МиГ-41: Истребитель гиперзвуковых ракет и спутников

14.01.2019  |  13:40
9
МиГ-41: Истребитель гиперзвуковых ракет и спутников

Русские разработчики авиатехники возобновили разговоры о скором появлении нового истребителя, способного бороться с гиперзвуковыми ракетами и космическими спутниками

Понятие «гиперзвук», казалось бы, чисто физическое, приобрело в последнее время дополнительное значение. На сленге военных и военных конструкторов так для простоты стали обозначать имеющиеся, разрабатываемые и перспективные виды оружия, способные развивать скорость выше 5 скоростей звука. Это нижняя граница скорости, выбранная специалистами для формального отличия летательных аппаратов, которые могут превысить этот барьер, от тех, которые передвигаются медленнее.

МиГ-41 – зачем это?

Достаточно регулярно в прессу запускаются намёки, будто уже в скором времени разработчики будут готовы представить новейший истребитель МиГ-41. При том, что, похоже, намеренно затемняется вопрос о том, что именно и как именно собираются представлять эту машину – в виде набора восторженных определений, в виде концепта, в виде модели на выставке или вовсе для испытаний (звучали и такие речи), - никаких более или менее похожих на реальность характеристик самолёта не приводится.

Лишь одно говорилось с определённостью: аппарат будет готов сбивать «стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты и спутники». Иногда добавлялось, что и гиперзвуковые ракеты – тоже. И что скорость истребителя составит не менее 4 звуковых – или 4 числа Маха, как говорят специалисты.

Так что внешним, не посвящённым в секреты наблюдателям оставалось только пожать плечами: по сути, ничего реального не известно, но по опыту можно заключить, что вброс такой информации сделан неспроста. Похоже на явный отзвук обострения в конкурентной борьбе между конструкторами, вызванный, как нередко случается, каким-то высказыванием военных. Которое, в свою очередь, рождается тяжёлой проблемой выбора из-за неизбывной нехватки средств на разработку всего, чего военным хотелось бы…

Однако зафиксированы высказывания авторитетных людей – на уровне, например, вице-президента по инновациям Объединённой самолётостроительной корпорации Сергея Короткова. Он же - председатель совета директоров АО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ». Так вот, он обозначил, что МиГ-41 будет машиной нового поколения, призванной заменить тяжёлый истребитель-перехватчик МиГ-31.

Миг-31МиГ-31. Фото: www.globallookpress.com

А что такое у нас МиГ-31? Это сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия, который в модификации МиГ-31К является сегодня частью комплекса «Кинжал», носителем гиперзвуковой ракеты этого комплекса. Пометим себе это.

Второе – это сами характеристики самолёта. Максимальная достигнутая на нём высота составляет 37 650 метров. Эшелона в 25 км машина достигает вообще играючи. Дозвуковая практическая дальность с 4 ракетами – до 2400 км. Рекорд беспосадочного перелёта – около 8000 км с двумя дозаправками. Скорость - до 3000 км/ч. Таким образом, самолёт может наносить удары по противнику, не входя в его зону ПВО.

Третье – уже имеющиеся возможности машины. Генерально она предназначалась для отражения групповых атак крылатых ракет. Четыре МиГ-31 полностью перекрывают фронт в тысячу км. Но разрабатывались (а значит, осталась документация, даже если проект не был реализован) очень интересные модификации. Например, МиГ-31Д предназначался для работы в составе противоспутниковой системы 30П6 «Контакт», где должен был сбивать вражеские спутники своей трёхступенчатой ракетой. Модификация МиГ-31С имела возможности для запуска на орбиту высотой 200 км небольших (до 100 кг) коммерческих спутников с помощью своего ракеты-носителя «Микрон».

Модель МиГ-31И позволяла выводить на орбиту в 300 км спутники уже массой в 160 кг. Наконец, стоящий сегодня на вооружении МиГ-31БМ располагает ракетами «воздух-воздух» большой и средней дальности К-37М и К-77М и мог запускать ракеты 9М96 от ЗРК С-400. Цели он обнаруживает на дальности до 320 км, а сбивает их на 280 км. При этом ведётся сопровождение до 10 целей одновременно, а поражаться одновременно же могут до 6 целей.

Так что зачем МиГ-41, ясно уже из свойств, характеристик и возможностей его предтечи.

МиГ-41 – что это?

Так что теперь достаточно только экстраполировать эти возможности на то, что понимается у военных авиаторов под «новым поколением» относительно МиГ-31 с его характеристиками 4-го поколения.

МиГМиГ-31. Фото: www.globallookpress.com

Во-первых, это дежурное требование, чтобы самолёты 5-го поколения могли лететь на сверхзвуке без форсажа. Судя по тому, что рассказывал четыре года назад лётчик-испытатель Анатолий Квочур, эта цель уже перекрыта – по его словам, скорость МиГ-41 должна достигать 4,3 Маха. Можно ожидать, что по нынешним временам военные поставили перед конструкторами задачу добиться 5 Махов – формальной границы гиперзвука.

Во-вторых, столь же дежурное требование к невидимости. Самолёт должен обладать покрытием по технологии «стелс» – или что под этим может подразумеваться для требований гиперзвуковой скорости. Стало быть, можно ожидать массированного использования углепластика и всяческой керамики.

В-третьих, всякое оружие с внешних подвесок вон. Значит, своё вооружение МиГ-41 будет укрывать в корпусе. Ракета дальнего радиуса действия «воздух-воздух» Р-37 под это условие подходит, а вот под ракеты Х-15 или Х-47М2, которые называют в качестве составляющих комплекса «Кинжал», явно нужно что-то ещё делать. По сравнению с «базовым» МиГ-31, конечно. Но, скорее всего, для этого самолёта – раз уж конструкторы изначально заявляют о перспективах его борьбы со спутниками – уже где-то в недрах военно-промышленного комплекса разрабатывается новая ракета или, по меньшей мере, отдельная модификация ныне существующих. И, скорее всего, она будет гиперзвуковой – раз уж технологии освоены.

В-четвёртых, в машинах 5-го поколения предполагается высокая автоматизация. Вплоть до искусственного интеллекта и использования роботизированных систем. Это требование исходит из ограниченности человеческих возможностей: манёвры на предполагаемых скоростях – не говоря уже о гиперзвуке – требуют гигантских перегрузок. Буквально под пару десятков g. Это уже экстремум даже для подготовленного пилота. Значит, надо ожидать, что в течение ближайших 5-10 лет (а приход МиГ-41 на вооружение специалистами ожидается не раньше этих сроков) над «мозгами» будущего самолёта будут усиленно работать самые передовые научные коллективы России.

После интегрирования всех этих требований и ожиданий получается, в общем, вполне связная картина будущих возможностей и задач для МиГ-41.

Это, прежде всего – перехват создающихся и перспективных гиперзвуковых ракет и боеголовок вероятного противника. Таких, скажем, как Boeing X-51, которую американцы намереваются разогнать до 6 тысяч км/ч, то есть 5 Махов. С теми возможностями, которыми, как мы вычислили, должен обладать МГ-41, с гиперзвуковой же противоракетой, это не составит проблемы. Даже, пожалуй, с разрабатываемой на базе Р-37 ракетой большой дальности РВВ БД это уже не будет проблемой. Таким образом, МиГ-41 может стать гиперзвуковым убийцей гиперзвукового оружия супостата.

Второе - борьба со спутниками и баллистическими ракетами с помощью управляемых противоракет. Не исключено, что через десяток лет для этих же целей можно будет использовать и лазер – надо полагать, к тому времени удастся уменьшить объём и массу «Пересвета», как то планируют военные.

Третье – это борьба со стратегическими бомбардировщиками противника. Здесь никаких неожиданных задач не ожидается – у американцев на вооружении и через десять лет будут стоять вполне хорошо различаемые двухдиапазонными российскими РЛС B-1 и B-2. Для борьбы с истребителями типа F-16 и  F-35 МиГ-41, надо полагать, будет несколько вяловат в манёвренности (опять-таки исходим из МиГ-31 как базы), но для ссаживания с неба этих супостатов есть лучшая в мире система зенитно-ракетных комплексов России. Да и истребители Су-57, надо ожидать, уже уверенно встанут на вооружение.

А в целом, если всё пройдёт как надо, с приходом МиГ-41 русское небо должно оказаться окончательно заперто для всех возможных атак со стороны врага. Ибо эта машина станет итоговым элементом комплекса из наземных систем ПВО-ПРО, а также лёгкой и тяжёлой истребительной авиации России.

https://tsargrad.tv/articles/mig-41-istrebitel-giperzvukovyh-raket-i-sputnikov_177880


comments powered by Disqus
Общество
«Новое радио»: основные особенности
«Новое радио» – радиостанция, которая пользуется огромным спросом. Существует радио давно и с каждым годом становится все больше людей, которых привле...
Второй А-50 потерян...
Потеря одного самолета ДРЛО - непозволительная роскошь. А потеря двух самолетов такого класса… Все дело в том, что данные типы самолетов являются дейс...
Новости культура Воронеж
Воронежская область - гостеприимный край в самом сердце исторических русских земель с уникальным духовным прошлым и настоящим. Он подарил России замеч...
Гравер 34 Волгоград представляет
Гравер 34 Волгоград представляет: Хотите подарить близкому человеку то, что ему точно понравится? И не переживать, что подарок покажется бесполезны...
Политика
На МС-21 тестируется работа обновлённого ПО системы FADEC двигателя ПД-14
Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев» Опытный самолёт МС-21 б/н 73051 12 и 14 марта выполнял полёты на определение высотно-скоростных характеристик двиг...
Видео: Россия поднимают в небо новый Ил-114-300
В России после большого перерыва возобновились испытания пассажирского самолёта Ил-114-300, два вертолёта Ми-38-4 совершили рекордный перелёт из Казан...
Первые опытные полеты самолета «Ладога» пройдут в первой половине 2025 года
Об этом сообщает сайт «Авиация России». Ранее планировалось, что первый полет произойдет в конце текущего года. Однако к этому времени завод лишь заве...
Первый испытательный полет второго опытного образца Ил-114-300 запалнирован на март
В середине марта на аэродроме в Луховицах планируется осуществить первый испытательный полет второго опытного образца регионального самолета Ил-114-30...
Армия
В объединениях ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке отпраздновали Масленицу
Военнослужащие объединения ВВС и ПВО ВКС России на Дальнем Востоке опраздновали Масленицу. Ежегодно в объединении военнослужащие отмечают праздник про...
Министерство обороны России запустило программу восстановления сети военных аэродромов
В первую очередь реконструкция начнется в местах базирования авиатехники на западном стратегическом направлении — во вновь сформированных Московском и...
На вооружение ВКС РФ принят новый самолет РЛДНиУ А-50У
ФОТО: СКРИНШОТ TELEGRAM/FIGHTERBOMBER Две подряд трагедии сильно ударили по парку боеготовых А-50 в ВКС. Худшие варианты при такой тенденции уже оз...
"Враг заранее боится встречи натовских F-16 с нами": российские летчики рассказали о своей работе в зоне СВО
С летчиком-штурмовиком с позывным «Фермер» мы встретились на одном из аэродромов в зоне СВО. Су-25 (в армейской среде их называют «Грачами») - самолет...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
На МС-21 тестируется работа обновлённого ПО системы FADEC двигателя ПД-14
Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев» Опытный самолёт МС-21 б/н 73051 12 и 14 марта выполнял полёты на определение высотно-скоростных характеристик двиг...
Видео: Россия поднимают в небо новый Ил-114-300
В России после большого перерыва возобновились испытания пассажирского самолёта Ил-114-300, два вертолёта Ми-38-4 совершили рекордный перелёт из Казан...
Первые опытные полеты самолета «Ладога» пройдут в первой половине 2025 года
Об этом сообщает сайт «Авиация России». Ранее планировалось, что первый полет произойдет в конце текущего года. Однако к этому времени завод лишь заве...
Первый испытательный полет второго опытного образца Ил-114-300 запалнирован на март
В середине марта на аэродроме в Луховицах планируется осуществить первый испытательный полет второго опытного образца регионального самолета Ил-114-30...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...