Китай продолжает начавшееся с пиратского копирования развитие семейства Су-27

20.10.2018  |  13:39
9
Китай продолжает начавшееся с пиратского копирования развитие семейства Су-27

Как трансформировалось самое известное семейство современных истребителей в КНР

Глава отдела развития техники Центрального военного совета КНР Ли Шанфу удостоился чести стать первым чиновником в мире, на которого США наложили санкции за закупку русского оружия — истребителей Су-35 и зенитно-ракетных комплексов С-400. Контракт на поставку 24 «Сухих» планируется завершить до конца года. Возможно, он станет последней закупкой этих истребителей Китаем — в Поднебесной продолжается начавшееся с пиратского копирования самобытное развитие семейства Су-27.

«Известия» разобрались с этим процессом, породившим уникальную параллельную вселенную с палубными Су-33 катапультного взлета, специализированными «Сушками» радиоэлектронной борьбы… и летает всё это на двигателях, родственных движкам Боинга 737.

Традиция китайской копии

Нельзя сказать, что ситуация с альтернативным развитием Су-27 полностью уникальна. До самого недавнего времени серийно выпускался J-7 — копия МиГ-21, в своих последних версиях достаточно далеко ушедшая от оригинала (в частности, избавившаяся от «фирменного» треугольного крыла). Можно вспомнить примеры и из других отраслей — так, китайские танки ведут свою родословную напрямую от Т-54. Однако у рассматриваемого случая есть и отличия — крупномасштабно выпускать и кардинально модернизировать J-7 начали, когда советский предок уже был снят с производства, а в современных танках Тип 99 уже мало что осталось от советского наследия. Развитие же собрата российского Су-27 идет параллельно с оригиналом, местами дублируя его, местами отклоняясь в неожиданном направлении.

Как это обычно и бывает в подобных случаях, история китайской копии Су-27 берет свое начало с закупки оригинала. С мая 1990 года начались советско-китайские переговоры по вопросу продажи истребителя четвертого поколения. Пекин в то время находился, с одной стороны, на подъеме и осознавал необходимость качественного обновления матчасти своих ВВС (для понимания ситуации — их основу тогда составляли J-6, копии МиГ-19), с другой стороны, стало понятно, что западные оружейные санкции после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году — это очень надолго.

Советская сторона настойчиво предлагала активно поставлявшийся на экспорт МиГ-29, но китайцы безошибочно выбирают более перспективную машину Сухого. Добиться продажи мощнейшего советского истребителя им удается с большим трудом, и как считается, при помощи последнего советского министра обороны Евгения Шапошникова. Этот контракт становится, вероятно, одним из последних экспортных контрактов СССР, и исполнять его в следующем году начнет уже независимая Россия — первые Су-27СК («серийный коммерческий») поступят в Китай летом 1992 года.

«Сухой» остаток: чем интересна китайская копия Су-27

Чэнду J-7 — китайский многоцелевой истребитель, представляющий собой копию МиГ-21 / Фото: Getty Images/Sovfoto/UIG

Первоначально была закуплена партия из 20 одноместных и шести учебно-боевых двухместных Су-27УБК. В 1996 году за ними последовала поставка еще 16 одноместных и восьми «спарок». В том же году был заключен контракт на сборку по лицензии из поставляемых из России комплектов (с постепенным ростом локализации) 105 истребителей с опционом еще на 95 машин. Собранные по лицензии машины получили индекс J-11. Учебно-боевые версии в него не входили, поэтому в 1999 году купили еще 28 готовых Су-27УБК.

Экспортные контракты того времени стереотипно принято воспринимать как «распродажу по дешевке секретов Родины», но при внимательном рассмотрении часто реальность оказывается далеко не так шаблонна. В случае поставок Су-27 в Китай молодой российский ВПК задумывался о будущем и держал Пекин на двух ключевых «крючках»: система управления оружием (СУО) оставалась полностью российской, что должно было потребовать регулярных закупок ракет в ближайшие десятилетия. Кроме того, в КНР не передавалось производство двигателей АЛ-31Ф, которые поставлялись готовыми. В этом плане отношения с Китаем были более жесткими, чем с Индией — на созданный для последней Су-30МКИ охотно интегрировали местное вооружение и организовали лицензионное производство двигателей.

Российские многоцелевые истребители Су-27

Российские многоцелевые истребители Су-27 / Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

После получения «чистого» истребителя, которым по стандартам 90-х годов являлся не обладающим управляемым оружием «воздух-земля» Су-27СК, Китай заинтересовался более многоцелевой машиной. В 2000–2004 годах было получено готовыми 100 Су-30МКК/МК2 (76+24, по другим данным, 78+24) «комсомольской» ветви развития, которые были несколько проще «иркутских» Су-30МКИ (от которых ведет родословную Су-30СМ, массово поступающий на вооружение ВКС России), но зато были более дешевы, выпущены быстро и в большом количестве и несли требуемое управляемое вооружение, на тот момент также чисто российское. В дальнейшем созданные на китайские деньги Су-30МК2 активно поставлялись на экспорт и в небольшом количестве были закуплены ВКС России под индексом Су-30М2.

Блудный брат

Закупив почти 300 истребителей семейства Су-27/30, Китай еще в начале «нулевых» стал их крупнейшим эксплуатантом после России — для сравнения, Индия только сейчас приближается к завершению исполнения имеющихся контрактов на, в общей сложности, 272 Су-30МКИ. Зависимость от поставок российских двигателей и ракет всё больше тяготила Пекин, и благодаря окрепшей уверенности в собственных силах он принял решение отказаться от реализации опциона на 95 машин и предложений по модернизации. В декабре 2003 года в воздух поднимается J-11B — та самая «пиратская копия».

При внешнем практически неотличимом сходстве изменения по сравнению с оригиналом были значительны. БРЭО самолетов было полностью китайского производства, соответственно, СУО поддерживало китайское вооружение, в том числе ракеты «воздух-воздух» средней дальности с активной радиолокационной ГСН PL-12 — китайский аналог российских РВВ-АЕ/Р-77 и американских AIM-120. Было обновлено кабинное оборудование, аналоговые стрелочные приборы стали вспомогательными, на передний план вышло несколько многофункциональных ЖК-экранов — так называемая стеклянная кабина. Сообщалось об облегчении планера за счет использования композитных материалов и уменьшении радиолокационной заметности, но проверить это не представляется возможным.

Самым главным отличием были двигатели WS-10, обладавшие несколько большей тягой, чем АЛ-31Ф, на максимальных режимах работы. Считается, что китайские двигателестроители создали их на основе опыта, полученного при изучении закупленных в США в 1982 году нескольких двигателей CFM56-2. Этот популярный в гражданской авиации (образцы этого семейства устанавливаются, например, на Боингах 737 и Аэробусах A320) франко-американский двигатель создан на основе двигателя GE F101, который используется на сверхзвуковом бомбардировщике B-1 «Лансер».

Шэньян J-11

Шэньян J-11 — китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным вариантом истребителя Су-27 / Фото: commons.wikimedia.org/www.defense.gov

Разумеется, китайцы не копировали гражданский турбовентиляторный двигатель целиком, однако, как принято считать, заимствовали конструкцию его внутреннего контура. Таким образом, расхожий миф, будто китайские истребители летают на копиях российских двигателей, не соответствует действительности. WS-10 можно назвать очень дальним родственником двигателей GE F110, которыми оснащаются американские F-15 и F-16.

Разработка пригодного для установки на истребитель двигателя заняла десятилетия, и к летным испытаниям летающая лаборатория на базе Су-27СК, оснащенная одним китайским и одним российским двигателем, приступила в 2001–2002 годах. Однако испытания и доработка, в первую очередь борьба за надежность и летный ресурс, заняли еще долгое время. Судя по всему, массовая установка WS-10 на серийные J-11B началась только в районе 2009–2010 годов, а на достаточный ресурс в более 1500 часов они стали выходить только в последние годы, на что косвенно указывает и начало оснащения двигателями собственного производства однодвигательных истребителей J-10 (которые ранее летали на российских двигателях АЛ-31ФН).

Справедливости ради стоит отметить, что и советские двигателестроители прошли в свое время схожий путь — ресурс двигателей первых Су-27 был порядка 100 часов.

Тем временем серийное производство J-11B началось в 2006–2007 годах. Без двигателей? В каком-то смысле да, первые партии пришлось оснащать двигателями российского производства — как минимум часть китайских «Сухих» это позволяет. Однако тут российская сторона решила отомстить за пиратство, и некоторое время поставки АЛ-31Ф были минимальны, в оговоренных количествах, необходимых для замены исчерпавших ресурс двигателей ранее проданных самолетов. Это привело к тому, что свежепостроенные J-11B выстраивались на заводских аэродромах без двигателей. Однако, судя по всему, через некоторое время было достигнуто некое «мировое» соглашение, и поставки двигателей были возобновлены до освоения в серии WS-10.

Учитывая твердое намерение китайцев рано или поздно переходить на собственные двигатели, твердолобостью Россия могла тут добиться только дополнительной активизации этих работ и потери потенциальной выручки для своих двигателестроителей. Следует отметить, что до сих пор российскими двигателями оснащаются штучные машины для ответственных задач, например, прототипы или летающие лаборатории. Кроме того, можно предположить, что частью «мирового соглашения» был отказ Китая от экспорта J-11, где бы они могли потенциально конкурировать с российскими машинами.

Вслед за одноместной машиной была создана и учебно-боевая двухместная — J-11BS. Считается, что на ней была установлена новая цифровая система управления. В серию китайская «спарка» пошла с 2010 года, и сразу с местными двигателями.

«Сухой» остаток: чем интересна китайская копия Су-27

Истребитель J-11BH/BSH — модификация под требования флота / Фото: airwar.ru

Серийное производство J-11B ведется до сих пор (возможно, с перерывом в 2014–2017 годах) и, вероятно, под общим индексом объединяются машины с разным уровнем развития, в первую очередь БРЭО и комплекса вооружения. Впрочем, также вероятно, что старые машины постепенно модернизируются — так, с китайским вооружением фотографировали даже заведомо неспособные применять его при продаже Су-30МК2. Из известных модификаций принято выделять J-11BH/BSH береговой авиации ВМС Китая, которые предположительно способны применять противокорабельные ракеты. Разумеется, оценить реальные возможности J-11B трудно, однако, вероятно, они примерно соответствуют не пошедшим в серию российским Су-27М, более известными как первые Су-35 — под этим индексом они продвигались на экспорт в 90-х.

Исполняя советскую авианосную мечту

Не будем касаться вопроса приобретения у Украины недостроенного авианесущего крейсера проекта 1143.6 «Варяг» и документации к нему у проектанта — Невского ПКР. Для нашего рассказа важно, что параллельно был приобретен брошенный в свое время на Украине один из прототипов Су-33 — палубной модификации Су-27. Он стал «источником для вдохновения» в разработке палубной модификации J-11B — J-15. Первый полет китайский палубник совершил в 2009 году, а летные испытания на авианосце начались в 2012-м. Примечательно, что в их ходе прототипы J-15 были оснащены российскими двигателями, хотя позже на серийных машинах перешли на WS-10, возможно, на модификацию с несколько большей тягой и коррозийной устойчивостью.

К концу 2017 года было поставлено 24 J-15, что, вероятно, считается полной авиагруппой для «Варяга», который получил в Китае имя «Ляонин» (серийных Су-33 было выпущено 26). Однако сейчас готовится к вводу в строй второй китайский авианосец, уже национальной постройки, и, вероятно, для него будет выпущено не меньшее количество машин. Возможно, новые партии будут состоять из модернизированных машин, условных J-15B, с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), в частности, БРЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Шэньян J-15

Шэньян J-15 — китайский палубный истребитель планер самолета базируется на прототипе Су-33 / Фото: Getty Images/Li Tang/CHINA NEWS SERVICE/VCG

Впрочем, и без этого J-15 определенно превосходит по боевым возможностям оригинальные Су-33 за счет более продвинутого, благодаря разнице во времени, БРЭО и более широкого выбора вооружения, включающего в себя в том числе и противокорабельные ракеты (определенно дозвуковые YJ-83K, возможно, сверхзвуковые YJ-91). Как и для Су-33, для J-15 был разработан подвесной контейнер дозаправки в воздухе.

Принято считать, что следующий китайский авианосец, в данный момент находящийся на ранней стадии постройки, будет уже оснащаться электромагнитными катапультами. Для его оснащения и испытаний этой катапульты создан катапультный вариант J-15, который приступил к полетам на наземном стенде с конца 2016 года.

В этом китайские инженеры зашли дальше советских предшественников, которые не успели приступить даже к наземным испытаниям авиагруппы для следующего за «Варягом» катапультного авианосца «Ульяновск».

Будущее

Это сегодняшний день китайских «Сушек», а с чем связано их ближайшее будущее? В первую очередь с «китайским Су-30» — J-16. Несмотря на то, что вдохновлялись китайцы в создании своей двухместной многоцелевой машины явно сверхуспешным российским семейством, речь о слепом копировании уже не идет. В частности, по планеру в нем сочетаются элементы от обычных «спарок» и Су-30МКК/МК2. Оценить ее уровень развития довольно трудно, однако, вероятно, это наиболее продвинутый из строевых китайских истребителей. Серийное производство начато в районе 2013 года, и количество выпущенных машин, возможно, приближается к сотне. Примечательно, что таким образом в Китае на вооружении самолетов семейства Су-27, судя по всему, больше, чем в России (по крайней мере, если не учитывать стоящие особняком бомбардировщики Су-34).

На основе J-16 ведется разработка версии для радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО J-16D, которая проходит испытания с конца 2015 года. Интересной особенностью машины является отсутствие авиапушки, которая находилась на своем месте на остальных модификациях большого семейства Су-27. Параллельно ей идет работа над двухместным палубным учебно-боевым самолетом, который также должен решать, по аналогии с американским EA-18G «Гроулер», задачи РЭБ. Прототип J-15S совершил первый полет еще в 2012 году, однако до сих пор неясно, проходили ли испытания на авианосце. Новая, объединенная с самолетом РЭБ, программа несет индекс J-17.

«Китайский Су-30» — J-16

«Китайский Су-30» — J-16 / Фото: airwar.ru

Ведется работа и над развитием семейства одноместных истребителей — «китайским Су-35С» должен стать J-11D, подробностей о котором немного, но измененная носовая часть говорит о планах установить БРЛС с АФАР. Построено по меньшей мере пять прототипов, уже несколько лет участвующих в испытаниях, хотя возобновление активного выпуска J-11B косвенно говорит о трудностях с доводкой машины.

Какую роль в этом выполняют закупки Су-35С? Определенно основной мотивацией китайцев было желание «посмотреть», в каком направлении шло эти годы развитие Су-27 в России. Считается, что особо интересуют их двигатели АЛ-41Ф1С. Сообщалось, что китайская сторона планировала закупку всего шести самолетов, однако российской удалось настоять на продаже 24-х, причем «под ключ», без передачи технологий и интегрирования китайского БРЭО и вооружения. Что сумеет почерпнуть для себя полезного Китай — покажет время, но Россия сумела получить психологически важного первого экспортного покупателя Су-35, $2,5 млрд и стабильный источник дохода на ближайшие годы в виде новых поставок запчастей и вооружений.

Очевидные минусы продажи Китаю современных вооружений на фоне оформления стратегического партнерства, которое усиленно пытается укрепить нынешняя вашингтонская администрация, в том числе и санкциями, с которых мы начали рассказ, и того, что Пекин, похоже, придерживается установленных «правил игры» (как уже упоминалось выше, не продвигая свои «Сушки» на экспорт), были признаны допустимым злом.

https://iz.ru/801066/aleksandr-ermakov/sukhoi-ostatok-chem-interesna-kitaiskaia-kopiia-su-27?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

Александр Ермаков


comments powered by Disqus
Общество
Новые Су-35С для наших ВКС - репортаж из Комсомольска-на-Амуре
Ростех изготовил новую партию истребителей Су-35С. Су-35С производят на заводе ОАК в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас новая партия истребителей проход...
«Новое радио»: основные особенности
«Новое радио» – радиостанция, которая пользуется огромным спросом. Существует радио давно и с каждым годом становится все больше людей, которых привле...
Второй А-50 потерян...
Потеря одного самолета ДРЛО - непозволительная роскошь. А потеря двух самолетов такого класса… Все дело в том, что данные типы самолетов являются дейс...
Новости культура Воронеж
Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замеч...
Политика
Путин в центре переучивания летного состава: F-16 будем уничтожать так же, как и танки
В Тверской области Путин посетил центр переучивания летного состава РФ, где ему показали русские ракеты, разрывающие вражеские танки Российский лид...
РД-33 для истребителей МиГ-29UPG Индии
МО Индии сообщило, что 1 марта подписало с компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) контракт на организацию сборки на ее заводе в Корапуте по рос...
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Турецкие СМИ: около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35
Около 40 пилотов из Ирана направляются в Россию, чтобы пройти обучение по управлению самолетами Су-35, сообщают турецкие ресурсы. По их данным, такие ...
Армия
В России началось массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000
В разы увеличено производство ФАБ-500, ФАБ-1500 и снарядов. Министр обороны проинспектировал выполнение гособоронзаказа на предприятиях оборонно-промы...
В объединениях ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке отпраздновали Масленицу
Военнослужащие объединения ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке опраздновали Масленицу. Ежегодно в объединении военнослужащие отмечают праздник про...
Министерство обороны России запустило программу восстановления сети военных аэродромов
В первую очередь реконструкция начнется в местах базирования авиатехники на западном стратегическом направлении — во вновь сформированных Московском и...
На вооружение ВКС РФ принят новый самолет РЛДНиУ А-50У
ФОТО: СКРИНШОТ TELEGRAM/FIGHTERBOMBER Две подряд трагедии сильно ударили по парку боеготовых А-50 в ВКС. Худшие варианты при такой тенденции уже оз...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
На ИАЗ идёт сборка восьмого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» В цех №249 Иркутского авиационного завода поступил на один из завершающих этапов сборки восьмой комплект се...
Новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
Ростех возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14. Пермское предприятие Объединенной двигателестроительной корпо...
Разработка отечественных систем для МС-21
Коллаж © «Авиация России» Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё на стадии проектирования самолёта и строительства первого опытного...
ОАК о проектах Ил-76МД-90А, МС-21, Ил-114-300 и не только
Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК» Подготовка новых производственных мощностей и привлечение квалифицированных кадров, особенно токарей, фрезеровщиков и ...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...