"ОДК-Климов" сегодня - это турбореактивные, турбовальные и турбовинтовые двигатели для вертолётов и самолётов

06.10.2020  |  14:04
4

 ФОТО: "ОДК-Климов"

Расположенное в Санкт-Петербурге предприятие "ОДК-Климов", находясь в периметре Объединённой двигателестроительной корпорации, продолжает развивать ключевые компетенции, в том числе наработанные в минувшие годы. Здесь идёт разработка турбореактивных двигателей для боевой авиации, турбовальных и турбовинтовых двигателей для вертолётов и самолётов, а также систем автоматического управления для авиадвигателей. Кроме того, на производственной площадке осуществляется серийный выпуск самых массовых в России вертолетных двигателей. Каждое из этих направлений деятельности требует использования испытательных стендов. Прежде стенды были разрознены территориально, а их техническое состояние и оснащённость препятствовали наращиванию объёмов работ. Теперь "узкое место" расшито: открыт путь к увеличению выпуска вертолётных двигателей на 30%, а также к интенсификации опытно-конструкторских работ. Параллельно "ОДК-Климов" развивает информационные технологии, позволяющие сократить потребность в натурных испытаниях.

Старые стены, новое оснащение

Испытательный комплекс "ОДК-Климов", расположенный на так называемой площадке №3 на ул. Академика Харитона, сегодня насчитывает десять стендов для испытания газотурбинных двигателей. Среди них три - для испытания двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой, предназначенных для боевой авиации (такие изделия как РД-33, РД-33МК, РД-93, РД-93МА); шесть стендов для испытаний турбовальных двигателей (семейств ТВ3-117, ВК-2500 и ТВ7-117В) и ещё два - для турбовальных моторов с винтом (ТВ7-117СТ и ТВ7-117СТ-01). Один из них расположен на территории АРЗ № 218 в Гатчине. За 2019 год на стендовой базе предприятия выполнено свыше 500 испытаний.

Сопло двигателя РД-33

Стендовая база на третьей площадке возведена достаточно давно: к примеру, стенды 1, 2 и 3 использовались ещё в рамках программы создания двигателя РД-33 для МиГ-29. Самый крупный по размерам - второй стенд, позволявший отрабатывать силовую установку истребителя в составе двух двигателей. "Крайний раз дышал этот стенд в 2006-2008 годах. С тех пор он длительное время стоял, ждал этой наконец-таки свершившейся реконструкции", - рассказывает директора производства "ОДК-Климов" Алексей Родионов.

Масштабный проект по выносу основной производственной площадки предприятия из центра города (ранее "Завод имени Климова", ставший затем "ОДК-Климов", занимал большую площадь на Кантемировской улице) был запущен 10 лет назад. Во второй половине минувшего десятилетия началось обновление "больших" стендов. "В ходе проведения реконструкции стенда было переделано всё, - вспоминает А. Родионов. - Остались голые стены, кирпич и бетон. А вся инженерная составляющая была заменена". Смонтированы новые системы топливоснабжения, топливоподготовки и маслоподготовки, полностью обновлены системы оборотного водоснабжения, пожаротушения и вентиляционное оборудование. Отдельно стоит выделить работы по системе шумоглушения. Установленный на стенде двигатель РД-33МК на форсажном режиме работы создаёт звуковое давление свыше 170 дБ. Длительное нахождение рядом с таким источником шума смертельно для человека. Однако в пультовой, где работают управляющие испытаниями инженеры, уровень шума не превышает 70 дБ. На улице, рядом со стендом, итого меньше - ниже 60 дБ. В итоге новый жилмассив, возведённый менее чем в километре от промплощадки, от постоянного гула не страдает.

Отклоняемые сопла истребителя МиГ-29ОВТ

Потребность в одновременной отработке двух двигателей на одном стенде отпала. "Когда самолётостроение находились в стадии становления, такие стенды были нужны. Со временем мы стали понимать физику происходящего, стали имитировать совместную работу двух моторов посредством других систем. Поэтому сейчас необходимости в таких стендах вовсе нет", - поясняет А. Родионов. Однако до сих пор системы топливообеспечения и отведения газов рассчитаны на два мотора. Это связано с тем, что новый стенд позволяет имитировать полёт на сверхзвуковой скорости, когда скоростной напор повышает температуру и давление газа на входе в двигатель. Эти условия создаёт мотор НК-8-4, ранее отслуживший под крылом транспортного Ил-62. Воздух из наружного контура подаётся на вход испытываемому мотору "РД", газы из горячего контура выводятся в шахту выхлопа.

Современные испытательные стенды радикально отличаются от предшественников с точки зрения возможностей измерительных систем. "На этом стенде мы могли осуществлять замеры не более 150 параметров, - поясняет директор производства. - Сейчас количество параметров, которые мы можем контролировать, более 1300". Одновременно повысились точность измерений и дискретность (в единицу времени можно проводить больше замеров каждого параметра). Поэтому, когда проводятся работы по термометрированию и тензометрированию, разработчик получает весьма подробную картину теплового и напряжённого состояния узлов двигателя. Естественно, все данные испытатели получают в цифровом формате.

Первый полет МиГ-29КУБ с двигателями РД-33МК

Работы у стендов более чем достаточно. На первом идут работы в рамках НИОКР по созданию двигателя РД-93МА, перечисляет А. Родионов. На втором - отработки в рамках ОКР по автоматике двигателя РД-33МК. Благодаря реконструкции стендов, появилась возможность интенсифицировать разработки по истребительным моторам и параллельно активно вести работы по подтверждению повышенных ресурсных показателей.

Что касается стендов турбовальных двигателей, они задействованы в проведении как опытной отработки, так и в приёмо-сдаточных испытаниях серийно выпускаемой продукции. Во время реконструкции стендовой базы испытания моторов не прекращались. "На стендах для испытания вертолётных двигателей ВК-2500/ТВ3-117 с даты ввода в эксплуатацию проведено более 2500 предъявительских и приёма-сдаточных испытаний, а также 26 длинноцикловых испытаний (технологические и периодические испытания)", - отмечается в пресс-релизе "ОДК-Климов". В 2019 году предприятие поставило заказчикам свыше 200 новых моторов семейств ТВ3-117 и ВК-2500, вело серийные поставки ВК-2500ПС-03. Обновление стендов позволит нарастить темпы испытаний ТВ3-117 и ВК-2500 на 30%, а новейших ВК-2500ПС-03 - на все 40%.

Самолет Ил-114 с двигателями ТВ7-117С

Проект модернизации и развития испытательной стендовой базы согласно материалам "ОДК-Климов" обошёлся примерно в 2 млрд рублей. Реконструкция велась как за счёт собственных средств предприятия (в части стендов для испытания двигателей семейства РД-33), так и с привлечением инвестиций Госкорпорации Ростех в размере около 700 млн рублей. Помимо стендов, на которых ведутся работы по двигателям в сборе, введены в эксплуатацию малые агрегатные стенды с модернизацией и дублированием (маслоагрегат, стартер, топливный коллектор, различные проверки герметичности), стенды для отработки коробок самолётных агрегатов, воздушных и газотурбинных стартёров - всего 16 стендов. Обновление испытательной базы позволило сократить время прохождения цикла комплектации, а также способствовало локализации логистики. Организован новый участок упаковки авиационных двигателей и соответствующая внутрикорпусная логистика для перемещения двигателей с испытаний на упаковку, благодаря чему теперь двигатели не нужно перемещать через улицу.

Блоки цифровой системы управления двигателем

Завершение работ по модернизации стендовой базы не означает завершения инвестпрограммы по развитию производственной площадки в целом. По словам исполнительного директора "ОДК-Климов" Александра Ватагина, впереди строительство нового топливного терминала, корпуса стендов по узловой доводке и увеличение корпуса логистики. Первый проект уже прошёл экспертизу, вскоре начнётся проведение конкурсных процедур по отбору подрядных организаций. Второй проект находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе. Суммарная стоимость всех трёх объектов оценивается в 3 млрд рублей.

Цифровые двойники ускорят проведение ОКР

В рамках программы цифровой трансформации ОДК на первый план выводится цифровизация процессов разработки авиадвигателей, отмечается в сообщении пресс-службы "ОДК-Климов". Цифровые двойники позволяют создавать максимально точные модели и исключать из процесса разработки нового двигателя многие натурные испытания, а значит удешевлять и ускорять цикл разработки. Натурные испытания требуются в меньших объёмах, чтобы подтвердить данные, просчитанные на моделях.

Среди проектов ОДК по созданию цифровых двойников в числе наиболее успешных - программа, реализуемая "ОДК-Климов" совместно с Центром компетенций НТИ "Новые производственные технологии" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Прикладные результаты уже получены: проведённая оптимизация конструкции двигателя ТВ7-117СТ-01 позволила более чем на 10% снизить массу изделия. В настоящее время идёт выпуск рабочей конструкторской документации на обновлённую матчасть, а в 2021 году начнётся выпуск облегчённых деталей. Вскоре они пройдут цикл испытаний, подтверждающих корректность вносимых изменений.

Регламентные работы

Более подробно о применении цифровых технологий "АвиаПорту" рассказал заместитель директор программы САУ, заместитель главного конструктора "ОДК-Климов" Андрей Удодов. По его словам, сегодня ведутся работы по созданию так называемых цифровых "сухих" стендов - программно-аппаратных комплексов, которые работают в режиме реального времени и в которых моделируются все процессы, происходящие в двигателе.

"Двигатель на доводочных испытаниях по системе автоматического управления и дополнительных специальных программах отрабатывает порядка 100 газочасов. За этим стоят не только расход топлива, масла, износ основных производственных фондов, но и минимум месяц непрерывной работы специалистов: инженеров, испытательной бригады - всего не менее 10 человек. Это достаточно дорогое удовольствие", - констатирует он. В свою очередь, применение "сухого" стенда сокращает численность занятых до трёх инженеров, которые получат необходимые данные за сопоставимое время, но при меньших затратах человеческих и материальных ресурсов. При этом опытные двигатели будут преимущественно использоваться для подтверждения ресурсных показателей и тех, где физические испытания пока не заменить, например, в термобарокамере.

Осмотр двигателя

Только лишь этапом ОКР применение цифровых двойников не ограничится. По результатам работ по их созданию, проводимых совместно с СПбПУ, вносятся изменения по диагностическим алгоритмам, которые позволяют вести эксплуатацию двигателей по техническому состоянию. "Мы сможем предугадывать, куда движется мотор, проводить трендовый анализ и заранее, не допуская съёма с крыла по отказу, менять отдельные детали", - пояснил А. Удодов. Работа с большим объёмом цифровых данных потребует построения специализированных информационно-диагностических систем.

Испытания двигателя

Но потенциал внедрения цифровых технологий велик. Для всех двигателей семейства можно будет получить общую картину, отражающую, какие события могут произойти на тех или иных стадиях эксплуатации. А по каждому конкретному экземпляру можно будет иметь детальную историю, начиная с момента сборки, предъявительских и приёмо-сдаточных испытаний, и заканчивая дальнейшей эксплуатацией. Эти данные лягут в основу электронного формуляра авиационного двигателя, который заменит толстые бумажные аналоги. Электронный формуляр позволит аккумулировать не только те данные, которые по действующим нормам подлежат записи при эксплуатации, но и сведениями, которыми "владеет" электронная система автоматического управления двигателем БАРК-6В, также разработки "ОДК-Климов". Как следствие, вся история эксплуатации изделия станет максимально прозрачной, а планирование сервисных работ будет оптимальным для каждого мотора.

https://www.aviaport.ru/news/2020/09/28/654257.html


comments powered by Disqus
Общество
В ВИУ РАНХиГС пройдет круглый стол - Россия и молодые соотечественники, проживающие за рубежом: встреча на Волге
ФОТО: Отдел внешних связей ВИУ РАНХиГС 1 ноября 2020 г. на площадке Волгоградского кампуса Президентской академии состоится круглый стол «Россия и ...
Администрация Президента официально поддержала переход Волгограда на московское время
ФОТО: © Сергей Бобылев/ТАСС Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, СМИ цитируют официальный ответ активистам: «Немало жителей региона не ст...
Картинная галерея Волжского представляет выставку «ЦАРИЦЫН ВОЙЛОК»
ФОТО: Выставочный зал им. Г.В. Черноскутова 30 октября в Картинной галерее открывается выставка «Царицын войлок». На выставке представлена одежда, ...
Бывший руководитель СУ СКР по Волгоградской области Михаил Музраев всё ещё надеется вернуться в регион с оправдательным приговором
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, иначе, как расценивать его компанию в местных СМИ с рас...
Политика
Киев заявил об интересе Турции к достройке Ан-225 «Мрия»
ФОТО: Игорь Костин/РИА «Новости» Украинский вице-премьер и министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский заявил, что Ту...
В Москве представлен миниатюрный саперный дрон "Стрекоза"
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости На выставке "Интерполитех" в Москве представлен миниатюрный дрон "Стрекоза" российской разработки, предназначенны...
В Волгоградской области продолжают падать доходы
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, свежую статистику озвучил бывший депутат облдумы Никола...
Степень унификации единого двигателя для Ми-38, Ил-112 и Ил-114 составляет 70 процентов
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Российское двигателестроение переживает знаковые преобразования: в России появился единый двигатель для самолетов и верт...
Армия
Ка-52 на Кубани впервые применили ракеты "Вихрь-1" - видео
Фото: Владимир Аносов/ РГ В Краснодарском крае вертолеты Ка-52 "Аллигатор" впервые провели боевые стрельбы модернизированными противотанковыми упра...
TNI: загадочный российский малозаметный 6-го поколения
ФОТО: © РИА Новости, Александр Вильф В то время как происходит увеличение серийного производства Су-57, Москва работает над созданием основ следую...
The National Interest (США): «Ростех» построит вертолеты для Китая
ФОТО: © РИА Новости, Михаил Воскресенский Питер Сучиу (Peter Suciu) В2016 году Москва и Пекин подписали соглашение о сотрудничестве по разработк...
Как советский ЗРК сбил самолет-разведчик U-2 на Кубе
Фото: Журнал "Родина" / Из личного архива Алексея Ряпенко 27 октября 1962 года вошел в историю как "черная суббота" - именно тогда по мнению многих...
Спорт
Хуже "Ротора"-2020 после 11 туров только "Арсенал"-2014
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, Волгоградский "Ротор" за первые 11 туров чемпионата России 2020-2021, учиты...
Болельщики потребовали отправить в отставку директора волгоградского Ротора
ФОТО: © Telegram-канал “Сталингумрак” Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, болельщики потребовали отправить в отставку директора волгоградск...
Петицию с просьбой отправить в отставку руководство волгоградского ФК Ротор создали на Change.org.
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, автор обращается к губернатору и перечисляет причины ...
«Ротор» составил предварительную смету расходов на следующий сезон в котором команда будет играть в РПЛ
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, общие расходы «Ротора» превысят 1,7 млрд рублей. Из н...


Промышленность
Киев заявил об интересе Турции к достройке Ан-225 «Мрия»
ФОТО: Игорь Костин/РИА «Новости» Украинский вице-премьер и министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский заявил, что Ту...
В Москве представлен миниатюрный саперный дрон "Стрекоза"
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости На выставке "Интерполитех" в Москве представлен миниатюрный дрон "Стрекоза" российской разработки, предназначенны...
Степень унификации единого двигателя для Ми-38, Ил-112 и Ил-114 составляет 70 процентов
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Российское двигателестроение переживает знаковые преобразования: в России появился единый двигатель для самолетов и верт...
Ростех предложил создать специальную эскадрилью Бе-200 для тушения пожаров
Фотографии: Марина Лысцева, Артур Саркисян, архив ТАНТК Госкорпорация Ростех выступила с предложением создать специализированную эскадрилью самолет...
Экономика
Только региональная авиация сохранит Россию единой
Самолет ТВС-2ДТС. Фото: aviation21.ru Развитие региональной авиации – критически важно для России. При этом сейчас в стране даже нет своего совреме...
Председатель СФ - необходимо решать проблему нехватки пилотов для Бе-200
Фото: ТАНТК им. Г.М. Бериева Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М....
Электроэнергия солнечных станций начала поступать в дома, социальные учреждения и предприятия Волгограда
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, две станции «Светлая» и «Луч» подают электричество на ...
"Иркут" в 2020-2021 гг. планирует поставить авиакомпаниям 59 самолетов
ФОТО: Корпорация "Иркут" Планируется, что передача самолетов начнется уже в августе 2020. Корпорация "Иркут" рассчитывает в 2020-2021 годах постав...
Транспорт
Питерский перевозчик сокращает количество рейсов между Волжским и Волгоградом
ФОТО: © Ahtuba34.ru Как передает Telegram-канал “Сталингумрак”, в будни и праздники на маршруте № 123 будет выполняться всего три рейса в день. ...
Депутаты Волгоградской областной думы считают, что построить трассу в Волго-Ахтубинской пойме без ущерба экологии не удастся
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, дорога должна соединить новый мост через Ахтубу с «танцующим» мостом. После...
Компания из северной столицы выиграла конкурс на перевозку пассажиров из Волжского в Волгоград и обратн
ФОТО: © Ахтуба 34 Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, сумма контракта для дочки «Питеравто» составила 4,3 млн рублей. «Волгоградский автобу...
Автомобильными дорогами Волгограда и Волжского будет управлять искусственный интеллект
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”,их объединят в единую интеллектуальную транспортную сис...
Сельское хозяйство
Земледельцы Волгоградской области преодолели планку в один миллион по сбору масличных культур
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Уборочная страда продолжается. По данным комитета сельского хозяйства Волгоградской области, масличн...
Аграрии Волгоградской области приступили к уборке технических культур
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Они размещены на площади 813 тысяч гектаров, что на 40 тысяч гектаров больше прошлогоднего показат...
Свыше 900 тысяч гектаров на сегодня засеяно озимыми культурами в Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области По информации облкомсельхоза, львиную долю посевов занимает основная зерновая культура — пшеница. Вс...
Более 4,5 миллиона тонн зерна уже собрали аграрии на полях Волгоградского региона
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Вместо 4,1 миллиона тонн зерна Волгоградская область собрала свыше 4,5 миллиона тонн. Несмотря на...