1 декабря - 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)

01.12.2018  |  13:15
6
1 декабря - 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)

Основателем  ЦАГИ являлся профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.

В 1918 г. Н.Е. Жуковский обратился к властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу. 

В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов. 

В 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолетов» — важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.

Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших аэродинамических труб. Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. Вскоре поселок стал городом центрального административного подчинения, который нарекли Жуковским, в честь основателя ЦАГИ. В 30–40-е гг. от ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.

В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Кроме того, тесный союз конструкторов ОКБ и ученых ЦАГИ обеспечил победы в небе Кореи, Северного Вьетнама, а позднее — Ближнего Востока. Аэродинамики и прочнисты ЦАГИ сказали решающее слово при создании всех самолетов — носителей стратегического ядерного оружия: от Ту-16 до Ту-160. Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ.  Этапными для института стали и исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. 

В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и маневренностью. Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов нового поколения Ил-96,Ту-204 и Ан-124. 

Самой крупномасштабной работой двух последних десятилетий, проведенной с привлечением всех подразделений института, стало создание воздушно-космического самолета «Буран». 

В 1994 г. указом президента Российской Федерации ЦАГИ получил статус Государственного научного центра. Научные заслуги коллектива ЦАГИ несомненны, и давно уже имена многих его сотрудников вписаны золотыми буквами в историю мировой авиации. 
За большой вклад в развитие авиационно-космической науки и техники ЦАГИ награжден орденами Трудового Красного Знамени (1926 г.), Красного Знамени (1933 г.), орденом Ленина (1945 г.), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 г.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.). В 1998 г. ЦАГИ объявлена благодарность президента Российской Федерации.

С 2014 года ЦАГИ, наряду с ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», выполняющего роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий.

«Для нашей страны, нашей науки вековой юбилей ЦАГИ — это грандиозный праздник. Можно сказать, что авиация родилась как отрасль именно с создания центра авиационной науки. За многие годы развития института зарождались новые направления исследований, развивалась экспериментальная база. Благодаря этому формировался облик практически всех летательных аппаратов нашей страны. Сегодня крупнейший в мире центр авиационной науки объединяет фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания летательных аппаратов. Многолетний опыт, знания и компетенции института ценятся не только в нашем государстве, но и далеко за его пределами. Институт является равноправным партнером в международной научной кооперации, доказана наша необходимость и ключевая значимость на мировом рынке. ЦАГИ уверенно смотрит в будущее. Ведутся работы по техническому перевооружению, модернизации экспериментальной базы, растут объемы фундаментальных и прикладных исследований. Но всего этого не было бы без бесценного научного потенциала, в основе которого, конечно же, — люди. Это наши знаменитые ученые, инженеры, работники производства, технический персонал и многие другие. Хочу сказать всем Вам большое и искреннее спасибо. Спасибо за усердный труд, гениальные идеи, теплую и дружную атмосферу в коллективе. С Вами легко и комфортно работать, и даже в стрессовых ситуациях Вы не теряете оптимизма и всегда приходите на выручку. Благодарю Вас за то, что наши будни не превращаются в рутину, а каждый день полон научного творчества», - говорится в поздравлении директора ЦАГИ К.И. Сыпало.

https://www.aex.ru/news/2018/12/1/191195/


comments powered by Disqus
Общество
Казанский авиационный институт: запуск музея Ту-144 обойдется в 150 млн рублей
Казанский авиационный институт (КНИТУ-КАИ) привлек для создания музейно-образовательного комплекса на базе первого сверхзвукового пассажирского самоле...
В Волгограде изобрели экзоскелет для чемпионки мира по паралимпийскому плаванию
Создатели аппарата помогают освоить новый экзоскелет, внимательно следят за поворотами влево и вправо и учат правильному управлению своим телом. В Вол...
В Жуковском установят памятник самолёту Ту-144
Легендарный сверхзвуковой лайнер решено установить рядом с круговой развязкой на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. Этой теме была по...
Что изменится в 2019 году для владельцев квартир
О наиболее важных изменениях для собственников квартир, которые произойдут в этом году, "Российская газета" расспросила исполнительного директора Наци...
Политика
Yeni Akit: Турция очень близка к покупке истребителей Су-57
ФОТО: © РИА Новости, Алексей Филиппов Россия завершила работу, которая откроет путь экспорту истребителей пятого поколения российского производства С...
Первая серийная партия из десяти Т-500 готовится к передаче эксплуатанту
Развивать проект по производству сельскохозяйственных самолетов Т-500 в дальнейшем планируется на базе Иннополиса. Об этом шла речь сегодня на встрече...
В России за 5 лет планируется начать выпуск 4 новых самолетов
Фото: Владимир Яцина/ТАСС В России планируется в ближайшие 5 лет ввести в серию четыре новых модели самолетов для региональных и среднемагистральных ...
На Воронежском авиазаводе полным ходом идёт сборка опытного образца Ил-96-400
На участок общей сборки Ил-96 Воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК») из агрегатно-сборочных и механосб...
Армия
Шесть вертолетов Ка-52 "Аллигатор" получили ВКС с начала года
Шесть боевых разведывательных ударных вертолетов Ка-52 "Аллигатор" получили Воздушно-космические силы РФ с начала года. Об этом в пятницу сообщил кома...
Истребитель Су-30 стал участником европейского научного проекта RUMBLE
Российский сверхзвуковой истребитель Су-30 стал участником европейского научного проекта RUMBLE, цель которого - выработка международных норм по звуко...
ЦАГИ будет исследовать 2 варианта мотогондол двигателей: ПС-90 и ПД-14 для Ил-276
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили п...
Поточную линию сборки новейших Ил-76МД-90А запустят летом
Автоматизированную поточную линию сборки, которая ускорит производство тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и его модификаций, планируют ...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...


Промышленность
Первая серийная партия из десяти Т-500 готовится к передаче эксплуатанту
Развивать проект по производству сельскохозяйственных самолетов Т-500 в дальнейшем планируется на базе Иннополиса. Об этом шла речь сегодня на встрече...
В России за 5 лет планируется начать выпуск 4 новых самолетов
Фото: Владимир Яцина/ТАСС В России планируется в ближайшие 5 лет ввести в серию четыре новых модели самолетов для региональных и среднемагистральных ...
На Воронежском авиазаводе полным ходом идёт сборка опытного образца Ил-96-400
На участок общей сборки Ил-96 Воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК») из агрегатно-сборочных и механосб...
Для Бе-200 будет разработан новый авиадвигатель ПД-8
Принято окончательное решение о замене украинского двигателя Д-436ТП в самолётах-амфибиях Бе-200 на российский ПД-8, который должен быть разработан в ...
Экономика
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
ГСС и Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и словенская авиакомпания Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 самолетов Superjet 100 (...
Истребитель Су-57: инновационные решения ЦАГИ
В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолета Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываем...
«Авиастар» изготовил очередную партию агрегатов для МС-21
Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной ...
Транспорт
Почему Ил-112В получился перетяжелённым
27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-1...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...