На что способен российский реактивный самолёт-амфибия Бе-200

04.10.2018  |  17:45
4
На что способен российский реактивный самолёт-амфибия Бе-200

20 лет назад состоялся первый полёт самолёта-амфибии Бе-200 «Альтаир». Машина способна взлетать как с воды, так и с аэродромной полосы. Детище Таганрогского авиационного завода является единственным в мире реактивным самолётом в своём классе, который выпускается серийно. «Альтаир» оказался незаменимым помощником при тушении лесных пожаров и проведении спасательных операций. На его счету 24 мировых рекорда. В ближайшие годы Бе-200 пополнит авиапарк МЧС, Минобороны, а также компаний из США и Чили. Эксперты уверены, что спрос на эту машину продолжит расти. В чём секрет популярности российской амфибии, выяснял RT.

24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского авиационного завода в воздух впервые поднялся многоцелевой реактивный самолёт-амфибия Бе-200 «Альтаир». Машину пилотировали лётчики-испытатели Константин Бабич и Владимир Дубенской. Полёт продолжался 27 минут.

17 октября 1998 года прошла официальная презентация Бе-200. В 1999-м начались испытательные полёты на воде. В этом же году «Альтаир» стал участником международного авиакосмического салона МАКС и был представлен Сергею Шойгу, занимавшему в то время пост главы МЧС. Министр высоко оценил характеристики амфибии и принял решение о создании на базе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (ТАНТК) Центра подготовки специалистов гидроавиации.

  • Бе-200 на аэродроме 
  • © Игорь Онучин / РИА Новости

В 2000-е годы Бе-200 проходил процедуру испытаний. Главным образом руководство Таганрогского авиазавода рассчитывало на контракты с МЧС. В 2001-м машина получила сертификат, позволяющий использовать её для тушения лесных пожаров. С тех пор Министерство по чрезвычайным ситуациям остаётся основным эксплуатантом «Альтаира».

Вне конкуренции

 

В основу Бе-200 легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Как утверждает разработчик, важнейшая особенность Бе-200 заключается в «исключительной эксплуатационной гибкости». «Альтаир» может приземляться и взлетать с любых аэродромов класса B (длина взлётно-посадочной полосы не менее 2,6 км. — RT) либо водоёмов при волнении до 1,2 м (3 балла).

Качества амфибии позволяют машине эффективнее классических собратьев выполнять широкий спектр задач — тушение лесных пожаров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, транспортировка грузов и людей.

Также по теме
Российский самолёт-амфибия БЕ-200 ЧС «У нас нет конкурентов»: на что способны российские самолёты-амфибии
В России будет возрождён проект самого крупного в мире самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Об этом рассказал RT генеральный...

Размах крыла Бе-200 — 32,78 м, длина самолёта — 32,05 м, высота — 8,9 м, максимальная взлётная масса — 37,2 т (в режиме глиссирования — 43 т). Максимальная крейсерская скорость «Альтаира» не превышает 710 км/ч, практический потолок — 11 км. Машиной управляют два пилота. В салоне в зависимости модификации и компоновки могут разместиться от 43 до 72 человек.

На международной выставке «Гидроавиасалон-2000» экипаж Бе-200 под командованием Бабича установил 24 мировых рекорда в классах С-2 (гидросамолёты) и С-3 (самолёты-амфибии) по набору высоты без груза и с коммерческой нагрузкой.

В противопожарной модификации «Альтаир» способен за 15 секунд зачерпывать 12 тонн воды (как минимум в два раза больше конкурентов), а за одну дозаправку сбрасывать до 240 тонн. При необходимости самолёт заправляется водой на аэродроме (9 тонн за 15 минут). Баки для воды оснащены восемью секциями, которые пилот может открывать поочерёдно либо все сразу.

«Исключительная манёвренность, отличная зона обзора из кабины лётчиков, высокая тяговооружённость самолёта и современное оборудование, установленное на борту, позволяют лётчику точно выполнять сбросы воды и обеспечивают эффективное пожаротушение», — отмечается в материалах ТАНТК на «Гидроавиасалоне-2018».

На Таганрогском авиазаводе уверены, что за минувшие 20 лет у «Альтаира» не появилось достойных отечественных и зарубежных конкурентов. Бе-200 по-прежнему остаётся единственным реактивным самолётом в классе амфибий, который выпускается серийно.

«Очень высокий экспортный потенциал»

 

На протяжении 20 лет на Бе-200 устанавливался украинский турбореактивный двухконтурный двигатель Д-436ТП разработки АО «Мотор-Сич». В предыдущие годы зарубежным партнёрам предлагались самолёты с мотором Rolls-Royce BR715. С 2019 года заказчик может выбрать машину с Д-436ТП и российско-французским SаM146 (собирается в Рыбинске на ПАО «ОДК-Сатурн»). 

Помимо этого ТАНТК ведёт разработку неамфибийной (сухопутной) версии Бе-200 с увеличенной дальностью полёта (более 3,6 тыс. км). Она отличается усиленным шасси, дополнительными балочными держателями и топливными баками. Данная модификация предназначена для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах класса B. 

Также по теме
Авиационный двигатель семейства Д-436Реактивный ответ: как Россия нашла замену украинским авиационным двигателям
Украинские двигатели Д-436 больше не будут поднимать в небо российские самолёты-амфибии Бе-200. Вместо них отечественные борты...

Как сообщил ранее RT генеральный конструктор ТАНТК Юрий Грудинин, предприятие успешно поставляет амфибии для нужд МЧС. В 2019 году первый из трёх Бе-200 в поисково-спасательной комплектации должно получить Минобороны РФ. 

Также Таганрогский авиазавод ведёт переговоры с рядом зарубежных государств. На «Гидроавиасалоне-2018» ТАНТК заключил контракт на поставку четырёх машин с двигателями SaM146 американской компании Seaplane Global Air Service и пяти «Альтаиров» неназванной компании из Чили.

В ближайшие месяцы, как ожидает Грудинин, предприятие получит контракт на поставку четырёх самолётов в Китай. В перспективе заказчиками ТАНТК могут стать Индонезия, Таиланд и Австралия. До сегодняшнего дня единственным зарубежным эксплуатантом Бе-200 было МЧС Азербайджана.

В беседе с RT исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что в 2000-е годы детище ТАНТК активно демонстрировалось на международных выставках и применялось для тушения пожаров в Европе. Однако продвижению машины на мировом рынке помешал ряд обстоятельств.

«Во-первых, требовалось время на получение сертификатов, открывавших дорогу на рынки зарубежных стран. Во-вторых, достаточно непросто происходил процесс переноса производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Потребовалось несколько лет на то, чтобы подготовить производственную площадку и наладить кооперацию. Нынешние мощности, если верить Грудинину, позволяют выпускать до восьми машин в год», — рассказал Пантелеев.

  • Сборочный цех самолётов-амфибий Бе-200 ЧС на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева 
  • © Александр Поготов / РИА Новости

В 2010 году Бе-200 получил сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), а в последующие годы — несколько других разрешительных документов. На текущий момент, как полагает эксперт, «Альтаир» не имеет каких-либо существенных формальных ограничений на экспорт.

По словам Пантелеева, ни один самолёт-амфибия не может составить достойную конкуренцию Бе-200. Главный соперник «Альтаира» — турбовинтовая двухмоторная машина Canadair CL-415 (Bombardier 415) уступает «Альтаиру» по многим показателям. К тому же производство канадских машин ранее было приостановлено.

«Bombardier 415 не выпускается, японская амфибия ShinMaywa слишком дорогая, а китайский самолёт AG600 испытывает серьёзные технические трудности. Поэтому у Бе-200 очень высокий экспортный потенциал, который, будем надеяться, обязательно реализуется. Сегодня для этой машины нет преград. Она имеет все шансы достичь успеха на рынках западных и азиатских стран», — резюмировал Пантелеев.


comments powered by Disqus
Общество
Многодетные семьи получат льготы по налогам на имущество
Многодетные семьи в России предлагают освободить от уплаты налога на имущество физических лиц. Такой законопроектвнесла в Госдуму группа депутатов. Ес...
Социальные пенсии в 2019 году могут увеличиться на 4 процента
Более чем на 4 процента с 1 апреля 2019 года могут вырасти социальные пенсии. Об этом "Российской газете" рассказал председатель комитета по социально...
Этот день в авиации. 11 октября
1902 - (28 сентября ст.ст.) 1902 года родился Владимир Мясищев, авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков М4, 3М. Этот день в авиации. 11...
Систему расчета пенсий изменят в 2025 году
Изменить систему расчета пенсий россиян планируется с 2025 года. Об этом сегодня журналистам заявила вице-премьер правительства России Татьяна Голиков...
Политика
В качестве силовой установки Ил-276 получит двигатель ПД-14
С конца 2017 года ОАК ведёт работы в рамках контракта по разработке среднего военно-транспортного самолёта (СВТС) Ил-276. Такой самолёт очень востребо...
Наибольшее беспокойство в сфере ЖКХ у россиян вызывают плохое состояние домов и качество оказываемых услуг
Наибольшее количество обращений касается качества жилья и жилищной инфраструктуры, сообщила зампред общественного совета при Минстрое РФ Светлана Разв...
Кудрин и Ко хотят переложить долги за ЖКХ на добросовестных плательщиков
Центр стратегических разработок (ЦСР), по-прежнему возглавляемый господином Кудриным, подготовил предложения, как повысить эффективность и инвестицион...
ПД-14 получил сертификат типа
Новый российский авиационный двигатель ПД-14 получил Сертификат типа. Документ был подписан руководителем Федерального агентства воздушного транспорта...
Армия
Китай продолжает начавшееся с пиратского копирования развитие семейства Су-27
Глава отдела развития техники Центрального военного совета КНР Ли Шанфу удостоился чести стать первым чиновником в мире, на которого США наложили санк...
Система "Авангард" поступит на вооружение армии России в ближайшее время
Гиперзвуковая система "Авангард", которая так будоражила умы западных экспертов, и в то же время вызвала столько скепсиса, окончательно переходит из о...
Российское военное ведомство в 2018 году получит 3 новых Ан-148
17 октября поднялся в небо новый самолёт Ан-148, бортовой номер RA-61735, серийный номер 44-02, предназначенный для Министерства обороны России. Об эт...
8 общевойсковая армия отрабатывает форсирование реки на полигоне Прудбой в Волгоградской области.
Тяжелая техника форсирует реку и вплавь, и по мосту, наведенному военными инженерами. По легенде учений, построить переправу мешает условный противник...
Спорт
Юные футболистки Волгоградской области завоевали «бронзу» всероссийского турнира
Команда из Камышина получила бронзовые медали всероссийского турнира по мини-футболу «Лига чемпионок» среди девочек 2003-2005 годов рождения. Соревнов...
Гостей матча "Тунис"- "Англия" в аэропорту Волгограда провожали джазом и казачьими песнями
«Комбо-джаз-бенд» и казачий ансамбль «Браты» стали финальным аккордом первого футбольного матча в Волгограде. Концерт для болельщиков в волгоградском ...
Британская яхта «Sharlyn» пришвартовалась в Волгограде на время ЧМ по футболу
Капитана Грэма Кентслей с Волгоградом связывают давние тесные отношения в сфере бизнеса и культуры. Британский бизнесмен является членом попечительско...
В Волгограде в дни матчей у правого берега Волги будет запрещено судоходство возле "Волгоград Арены"
В акваториях восьми из 11 российских городов, принимающих матчи ЧМ-2018, введут запрет на судоходство: в Волгограде, Казани, Калининграде, Москве, Ниж...


Промышленность
В качестве силовой установки Ил-276 получит двигатель ПД-14
С конца 2017 года ОАК ведёт работы в рамках контракта по разработке среднего военно-транспортного самолёта (СВТС) Ил-276. Такой самолёт очень востребо...
ПД-14 получил сертификат типа
Новый российский авиационный двигатель ПД-14 получил Сертификат типа. Документ был подписан руководителем Федерального агентства воздушного транспорта...
В ЦИАМ назвали сроки создания поршневых двигателей для БПЛА и малой авиации
Отечественные поршневые двигатели для беспилотников и самолетов малой авиации появятся в России через два — три года, сообщил в интервью РИА Новости г...
ЦАГИ работает над акустическим комфортом перспективного самолета SSJ75
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского приступили к разработке предварительных рекомендаций по обеспече...
Экономика
Две трети россиян планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию
68 процентов, планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию. И уже разрабатывают планы по увеличению своих доходов на этот п...
Военные пенсии с 2012 года выросли почти на 40%, сообщили в Минобороны
Военные пенсии с 2012 года выросли почти на 40%, заявила заместитель министра обороны России Татьяна Шевцова. "С 2012 года военные пенсии увеличены на...
Транспорт
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
22 автомобиля скорой медицинской помощи получит Волгоградская область в текущем году за счет средств федерального бюджета
Как пояснили в комитете здравоохранения Волгоградской области, поступление новых скорых — результат системной, планомерной работы по укреплению матери...
Сельское хозяйство
Волгоградская ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств признана лучшей в стране
15 – 16 мая в Москве проходил XXIX съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), который объ...
В Волгоградской области посеяно свыше 570 тысяч гектаров яровых
Порядка двух миллионов гектаров на сегодняшний день занимают засеянные площади в Волгоградской области: более 1,4 миллиона гектаров приходятся на озим...
В Волгоградской области приступили к севу яровых
Во всех муниципальных районах региона начались сезонные полевые работы, в двадцати из их уже приступили к севу яровых культур. Как пояснили в комит...