МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?

03.09.2024  |  14:16
9
МиГ-21: лучший российский истребитель за всю историю?

ФОТО: © РИА Новости Александр Моклецов 

Обычно у истребителей очень короткая жизнь, как в производстве, так и на вооружении. Однако из этого правила есть одно удивительное исключение — советский МиГ-21, превратившийся за годы эксплуатации в самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории. У истребителей очень короткая жизнь, как в производстве, так и на вооружении, но исключением из этого правила стал МиГ-21.

История создания
Первоначальная проверка на пригодность к эксплуатации МиГ-21 состоялась в 1953 году. Успехи МиГ-15 и МиГ-17 свидетельствовали о том, что советские авиаконструкторы могут конкурировать со своими западными коллегами, а МиГ-19 стал первым советским сверхзвуковым истребителем. Однако в первые два десятилетия реактивных полетов техника менялась так быстро, что истребители, которые применялись в Корейской войне, к середине 1950-х годов уже устарели.
Самолеты МиГ-15 могли расколоть боевой строй В-29, но за современными американскими бомбардировщиками им было не угнаться. Советское руководство считало, что с созданием МиГ-21 ситуация изменится, и этот самолет поможет обеспечить превосходство в воздухе.

МиГ-21 (Fishbed по натовской классификации) мог развивать сверхзвуковую скорость М=2. Он был оснащен встроенной пушкой и мог нести на борту от двух до шести ракет (самолет появился раньше, чем ракеты). Как и большинство истребителей, его со временем стали использовать в качестве штурмовика, и в этой роли он мог нести на борту ограниченное количество бомб и неуправляемых реактивных снарядов.

Как и в случае со многими другими истребителями, советские военные предпочитали управлять самолетами МиГ-21 с земли, что позволило им отказаться от громоздкого и сложного радиолокационного оборудования.

Всего в СССР в период с 1959 по 1985 годы было создано 10 645 самолетов МиГ-21. По соглашению с Москвой о лицензировании и передаче технологий Индия построила 657 таких истребителей, а Чехословакия — 194 по лицензии. При довольно странных и сомнительных обстоятельствах Китайская Народная Республика приобрела в достаточном количестве самолеты и техническую документацию на них, чтобы потом скопировать МиГ-21 и превратить его в J-7/F-7. В 1966-2013 годах Китай выпустил около 2 400 таких истребителей. В совокупности МиГ-21 стал самым массовым сверхзвуковым истребителем в истории.

Срок службы
Создатели МиГ-21 решили целую серию важных проблем, после чего разработчикам не удалось существенно продвинуться вперед. У современных истребителей скорость не намного выше, чем у МиГ-21, а по маневренности они несущественно превосходят этот старый советский образец. Современные машины несут на борту больше боеприпасов и оснащены более современным электронным оборудованием, однако вооруженные силы многих стран рассматривают это как ненужную роскошь, ибо им нужны дешевые, быстрые и простые в обслуживании самолеты, которые могут патрулировать воздушное пространство и время от времени сбрасывать пару-тройку бомб. А МиГ-21 отлично подходит для этих целей.
Стоит отметить, что МиГ-21 не принес бы особой пользы истребительной авиации на Западе. У него маленький радиус действия, мало вооружения, и в нем нет места для установки сложного электронного оборудования. Форма кабины ограничивает информированность пилота об окружающей обстановке. Однако МиГ-21 полностью удовлетворил потребности СССР в истребителе, который был способен летать и воевать над полем боя в Западной Европе и в определенной мере выполнять функции перехватчика.
В период холодной войны США получили несколько модификаций МиГ-21 (в конечном итоге они купили эскадрилью китайских истребителей J-7). В целом американские пилоты хорошо отзывались о МиГ-21, потому что он очень хорошо показал себя в процессе обучения с участием условного противника.

МиГ-21 на войне

Самолетам МиГ-21 не пришлось воевать на центральном фронте в войне между НАТО и странами Варшавского договора, однако он не раз участвовал в боевых действиях.

Во Вьетнаме стало понятно, что компактный и быстрый МиГ-21 благодаря своему размеру и скорости способен рассекать боевой строй бомбардировщиков до того, как американские истребители смогут их заметить и подвергнут удару. Размер и маневренность МиГ-21 также позволяли ему своевременно уходить от ракет класса «воздух-воздух». После проведения атаки МиГ-21 быстро возвращался домой.

Исключением из этого правила стал инцидент, произошедший 2 января 1967 года, когда группа истребителей F-4 Phantom II под командованием легендарного пилота Робина Олдза (Robin Olds) перехитрила вьетнамское командование, заманив летчиков в смертельную ловушку. В тот день «Фантомы» сбили семь МиГ-21, в том числе, машину Нгуен Ван Кока (Nguyen Van Coc), который выжил и впоследствии до конца войны сбил девять самолетов противника. Нгуен стал самым успешным пилотом МиГ-21 за всю историю, хотя несколько других вьетнамских и сирийских летчиков тоже удостоились звания асов, летая на этом истребителе.

Самолеты МиГ-21 часто применялись в войнах на Ближнем Востоке. Бомбардировщики Армии обороны Израиля нанесли сокрушительный удар по египетским и сирийским истребителям МиГ-21 в ходе первых боев Шестидневной войны. МиГ-21 сражались с израильскими истребителями в Войне на истощение, в арабо-израильской войне и войне в Ливане, понеся тяжелые потери от выдающихся израильских летчиков. Однажды израильские истребители устроили засаду и уничтожили несколько МиГ-21, управляемых советскими пилотами.

Успехи западных самолетов в противостоянии МиГ-21 на Ближнем Востоке, а также в Анголе заставили многих прийти к выводу, что советские истребители уступают западных аналогам. Однако проводить такие сравнения трудно из-за разницы в уровне подготовки летчиков. Когда уровень подготовки был приблизительно одинаковым, МиГ-21 действовали весьма достойно. К примеру, индийские МиГ-21 принимали участие в индо-пакистанской войне 1965 года, показали хорошие результаты в войне 1971 года и в Каргильском конфликте. Они также продемонстрировали свою эффективность в войне между Ираном и Ираком.

Модернизация

Количество эксплуатируемых МиГ-21 стало сокращаться в конце 1980-х годов и в начале 1990-х, когда им на смену стали приходить более современные модели, и когда распад Советского Союза привел к резкому уменьшению военной мощи России. Сателлиты Советского Союза тоже ощутили последствия этого распада и больше не могли позволить себе держать эти самолеты на вооружении. Но многие страны по-прежнему используют МиГ-21 и его китайские аналоги.
МиГ-21 в настоящее время находится на вооружении в 18 армиях мира, в том числе, у двух членов НАТО (Румыния и Хорватия). С 1960 года МиГ-21 состоял на вооружении армий примерно 40 стран (сосчитать их точно довольно трудно, потому что некоторые страны прекращали свое существование, а их МиГи продолжали летать). Китайские истребители J/F-7 остаются на вооружении в 13 странах. Китай, Россия и Украина до сих пор осуществляют ремонт и модернизацию действующих самолетов. С изобретением 3D-печати сегодняшним владельцам МиГ-21 будет проще их обслуживать, поскольку они сами смогут производить необходимые запчасти и проводить модернизационные работы.
Находящиеся сегодня на вооружении МиГ-21 сильно отличаются от того истребителя, который был построен в 1959 году. Они оснащены совершенно другими, более сложными системами вооружений, в том числе, ракетами Р-60 класса «воздух-воздух», Magic 2 и Python III. Это делает их гораздо более смертоносными по сравнению с советскими предшественниками. Кроме того, они оснащены более совершенным электронным оборудованием и системами связи, что позволяет им доставлять к цели высокоточные управляемые боеприпасы.
Останется ли МиГ-21 на вооружении до 2059 года?
Китай прекратил выпуск J-7, а это значит, что с линии сборки сошел последний вариант МиГ-21. Хорватия и Румыния снимут с вооружения МИГ-21 в течение пяти лет. После нескольких аварий Индия тоже откажется от своих МиГ-21 (в том случае, если ей удастся купить или самостоятельно создать замену). Китайские J-7 сейчас используются по большей части в учебных целях.
Однако все это вовсе не значит, что МиГ-21 пришел конец. Множество модификаций J-7 и F-7 довольно современны и могут остаться на вооружении еще длительное время. Бангладеш приобрела последнюю партию J-7 в 2013 году, и ближайшее время замена ему не потребуется. Вооруженным силам многих стран попросту не нужны более сложные и дорогостоящие самолеты, чем МиГ-21. Вероятнее всего, ни одной модели истребителя не удастся дожить до 100 лет (хотя у В-52 есть определенные шансы на это до окончательного списания). Но МиГ-21 легко может отметить шестидесятую и даже семидесятую годовщину с момента своего создания. Он остается одним из самых легендарных истребителей сверхзвуковой эпохи.
Роберт Фарли часто публикует статьи в издании The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.
https://inosmi.ru/20211113/250896975.html 

comments powered by Disqus
Общество
"Ростех" опроверг сообщения о переносе сроков сертификации SJ-100
Госкорпорация "Ростех" опровергла информацию о переносе сроков сертификации импортозамещенного "Суперджета" на будущий год. "В СМИ распространяется...
Гендиректор ЦАГИ: Мы возродили работы над сверхзвуковым самолетом
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.© Фото ЦАГИ Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Инс...
Гендиректор ЦАГИ Сыпало: МС-21-300 расходует вдвое меньше керосина, чем Ту-154М
Проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с с...
В Польше продлили следствие по авиакатастрофе президентского самолета Ту-154М под Смоленском до конца года
ФОТО: © РИА Новости. , Олег Минеев Национальная прокуратура Польши продлила следствие по делу о катастрофе президентского самолета Ту-154М под Смол...
Политика
Российские двигателестроители внедряют отечественное специализированное программное обеспечение
Как сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), на предприятиях, входящих в состав корпорации, продолжается переход на ...
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
Холдинг «Росэл» Госкорпорации Ростех приступил к испытаниям системы идентификации беспилотников. Аппаратура работает по принципу «свой-чужой» и в авто...
Очередной полностью российский «Суперджет» встал на крыло
Третий опытный «Суперджет» с заводским номером 97003, созданный ОАК, присоединился к программе летных испытаний, совершив первый полет в Комсомольске-...
Поставки импортозамещенных Superjet с двигателем ПД-8 могут начать в 2026 году - реально?
Начало поставок импортозамещенных самолетов SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается в начале 2026 года. Об этом журналистам сообщил министр промышленности ...
Армия
TNI: истребители Су-57 получат беспилотники сопровождения С-70 “Охотник-Б”
"Ростех" разрабатывает беспилотную авиационную систему С-70 “Охотник-Б”, пишет TNI. Она будет служить самолетом поддержки для истребителя Су-57. Беспи...
«Техносфера Россия»: авиазаводы могут выпускать до 20 Су-34 ежегодно
Российские военные авиазаводы могут выпускать до 20 передовых истребителей четвертого поколения Су-34М (Су-34НВО) ежегодно. Об этом сообщил портал «Те...
Сколько в России выпускают БПЛА Герань?
По информации западных источников, в России продолжают наращиваться объемы производства беспилотников семейства «Герань». Эти выводы делаются в связи ...
Россия продемонстрирует передовые вооружения на выставке SITDEF PERU 2025
«Рособоронэкспорт» организует российскую экспозицию на Международной выставке оборонных технологий SITDEF PERU 2025. Выставка пройдёт с 24 по 27 апрел...
Спорт
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта
На Северном флоте состоялся чемпионат по военно-прикладному виду спорта «Стрельба из штатного и табельного оружия». В нём приняли участие около 30 пре...
В чемпионате ЮВО по гиревому спорту в Волгограде соревновался 81 участник СВО
Чемпионат Южного военного округа (ЮВО) по военно-прикладному спорту в дисциплине «рывок гири» прошел в здании учебно–спортивного корпуса легкой атлети...
Военнослужащие Уральского объединения ВВС и ПВО приняли участие в спортивных состязаниях
Военнослужащие по призыву Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны приняли участие в спортивных состязаниях. Мероприятие...


Промышленность
Российские двигателестроители внедряют отечественное специализированное программное обеспечение
Как сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), на предприятиях, входящих в состав корпорации, продолжается переход на ...
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
Холдинг «Росэл» Госкорпорации Ростех приступил к испытаниям системы идентификации беспилотников. Аппаратура работает по принципу «свой-чужой» и в авто...
Очередной полностью российский «Суперджет» встал на крыло
Третий опытный «Суперджет» с заводским номером 97003, созданный ОАК, присоединился к программе летных испытаний, совершив первый полет в Комсомольске-...
Поставки импортозамещенных Superjet с двигателем ПД-8 могут начать в 2026 году - реально?
Начало поставок импортозамещенных самолетов SJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается в начале 2026 года. Об этом журналистам сообщил министр промышленности ...
Экономика
На улучшение ПД-14 выделяется больше 14 млрд рублей
На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут ...
Кран мостовой опорный 3,2 т
Опорная кран балка 3 тонны применяется в широких областях: в речных и морских портах, в сельском хозяйстве и в промышленности. Кран балка опорная 3,2 ...
Недорогая тротуарная плитка для вашего дачного участка выгодно и практично
Недорогая тротуарная плитка стала важной частью обустройства парковок, тротуаров и дачных участков. Сегодня она вписывается в любой ландшафтный дизайн...
Аренда Вибропогружателя Для Строителей: Экономия и Эффективность
Современное строительство невозможно представить без специализированной техники. Строительные проекты становятся все более сложными, поэтому использов...
Транспорт
"Ростех" опроверг сообщения о переносе сроков сертификации SJ-100
Госкорпорация "Ростех" опровергла информацию о переносе сроков сертификации импортозамещенного "Суперджета" на будущий год. "В СМИ распространяется...
Гендиректор ЦАГИ Сыпало: МС-21-300 расходует вдвое меньше керосина, чем Ту-154М
Проблема экономии авиационного керосина была решена при создании МС-21-300, новейший российский лайнер вдвое меньше расходует топливо по сравнению с с...
Россия разрабатывает Wi-Fi терминалы для самолётов МС-21, SJ-100 и Ту-214
Пассажирские самолёты МС-21, SJ-100 и Ту-214 в ближайшие годы получат доступ к спутниковому интернету. Разработкой Wi-Fi терминалов занимается аэрокос...
Самолет Ил-96-400Т пополнил флот авиакомпании Sky Gates
Авиакомпания Red Wings, входящая в контур Госкорпорации Ростех, сообщает о пополнении парка дочерней грузовой авиакомпании Sky Gates вторым Ил-96-400Т...
Сельское хозяйство
Русагро внедрила систему автоматического распознавания сорняков с помощью дронов
ГК «Русагро» и резидент «Сколково» «АссистАгро» завершили проект по внедрению системы автоматического распознавания сорняков с помощью беспилотников. ...
Магистрант Ульяновского ГАУ получил миллион рублей на разработку агродрона
В 2024 году аспирантами и студентами Ульяновского ГАУ было представлено 13 проектов на конкурс «Студенческий стартап», реализуемый Фондом содействия и...
Спектр интересных направлений применения агродронов в России продолжает расширяться
Фото: © Артем Борисов / Glavpahar.ru Так, в Республике Калмыкия в борьбе с саранчовыми вредителями впервые в этом году применили агродрон на борьб...
Вологодский противоэпизоотический отряд нашел необычное применение агродрону
В Вологодской области, по решению губернатора, был создан новый противоэпизоотический отряд. Его цель — предотвращать распространение инфекции и опера...