The National Interest: Почему ни одни ВВС не хотят вступать в борьбу с С-400

08.11.2018  |  19:41
9
The National Interest: Почему ни одни ВВС не хотят вступать в борьбу с С-400

С - 400 это одна из тех ракетных систем, которые вызывают наибольшее количество споров в мире. США вводят экономические санкции против стран просто за то, что те покупают эти зенитные ракетные системы, однако многие крупные страны мира продолжают приглядываться к ним, а Индия и Китай даже подписали соглашения на покупку этих систем у России в сентябре и в апреле 2018 года соответственно. Но что делает системы С-400 такими востребованными сегодня? И чем они отличаются от более ранних систем С-300?

Разработка С-300 началась в 1960-х годах, и эта система должна была стать продолжением множества более ранних ракетных систем класса земля-воздух. Планировалось, что новая ракетная система заменит собой ракетные системы С-75, которые применялись против самолетов-разведчиков U-2 и которые были развернуты на Кубе и во Вьетнаме. Испытания новой ракетной системы прошли в 1970-х годах, и они поступили на вооружение уже в 1978 году.

Основным достоинством С-300 по сравнению с более ранними системами стала такая ее характеристика, как многоканальность — то есть она могла использовать множество лучей наведения, чтобы направлять ракеты одновременно по нескольким различным целям. Более ранняя система С-25 тоже была многоканальной, однако она также была чрезвычайно тяжелой, и ее можно было устанавливать только на неподвижных платформах. Американская система SAM-D (которая позже превратилась в MIM-104 «Патриот») стала первой ракетной системой класса земля-воздух наземного базирования с применением многоканальной технологии — она поступила на вооружение тремя годами позже, в 1981 году.

Главным покупателем новой ракетной системы С-300 стали советские ПВО. Они освоили первую версию С-300 — С-300ПТ. Все ракеты «П» были предназначены для войск ПВО. В системе С-300ПТ была предусмотрена буксируемая пуско-заряжающая установка и буксируемая радиолокационная система, для перемещения которых требовались тяжелые грузовики. В ней также была предусмотрена система управления огнем. Эта ракетная система отвечала задачам относительно стационарных ПВО, но все же не была идеальным решением.

Советские военные наблюдали за использованием ракетных систем класса земля-воздух во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и пришли к выводу, что возможность более быстрой передислокации — это главный фактор для максимизации эффективности таких систем. Для того, чтобы подготовить к работе и начать использовать С-300ПТ, требовалось более часа, что было следствием особенностей ее радара и пусковых установок. Именно здесь и требовались усовершенствования. В первых С-300ПТ использовались ракеты 5В55, дальность которых составляла примерно 75 километров.

В результате С-300 приобрела ту форму, которую она имеет сейчас: ее установили на платформу тяжелого грузовика МАЗ-7910. Пуско-заряжающая установка, радиолокационная система и система контроля огня тоже были установлены на эти грузовики. Дополнительное оборудование, такое как оборудование для устранения разницы между весом радиолокационной системы и пусковой установки, было помещено на более легкие грузовики. Эта система, которая теперь известна как С-300ПС, поступила на вооружение в 1982 году. Немного измененная версия этой системы, созданная специально на экспорт, получила название С-300ПМУ. В ракетных системах ПС используются ракеты 5В55Р с дальностью в 90 километров.

Пока разрабатывались системы С-300П, также шла разработка С-300Ф для флота и С-300В для наземных войск. С-300В разрабатывались специально для противостояния тактическим баллистическим ракетам, таким как «Ланс» и «Першинг».

Одной из ключевых черт С-300В стало то, что у этой системы было два варианта пуско-заряжающей установки: пуско-заряжающая установка с четырьмя ракетами меньшей дальности 9М83 (75 километров) и пуско-заряжающая установка с двумя ракетами большей дальности 9М82 (100 километров). Пуско-заряжающая установка, радиолокационная система и система управления С-300В установлены на гусеничных шасси ради лучшей проходимости по сравнению с С-300ПС. С-300В была принята на вооружение в 1985 году.

Далее начался процесс усовершенствования как С-300В, так и С-300П. Серия ракет С-300ПМ появилась благодаря стремлению интегрировать способность С-300В перехватывать баллистические ракеты в серию ракет «П». Экспортные версии С-300ПМ называются С-300ПМУ. В результате дальнейшего усовершенствования С-300 появились системы С-400.

Действительно, первые версии С-400 назывались С-300ПМУ-3, то есть были третьей усовершенствованной версией мобильного варианта С-300 для ПВО. Когда эту систему впервые продемонстрировали на авиасалоне МАКС в 2007 году, многие отметили, что большинство систем внешне мало чем отличались от С-300ПМУ-2.

Однако достижения в области ракетных и радиолокационных технологий сделали С-400 более совершенной по сравнению с более ранними ракетными системами. Новые радиолокационные установки в С-400 делают ее способной поражать практически все воздушные цели.

Другим ключевым аспектом С-400 стала ее способность использовать четыре разных типа ракет с разным весом и возможностями, то есть эта система сама по себе способна выполнять значительную часть функций эшелонированной системы ПВО. Таким образом, С-400 — это более гибкая система. Она может применять ракеты, которые использовались в более ранних версиях С-300.

Новые ракеты для С-400 характеризуются дальностью в 240 километров против воздушных мишеней и представляют собой следующую ступень усовершенствования после С-300ПМУ-1 с дальностью в 150 километров и С-300ПМУ-2 с дальностью в 200 километров. Более новые ракеты, такие как 40Н6 характеризуются дальностью в 400 километров.

Что можно сказать о С-400? В сущности, С-400 — это все еще относительно мобильная система, разработанная для сил ПВО. Хотя по своим возможностям она существенно опережает более ранние версии и является более гибкой по сравнению с более ранними вариантами С-300, эволюция С-300 в более гибкую и мощную систему шла уже на этапе разработки различных вариантов С-300ПМУ.

Между тем российская армия продолжила совершенствовать С-300В, превратив ее в С-300В4 и С-300ВМ, в которой были использованы более современные ракетные и радиолокационные технологии, позволившие увеличить дальность действия. В ней также появилась новая пуско-заряжающая установка со встроенной радиолокационной станцией наведения ракет, что позволяет уменьшить количество средств перевозки.

Хотя возможности С-400 могут показаться проявлением существенного скачка вперед, они появились в процессе медленной эволюции более ранних версий С-300. Многие из продвинутых характеристик, таких как перехват баллистических ракет, взаимозаменяемые модульные ракеты и многоканальность, присущи этой системе уже долгое время, и С-400 была создана с учетом уже имеющихся достоинств С-300, став гораздо более серьезной угрозой.

https://inosmi.ru/military/20181022/243509143.html


comments powered by Disqus
Общество
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Российские вертолеты и БЕ-200 одни из экспонатов авиасалона в Ле-Бурже
Фото: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com В пригороде Парижа — Ле Бурже в 53-й раз открылся один из крупнейших авиасалонов мира Paris Air Show. Мы ...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
20 июня в Волгоград встретит 18 одномоторных самолётов из Франции
ФОТО: terraoko.com Волгоград вошёл в число девяти городов России, где пройдёт крупнейшее европейское авиаралли Rallye Aéro France. Грандиозный воз...
Политика
В 2020-2021 годах ВАСО планирует расширить производственную программу
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ Воронежский авиазавод (ПАО «ВАСО», структура Объединенной авиастроительной корпорации) после замедления в 2018-2019 г...
Новые разработки ЦАГИ для борьбы с тряской на околозвуковых скоростях
ФОТО: ЦАГИ Модель крыла в аэродинамической трубе ЦАГИ при испытаниях нового способа управления обтеканием При полете на больших трансзвуковых скорост...
Проект CR929 подходит к этапу выбора поставщиков систем
Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, разработку которого ведут совместно ОАК и китайская корпорация гражданског...
По результатам квалификационных испытаний «ОДК-УМПО» получит право серийного производства РД-33МК
Турбореактивный двигатель РД-33МК (разработчик – АО «ОДК-Климов», г. Санкт-Петербург) предназначен для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. Готовност...
Армия
Истребители Су-57 при адаптации смогут базироваться на новом авианосце
Новейшие российские истребители пятого поколения Су-57 смогут базироваться на новом авианосце при условии их адаптации к кораблю, то есть "оморячивани...
Технический облик арктического вертолета Ми-26Т2ВА сформирован, он утвержден ВКС
ФОТО: © Пресс-служба холдинга "Вертолеты России" Холдинг "Вертолеты России" (входит в Ростех) разрабатывает арктическую версию самого тяжелого серийно...
Россия и Китай принимают на вооружение истребители-невидимки - США предпринимают шаги для сохранения превосходства своих ВВС
Противники США, в частности Китай, принимают на вооружение истребители пятого поколения, а также ракеты «воздух-воздух» большой дальности, благодаря к...
Беспилотник "КУБ-БЛА" поразил цели на земле - видео
Концерн "Калашников" опубликовал видео, на котором показан в действии ударный беспилотный комплекс "КУБ-БЛА". Он представлен в России на военно-технич...
Спорт
Волгоградский дзюдоист завоевал золотую медаль II Европейских игр
Волгоградец Арман Адамян стал чемпионом Европы, выиграв «золото» на чемпионате континента по дзюдо, который в рамках II Европейских игр состоялся в Бе...
Волгоградские спортсмены — лидеры межрегионального турнира для людей с ограниченными возможностями здоровья
Более 80 участников из Волгоградской и Воронежской областей вышли на старт межрегиональной спартакиады «Вперед к рекордам!». Спортивный праздник таког...
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
В 2020-2021 годах ВАСО планирует расширить производственную программу
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ Воронежский авиазавод (ПАО «ВАСО», структура Объединенной авиастроительной корпорации) после замедления в 2018-2019 г...
Новые разработки ЦАГИ для борьбы с тряской на околозвуковых скоростях
ФОТО: ЦАГИ Модель крыла в аэродинамической трубе ЦАГИ при испытаниях нового способа управления обтеканием При полете на больших трансзвуковых скорост...
Проект CR929 подходит к этапу выбора поставщиков систем
Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, разработку которого ведут совместно ОАК и китайская корпорация гражданског...
По результатам квалификационных испытаний «ОДК-УМПО» получит право серийного производства РД-33МК
Турбореактивный двигатель РД-33МК (разработчик – АО «ОДК-Климов», г. Санкт-Петербург) предназначен для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. Готовност...
Экономика
ОАК расширила контракт на поставку Бе-200 в Чили
На авиасалоне Paris Air Show входящий в состав ОАК Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Г.М. Бериева расширил контракт ...
В EASA оценили поведение МС-21-300 в различных режимах на высотах до 12 000 метров - завершена 2 сессия сертификационных полетов
Эксперты Европейского агентства по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency) завершили вторую сессию полетов в рамках программы вал...
Россия предлагает локализовать в Индии производство МиГ-35
В результате многолетнего плодотворного сотрудничества в области обороны Россия и Индия достигли высочайшего уровня взаимного доверия. Сейчас Россия п...
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
Транспорт
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
Реализация проекта МС-21 сдвинется на год из-за санкций
Необходимость заместить иностранные композитные материалы в МС-21 не стала серьезной проблемой для реализации проекта, заявил "Интерфаксу" вице-премье...
Ростех не ожидает претензий «Аэрофлота» из-за срыва поставок МС-21
Серийные поставки самолётов МС-21 для авиакомпании "Аэрофлот" начнутся в 2021 году, сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов. Изначально планировалось нач...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...