Нынешнему авиасалону, который называют крупнейшим в истории ОАЭ, здесь придают огромное значение. На нем представлено 180 гражданских и военных самолетов, 1400 производителей из 95 стран, ожидаются десятки тысяч посетителей. Гостей, которых не испугала 34-градусная жара, манят эксклюзивным меню рестораны, зазывают торговые центры и экскурсионные бюро.
Наши деятели шоу-бизнеса тоже не хлопают ушами - в воскресенье Григорий Лепс и Тимати зазывали соотечественников на торжественный ужин в роскошном The Theater Dubai. Блюда высокой кухни и элитные вина в компании уважаемых людей, песни и танцы до утра. И всего-то от 79 до 135 тыс. рублей с человека.
Русские идут
Для России Dubai Airshow важен потому, что это не частая в последнее время возможность показать достижения своего ОПК. Ведь после начала в 2020 году пандемии авиасалоны в мире не проводились, а после февраля 2022-го в крупнейших из них - Фарнборо, Ле Бурже и берлинской ИЛА - наша страна не участвует. И свой МАКС в этом году пришлось отложить до лучших времен. Потому каждое участие в военных выставках за рубежом (а за минувшие два года Россия присутствовала лишь на четырех - в Баку, Абу-Даби, Минске и Белграде) становится событием.
А показать есть что. В Дубай наши привезли 200 образцов своей продукции, арендовав целый павильон. Упор сделан на продукцию военного назначения. Кратко перечислим лишь самые заметные изделия.
- Тяжелый транспортный Ил-76МД-90А(Э). За 30 лет самолет такого класса за рубежом демонстрируется впервые. Это глубокая модернизация Ил-76МД - обновлено более 70% систем и агрегатов, установлены более мощные двигатели ПС-90-76.
- Еще один новый экспортный продукт - комплекс средств жизнеобеспечения и самообороны летчика. Предназначен для летного состава самолетов и вертолетов, совершивших катапультирование или оказавшихся на местности после аварийной посадки. Там много всего - от одежды, рассчитанный на температуры от +50 до -50°С, до очков ночного видения, аптечки и даже крючка с леской. Впервые представлены за рубежом входящий в комплект укороченный автомат Калашникова АК-19, который создан под распространенный в мире натовский калибр 5,56 мм, а также 9-мм пистолет-пулемет Калашникова ППК-20 и компактный 9-мм пистолет Лебедева ПЛК. Все они предназначены для самообороны, если летчик приземлился на территории противника.
- ЗРК "Викинг", способный сбивать истребители F-15 и F-16, стратегические бомбардировщики B-1B, B-52, летательные аппараты, изготовленные по технологии "стелс", вертолеты Apache, крылатые ракеты "Томагавк" и проч. Дальность поражения - до 65 км. По оценке экспертов, "Викинг" гораздо эффективнее, чем американский Patriot.
- Новейшее вооружение для истребителей 5-го поколения, в т.ч. управляемые ракеты класса "воздух-воздух" РВВ-МД2 и РВВ-БД, а также крылатая ракета Х-69 для Су-57, которую за границу вывезли впервые.
- Легкая управляемая ракета "Изделие 305Э", которая позволяет вертолетам поражать объекты противника с расстояния до 14,5 км.
- Комплекс радиоэлектронной борьбы "Сапфир", который обнаруживает и нейтрализует БПЛА самолетного типа, микро- и мини-дроны весом до 250 граммов, а также аппараты кустарного производства.
- Снайперская винтовка Чукавина, созданная для замены легендарной винтовки Драгунова - она превосходит СВД по кучности стрельбы на 25-30%.
Российскую делегацию на авиасалоне возглавляет вице-премьер - министр промышленности РФ Денис Мантуров. В Дубай также прилетели главы "Ростеха" Сергей Чемезов и ОАК Юрий Слюсарь.
А что у них?
Помимо военной продукции на Dubai Airshow много и вполне себе "мирных" разработок. Так, авиасалон собрал под своей крышей последние инновации в области авиаперевозок, включая электрические вертикально взлетающие и садящиеся аппараты (eVTOL), которые многие считают будущим авиации. Стремительный рост, который происходит в этом сегменте, привлекает стартапы со всего мира, и здесь Дубай становится одним из пионеров.
Кстати, Эмираты стали первым в мире регионом, где намерены уже в ближайшем будущем запустить летающее такси. Здесь свято верят в светлое будущее этого вида транспорта, еще недавно казавшегося научной фантастикой. Вице-президент, премьер-министр ОАЭ и правитель Дубая шейх Мухаммед бин Рашид Аль Мактум пообещал: аэротакси станут доступными в Дубае уже через три года. Один из прототипов - XPeng X2 - в прошлом году уже поднимался в воздух над районом Марина. Конструкторы заявляют, что их автомобиль будет перевозить двух пассажиров и разгоняться до 130 км/ч. При этом важно, что сегодня по всему миру разрабатываются десятки подобных проектов. Какой из них "выстрелит" первым?
Как бы то ни было, сейчас в ОАЭ идет подготовка инфраструктуры. Цель - обеспечить удобную и безопасную мобильность в городских районах. В Южном Дубае создается и вертопорт для грузовых eVTOL - первый рейс оттуда также запланирован на 2026 год. Там же предполагается дать возможность производителям со всего мира производить испытания (в большинстве стран действует ряд ограничений).
Этот сектор авиатранспорта сейчас стремительно растет, инвесторы вливают в исследования миллиарды, и в перспективе нам обещают, что летающих машин станет больше, чем комаров, и все мы полетим на них в счастливое безуглеродное будущее.
А вот Саудовская Аравия, широко представленная на Dubai Airshow, инвестирует в высокоскоростные самолеты. Финансовая группа Neom, связанная с развитием в королевстве "умного города будущего", похоже, сочла, что его жителям, ценящим время, и передвигаться по миру надо будет максимально быстро. А потому поставлена задача разработать авиалайнер, развивающий скорость до 1.7 Маха.
Для сравнения: Gulfstream, мировой лидер в бизнес-авиации, выставил на Dubai Airshow свой самый быстрый сверхдальнемагистральный бизнес-джет G700, который часто называют шедевром в области путешествий на сверхдальние расстояния. И с гордостью сообщил, что смог увеличить его максимальную эксплуатационную скорость с 0,925 до 0,935 Маха.
В остальном же первый день Dubai Airshow-2023 обошелся без сенсаций. На статической площадке безраздельно доминируют Boeing и Airbus. Американцы демонстрируют самый большой в мире двухмоторный широкофюзеляжный реактивный самолет 777-9, вмещающий 426 пассажиров и имеющий дальность полета 13 510 км. Европейцы, помимо А-380 и других известных моделей, предлагают А-380 и VIP-версии своих коммерческих самолетов, включая ACJ TwoTwenty, корпоративный вариант A-220.
В кулуарах авиасалона обсуждают первый полет американского бомбардировщика-невидимки нового поколения B-21 "Цербер", который состоялся в Калифорнии 10 ноября - через 34 года после полета его предшественника - B-2А.
В летной программе помимо наших "Русских витязей" на истребителях Су-30СМ и Су-35С, а также вертолета Ка-52 можно увидеть группы высшего пилотажа ВВС Италии, ОАЭ, Индии и Китая.