Тяжелый путь легкого истребителя: какой будет военная авиация России

06.10.2018  |  12:07
9
Тяжелый путь легкого истребителя: какой будет военная авиация России
Наследство советской авиационной истории велико и многогранно. Одна из этих граней связана с продолжавшейся десятилетия конкуренцией двух легендарных конструкторских школ, известных всему миру под брендами «Сухой» и «МиГ». Так получилось, что КБ имени П.О.Сухого, специализирующееся на тяжелых истребителях, в последние десятилетия развивалось успешнее.

Сегодня в авиапарке ВКС преобладают самолеты марки «Су», продолжающие линию тяжелого истребителя 4-го поколения Су-27. Это и фронтовые бомбардировщики Су-34, и модифицированные самолеты поколения «4++» - Су-30СМ и Су-35. Ну и наконец, самолет нового поколения - многофункциональный Су-57. А что же с легкими истребителями - наследниками МиГ-29? Есть у них будущее и место в боевом строю ВКС? «Армейский стандарт» изучил историю вопроса и его современное состояние.

Картинка

Когда-то в авиапарке советских, а потом и российских ВВС количество тяжелых истребителей Су-27 с максимальной взлетной массой более 30 тонн и легких МиГ-29 с аналогичным показателем свыше 18 тонн, было примерно равное. И по объему экспортных поставок фирмы мало чем различались. Но в 90-е «Сухой» вырвался в лидеры. Существенно помог фирме выжить в трудные 90-е экспорт «сушек» в Китай и Индию. Появились деньги на разработку и доводку новых проектов, модернизацию производства. РСК «МиГ» же преследовали кадровая чехарда в руководстве и громкие скандалы с коррупционным душком. А вот новых стоящих проектов практически не было.

Сильно просел экспорт МиГ-29. Случались и совсем уж «подножки». Так, Алжир заказал было партию модернизированных истребителей МиГ-29СМТ, а потом отказался от них, сославшись на несоответствие требованиям. Пристроить эскадрилью «иностранных» самолетов с большим количеством импортных комплектующих помогли родные ВВС. Хотя «усыновление» шло с трудом и не без проблем.

Надо отдать должное, патриоты фирмы рук не опустили и сражались за выживание как могли. Наработки по модернизации МиГ-29 в вариант МиГ-29СМТ были использованы частично при реализации индийского контракта на разработку и поставку корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой) для приобретенного и модернизированного в России тяжелого авианосного крейсера «Викрамадитья» («Адмирал Горшков»). Этот заказ вдохновил МиГ на конструкторский рывок - создание нового самолета, продолжающего семейство МиГ-29 — истребитель поколения 4++ МиГ-35.

Картинка

Родные ВВС в то время поддержать самолетостроителей заказами не могли, денег не было. И потому решено было попытать счастья в индийском тендере на легкий многоцелевой самолет. Индия собиралась закупить 126 таких истребителей. Россия в 2007 году выставила на тендер прототип МиГ-35.

Почему прототип? Да потому что ключевой элемент самолета, обеспечивающий его многофункциональность и боевую эффективность, - бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) - был еще в работе. Тендер МиГ-35 тогда не выиграл, поскольку из всех зарубежных конкурентов он один не производился еще серийно.

Самолетостроители продолжили работу над МиГ-35, считая, что легкие истребители пока рано сбрасывать со счетов. Испытания продолжились. Интерес к новому самолету проявили Воздушно-космические силы. И вот, как стало известно «Армейскому стандарту», истребитель МиГ-35 в ближайшее время получит предварительное заключение по первому этапу государственных испытаний. Как сообщил источник в российском авиапроме, после получения предварительного заключения разработчик — корпорация «МиГ» - доработает истребитель по полученным замечаниям.

Картинка

Ожидается, что после этого истребитель будет предъявлен в четвертом квартале 2018 года на государственные совместные испытания. Совместные испытания будут проходить в Государственном летно-испытательном центре ВКС в Ахтубинске. Военные летчики-испытатели оценят боевые качества нового самолета и протестируют его на авиационных полигонах.

В государственных испытаниях участвуют пока два опытных образца истребителя МиГ-35. Они построены на средства Минобороны. Решено, что к госиспытаниям этой осенью присоединится еще несколько опытных истребителей. Это позволит проводить тестовые полеты более интенсивно и ускорит выполнение программы испытаний.

Большой объем летных испытаний МиГ-35 обусловлен значительной новизной вновь установленного на истребителе бортового радиоэлектронного оборудования и авиационных средств поражения. При этом главный вопрос - оснащение МиГ-35 БРЛС с АФАР - остается открытым. Прорабатывается несколько вариантов. В любом случае для их полной реализации потребуется еще несколько лет опытно-конструкторских работ.

Картинка

Над радаром с активной фазированной антенной решеткой для МиГ-35 работают «Фазотрон-НИИР» и Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова. «Фазотрон» располагает демонстратором радара с АФАР. Предстоит еще создать антенную решетку большого диаметра под размер фюзеляжа МиГ-35 с несколькими сотнями приемо-передающих модулей.

У НИИП имени В.В.Тихомирова есть свои наработки. Эта фирма, в частности, создала систему бортовых радаров для истребителя 5-го поколения Су-57 и обладает необходимым научно-техническим заделом. Окончательное решение по истребителю останется за госзаказчиком - ВКС России. Госпрограмма вооружений предусматривает закупку небольшой партии легких истребителей из 24 единиц.

Военное ведомство понимает, что у легких истребителей есть своя ниша в воздушных боях. К тому же цена МиГ-35 меньше, чем, например, Су-35. Есть спрос на легкие фронтовые самолеты и за рубежом. Кстати, та же Индия, которая первоначально отдала предпочтение французским «Рафалям», вновь внимательно смотрит в сторону МиГ-35. Итоги продленного индийского тендера могут быть подведены к 2025 году. Теперь все зависит от того, как быстро на этот спрос ответит легендарная фирма «МиГ», у основания которой более 75 лет назад стояли Артем Микоян и Михаил Гуревич. 

https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201810010819-1i0a.htm


comments powered by Disqus
Общество
«Алроса» планирует заменить выведенные из эксплуатации Ту-134 на Суперджет 100
Авиакомпания "Алроса" завершила эксплуатацию пассажирских самолётов Ту-134, 22 мая был выполнен последний коммерческий рейс на этом типе самолёта. Ост...
РВС и Sharp Aviation подписали меморандум о намерениях предоставления четырех Ми-8МТВ и четырех «Ансатов»
17 мая компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС) и южнокорейская Sharp Aviation подписали меморандум о намерениях предоставления четырех российских...
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Политика
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Армия
The National Interest (США): Россия хочет стать сверхдержавой в производстве истребителей-невидимок
оссийский президент Владимир Путин 14 мая 2019 года устроил большое шоу из своего визита в 929-й государственный летно-испытательный центр имени Чкало...
Су-57 прикроют основные стратегические направления Дальнего Востока, Юго-Запада и Северо-Запада России
Для истребителей Су-57 будут сформированы новые авиаполки, имеющие в составе специальные наземные подразделения, отвечающие за радиолокационную незаме...
Президент ОСК назвал основную ударную силу будущего авианосца России
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов назвал основную боевую силу будущего российского авианосца. Это ударные беспилотни...
Авиабаза в Лиде получила ещё четыре Як-130
Вооруженные Силы Белоруссии получили очередную партию учебно-боевых самолётов Як-130. В рамках договора между Министерством обороны РБ и корпорацией «...
Спорт
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Экономика
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
ГСС и Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и словенская авиакомпания Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 самолетов Superjet 100 (...
Истребитель Су-57: инновационные решения ЦАГИ
В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолета Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываем...
«Авиастар» изготовил очередную партию агрегатов для МС-21
Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной ...
Транспорт
«Алроса» планирует заменить выведенные из эксплуатации Ту-134 на Суперджет 100
Авиакомпания "Алроса" завершила эксплуатацию пассажирских самолётов Ту-134, 22 мая был выполнен последний коммерческий рейс на этом типе самолёта. Ост...
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...