Су-57: безопасная топливная система и всевидящий радар

25.11.2018  |  09:30
9
Су-57: безопасная топливная система и всевидящий радар

Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В этой части речь пойдёт о топливной системе и радиолокационном оборудовании самолёта.

Предыдущие части:

  1. Формула успеха: Су-57=f22+f35
  2. Су-57 - полёт с максимальной нагрузкой
  3. Су-57 — рождён невидимкой

Одной из важнейших систем современного боевого истребителя является его топливная система. Она должна обеспечить непрерывную подачу топлива к двигателям, в каком бы пространственном положении не находился самолёт и в тоже время, система должна быть пожаробезопасной, даже при попадании в баки с топливом пуль и малокалиберных снарядов.

«Бак военного самолёта представляет собой картину художника, Сальвадора Дали, - рассказывает первый заместитель генерального директора-главный конструктор ПАО «Техприбор» Юрий Новиков. - Это немыслимая по своей конфигурации сложнейшая конструкция. Потому что конструктор самолёта пытается разместить топливо везде, где только можно. Не только в крыльях, как на гражданских самолётах, но и в фюзеляже, и в килевом отсеке».

Топливная система представляет собой распределённые внутри планера истребителя взаимосообщающиеся сосуды различной конфигурации, формы и сложности. Похожая, например, схема распределения топлива работает на самолёте Як-130.

Возникает вопрос, как обеспечить надёжную подачу топлива, когда самолёт выполняет фигуры высшего пилотажа, а топливо вместе с самолётом крутится, вертится, испытывает большие перегрузки и при этом продолжает питать двигатели. Юрий Новиков объясняет — секрет в датчиках и в их количестве.

«Двадцать четыре датчика — это тот минимальный набор, который обеспечивает точность измерения топлива в 1 процент на всех режимах полёта», - поясняет главный конструктор «Техприбора».

Математическая модель топливной системы самолёта Як-130

Обычные топливные датчики, которые давно проверены и которые можно было не трогать, также, как и в целом вся платформа, разрабатывались для Су-57 заново с нуля.

«Для самолёта пятого поколения нужно создать аппаратуру и датчики как можно меньше по массе, - продолжает Юрий Новиков. - Массо-габаритные характеристики должны быть минимальны, потому что самолёт должен нести больший запас топлива, вооружения и все приборы, которые ему необходимы для выполнения боевой задачи. Поэтому конструкторы НПО «Техприбор» делают всё возможное, чтобы уменьшить массу и габариты приборов", - поясняет главный конструктор.

Следующее свойство современной топливной системы — это способность держать удар — попадание крупнокалиберной пули или снаряда авиационной пушки.

Ещё в середине ХХ века конструкторы нашли решение, которое обеспечивает пожаробезопасность топливной системы самолёта: баки с керосином заполняются пенополиуретаном. Даже после выстрела из пушки в такой бак, он не взрывается. Если такой защиты нет, то попадание простой пули приводит к взрыву бака. Поэтому пенополиуретан закладывается в топливные баки всех современных российских боевых самолётов и вертолётов.

Су-57 стал исключением из этого правила, в его баках нет полимерных наполнителей, но есть новейшая система обеспечения взрывобезопасности топливных баков генераторного типа, которая использует инертный газ.

Все чрезвычайные происшествия, которые могут случиться на борту Су-57 просчитаны математиками на этапе проектирования систем самолёта, пожар — лишь одно из них. На примере математической модели одного из элементов топливной системы конструкторы объясняют, как обеспечивается пожаробезопасность ёмкостей с топливом.

Математическая модель фрагмента топливной системы Су-57

«Синяя зона — это область, в которой нейтральный газ полностью обеззараживает кислород, который находится в топливном баке, а красная зона — там, где концентрация кислорода находится в допустимой области», - рассказывает начальник отдела математического моделирования ОКБ «Сухого» Александр Корнев.

Из-за недостатка кислорода пожар, который может случиться в топливном баке Су-57 в результате его поражения пулей или снарядом, имеет тенденцию к самотушению. Возгорания и взрыва не происходит, самолёт остаётся цел и продолжает выполнение боевой задачи.

Взлёт Су-57 на аэродроме ГЛИЦ в Ахтубинске. Бортовой "051", пилотирует лётчик-испытатель ОКБ "Сухого" Сергей Богдан

Истребитель Су-57 может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей. Это могут быть и самолёты, и ракеты, и беспилотные ЛА. Такое «зрение» истребителю обеспечивает радар, распределённый в разных областях планера. На Су-35С только один радар с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), он расположен под радиопрозрачным обтекателем в носовой части самолёта. Новая РЛС Су-57 состоит из пяти локаторов с активной фазированной антенной решёткой (АФАР).

Обычный локатор — это антенна, приёмник и передатчик. АФАР состоит из тысяч миниатюрных модулей, каждый из которых осуществляет приём и передачу радиосигнала. На Су-57 АФАР Х-диапазона Н036-01-1 размещена под носовым обтекателем, две АФАР бокового обзора также X-диапазона Н036Б и Н036Б-01 расположены по правому и левому бортам фюзеляжа впереди под кабиной пилота. Ещё две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона установлены в носках крыла, они предназначенных для обнаружения и опознавания целей "свой-чужой". Эти два радара, работающие в дециметровом диапазоне волн, как раз и предназначены для того, чтобы увидеть американские самолёты-невидимки.

До Су-57 ни у одного другого боевого самолёта в мире - ни в США, ни в Европе, ни в Китае, не не было и нет такого количества локаторов. Как правило, все отечественные и иностранные истребители оснащаются только одним радаром, установленным в носовой части фюзеляжа.

Радиолокационное оборудование для Су-57 разрабатывается в подмосковном Жуковском в НИИ приборостроения. Именно здесь в конце 70-х годов была создана первая в мире АФАР для истребителя.

«Впервые на выставке в Ле Бурже, когда сняли обтекатель МиГ-31, и все увидели антенную решётку, - это был шок для специалистов, потому что до того времени никто и никогда на истребителях не ставил фазированные решётки и не имел электронного сканирования», - рассказывает генеральный директор НИИП им. В.В.Тихомирова Юрий Белый.

Радиолокатор с активной фазированной антенной решёткой

Такие локаторы с пассивной фазированной антенной решёткой обеспечивали сопровождение сразу десяти целей и одновременный обстрел четырёх из них, для того времени результат был просто невероятный. Дальнейшие разработки привели к созданию ещё более совершенного радара с АФАР.

С распределённым по планеру самолёта радаром Су-57 может выполнять роль не только истребителя, но и самолёта-разведчика, и наводчика, в том числе и для беспилотной авиации. Промышленная сборка таких РЛС налажена в Рязани. Здесь организовано производство полного цикла - от изготовления на станках с ЧПУ сложных корпусов будущих радаров до финальной сборки готового изделия и его передача на завод в Комсомольске-на-Амуре. Но прежде, сразу после сборки антенна отправляется на испытания.

Заместитель директора научно-технического центра ПАО «ГРПЗ» Игорь Фролов с элементом радара Су-57

По словам заместителя директора научно-технического центра ПАО «ГРПЗ» Игоря Фролова, во время испытаний в безэховой камере режим работы на передачу имитирует полное излучение, как происходит в составе самолёта при работе в локационном режиме. В результате труда учёных, конструкторов, рабочих и инженеров-испытателей получается радар, с помощью которого лётчики Су-57 видят всё, что происходит в небе в радиусе нескольких сотен километров.

После тяжёлых 90-х годов Россия вынуждена не просто создавать новый истребитель, а делать это на многие годы вперёд, иначе мы упустим своё лидерство в военном самолётостроении, а этого допустить никак нельзя.

Подготовлено по материалам программы "Военная приёмка" телеканала "Звезда". Фото получены копированием части экрана при воспроизведении видео передачи.

https://aviation21.ru/su-57-bezopasnaya-toplivnaya-sistema-i-vsevidyashhij-radar/


comments powered by Disqus
Общество
В Жуковском установят памятник самолёту Ту-144
Легендарный сверхзвуковой лайнер решено установить рядом с круговой развязкой на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. Этой теме была по...
Что изменится в 2019 году для владельцев квартир
О наиболее важных изменениях для собственников квартир, которые произойдут в этом году, "Российская газета" расспросила исполнительного директора Наци...
Почему не проиндексировали пенсию, если человек постоянно нигде не работает
"Более привычно представлять работающего пенсионера как человека, который каждый день ходит на работу и занят на ней с полный рабочий день. Но для пен...
Семьям пенсионеров и инвалидов дадут компенсацию на капремонт
С 1 января 2019 года регионы получили возможность распространить компенсацию расходов по уплате взносов на капремонт на семьи пенсионеров и инвалидов....
Политика
Оставшийся запас композитов для МС-21 рассчитан на шесть самолетов
Выпуск первых серийных самолетов МС-21 переносится на конец 2020 года из-за остановки поставок композитных материалов для крыльев, рассказал глава "Ро...
Россия готова передать Индии технологии производства истребителей МиГ-35
Россия готова передать Индии технологии и документацию для производства истребителя МиГ-35 на её территории, сообщил в интервью "Интерфаксу" вице-през...
ТВ7-117В разработки ОДК помог Ми-38 успешно пройти испытания при экстремально низких температурах
Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля холдинга АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) успешно завершил дополнительные сертификацио...
Россия готовит выпуск нового легкого вертолета-аэротакси
Фото: Марина Лысцева/ТАСС В России скоро будет выпущен новый легкий однодвигательный вертолет, сообщили в Минпромторге России. В стране необходимо ...
Армия
Что предлагает Россия для победы МиГ-35 в индийском тендере
Есть ли будущее у проекта российско-индийского истребителя пятого поколения, стоит ли ожидать появления Су-57 на внешнем рынке и что предлагает Россия...
Работу российского дрона-камикадзе сняли на видео
В сети появилось видео испытаний новейшего российского беспилотника "КУБ-БЛА". Разработанный концерном "Калашников" миниатюрный ударный дрон экспониру...
Индия проявляет интерес к российским истребителям пятого поколения Су-57
Об этом заявил директор по международному сотрудничеству Госкорпорации "Ростех" Виктор Кладов, сообщает РИА Новости. Фото: Александр Секретарев М...
Ка-52 модернизируют с учетом сирийского опыта
Вертолеты Ка-52 Марина Лысцева/ТАСС Доработка коснется, в частности, генераторов и оптико-электронных систем. Об этом сообщил в понедельник журналиста...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...


Промышленность
Оставшийся запас композитов для МС-21 рассчитан на шесть самолетов
Выпуск первых серийных самолетов МС-21 переносится на конец 2020 года из-за остановки поставок композитных материалов для крыльев, рассказал глава "Ро...
ТВ7-117В разработки ОДК помог Ми-38 успешно пройти испытания при экстремально низких температурах
Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля холдинга АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) успешно завершил дополнительные сертификацио...
Россия готовит выпуск нового легкого вертолета-аэротакси
Фото: Марина Лысцева/ТАСС В России скоро будет выпущен новый легкий однодвигательный вертолет, сообщили в Минпромторге России. В стране необходимо ...
Первые пять серийных Ил-496 будут переданы ГТЛК и приступят к авиаперевозкам на маршруте Москва-Хабаровск и Владивосток
Продолжающиеся санкции заставили правительство РФ всерьёз задуматься о возобновлении производства широкофюзеляжной дальнемагистральной машины в версии...
Экономика
Самолёт с электродвигателем выполнит первый полёт в 2020 году
Первый в России самолёт с демонстратором электродвигателя в качестве силовой установки планируется поднять в воздух в 2020 году, сообщает РИА Новости ...
В ГСС опровергли информацию о возврате ирландской авиакомпанией SSJ100
© РИА Новости / Владимир Астапкович Информация о возврате ирландской авиакомпанией CityJet взятых в лизинг самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) не ...
Испытатели EASA завершили первую сессию полетов по сертификации МС-21-300
Испытатели Европейского агентства по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency) завершили первую сессию полетов в рамках программы с...
Правительство вынет из госбюджета для МС-21 еще 10,5 млрд рублей
Бизнес-планом программы МС-21 предусмотрено производство на пике до 70 самолетов в год. Вице-премьер российского правительства заявил о возможности пр...
Транспорт
Почему Ил-112В получился перетяжелённым
27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-1...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...