Осенью 1981 года советская подводная лодка, выброшенная на мель, привела Швецию в безумие

18.11.2020  |  15:13
5
Осенью 1981 года советская подводная лодка, выброшенная на мель, привела Швецию в безумие

Утром 28 октября 1981 года два шведских рыбака, вывозившие улов обратно в Карлскруну, заметили загадочное нефтяное пятно. Позже Бертиль Стуркмен вернулся в этот район для расследования и в 10 часов утра наткнулся на поразительное зрелище: 76-метровая подводная лодка, вклинившаяся правым борту в острые скалы острова Торумшер. Офицер стоял на боевой рубке подлодки, глядя на него в бинокль - и держал в руках автомат.

Штуркмен вернулся в Карлскруну и уведомил находящуюся поблизости шведскую военно-морскую базу, на которой располагались две из трех шведских флотилий береговой обороны. Карлскруна была хорошо защищена от атак благодаря своему положению в мелкой бухте, защищенной полосой скалистых островов, которые требовали осторожного кругосветного плавания. Каким-то образом подводная лодка преодолела эту устрашающую полосу водных препятствий до точки, находящейся всего в шести милях от базы.

Патрульный катер Smyge подошел к остановившемуся судну к 11 часам утра, и общ. Карлу Андерссону удалось поговорить с членами экипажа на немецком языке, которые сообщили ему, что подводная лодка сбилась с курса из-за неисправной навигационной системы.

Речь идет о лодке S-363, советской прибрежной патрульной подводной лодке класса «Виски», что дало происшествие прозвище «Виски на скалах». (В то время подлодка была ошибочно идентифицирована как U-137.) Дизель-электрическая подводная лодка ближнего действия имела экипаж из 56 человек и была спроектирована в 1940-х годах с использованием технологии подводной трубки и батарей, заимствованных у нацистского типа XXI ». электрическая лодка. " Советский Союз построил более двухсот подводных лодок.

Длинное балтийское побережье Швеции находилось напротив Ленинграда и советских баз в странах Балтии и Польше. Хотя международное право гласит, что территориальные воды страны простираются на двенадцать морских миль (четырнадцать миль) от ее материковых и островных владений, советские подводные лодки были обнаружены во многих случаях, вторгающихся в шведские воды в течение 1960-х и 1970-х годов. Шведские суда несколько раз открывали по ним огонь без видимых последствий.

Швеция теоретически была нейтральной во время холодной войны, но предполагаемая близость Стокгольма к Западу, очевидно, мотивировала деятельность Советского Союза по сбору разведданных. Шведы ответили на это тем, что прикрывали советские корабли и самолеты своими самолетами и подводными лодками, что иногда приводило к напряженным ситуациям: например, в 1985 году противостояние между шведским Viggen и советскими перехватчиками Су-15 привело к смертельной аварии.

Фактически, накануне вечером, 27 октября, шведская подводная лодка «Нептун» и два вертолета испытывали торпеду нового типа, которая могла представлять значительный интерес для Советов. Примерно тогда же С-363 села на мель. Ее команда запустила дизельные двигатели, пытаясь спастись, и на берегу раздался шум.

Когда стало известно о том, что S-363 приземлился, журналисты и лодки окружили подводную лодку. Стокгольм потребовал права допросить своего капитана Анатолия Густжина. Москва утверждала, что S-363 вошел в шведские воды в поисках помощи, хотя, конечно, S-363 не подавал сигнала бедствия.

Затем шведские радары обнаружили целевую группу из десятка советских кораблей, приближающуюся к S-363. Флот под командованием адмирала А. Калинина включал в себя ракетный эсминец «Образцовый» и более старый артиллерийский эсминец, два противокорабельных ракетных катера, фрегат и буксир.

В то время как подводная лодка «Нептун» изо всех сил пыталась замедлить приближающийся флот, ледокол «Туле» был перемещен на позицию, чтобы заблокировать доступ к S-363. Когда советская оперативная группа продолжала приближаться, береговые орудия с радиолокационным наведением активировали свои радары наведения, которые были спроектированы для переключения нескольких частот для уклонения от огня контрбатарей. В конечном итоге это заставило советские военные корабли остановиться. Однако одинокий буксир продолжал приближаться, пока шведские торпедные катера не преградили ему путь.

Тем временем шведские корабли провели гамма-спектроскопический анализ S-363 и обнаружили следы того, что, по всей видимости, было ураном-238, что свидетельствует о наличии ядерного оружия. Еще в 1950-х годах Советский Союз разработал несколько ядерных торпед , в том числе более мелкие, предназначенные для поражения нескольких судов противника, а также более крупные для ядерных бомбардировок военно-морских баз и прибрежных городов - концепция, которая недавно пережила ренессанс . Действительно, S-144 класса «Виски» в 1957 году испытал противокорабельную ядерную торпеду Т-5 с боеголовкой мощностью пять килотонн.

После нескольких дней длительных переговоров капитан Густжин в сопровождении политического офицера Василия Беседина 2 ноября явился на шестичасовой допрос на борту торпедного катера «Вестервик». Он настаивал на том, что на S-363 вышли из строя четыре различные навигационные системы и отклонился от курса на сотню миль от побережья Польши. Однако, учитывая, что заход так далеко в залив Карлскруна требовал множества точных маневров, его шведский собеседник отметил, что такая ошибка «достойна занесения в Книгу рекордов Гиннеса».

Тем временем разразился шторм, заслонивший шведские радары. Когда он очистился, были обнаружены два судна, приближающихся к шведским водам. Предполагая возобновление советского вторжения, премьер-министр Фаллдин приказал взлететь боевым самолетам, а береговые орудия были переведены в режим ожидания, чтобы открыть огонь для защиты территориальных вод. Но через двадцать минут выяснилось, что это были немецкие торговые суда.

В конце концов, после десятидневного противостояния Москва разрешила шведам вывести из строя подлодку. Шведские буксиры вернули советскую подлодку на воду и передали ее оперативной группе адмирала Калинина. С-363 вернулась в порт 7 ноября.

Этот эпизод положил начало десятилетию активной охоты на подводные лодки шведским флотом. Однако, несмотря на использование множества торпед, глубинных бомб и мин на десятках контактов, советские подводные лодки, по всей видимости, не были уничтожены. Стокгольм также начал работать над улучшением малозаметности и выносливости своих подводных лодок береговой обороны за счет разработки передовой воздушно-независимой двигательной установки .

Подводная охота вызвала споры внутри страны. Шведские правые считали инцидент с U-137 свидетельством злонамеренных намерений Советского Союза и необходимости наращивания военного сдерживания. Некоторые левые шведы намекали, что шведский флот прыгает в тени, и предполагали, что обнаруженные подводные лодки на самом деле были подводными лодками НАТО, провоцирующими шведов против Советов.

Проникновение подводных лодок прекратилось с окончанием холодной войны - но не навсегда. Поскольку отношения между Россией и Западом резко ухудшились в 2014 году из-за захвата Москвой Крымского полуострова у Украины, ВМС Швеции в течение недели пытались отследить мини-подводную лодку, которая, как сообщается, несколько раз наблюдалась в водах Швеции.

https://nationalinterest.org/blog/reboot/1981-stranded-russian-submarine-sent-sweden-frenzy-172520


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Армия
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Defence 24: российская армия увеличила число применяемых против ВСУ бомб с УМПК
В марте российские силы применили рекордное количество бомб с УМПК, сообщает Defence 24. В апреле их может быть еще больше. Это представляет серьезную...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Видео - второй опытный Ил-114-300 совершил первый полет
Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха возобновила программу летных испытаний пассажирского турбовинтового Ил-114-300. К ней подключена втор...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.