На что способен российский реактивный самолёт-амфибия Бе-200

04.10.2018  |  17:45
4
На что способен российский реактивный самолёт-амфибия Бе-200

20 лет назад состоялся первый полёт самолёта-амфибии Бе-200 «Альтаир». Машина способна взлетать как с воды, так и с аэродромной полосы. Детище Таганрогского авиационного завода является единственным в мире реактивным самолётом в своём классе, который выпускается серийно. «Альтаир» оказался незаменимым помощником при тушении лесных пожаров и проведении спасательных операций. На его счету 24 мировых рекорда. В ближайшие годы Бе-200 пополнит авиапарк МЧС, Минобороны, а также компаний из США и Чили. Эксперты уверены, что спрос на эту машину продолжит расти. В чём секрет популярности российской амфибии, выяснял RT.

24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского авиационного завода в воздух впервые поднялся многоцелевой реактивный самолёт-амфибия Бе-200 «Альтаир». Машину пилотировали лётчики-испытатели Константин Бабич и Владимир Дубенской. Полёт продолжался 27 минут.

17 октября 1998 года прошла официальная презентация Бе-200. В 1999-м начались испытательные полёты на воде. В этом же году «Альтаир» стал участником международного авиакосмического салона МАКС и был представлен Сергею Шойгу, занимавшему в то время пост главы МЧС. Министр высоко оценил характеристики амфибии и принял решение о создании на базе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (ТАНТК) Центра подготовки специалистов гидроавиации.

  • Бе-200 на аэродроме 
  • © Игорь Онучин / РИА Новости

В 2000-е годы Бе-200 проходил процедуру испытаний. Главным образом руководство Таганрогского авиазавода рассчитывало на контракты с МЧС. В 2001-м машина получила сертификат, позволяющий использовать её для тушения лесных пожаров. С тех пор Министерство по чрезвычайным ситуациям остаётся основным эксплуатантом «Альтаира».

Вне конкуренции

 

В основу Бе-200 легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Как утверждает разработчик, важнейшая особенность Бе-200 заключается в «исключительной эксплуатационной гибкости». «Альтаир» может приземляться и взлетать с любых аэродромов класса B (длина взлётно-посадочной полосы не менее 2,6 км. — RT) либо водоёмов при волнении до 1,2 м (3 балла).

Качества амфибии позволяют машине эффективнее классических собратьев выполнять широкий спектр задач — тушение лесных пожаров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, транспортировка грузов и людей.

Также по теме
Российский самолёт-амфибия БЕ-200 ЧС «У нас нет конкурентов»: на что способны российские самолёты-амфибии
В России будет возрождён проект самого крупного в мире самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос» (Бе-42). Об этом рассказал RT генеральный...

Размах крыла Бе-200 — 32,78 м, длина самолёта — 32,05 м, высота — 8,9 м, максимальная взлётная масса — 37,2 т (в режиме глиссирования — 43 т). Максимальная крейсерская скорость «Альтаира» не превышает 710 км/ч, практический потолок — 11 км. Машиной управляют два пилота. В салоне в зависимости модификации и компоновки могут разместиться от 43 до 72 человек.

На международной выставке «Гидроавиасалон-2000» экипаж Бе-200 под командованием Бабича установил 24 мировых рекорда в классах С-2 (гидросамолёты) и С-3 (самолёты-амфибии) по набору высоты без груза и с коммерческой нагрузкой.

В противопожарной модификации «Альтаир» способен за 15 секунд зачерпывать 12 тонн воды (как минимум в два раза больше конкурентов), а за одну дозаправку сбрасывать до 240 тонн. При необходимости самолёт заправляется водой на аэродроме (9 тонн за 15 минут). Баки для воды оснащены восемью секциями, которые пилот может открывать поочерёдно либо все сразу.

«Исключительная манёвренность, отличная зона обзора из кабины лётчиков, высокая тяговооружённость самолёта и современное оборудование, установленное на борту, позволяют лётчику точно выполнять сбросы воды и обеспечивают эффективное пожаротушение», — отмечается в материалах ТАНТК на «Гидроавиасалоне-2018».

На Таганрогском авиазаводе уверены, что за минувшие 20 лет у «Альтаира» не появилось достойных отечественных и зарубежных конкурентов. Бе-200 по-прежнему остаётся единственным реактивным самолётом в классе амфибий, который выпускается серийно.

«Очень высокий экспортный потенциал»

 

На протяжении 20 лет на Бе-200 устанавливался украинский турбореактивный двухконтурный двигатель Д-436ТП разработки АО «Мотор-Сич». В предыдущие годы зарубежным партнёрам предлагались самолёты с мотором Rolls-Royce BR715. С 2019 года заказчик может выбрать машину с Д-436ТП и российско-французским SаM146 (собирается в Рыбинске на ПАО «ОДК-Сатурн»). 

Помимо этого ТАНТК ведёт разработку неамфибийной (сухопутной) версии Бе-200 с увеличенной дальностью полёта (более 3,6 тыс. км). Она отличается усиленным шасси, дополнительными балочными держателями и топливными баками. Данная модификация предназначена для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах класса B. 

Также по теме
Авиационный двигатель семейства Д-436Реактивный ответ: как Россия нашла замену украинским авиационным двигателям
Украинские двигатели Д-436 больше не будут поднимать в небо российские самолёты-амфибии Бе-200. Вместо них отечественные борты...

Как сообщил ранее RT генеральный конструктор ТАНТК Юрий Грудинин, предприятие успешно поставляет амфибии для нужд МЧС. В 2019 году первый из трёх Бе-200 в поисково-спасательной комплектации должно получить Минобороны РФ. 

Также Таганрогский авиазавод ведёт переговоры с рядом зарубежных государств. На «Гидроавиасалоне-2018» ТАНТК заключил контракт на поставку четырёх машин с двигателями SaM146 американской компании Seaplane Global Air Service и пяти «Альтаиров» неназванной компании из Чили.

В ближайшие месяцы, как ожидает Грудинин, предприятие получит контракт на поставку четырёх самолётов в Китай. В перспективе заказчиками ТАНТК могут стать Индонезия, Таиланд и Австралия. До сегодняшнего дня единственным зарубежным эксплуатантом Бе-200 было МЧС Азербайджана.

В беседе с RT исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что в 2000-е годы детище ТАНТК активно демонстрировалось на международных выставках и применялось для тушения пожаров в Европе. Однако продвижению машины на мировом рынке помешал ряд обстоятельств.

«Во-первых, требовалось время на получение сертификатов, открывавших дорогу на рынки зарубежных стран. Во-вторых, достаточно непросто происходил процесс переноса производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Потребовалось несколько лет на то, чтобы подготовить производственную площадку и наладить кооперацию. Нынешние мощности, если верить Грудинину, позволяют выпускать до восьми машин в год», — рассказал Пантелеев.

  • Сборочный цех самолётов-амфибий Бе-200 ЧС на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева 
  • © Александр Поготов / РИА Новости

В 2010 году Бе-200 получил сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), а в последующие годы — несколько других разрешительных документов. На текущий момент, как полагает эксперт, «Альтаир» не имеет каких-либо существенных формальных ограничений на экспорт.

По словам Пантелеева, ни один самолёт-амфибия не может составить достойную конкуренцию Бе-200. Главный соперник «Альтаира» — турбовинтовая двухмоторная машина Canadair CL-415 (Bombardier 415) уступает «Альтаиру» по многим показателям. К тому же производство канадских машин ранее было приостановлено.

«Bombardier 415 не выпускается, японская амфибия ShinMaywa слишком дорогая, а китайский самолёт AG600 испытывает серьёзные технические трудности. Поэтому у Бе-200 очень высокий экспортный потенциал, который, будем надеяться, обязательно реализуется. Сегодня для этой машины нет преград. Она имеет все шансы достичь успеха на рынках западных и азиатских стран», — резюмировал Пантелеев.


comments powered by Disqus
Общество
В ПФР рассказали о повышении пенсий
С 1 января пенсии неработающих пенсионеров повысятся на 7,05 процента, или в среднем на одну тысячу рублей. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда Ро...
Как зависит размер "сельской" надбавки от группы инвалидности пенсионера
Повышенная на 25 процентов фиксированная выплата к страховой пенсии будет предоставляться жителям сельской местности при соблюдении двух условий: если...
Вертолёты морской авиации ТОФ впервые выполнили взлёты и посадки на палубу новейшего корвета «Громкий»
В Японском море продолжаются заводские ходовые и государственные испытания новейшего корвета «Громкий», который до конца года войдёт в состав сил Тихо...
Без новогоднего стола не останутся: январские пенсии придут в декабре
Пенсионный фонд России заявил, что январские пенсионные выплаты пенсионеры получат в декабре. Изменить график выплаты пенсий решили в связи с новогодн...
Политика
Какие выгоды принесет проект "Умный город" жителям?
Станет ли удобнее транспорт, уменьшатся ли платежи за коммунальные ресурсы? Придется ли менять уже установленные в городах решения, которые считались ...
На 3,4 процента планируется повысить в новом году выплаты, компенсации и пособия ряду категорий льготников
Проект постановления об этом подготовлен минтрудом и размещен на портале нормативных правовых актов. Речь идет об увеличении с 1 февраля 2019 года вып...
За незаконную перепланировку подвалов введут штрафы
За незаконную перепланировку подвалов и нежилых помещений на первых этажах домов группа депутатов во главе с зампредом комитета по жилищной политике и...
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Армия
В России создали первый ударный беспилотник-перехватчик "Карнивора"
Первый малый ударный беспилотник "Карнивора", способный перехватывать другие дроны и применять фугасные бомбы, создан в России и проходит летные испыт...
«МиГ» готов полностью заменить весь парк самолётов МиГ-29 на новые МиГ-35
В ближайшее время в рамках выполнения государственного контракта, подписанного на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», Минобороны пол...
Business Insider: Россия заявляет, что ее истребитель-невидимка Су-57 будет вооружен смертоносными гиперзвуковыми ракетами, которые могут преодолеть ПВО США
Российский истребитель-невидимка Су-57 будет вооружен гиперзвуковыми ракетами, сообщило российское государственное агентство ТАСС. «В соответствии ...
Первый "Каракурт" с "Калибрами" передадут флоту
Фото: Александр Гальперин/РИА Новости Головной малый ракетный корабль (МРК) "Ураган" передадут ВМФ России 12 декабря. Церемония поднятия Андреевского ...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...
Юные футболистки Волгоградской области завоевали «бронзу» всероссийского турнира
Команда из Камышина получила бронзовые медали всероссийского турнира по мини-футболу «Лига чемпионок» среди девочек 2003-2005 годов рождения. Соревнов...
Гостей матча "Тунис"- "Англия" в аэропорту Волгограда провожали джазом и казачьими песнями
«Комбо-джаз-бенд» и казачий ансамбль «Браты» стали финальным аккордом первого футбольного матча в Волгограде. Концерт для болельщиков в волгоградском ...


Промышленность
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Уралвагонзавод поставил аэропорту Домодедово тягач на базе танка для эвакуации самолетов
Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех поставил аэропорту Домодедово бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1), созданную на базе танка Т-72. ...
Технопарк в Улан-Удэ займется производством комплектующих для МС-21 из Иркутска
Промышленный технопарк в Улан-Удэ будет производить дюймовые трубопроводы для самолета МС-21 из Иркутска. Минпромторг России окажет поддержку проекту ...
СибНИА испытал в полете Як-40 с композитным крылом
Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (ФГУП "СибНИА"; входит во ФГБУ "НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского") провел но...
Экономика
В Новосибирске новую разработку самолёта испытывают в аэродинамической трубе
Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина сегодня разрабатывают модернизированную версию 19-местного самолета...
1 декабря - 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)
Основателем ЦАГИ являлся профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его те...
Возобновивший работу Камышинский крановый завод освоил выпуск новой продукции
25-тонный автокран на вездеходном шасси впервые произведен на Камышинском крановом заводе. Предприятие, пережившее серьезный кризис, в этом году не пр...
Две трети россиян планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию
68 процентов, планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию. И уже разрабатывают планы по увеличению своих доходов на этот п...
Транспорт
Почему Ил-112В получился перетяжелённым
27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-1...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...