Зачем США покупают советскую военную технику

18.12.2020  |  07:59
9
Зачем США покупают советскую военную технику

ФОТО: ТРК Звезда

Пентагон заинтересовался приобретением российских вертолетов Ми-24, а также самолета Ан-2. По официальным заявлениям – для ознакомления американских инструкторов с возможностями этих машин. Неужели настолько старые военные разработки все еще интересны армии США – и почему российские военные не изучают таким же образом американское оружие?

Начнем с того, что интерес к российским «раритетам», к каковым точно можно отнести биплан Ан-2, который бороздит небо с 1947 года, а также к вертолету Ми-24, который был принят на вооружение в 1972 году, проявило такое американское военное ведомство, как MAWTS-1. Это центр повышения летной подготовки Корпуса морской пехоты (КМР) США в штате Аризона, где базируется первая эскадрилья обучения вооружениям и тактике авиации морской пехоты. В представленном КМП документе говорится, что подобная авиационная техника им требуется «для ознакомления в летном этапе курсов по тактике и вооружениям, в качестве реалистичного условного противника во время выполнения заданных летных упражнений».

«Кукурузник» Ан-2 по-прежнему стоит на вооружении ВС России, большей частью в составе авиационных эскадрилий соединений ВДВ и морской пехоты с предназначением для совершения учебных парашютных прыжков. До сих пор первое знакомство парашютистов с небом происходит именно с борта этого небесного тихохода.

В морской пехоте и частично в десанте еще с советских времен практиковался беспарашютный способ десантирования – с использованием брезентовой «трубы», наподобие спусков в аквапарке. Ан-2 с выключенным двигателем способен планировать на большое расстояние. Эту малоразмерную цель, практически со «стелс-технологиями» из-за малозаметности на радарах РЛС дюралевой обшивки, обнаружить достаточно сложно. Высадку десанта на морском побережье можно провести незаметно.

Можно предположить, что старенький «кукурузник» заинтересовал американскую морскую пехоту именно из-за этих особенностей. Если вспомнить, что во время последнего вооруженного конфликта в Карабахе военные азербайджанской армии использовали Ан-2 в качестве беспилотника, рассчитывая на его малозаметность, то внимание MAWTS-1 к этому самолету с возможностями боевого применения вполне объяснимо.

В Минобороны РФ комментировать газете ВЗГЛЯД возможную сделку по продаже США вертолетов Ми-24, а уж тем более его модернизированной версии Ми-35М, либо Ми-17 (это экспортная версия военно-транспортного Ми-8) или самолетов Ан-2 не стали. Рособоронэкспорт говорит, что подобных заявок не получал, а в портфеле заявок подобные «изделия» вообще не значатся, тем более со стороны США. Не идет даже речь о глубоко модернизированном российском «кукурузнике», который получил название ТВС-2ДТС «Байкал», которым перспективно заинтересовались в Китае, Вьетнаме и еще ряде стран.

«Американцы обладают достаточно широким набором советской еще авиатехники, в том числе из состава боевой авиации,

– рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владимир Попов. – Это на уровне коллекционеров. Подобная практика известна во всем мире. Вот в американском штате Иллинойс живет авиалюбитель Дон Керлин, хобби которого заключается в покупке и продаже бывших советских истребителей МиГ-29. За последние десять лет через руки этого бывшего военного летчика прошло ни много ни мало 50 самолетов этого класса. «Мигари» он покупал большей частью в странах Восточной Европы – в Чехии, на Украине, в Румынии, многие восстанавливал. А еще коллекционер по бортовым номерам пытался выяснить происхождение истребителей, но эта история является для него секретной. Определить боевой путь тоже непросто – порой на хвосте поверх звезды нарисован украинский трезубец, а его закрывает еще какой-то непонятный рисунок. Самое главное, Керлин на МиГ-29 еще и сам летает.

Есть среди приобретений в США и вертолеты Ми-24. Две такие винтокрылые машины были куплены в Болгарии, куда они поставлялись еще во времена Варшавского договора. В прошлом году они были задействованы в ходе учений 55-й эскадрильи ВВС США в районе мексиканской границы для оценки возможностей своих летчиков во время воздушного боя. Заодно американцы испытывали свой модернизированный вертолет версии Sikorsky HH-60G Pave Hawk, тоже, заметим, не самая свежая модель, совершившая первый полет в 1983 году. Нынешнее заявление морской пехоты США об испытаниях российских Ми-24 в количестве двух машин, скорее всего, связано именно с уже имеющимися «болгарскими» вертолетами. С Ан-2 вообще нет проблем, их было выпущено около 18 тысяч экземпляров, в том числе и в Польше, где они продолжают эксплуатироваться».

В армии США Ми-24 «Крокодилами» не называют, по классификации НАТО это Hihd – «Лань», из-за высоких скоростных качеств этого вертолета. Американцы всегда внимательно присматривались к этой боевой винтокрылой машине, а в прошлом году впервые использовали Ми-24 во время проведения своих учений. Понятно, что не для последующих закупок, а в качестве имитации вертолетов потенциального противника для своего HH-60G Pave Hawk.

Американцы не случайно выбрали именно Ми-24 – он стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух – воздух». И неоднократно их успешно применял. Уникальный случай произошел в 1982 году, когда в небе над Ливией сирийский Ми-24 сбил израильский сверхзвуковой F-4 Phantom («Фантом»), который атаковал вертолет, но выдал себя излучением радара. «Крокодил» развернулся в воздухе и выпустил навстречу две ракеты «воздух – воздух» Р-60 с расстояния в восемь километров. Обе попали в цель.

Известен случай, когда иракский Ми-24 сбил «Фантом», принадлежащий Ирану. Победы над самолетами со стороны Ми-24 были зафиксированы и над американскими истребителями F-86 и штурмовиками А-37 в Никарагуа. К слову, именно ирано-иракская война, длившаяся с сентября 1980-го по август 1988 года, впервые в истории стала полем воздушного боя между вертолетами. В столкновениях в основном участвовали вертолеты Ми-24 и АН-1 «Кобра» при очевидном преимуществе именно «Крокодилов».

Американские военные летчики не случайно в учебном воздушном бою попробовали «на зубок» такой «тертый калач», как вертолет Ми-24. В качестве потенциального противника «Крокодил» был выбран не случайно – он стоит на вооружении не только России, но и ряда других «недружественных» США стран, в том же Иране, Венесуэле, КНДР и прочих. Всего эксплуатантами Ми-24 (в том числе его версии Ми-35М) в разном количестве являются 60 государств. Сами США получили от Германии после распада Варшавского договора несколько таких вертолетов, используемых сегодня на учениях в качестве имитации вероятного противника и обучения стрелков-зенитчиков. На прошедших учениях в районе мексиканской границы использовались, как упоминалось, Ми-24, доставленные из Болгарии, как более «свежие». И именно для отработки воздушного боя между вертолетами.

Российский «Крокодил», судя по отзывам американской прессы и самих военных, не подвел и держался достойно.

Американское издание Aviationist (один из самых авторитетных сайтов в области военной авиации) опубликовало статью, в которой говорилось, что «советско-российский ударный вертолет Ми-24, использованный во время Афганской войны, показал себя как высокоэффективная оружейная система». «Тренировки с использованием ударных Ми-24 – серьезный шаг вперед, который позволяет сделать выводы по поводу возможностей наших вертолетов, актуальности нашей тактики, применяемых процедур и вооружений», – цитировало издание представителя авиабазы США капитана Курта Уоллина. Один из летчиков 55-й эскадрильи Стивен Адамс, принимавший участие в учениях, добавляет: «Мы должны понимать, как нам действовать против той или иной угрозы в воздухе. Именно поэтому такие учения важны для нас».

В общем, достойную угрозу со стороны Ми-24 в США оценили, отметив при этом, что и их модернизированный Sikorsky HH-60G Pave Hawk показал себя во время проведенных учений очень хорошо. Тут нужно отметить такую деталь – управляли всеми вертолетами лишь американские летчики. Да и «воевали» они между собой без применения вооружений, то есть морального и физического давления со стороны противника. В реальном бою, да еще при участии российских вертолетчиков «результат» был бы явно не в пользу американских пилотов и их винтокрылых машин. Управляемые ракеты класса «воздух – воздух», которые способен нести Ми-24, позволяют вести воздушный бой против целей на удалении до 20 километров, что дает неоспоримое преимущество.

Еще одна из основных особенностей российского ударного вертолета – наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сидения и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло «Крокодила» ни разу не было пробито пулей, хотя пулевых отметин он получал при боевых вылетах немало. Наиболее эффективным средством противодействия вертолету стали ПЗРК «Стингер», которые США нелегально поставляли афганским моджахедам. Сейчас, к слову, американцы тоже «пристреливаются» к Ми-24 именно «Стингерами», понимая, что воздушный бой с ним «на равных» не принесет эффектной победы.

Ми-24 отлично зарекомендовал себя в Афганистане, во время двух чеченских войн, да и сейчас в Сирии эффективно поддерживает с воздуха российский контингент.

Из построенных за все время 3500 этих вертолетов («Завод № 168» в Ростове-на-Дону и Арсеньевская авиационная компания «Прогресс») сейчас на вооружении ВВС России стоят около 100 Ми-24 различных модификаций. Еще 30 числятся за авиацией ВМФ России, некоторое количество имеется в Росгвардии и пограничной авиации. Производство вертолета продолжается в версии Ми-24ВМ (Ми-35М), и он по-прежнему востребован в войсках.

В этой ситуации возникает вопрос – почему российская армия не проявляет подобного интереса к американским «Апачам» (основной ударный вертолет армии США АН-64 Apache с середины 1980-х годов) или к упомянутым Sikorsky HH-60G Pave Hawk? Пару эскадрилий этих винтокрылых машин вполне можно было бы использовать в качестве «условного противника» во время военных учений – реальные же мишени.

«В этом нет особой необходимости, – считает военный эксперт Владимир Попов. – Визуальное распознание техники противника проводится не только по картинкам военных наставлений, которые офицеры учат наизусть, но в большей степени по системе распознания «свой – чужой». ТТХ вертолетов из стран НАТО тоже очень хорошо известны, соответственно, командиры в большей степени оперируют средствами поражения воздушных средств противника. Опять же, встает вопрос о подготовке кадров летного состава для управления иностранными боевыми вертолетами. Не в Колорадо-Спрингс, где находится академия ВВС США, их же отправлять. А особого эффекта от использования во время российских учений двух–трех «Апачей» тоже не видно. У нас все-таки несколько иные способы изучения повадок противника, главный из которых: увидел – поразил».

https://vz.ru/world/2020/12/1/1073381.html


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.