Су-57: безопасная топливная система и всевидящий радар

25.11.2018  |  09:30
9
Су-57: безопасная топливная система и всевидящий радар

Мы продолжаем рассказ об истребителе пятого поколения Су-57. В этой части речь пойдёт о топливной системе и радиолокационном оборудовании самолёта.

Предыдущие части:

  1. Формула успеха: Су-57=f22+f35
  2. Су-57 - полёт с максимальной нагрузкой
  3. Су-57 — рождён невидимкой

Одной из важнейших систем современного боевого истребителя является его топливная система. Она должна обеспечить непрерывную подачу топлива к двигателям, в каком бы пространственном положении не находился самолёт и в тоже время, система должна быть пожаробезопасной, даже при попадании в баки с топливом пуль и малокалиберных снарядов.

«Бак военного самолёта представляет собой картину художника, Сальвадора Дали, - рассказывает первый заместитель генерального директора-главный конструктор ПАО «Техприбор» Юрий Новиков. - Это немыслимая по своей конфигурации сложнейшая конструкция. Потому что конструктор самолёта пытается разместить топливо везде, где только можно. Не только в крыльях, как на гражданских самолётах, но и в фюзеляже, и в килевом отсеке».

Топливная система представляет собой распределённые внутри планера истребителя взаимосообщающиеся сосуды различной конфигурации, формы и сложности. Похожая, например, схема распределения топлива работает на самолёте Як-130.

Возникает вопрос, как обеспечить надёжную подачу топлива, когда самолёт выполняет фигуры высшего пилотажа, а топливо вместе с самолётом крутится, вертится, испытывает большие перегрузки и при этом продолжает питать двигатели. Юрий Новиков объясняет — секрет в датчиках и в их количестве.

«Двадцать четыре датчика — это тот минимальный набор, который обеспечивает точность измерения топлива в 1 процент на всех режимах полёта», - поясняет главный конструктор «Техприбора».

Математическая модель топливной системы самолёта Як-130

Обычные топливные датчики, которые давно проверены и которые можно было не трогать, также, как и в целом вся платформа, разрабатывались для Су-57 заново с нуля.

«Для самолёта пятого поколения нужно создать аппаратуру и датчики как можно меньше по массе, - продолжает Юрий Новиков. - Массо-габаритные характеристики должны быть минимальны, потому что самолёт должен нести больший запас топлива, вооружения и все приборы, которые ему необходимы для выполнения боевой задачи. Поэтому конструкторы НПО «Техприбор» делают всё возможное, чтобы уменьшить массу и габариты приборов", - поясняет главный конструктор.

Следующее свойство современной топливной системы — это способность держать удар — попадание крупнокалиберной пули или снаряда авиационной пушки.

Ещё в середине ХХ века конструкторы нашли решение, которое обеспечивает пожаробезопасность топливной системы самолёта: баки с керосином заполняются пенополиуретаном. Даже после выстрела из пушки в такой бак, он не взрывается. Если такой защиты нет, то попадание простой пули приводит к взрыву бака. Поэтому пенополиуретан закладывается в топливные баки всех современных российских боевых самолётов и вертолётов.

Су-57 стал исключением из этого правила, в его баках нет полимерных наполнителей, но есть новейшая система обеспечения взрывобезопасности топливных баков генераторного типа, которая использует инертный газ.

Все чрезвычайные происшествия, которые могут случиться на борту Су-57 просчитаны математиками на этапе проектирования систем самолёта, пожар — лишь одно из них. На примере математической модели одного из элементов топливной системы конструкторы объясняют, как обеспечивается пожаробезопасность ёмкостей с топливом.

Математическая модель фрагмента топливной системы Су-57

«Синяя зона — это область, в которой нейтральный газ полностью обеззараживает кислород, который находится в топливном баке, а красная зона — там, где концентрация кислорода находится в допустимой области», - рассказывает начальник отдела математического моделирования ОКБ «Сухого» Александр Корнев.

Из-за недостатка кислорода пожар, который может случиться в топливном баке Су-57 в результате его поражения пулей или снарядом, имеет тенденцию к самотушению. Возгорания и взрыва не происходит, самолёт остаётся цел и продолжает выполнение боевой задачи.

Взлёт Су-57 на аэродроме ГЛИЦ в Ахтубинске. Бортовой "051", пилотирует лётчик-испытатель ОКБ "Сухого" Сергей Богдан

Истребитель Су-57 может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей. Это могут быть и самолёты, и ракеты, и беспилотные ЛА. Такое «зрение» истребителю обеспечивает радар, распределённый в разных областях планера. На Су-35С только один радар с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), он расположен под радиопрозрачным обтекателем в носовой части самолёта. Новая РЛС Су-57 состоит из пяти локаторов с активной фазированной антенной решёткой (АФАР).

Обычный локатор — это антенна, приёмник и передатчик. АФАР состоит из тысяч миниатюрных модулей, каждый из которых осуществляет приём и передачу радиосигнала. На Су-57 АФАР Х-диапазона Н036-01-1 размещена под носовым обтекателем, две АФАР бокового обзора также X-диапазона Н036Б и Н036Б-01 расположены по правому и левому бортам фюзеляжа впереди под кабиной пилота. Ещё две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона установлены в носках крыла, они предназначенных для обнаружения и опознавания целей "свой-чужой". Эти два радара, работающие в дециметровом диапазоне волн, как раз и предназначены для того, чтобы увидеть американские самолёты-невидимки.

До Су-57 ни у одного другого боевого самолёта в мире - ни в США, ни в Европе, ни в Китае, не не было и нет такого количества локаторов. Как правило, все отечественные и иностранные истребители оснащаются только одним радаром, установленным в носовой части фюзеляжа.

Радиолокационное оборудование для Су-57 разрабатывается в подмосковном Жуковском в НИИ приборостроения. Именно здесь в конце 70-х годов была создана первая в мире АФАР для истребителя.

«Впервые на выставке в Ле Бурже, когда сняли обтекатель МиГ-31, и все увидели антенную решётку, - это был шок для специалистов, потому что до того времени никто и никогда на истребителях не ставил фазированные решётки и не имел электронного сканирования», - рассказывает генеральный директор НИИП им. В.В.Тихомирова Юрий Белый.

Радиолокатор с активной фазированной антенной решёткой

Такие локаторы с пассивной фазированной антенной решёткой обеспечивали сопровождение сразу десяти целей и одновременный обстрел четырёх из них, для того времени результат был просто невероятный. Дальнейшие разработки привели к созданию ещё более совершенного радара с АФАР.

С распределённым по планеру самолёта радаром Су-57 может выполнять роль не только истребителя, но и самолёта-разведчика, и наводчика, в том числе и для беспилотной авиации. Промышленная сборка таких РЛС налажена в Рязани. Здесь организовано производство полного цикла - от изготовления на станках с ЧПУ сложных корпусов будущих радаров до финальной сборки готового изделия и его передача на завод в Комсомольске-на-Амуре. Но прежде, сразу после сборки антенна отправляется на испытания.

Заместитель директора научно-технического центра ПАО «ГРПЗ» Игорь Фролов с элементом радара Су-57

По словам заместителя директора научно-технического центра ПАО «ГРПЗ» Игоря Фролова, во время испытаний в безэховой камере режим работы на передачу имитирует полное излучение, как происходит в составе самолёта при работе в локационном режиме. В результате труда учёных, конструкторов, рабочих и инженеров-испытателей получается радар, с помощью которого лётчики Су-57 видят всё, что происходит в небе в радиусе нескольких сотен километров.

После тяжёлых 90-х годов Россия вынуждена не просто создавать новый истребитель, а делать это на многие годы вперёд, иначе мы упустим своё лидерство в военном самолётостроении, а этого допустить никак нельзя.

Подготовлено по материалам программы "Военная приёмка" телеканала "Звезда". Фото получены копированием части экрана при воспроизведении видео передачи.

https://aviation21.ru/su-57-bezopasnaya-toplivnaya-sistema-i-vsevidyashhij-radar/


comments powered by Disqus
Общество
«Алроса» планирует заменить выведенные из эксплуатации Ту-134 на Суперджет 100
Авиакомпания "Алроса" завершила эксплуатацию пассажирских самолётов Ту-134, 22 мая был выполнен последний коммерческий рейс на этом типе самолёта. Ост...
РВС и Sharp Aviation подписали меморандум о намерениях предоставления четырех Ми-8МТВ и четырех «Ансатов»
17 мая компания «Русские Вертолетные Системы» (РВС) и южнокорейская Sharp Aviation подписали меморандум о намерениях предоставления четырех российских...
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Политика
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Армия
The National Interest (США): Россия хочет стать сверхдержавой в производстве истребителей-невидимок
оссийский президент Владимир Путин 14 мая 2019 года устроил большое шоу из своего визита в 929-й государственный летно-испытательный центр имени Чкало...
Су-57 прикроют основные стратегические направления Дальнего Востока, Юго-Запада и Северо-Запада России
Для истребителей Су-57 будут сформированы новые авиаполки, имеющие в составе специальные наземные подразделения, отвечающие за радиолокационную незаме...
Президент ОСК назвал основную ударную силу будущего авианосца России
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов назвал основную боевую силу будущего российского авианосца. Это ударные беспилотни...
Авиабаза в Лиде получила ещё четыре Як-130
Вооруженные Силы Белоруссии получили очередную партию учебно-боевых самолётов Як-130. В рамках договора между Министерством обороны РБ и корпорацией «...
Спорт
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Экономика
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
ГСС и Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и словенская авиакомпания Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 самолетов Superjet 100 (...
Истребитель Су-57: инновационные решения ЦАГИ
В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолета Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываем...
«Авиастар» изготовил очередную партию агрегатов для МС-21
Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной ...
Транспорт
«Алроса» планирует заменить выведенные из эксплуатации Ту-134 на Суперджет 100
Авиакомпания "Алроса" завершила эксплуатацию пассажирских самолётов Ту-134, 22 мая был выполнен последний коммерческий рейс на этом типе самолёта. Ост...
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...