С 1 января 2019 года по всей стране стартует "мусорная" реформа

26.12.2018  |  09:05
14
С 1 января 2019 года по всей стране стартует

Во время большой пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста из Челябинска, рассказал, что сегодня образуется 70 миллионов тонн мусора ежегодно и девать его некуда. А с развитием промышленности количество отходов только увеличивается. Одной из первоочередных задач президент назвал ликвидацию незаконных свалок и создание индустрии переработки.

Кто и сколько должен платить за утилизацию бытовых отходов, кто и как будет контролировать тарифы на вывоз мусора - обо всем рассказал на "Деловом завтраке" министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Дмитрий Николаевич, в "мусорную" реформу вовлечено сразу несколько ведомств. Например, тариф устанавливает госкомитет, норматив - региональное правительство, а контрольные функции - у ФАС. Не получится ли так, что тарифы будут устанавливаться бесконтрольно, а люди не смогут найти ведомство, кому написать жалобу?

Дмитрий Кобылкин:Надеюсь, что ничего такого, о чем вы говорите, не будет. К тарифам для населения сейчас приковано внимание всех. В том числе контролирующих органов.

Действительно, в работу с системой твердых бытовых отходов (ТБО) вовлечены многие ведомства. Реформа касается не только минприроды. Раньше этим занимался минстрой. Два месяца назад президент страны определил ответственных, и теперь полномочия сконцентрированы у нас. В начале декабря у меня появился заместитель - Владимир Логинов, который будет курировать вновь созданный департамент госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Кроме того, появится публично-правовая компания - интегратор и сопроводитель реформы. В нее будут "погружены" деньги экологического сбора и другие средства для того, чтобы помочь регионам создать необходимые мощности и всю инфраструктуру. Безусловно, весь этот процесс не останется без контроля. Нужно понимать, что нам предстоит глобальная реформа, поэтому процесс непростой.

Многим сложно понять, сколько они будут платить за мусор со следующего года. У нас на руках есть любопытный документ из Иркутска - в уведомлении о необходимости заключения договора с регоператором по обращению с ТБО сказано, что плата за вывоз мусора с 2019 года составляет 650 рублей за кубометр. Как гражданам это понять? Зато сумма штрафа прописана четко - две тысячи рублей…

Дмитрий Кобылкин: Грамотное доведение до населения такой информации - это работа местных органов власти: губернатора и глав муниципальных образований. Они должны проследить, чтобы такого не происходило. Нельзя просто прислать бумажку и сказать: мы повышаем тариф, а если не заплатите, то мы вас оштрафуем. Это неправильный подход. Думаю, первые месяцы 2019 года покажут, где власть не работает с населением. У меня есть и позитивные примеры территорий, где губернаторы очень ответственно к этому отнеслись. Они лично принимают участие в том, чтобы объяснить гражданам, почему это необходимо делать, рассчитывают обоснованные тарифы.

К 2024 году предстоит создать дополнительно семь заводов для утилизации батареек и энергосберегающих ламп

В Орловской области в территориальную схему попали всего две из 15 свалок, потому что остальные не включены в Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Но их мощности не хватит на весь регион. Что будет со свалками, не попавшими в реестр?

Дмитрий Кобылкин: Мы разрабатываем по этому субъекту РФ отдельную "дорожную карту", он находится в зоне особого внимания. В целом по полигонам существует федеральный проект в рамках программы "Экология". Он предусматривает рекультивацию 191 свалки в черте городских поселений. Если у них небольшой срок накопления, то их можно рассортировать и пустить на вторичную переработку. Это тоже часть бизнеса.

Некоторые свалки, как, например, в Московской области, невозможно рекультивировать, не засыпав их. Потому что внутри уже идет термический процесс, может случиться самовозгорание. И спичек не нужно. Если упрощенно: мы предусматриваем дегазацию таких полигонов - бурение и выведение газа, который можно преобразовывать в электроэнергию.

Когда в "РГ" приходил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, он буквально рисовал схемы, что будет происходить на полигонах, рассказывал, как пришлось привлечь японцев…

Дмитрий Кобылкин: Японцев и голландцев. На самом деле, в мире не так много компаний, которые обладают большим опытом по борьбе со свалками. Такие компании начинают появляться и у нас в стране. Так, в Челябинск приехали на рекультивацию специалисты, которые занимались подмосковным Кучинским полигоном. И когда их осторожно спросили, смогут ли они решить проблему мусорных полигонов, они заверили, что это не страшно - объем работ составляет всего десять процентов от московских свалок.

А что будет с незаконными мусорными свалками? Как вы их собираетесь контролировать?

Дмитрий Кобылкин: По закону ликвидировать несанкционированные свалки обязан собственник земельного участка, для этого устанавливаются определенные сроки. Если земля муниципальная, то это зона ответственности местных властей. Если в течение установленного срока незаконный полигон так и остался на месте, региональный оператор обязан ликвидировать свалку самостоятельно, а собственнику выставить счет за проведенную работу. "Мусорную" реформу нужно начать с себя, мы это должны сделать все вместе. Мусор ниоткуда к нам не прилетел, его создали мы сами. И за это в ответе перед будущим поколением.

Невозможно быстро изменить людей, которые все равно станут выбрасывать мусор куда попало. Что с этим делать?

Дмитрий Кобылкин: Когда я говорю, что "мы контролируем", то имею в виду не только Росприроднадзор, наших работников. Мы - это все общественники, Народный фронт и политические партии, которые уже создали экологические десанты, это волонтеры и местная власть... Все мы ответственны за реализацию реформы. И у губернаторов в КPI (ключевой показатель эффективности. - Прим. "РГ") эти пункты тоже будут включены.

Как планируется решать проблему утилизации опасных бытовых отходов, в частности батареек и энергосберегающих ламп? Во многих городах такой мусор сдать просто некуда.

Дмитрий Кобылкин: У нас пока существует только одна профессиональная точка сбора таких отходов - в Челябинске. Там работает завод, созданный энтузиастом, но это была больше частная инициатива. Есть и такие компании, которые сами утилизируют то, что производят. Это хорошая практика, должна существовать ответственность производителей.

Но этого недостаточно, нам предстоит создать дополнительно семь заводов к 2024 году. Федеральным оператором выступит "Росатом", накопивший большой опыт утилизации отходов 1-2-го классов опасности. Сегодня же мы можем только переоснастить какие-то заводы и дать им дополнительную нагрузку.

Минувшим летом губернатор Ямала Дмитрий Артюхов предложил для арктических территорий законодательно утвердить особую схему вывоза, переработки и утилизации отходов, иначе они станут "золотыми"...

Дмитрий Кобылкин: Такая проблема существует не только на Ямале. Посмотрите на Якутию, на Красноярский край. Там же огромные расстояния. Для таких территорий должна быть отдельная схема, технологии.

Но у нас есть и свои "кулибины". По их изобретениям уже производятся печи-контейнеры, которые можно расположить в том или ином муниципальном образовании и заниматься переработкой мусора на месте.

Читатель из Башкирии спрашивает: 40 процентов населения республики это сельские жители. Они возмущены тем, что в частном секторе тариф на вывоз мусора и его утилизацию будет выше, чем у жителей многоэтажек. Сельчане, как правило, пищевые отходы закапывают на участке, а твердый мусор сжигают. Почему же тогда они должны платить больше, тем более учитывая более низкие доходы жителей деревень?

Дмитрий Кобылкин: Те поправки, которые мы внесли в Госдуму, как раз исключают эту возможность. И дают право региональной власти минимизировать этот тариф. Все дело в том, что у небольшого населенного пункта, в отличие от города, так называемое транспортное плечо, то есть расстояние до полигона, будет больше. Рядом с селом, где несколько десятков дворов, никто специально строить полигон не будет. Поэтому, с учетом того, что в тарифе на вывоз бытовых отходов 80 процентов - это расходы на топливо, которое с каждым годом будет увеличиваться, платежку сельчане вряд ли потянут.

Чтобы этого не допустить, мы дали право региональным операторам формировать площадки временного накопления с определенным сроком. Они будут действовать до того момента, пока компания не сформирует здесь какие-либо сортирующие и перерабатывающие мощности.

Дмитрий Кобылкин: Нет такого. Вы считаете, что деревня никуда мусор не вывозила? Рядом с поселками есть места, которые исторически используются для накопления отходов. Регоператор сформирует единый тариф и для города, и для небольшого населенного пункта.

Жители Кузмищенского сельского поселения Костромской области столкнулись с неожиданной проблемой. В санитарно-защитной зоне Башутинского водозабора решили построить мусорный полигон. Он будет в 800 метрах от жилых домов. Жители обратились к застройщику с просьбой предоставить им документацию и провести общественную экологическую экспертизу проекта. Им отказали. Правомерно ли засекречены документы?

Дмитрий Кобылкин: Могу точно сказать, что президент страны, глава правительства категорически запретили нам всем, и главам субъектов в том числе, без общественных обсуждений принимать какие-то решения, особенно связанные с такой чувствительной для всех "мусорной" реформой. Тот, кто пытается свой проект принять без учета мнения населения, столкнется с огромным сопротивлением. Нужно разъяснять жителям все, "где, что и зачем". Мы планируем привлечь к этой работе 800 тысяч волонтеров. Общественники свою готовность уже выразили.

Скрывать от населения ту или иную площадку формирования сортировки не то что неправильно - глупо. Мы сегодня живем в мире, где вся информация тут же доступна онлайн.

70 миллионов тонн бытового мусора накаппливается ежегодно в России

Сейчас важна достоверная экспертная подача информации. Например, если жителям просто скажут, что собираются построить мусоросжигательный завод вблизи населенного пункта, люди естественно возмутятся. Какой мусоросжигательный завод там, где живут и растут дети? А если объяснить, что сжигать-то вы ничего не собираетесь и нагрузка на окружающую среду будет минимальная, что такие же производства работают в центре европейских столиц, - тогда будет понимание. Всем понятно, что дальше, ничего не делая, жить нельзя. "Мусорную" реформу откладывать было невозможно.

На открытии крупнейшего мусороперерабатывающего завода в Тюмени вы сказали, что будет сформирован пул лучших практик по сбору и утилизации отходов в стране. Есть уже первые претенденты помимо этого завода-гиганта?

Дмитрий Кобылкин: Конечно, есть. Например, Екатеринбург занимает первое место в России по сбору вторсырья и вторичной переработке. И это удивительно, потому что туда вторичный пластик привозят даже из очень отдаленных территорий - только для того, чтобы переработать в гранулы, а из гранул изготовить то или иное сырье. Екатеринбург - это одна из лучших практик, там - территория мастеров, демидовские корни.

Регионам дали дополнительное время

Есть ряд регионов, которые не смогут войти в реформу с 1 января. Как субъекты могут воспользоваться правом отсрочки?

Дмитрий Кобылкин: На сегодняшний день приняты поправки к закону "Об отходах производства и потребления", которые дают дополнительные механизмы, способные оперативно решать возникающие вопросы, как то: внезапное прекращение деятельности регоператора или возникновение дефицита мощностей зарегистрированных полигонов.

Для чего сейчас будут взяты на баланс неучтенные свалки и установлен окончательный срок их ликвидации. При этом решается проблема логистики в отдаленных территориях. Регионам дается дополнительное время - до года, чтобы полностью отладить новую систему обращения с отходами. Также внесенными поправками определен срок окончательной ликвидации мест размещения отходов, которые не вошли в Государственный реестр объектов размещения отходов. Соответствующие решения в первую очередь направлены на то, чтобы защитить общество от рисков - максимально снизить издержки для граждан и установить в регионах приемлемую плату за вывоз мусора.

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Ольга Бухарова
Вопросы наших партнеров

Про незаконные свалки и штрафы

"Российская газета" предоставляет своим партнерам из региональных СМИ возможность спросить гостей "Деловых завтраков". В ходе беседы с министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным прозвучали вопросы, поступившие от газет - партнеров "РГ" в регионах.

Газета "Калужские Губернские ведомости", Калуга.

Будет ли ужесточен контроль за компаниями - перевозчиками ТБО? В условиях дефицита полигонов у мусороперерабатывающих предприятий велик соблазн вывозить отходы в лесные массивы, карьеры, в соседние регионы.

Дмитрий Кобылкин: Сейчас уже рассматривается необходимость оснащения транспорта регоператоров системой ГЛОНАСС. Это практика существует в коммунальном секторе давно и должна стать нормой для всех. Такой контроль позволит контролировать все передвижения, что выгодно предприятию для исключения не только несанкционированных выбросов на сторону, но и в целом для фиксирования рабочего графика и маршрута. И конечно, мы выступаем за ужесточение наказания в этой сфере. В Госдуму внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно увеличивают санкции за нарушение закона об отходах. В случае принятия поправок штрафы за несанкционированные свалки для граждан вырастут до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - до миллиона рублей.

"Областная газета", Екатеринбург.

Поскольку "мусорная реформа" приводит к увеличению расходов населения, будет ли министерство природных ресурсов и экологии публиковать сравнительные тарифы в разных регионах?

Дмитрий Кобылкин: Рост в общей платежке за счет строки "вывоз ТБО" будет не значительный - не более 5%. Понятно, что регионы у нас все разные - страна огромная, будут обоснованно разные показатели. У нас есть субъекты РФ, где плата за вывоз мусора даже уменьшится, есть территории, где будут происходить компенсационные выплаты из бюджета. Даже в границах одного региона в населенных пунктах есть разница. Если усредненные показатели будут востребованы, то, конечно, будем размещать. Но то, что вся информация должна быть открыта для населения и СМИ, - это безусловно.

https://rg.ru/2018/12/25/s-1-ianvaria-2019-goda-v-rossii-nachnetsia-musornaia-reforma.html

comments powered by Disqus
Общество
«Новое радио»: основные особенности
«Новое радио» – радиостанция, которая пользуется огромным спросом. Существует радио давно и с каждым годом становится все больше людей, которых привле...
Второй А-50 потерян...
Потеря одного самолета ДРЛО - непозволительная роскошь. А потеря двух самолетов такого класса… Все дело в том, что данные типы самолетов являются дейс...
Новости культура Воронеж
Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замеч...
Гравер 34 Волгоград представляет
Гравер 34 Волгоград представляет: Хотите подарить близкому человеку то, что ему точно понравится? И не переживать, что подарок покажется бесполезны...
Политика
На МС-21 тестируется работа обновлённого ПО системы FADEC двигателя ПД-14
Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев» Опытный самолёт МС-21 б/н 73051 12 и 14 марта выполнял полёты на определение высотно-скоростных характеристик двиг...
Видео: Россия поднимают в небо новый Ил-114-300
В России после большого перерыва возобновились испытания пассажирского самолёта Ил-114-300, два вертолёта Ми-38-4 совершили рекордный перелёт из Казан...
Первые опытные полеты самолета «Ладога» пройдут в первой половине 2025 года
Об этом сообщает сайт «Авиация России». Ранее планировалось, что первый полет произойдет в конце текущего года. Однако к этому времени завод лишь заве...
Первый испытательный полет второго опытного образца Ил-114-300 запалнирован на март
В середине марта на аэродроме в Луховицах планируется осуществить первый испытательный полет второго опытного образца регионального самолета Ил-114-30...
Армия
В объединениях ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке отпраздновали Масленицу
Военнослужащие объединения ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке опраздновали Масленицу. Ежегодно в объединении военнослужащие отмечают праздник про...
Министерство обороны России запустило программу восстановления сети военных аэродромов
В первую очередь реконструкция начнется в местах базирования авиатехники на западном стратегическом направлении — во вновь сформированных Московском и...
На вооружение ВКС РФ принят новый самолет РЛДНиУ А-50У
ФОТО: СКРИНШОТ TELEGRAM/FIGHTERBOMBER Две подряд трагедии сильно ударили по парку боеготовых А-50 в ВКС. Худшие варианты при такой тенденции уже оз...
"Враг заранее боится встречи натовских F-16 с нами": российские летчики рассказали о своей работе в зоне СВО
С летчиком-штурмовиком с позывным «Фермер» мы встретились на одном из аэродромов в зоне СВО. Су-25 (в армейской среде их называют «Грачами») - самолет...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
На МС-21 тестируется работа обновлённого ПО системы FADEC двигателя ПД-14
Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев» Опытный самолёт МС-21 б/н 73051 12 и 14 марта выполнял полёты на определение высотно-скоростных характеристик двиг...
Видео: Россия поднимают в небо новый Ил-114-300
В России после большого перерыва возобновились испытания пассажирского самолёта Ил-114-300, два вертолёта Ми-38-4 совершили рекордный перелёт из Казан...
Первые опытные полеты самолета «Ладога» пройдут в первой половине 2025 года
Об этом сообщает сайт «Авиация России». Ранее планировалось, что первый полет произойдет в конце текущего года. Однако к этому времени завод лишь заве...
Первый испытательный полет второго опытного образца Ил-114-300 запалнирован на март
В середине марта на аэродроме в Луховицах планируется осуществить первый испытательный полет второго опытного образца регионального самолета Ил-114-30...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...