика наградили орденом Ленина.

За годы войны Попков совершил более 400 боевых вылетов, провел 117 боев, лично сбил 41 вражеский самолет – один тараном и один в группе. В первый раз звание Героя Советского Союза гвардии младшему лейтенанту Виталию Попкову присвоили 8 сентября 1943 года. А 27 июня 1945-го уже гвардии капитан и командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиаполка стал дважды Героем.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а позже – Академию Генерального штаба, находился на ответственной работе в Министерстве обороны СССР, с 1967-го – заслуженный военный летчик СССР.

Генерал-лейтенант авиации с 1968 года, с 1980-го – на преподавательской работе в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. После ухода в отставку, с 1989 года, занимался общественной деятельностью.

Его не стало 6 февраля 2010 года, похоронен герой на Новодевичьем кладбище в Москве.

Защищал родной город

15 сентября 1934-го призван в армию, в 1937-м окончил 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Участник советско-финской войны.

В Великой Отечественной командир авиазвена 33-го бомбардировочного полка лейтенант Ефремов воевал с самого первого дня, за бои на Украине в 1941-м был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

В самые сложные дни Сталинградской битвы совершал до 4 боевых вылетов за сутки.

30 августа 1942-го старший лейтенант Ефремов был награжден орденом Ленина. К февралю 1943-го командир эскадрильи 10-го гвардейского бомбардировочного авиаполка гвардии капитан Василий Ефремов совершил уже 293 боевых вылета.

1 мая 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. А меньше чем через полгода, 24 августа 1943-го, за 340 успешных боевых вылетов он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Осенью 1944-го направлен в Военно-воздушную академию, участвовал в Параде Победы. Служил на командных должностях, был летчиком-испытателем. Уволился в запас в ноябре 1960-го. Жил в Киеве.

5 октября 1967-го ему доверили нести факел с Вечным огнем на Мамаев курган во время открытия памятника. Василия Евремова не стало 19 августа 1990 года, он похоронен согласно завещанию на Мамаевом кургане, а в центре Волгограда ему установлен бюст.

Первая победа в Сталинградском небе

По эффективности – соотношению числа сбитых самолетов противника к числу проведенных воздушных боев – был лучшим среди всех летчиков-истребителей Второй мировой. Трижды в течение одного дня только Гулаеву удавалось сбить 4 самолета противника, дважды – по 3 и 7 раз – по 2.

Он родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской Черкасского округа Области Войска Донского – современной Ростовской области, после окончания Ростовского аэроклуба стал курсантом Сталинградского авиаучилища.

С декабря 1940‑го – летчик истребительного авиаполка в Западном особом военном округе. С января 1942-го на Воронежском фронте, затем на Сталинградском. Именно в горящем небе над Волгой Гулаев сбил первый вражеский самолет, и его наградой стала медаль «За оборону Сталинграда».

Особенно отличился летчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев в боях на Курской дуге в районе Белгорода – звание Героя Советского Союза замкомандира эскадрильи 27‑го истребительного авиаполка старшему лейтенанту Гулаеву присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, он сбил 13 самолетов лично и 5 в группе.

В начале 1944‑го Гулаев становится командиром эскадрильи. В бою на Украине во главе шестерки истребителей P-39 «Аэрокобра» он атаковал 27 бомбардировщиков, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты боя наши летчики уничтожили 11 машин, из них 5 – лично Гулаев. Второй медали «Золотая Звезда» он удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, где он лично сбил 42 самолета и 5 в группе. В одном из боев был тяжело ранен, но вернулся в строй.

До марта 1945‑го служил штурманом авиаполка, затем учился в Военно-воздушной академии, Академии Генштаба, с 1966‑го командовал 10‑й отдельной армией ПВО, с 1974 года – замглавкома войск ПВО.

В 1979‑м уволен в запас, жил в Москве, его не стало 27 сентября 1985 года.

ВП 


comments powered by Disqus
Общество
Су-57 превзошел американский F-35 на аэрофоруме в Индии
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 на международной аэрокосмической выставке Aero India 2025 Фото: REUTERS/Abhijith Ganapavara...
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
В "Рособоронэкспорте" рассказали об интересе к Як-130М за рубежом
Як-130 ВКС РФ / Фото ПАО "Яковлев" Емкость рынка на модернизированный Як-130М составляет порядка 40 самолетов, уже ведутся консультации с несколькими...
Первый зарубежный покупатель истребителя Су-57 получит самолет в 2025 году
Иностранный заказчик истребителя Су-57 в 2025 году получит самолет и начнет его эксплуатацию, сообщил "Интерфаксу" глава "Рособоронэкспорта" Александр...
Политика
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
Россия готова предложить Индии локализацию производства истребителя Су-57 - глава ОАК
Россия готова предложить индийской стороне организовать производство истребителя Су-57 на их территории, сообщил гендиректор Объединенной авиастроител...
Армия
Наш Су-57 покорил небо на Aero India 2025 - видео
Виртуозный летчик-испытатель Сергей Богдан показал в небе Индии, как может летать российский истребитель пятого поколения Су-57Э. На международной ави...
Су-30СМ ВКС РФ сбил в зоне СВО украинский Су-27
В зоне проведения специальной военной операции уничтожен очередной украинский самолет Су-27. Боевая машина была сбита в воздушном бою российским истре...
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы
Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки. Стал...
Ту-95МС ДА выполнили плановый полет - видео
Два стратегических ракетоносца Ту-95мс дальней авиации выполнили плановый полет в воздушном пространстве над нейтральными водами Охотского и Японского...
Спорт
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Опытный SJ-100 с бортовым номером 97012 готовится к наземным гонкам двигателя ПД-8
Опытный самолет SJ-100 с бортовым номером 97012 / ФОТО: ОАК Cейчас ПД-8 проходит повторные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, где выполнил бол...
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК
Авиационные двигатели для всех типов самолетов и вертолетов - в линейке ОДК ОДК серийно выпускает надежные авиационные двигатели и создает новые си...
Первые ПД-8 переданы для испытаний SJ-100
Наша ОДК передала первые двигатели ПД-8 для установки на ближнемагистральный лайнер SJ-100. После завершения наземных отработок начнутся летные испыта...
ВК-650В для "Ансата" и Ка-226Т получил сертификат типа
На предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в присутствии министра промышленности и торговли России Антона Алиханова состоялась церемония вручения ...
Экономика
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Главная премьера авиафорума NAIS в Москве двигатель ПД-8 для лайнера SJ-100
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представит линейку отечественн...
40 лет с начала производства гражданской версии вертолета Ми-26
О вертолете-рекордсмене, достижения которого не превзойдены и сегодня, и его создателях. В январе 2025 года исполнилось 40 лет с начала производства ...
Российская авиакомпания впервые разместила заказ на 2 грузовых МС-21
Пока продолжаются испытания пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21-310 и ведется достаточно объемная работа по созданию мощностей для их вып...
Транспорт
Первый полет SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора
Фото © «Авиация России» Первый полет самолета SJ-100 с российским двигателем ПД-8 ожидается через месяц-полтора, сообщил министр промышленности и торг...
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Производитель Superjet 100 — компания «Яковлев» — разработал инструкции по контролю установки датчиков угла атаки для техников и рекомендации для пило...
В феврале–марте запланированы испытания Sukhoi Superjet New с полностью отечественными двигателями ПД-8
Фото © «Авиация России» Первый полет импортозамещенного регионального пассажирского самолета SJ-100 с российскими двигателями запланирован на начало 2...
Ещё один самолёт Ил-96-400Т поднялся в воздух
В Воронеже 29 декабря 2024 года после более чем 10-летней консервации и последующего восстановления летной годности состоялся облет тяжелого грузового...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...