На въезде в Жуковский на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева установлен памятник Ту-144 - фото

12.08.2019  |  11:55
2
На въезде в Жуковский на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева установлен памятник Ту-144 - фото
ФОТО: Юлия Кузьмина AVIA.RU, Aviation EXplorer
В преддверии Международного авиакосмического салона МАКС-2019, в городе Жуковский установили памятник самолёту Ту-144. Место для установки выбрали жители в ходе народного голосования — на въезде в город на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева.
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, находившийся на территории Летно-исследовательского института имени М. М. Громова, был полностью отреставрирован, покрашен в цвета советского «Аэрофлота» и установлен на «вечную стоянку».

Торжественная церемония открытия памятника состоится в День города Жуковского, который в 2019 году выпадает на 18 августа. Теперь простой гражданин может наслаждаться прекрасными видами и сделать селфи на фоне воздушного судна.

Хронология реконструкции

Долгое время самолет находился на территории летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. В самом начале было много идей по установке памятника в городе. Предлагалось установить воздушное судно в качестве достопримечательности как на территории летно-исследовательского института, так и на площади перед главным корпусом ЦАГИ в Жуковском. Инициатором идеи выступил заслуженный летчик-испытатель РФ Валерий Федорович Ваньшин, в последствии к нему подключился и глава города Андрей Петрович Войтюк.

После длительных переговоров выяснилось, что самолет вообще был продан частной компании, которая планировала позднее перепродать воздушное судно в США. Перегон организовать не получилось, поскольку двигатели (кстати, установленные от Ту-160) принадлежали военному ведомству. И только в декабре 2014 года самолет был передан в безвозмездное пользование, а также поставлен на баланс города.

Для реализации проекта по установке Ту-144 в качестве памятника, в апреле 2015 года была создана общественная организация Благотворительный фонд «Легенды Авиации». Также сотрудники Научно-инженерной компании «НИК» принимали активное участие в подготовительных, восстановительных и инженерных работах, связанных с установкой самолета на постамент.

Позднее была проведена оценка масштаба внутренних и наружных работ на самолете, а также порядок их проведения. На первом этапе основные мероприятия включали демонтаж измерительной аппаратуры, установленной в салоне летающей лаборатории, очистку аэродинамических поверхностей от проводов и измерительных устройств, не входящих в первоначальный облик воздушного судна. Также инженеры оценили возможности отстыковки консолей крыла для транспортировки.

В мае 2015 года начались работы в салоне самолета, в частности, были демонтированы стойки с аппаратурой. Все провода разъединялись строго по разъемам — без кусачек. Кроме того, были отмечены стойки, которые решили оставить на борту в качестве экспонатов. Была составлена ведомость по кабине пилотов и салону, определены недостающие приборы и оборудование для дальнейшего восстановления.

Летом авиареставраторы из Монино подключились к работе вместе с сотрудниками компании «НИК», и начались работы по очистке поверхности самолета от измерительных устройств и проводов. Также была проведена очистка открытых панелей, скрывающих болты крепления отъемной части крыла, и оценка возможности разбора.

Осенью 2015 года были сняты панели нижней поверхности крыла, скрывающие крепежные болты отъемной части, для проведения их анализа. Также была проверена внутренняя конструкция мотогондол и планера самолета.

Борт проехал первые 5 метров в октябре 2015 года. Кстати, с первого раза не получилось, поскольку воздушное судно из-за собственного веса оказалось в небольших ямах.

22 октября 2015 года были проверены гидравлические подъемники, которые изготавливались специально для Ту-144. Самолет был поднят, а специалисты провели анализ стоек шасси.

Дальнейшую работу инженеры продолжили только год спустя. Началась подготовка консолей крыла к отстыковке. Все крепежные элементы были очищены, а болты пронумерованы, в последствии откручены. Также был подготовлен специальный щит, на который помещались болты согласно нумерации. Несколько крепежных элементов оставили на местах для фиксации крыла до момента транспортировки.

Для разработки архитектурной концепции будущего памятника Благотворительный фонд «Легенды авиации» провел конкурс среди нескольких проектных организаций. Также были проведены геодезические и геологические работы на участке, определенном под установку борта. Инженерами компании «НИК» была подготовлена конструкторская документация для производства металлических опор под шасси самолета.

Правда, для реализации настолько масштабного проекта одних энтузиастов и любителей авиации оказалось мало. Работы временно приостановились из-за возникших административных трудностей. И только в июне 2019 года смогли продолжиться, когда начались работы по заливке фундамента. Параллельно с этим, Ту-144 был покрашен в цвета Аэрофлота. Самолету вернулась его первая ливрея.

17 июля 2019 года Ту-144ЛЛ с отстыкованными консолями крыла был вывезен с территории летно-исследовательского института имени Громова и перевезен к месту установки. Спустя 2 дня самолет был зафиксирован на гидравлических подъемниках.

21 июля 2019 года был успешно выполнен первый этап стыковки консолей крыла. Отъемные части были установлены на место и закреплены на основных болтах. После чего была проведена нивелировка самолета.

23 июля 2019 года начался второй этап установки отъемных частей крыла – герметизация стыков. Для этого все крепежные элементы были проверены, окончательно затянуты, а пространство вокруг них вычищено и высушено. Затем места установки крепежа начали заполнять специальным составом, исключающим попадание влаги.

После этого все места стыка были законсервированы специальными панелями. Работа заняла много времени, поскольку каждая консоль имеет 273 точки крепления по верхней части крыла. Параллельно, внутреннее пространство самолета было исследовано на предмет обнаружения застоев воды и создания дренажных отверстий.

25 июля 2019 года специалисты из Казани приступили к установке креплений для подъема самолета на постамент, также была проведена герметизация панелей и люков на верхней поверхности крыла. 28 июля 2019 года на место установки памятника доставили первую опору, на которую был установлен самолет.

Немного из истории самолета Ту-144ЛЛ б/н 77114

Самолет был построен на Воронежском авиационном заводе в 1981 году в модификации Ту-144Д с заводским номером 08-2. При регистрации самолету был присвоен бортовой номер СССР-77114. Впервые он поднялся в воздух 14 апреля 1981 года. После завершения заводских испытаний, самолет принимал участие в завершающей стадии государственных испытаний модификации Ту-144Д.

В июле 1983 на нем была установлена серия мировых рекордов. 13 июля при полете по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг был установлен мировой рекорд скорости 2031,5 км/ч, а 20 июля был установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км с грузом 30000 кг. Была получена средняя скорость полета 2012,2 км/ч и высота 18200 м. Полеты выполнялись на авиабазе «Кипелово» в Волгоградской области. При установлении рекордов самолет имел шифр «101».

С 1986 по 1988 год Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. 27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин, из которых 28 часов — на сверхзвуке.

В 1993 году самолет был выставлен на статической экспозиции авиасалона МАКС.

17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания сверхзвукового пассажирского самолета 2-го поколения». Ту-144Д был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ.

Вместо двигателей РД-36-51А были установлены НК-32-1, используемые на стратегических бомбардировщиках Ту-160. Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников. Было усилено крыло, доработана топливная, противопожарная и другие системы, кроме того, была изменена механизация крыла.

Торжественная выкатка Ту-144ЛЛ с бортовым номером RA-77114 прошла 17 марта 1996 года в городе Жуковский, а 29 ноября 1996 года самолет впервые поднялся в воздух.

Программа летных испытаний состояла из двух частей, во второй из которых самолет получил собственное имя «Москва». С 1996 по 1999 год Ту-144ЛЛ выполнил 27 полетов и налетал 57 ч 32 мин, из которых 12 ч 32 мин на сверхзвуке. В четырех полетах приняли участие летчики-испытатели США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета. 19 апреля 1999 года самолет выполнил заключительный полет в истории Ту-144.

На территории ЛИИ им. Громова сохранился ещё один Ту-144 бортовым номером 15, который будет показан на МАКС-2019. Судьба этого самолета столь же сложна и пока неопределенна. Об этом мы рассказывали в нашем материале в далеком 2006 году «Момент истины».

Справка:
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный в КБ «Туполева», производившийся в ВоронежеПервый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше сверхзвукового пассажирского Конкорда. Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров. Однако история самолета кончилась довольно быстро. Всего в СССР было построено 16 Ту-144. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса, из которых 55 - пассажирских.

Архивные фото предоставлены компанией «НИК» Юлия Кузьмина AEX.RU

https://www.aex.ru/docs/1/2019/8/11/2945/


comments powered by Disqus
Общество
3D-моделирование ювелирных украшений
ФОТО: sokolov.ru Для создания 3D-моделей будущих украшений используются специальные компьютерные программы. В них загружается рисунок, после чего начи...
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Индия заключила миллиардный контракт с Россией на передачу технологий для производство танка Т-90С
Фото: Виталий Кузьмин/vitalykuzmin.net Индия заключила миллиардный контракт с Россией на передачу технологий для производство танка Т-90С. Общая сумм...
МС-21 и Суперджет для стран Персидского залива
Фото - ТАСС/Сергей Савостьянов Выступая на авиасалоне в Дубае, генеральный директор российского государственного конгломерата холдинга Ростех. Чемезов...
Политика
Основной задачей очередных испытаний двигателя ТВ7-117СТ стала проверка работоспособности воздушного винта АВ112
В подмосковном Жуковском на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова завершился третий этап летных испытаний базовой силовой установки...
«Динамика» создала тренажер экипажа вертолета Ми-26 на динамической платформе
ФОТО: ЦНТУ «Динамика» В АО ЦНТУ «Динамика» впервые в России создан комплексный тренажер экипажа вертолета Ми-26 на динамической платформе. В настояще...
Руководитель турецкого оборонпрома - говорить о покупке российских истребителей пока "слишком рано"
Истребитель Су-35м© Марина Лысцева/ТАСС Турция внимательно изучает тактико-технические характеристики российских истребителей Су-35. Об этом заявил в ...
Президент Венесуэлы Николас Мадуро открыл тренажер самолета Су-30МК2
Президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро на авиабазе имени лейтенанта Луиса дель Валье Гарсии ВВС Венесуэлы в г. Барселоне открыл ...
Армия
Вокруг гиперзвуковой противокорабельной ракеты "Циркон" множатся легенды и домыслы
Фото: Ильдус Гилязутдинов / РИА Новости Не успела новинка российского ВПК - гиперзвуковая противокорабельная ракета "Циркон" (ПКР "Циркон") быть пр...
Истребитель шестого поколения: когда человек не нужен?
ФОТО: © РИА Новости / Алексей Дружинин Российский ударный беспилотный летательный аппарат "Охотник" © mil.ru В первую очередь поднимается вопрос о со...
The National Interest (США): в конце 2019 года резко увеличилось количество российских подлодок в Атлантике
ФОТО: © РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов В конце 2019 года Россия резко увеличила число подводных лодок, действующих в Атлантическом океане, из-за чег...
МО РФ получило очередные фронтовые бомбардировщики Су-34
Су-34 © Марина Лысцева/ТАСС Минобороны РФ получило очередные два фронтовых бомбардировщика Су-34, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на информированны...
Спорт
Более 160 спортсменов примут участие в Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам в Чечне
Более 160 спортсменов из 13 регионов подали заявки на участие в первом на Северном Кавказе Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам парашютного сп...
В День морской пехоты в Санкт-Петербурге состоится боксерский турнир на Кубок «Звезда морского пехотинца»
27 ноября, в День морской пехоты, Главным командованием Военно-Морского Флота совместно с Евразийской федерацией профессионального бокса и ветеранами ...
Волгоградский дзюдоист завоевал золотую медаль II Европейских игр
Волгоградец Арман Адамян стал чемпионом Европы, выиграв «золото» на чемпионате континента по дзюдо, который в рамках II Европейских игр состоялся в Бе...
Волгоградские спортсмены — лидеры межрегионального турнира для людей с ограниченными возможностями здоровья
Более 80 участников из Волгоградской и Воронежской областей вышли на старт межрегиональной спартакиады «Вперед к рекордам!». Спортивный праздник таког...


Промышленность
Основной задачей очередных испытаний двигателя ТВ7-117СТ стала проверка работоспособности воздушного винта АВ112
В подмосковном Жуковском на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова завершился третий этап летных испытаний базовой силовой установки...
«Динамика» создала тренажер экипажа вертолета Ми-26 на динамической платформе
ФОТО: ЦНТУ «Динамика» В АО ЦНТУ «Динамика» впервые в России создан комплексный тренажер экипажа вертолета Ми-26 на динамической платформе. В настояще...
Rotorcraft Nordic AB намерена приобрести 10 вертолетов VRT500
Соглашение с Rotorcraft Nordic AB отражает намерения компании по приобретению десяти вертолетов VRT500 в базовой конфигурации в 2023 году. Опционное о...
Ростех займется производством композитов для серийных Су-57
Ростех приступает к выпуску деталей и агрегатов из полимерных композиционных материалов для серийного производства истребителя пятого поколения Су-57....
Экономика
«Иркут» завершил диагностику систем 4-го опытного МС-21-300 - видео
Фото: корпорация "Иркут" На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» завершена диагностика систем четвёртого опытного самолёта М...
Шесть единиц Ан-24 переданы авиакомпанией «Якутия» в авиакомпанию «Полярные авиалинии»
Увеличение флота позволило расширить географию полетов авиаперевозчика и охватить регулярными рейсами 26 районов республики. Все новые маршрутные напр...
С прицелом на отечественное - ГСС разработают новый Superjet
ФОТО: © РИА Новости / Владимир Астапкович Самолет SSJ-New с увеличенной долей российских комплектующих может быть создан к 2024 г., сообщила "Технодин...
Проведена предварительная установка оборудования кабины экипажа и системы управления Ил-114-300
На первом опытном образце регионального турбовинтового Ил-114-300, строящегося на авиазаводе РСК "МиГ" в подмосковных Луховицах, специалисты ПАО «Ил» ...
Транспорт
Казахстанская компания начала возить грузы на самолете Ил-18, ранее это был Ил-20 ВС Украины
ФОТО: http://www.ato.ru Новая казахстанская компания IrMa Air Service, которая оказывает услуги в области грузовых авиаперевозок, в середине июля на...
100 млрд рублей за счет выпуска облигаций на создание МС-21 и развитие санавиации
Самолет МС-21 Марина Лысцева/ТАСС "Ростех" планирует привлечь до 100 млрд руб. за счет выпуска облигаций. Средства будут направлены на финансирование ...
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
Сельское хозяйство
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Серийное производство самолетов на замену Ан-2 наметили на 2023 год
Ан-2 Фото: РИА Новости/Алексей Куденко Серийное производство легкого многоцелевого самолета (ЛМС) для местных воздушных линий, который придет на замен...
Депутат Госдумы: России должно быть стыдно покупать «китайские копии» АН-2
Ан-2 на лыжном шасси, 2009 ФОТО: Sergey Ryabtsev В Госдуме вызвало недоумение, стыд и обиду намерение России закупить у Китая шесть копий советског...
«Кукурузник» прикрыли фанерой: в Бурятии по адресу компании, ответственной за новый самолет, нашли другой завод
Фанерный завод вместо компании, ответственной за разработку и производство нового отечественного легкого многоцелевого самолета, обнаружили региональн...